Файл: Методические рекомендации по обучению детей на дому по учебным программам общеобразовательной школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 415

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Специфика учебного предмета «География» заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими , статистическими и другими. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ.

Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами. Фактически весь раздел программы «Планируемые результаты обучения» тесно связан с содержанием и характером программных практических работ. Практические работы по географии весьма разнообразны по содержанию, по используемым для их выполнения источникам географической информации, по уpoвню самостоятельности школьника, по форме фиксации результатов. Определяется это разнообразие прежде всего особенностями содержания изучаемого материала, используемыми источниками географической информации, уровнем предшествующей подготовки школьника.
Особенность изучения курса географии определяется необходимостью организации краеведческих наблюдений за погодой. Учитель географии должен научить обучающихся не только вести наблюдения за погодой , но и обрабатывать ихрезультаты: определять среднее значение показателей, строить графики, простейшиедиаграммы, составлять таблицы и схемы.

Особое значение учитель должен придавать изучению обучающимися географической карты и формированию у них элементов картографической грамотности. Основная часть умений формируемых при изучении начального курса географии – это умения читать карту, которые совершенствуются на
183
протяженииизучения всего школьного курса географии. Это обусловлено тем, что карта является незаменимым средством хранения и передачи географической информации и чтоинформационная емкость карты значительно больше информационной емкости печатного текста. Поэтому работа с картой должна иметь место на каждом уроке географии, это и определение географических координат, нахождение объектов на картепо их координатам, нанесение на контурную карту изучаемых объектов, показизучаемых объектов на карте учащимися при их ответах на вопросы учителя.

Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у обучающизся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё.

При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии . Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы.
Кроме этого, при проведении уроков используется разнообразный дидактический материал:


  • таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы,

  • объемные плакаты,

  • муляжи овощей, фруктов, грибов,

  • модели строения растений, природных объектов,

  • гербарии;

  • коллекции насекомых, полезных ископаемых;




  • скелеты животных.

Курс биологии основного среднего образования направлен на изучение разделов «Растений», «Животных», «Человека и его здоровья», «Общей биологии». Содержание и структура курса обеспечивают достижения базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от организменного уровня биосистем к над организменному и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.
Цели обучения:

  1. развитие первоначальных представлений об особенностях строения и жизнедеятельности органического мира;




  1. осознание многообразия органического мира как результата приспособленности к условиям среды;




  1. формирование представлений об основах эволюционной теории;


184

4) формирование экологического мышления, понимание взаимоотношений живых организмов между собой и со средой обитания;


  1. осознание роли растений, животных и человека в природе;

  2. осознание ценности знаний о своеобразии царств Растений, Животных, микроорганизмов в природе и жизни человека и в целом высокой значимости жизни;





  1. предоставление возможности ведения плодотворной практической деятельности;




  1. формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как основе её устойчивого развития;




  1. формирование основополагающих понятий о доклеточном строении живых организмов, уровнях организации живой природы и биологическом разнообразии её как основе устойчивого развития жизни на Земле;




  1. осознание учащимися многообразия живой природы как результата эволюции;




  1. формирование представлений об основах эволюции: Отделов, Классов, Семейств, видов живых организмов;




  1. формирование понятия «Систематика растений», «Систематика животных;




  1. знание о происхождении различных таксономических единиц: вид,

род и т.д;

  1. раскрытие роли отдельных Семейств культурных растений и домашних животных в жизни человека;




  1. участие учащихся в практической деятельности при изучении теоретического материала по отдельным Семействам, видам, сортам культурных растений и породам животных.


Задачи курса:

  1. развить у учащихся познавательный интерес к изучению органической природы;




  1. развить знания о живой природе, полученных в начальной школе, курсе природоведения и других естественных науках;




  1. создать условия для формирования основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении самостоятельных курсов: биологии, географии, химии, физики, то есть естественных наук;




  1. создать у учащихся представления о целостной естественной картине

мира;

  1. формировать у учащихся познавательного интереса к изучению закономерностей жизненных явлений;




  1. развить знания о живой природе, полученных при изучении естественных наук;




  1. формировать основополагающие понятия и опорные знания, необходимые при изучении самостоятельных курсов: биологии, географии,


химии, физики, то есть естественных наук;
185

  1. создать у учащихся представления о целостной естественной картине единства органического мира.



Объем учебной нагрузки по предмету «Биология» составляет:6 класс – 1 час в неделю, всего 34 часа в учебном году. В таблице 20 дано примерное календарно-тематическое планирование учебного предмета «Биология» для 6-класса.
Таблица 20. Примерный календарно-тематический план по учебному предмету «Биология» для 6-класса






Наименование темы

Кол.







часов




Введение. Раздел I. Общее знакомство с растениями

2

  1. Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых




растений. Семенные и споровые растения

2


31

Общая характеристика грибов. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы.

2




Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи




32

Лишайники, особенности их строения, питания, размножения. Многообразие







лишайников







Раздел Х. Природные сообщества

2

33

Понятие о природном сообществе растений (биоценозе - фитоценозе) как

2




биологической системе. Характеристики природного сообщества растений как







биосистемы




34

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.







Понятие о биогеоценозе. Понятие об экосистеме





Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения. Наглядность позволяет широко применять активные методы обучения, они могут служить опорой для создания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.
Изобразительные пособия отличаются очень большим разнообразием. К ним относятся объемные – муляжи и модели; рисованные - таблицы (рисованные и монтировочные), портреты ученых, дидактический раздаточный материал.
Муляжи – это пособия, которые точно копируют натуральные объекты. Фабрично изготовлены следующие муляжи «Набор плодов гибридных и полиплоидных растений с исходными формами», «Плодовые тела шляпочных грибов», «Фрукты и овощи» и др. Они показывают форму, размеры, окраску природных объектов. Их используют в тех случаях, когда нет возможности применить натуральный объект или натуральный объект по какой-либо причине не дает учащимся полного представления о нем. Такой раздаточный