ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 343
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел | Ресурсы планеты Земля. Синтаксис и пунктуация | ||||||||
ФИО педагога | Нифталиева А.А. | ||||||||
Дата | | ||||||||
Класс | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||||
Тема урока | Виды ресурсов. Сложноподчиненные предложения | ||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях | ||||||||
Цель урока | - кратко передать основную информацию текста; - определить основную мысль; - сформулировать проблемные вопросы по содержанию текста; - выразить свои идеи решения проблем, затронутых в тесте | ||||||||
Критерии успеха | - передает основную информацию текста; - определяет основную мысль текста; - формулирует проблемные вопросы; - формулирует собственные идеи | ||||||||
Ход урока | |||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | |||||
Организационный этап | Подготовка к уроку Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. | Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности | | Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение Критическое мышление | |||||
Изучение нового материала | Поскольку тема урока тесно связана с уроками географии, учащимся полезно будет вспомнить некоторый материал, в том числе терминологию, отвечая на вопросы: - Что называется природными ресурсами? - Какие природные ресурсы наиболее важны для человека? - Какими природными ресурсами богат Казахстан? - По каким видам природных ресурсов Казахстан занимает ведущие места в мире? - Рационально ли используются природные богатства Казахстана? Работа с текстом 1. О чем данный текст? Кратко передайте своему напарнику основную информацию. 2. Какова основная мысль текста? Обоснуйте свой ответ. 3. Сформулируйте не менее 2-х проблемных вопросов по содержанию текста. 4. Какие проблемы затрагивает автор? Предложите свои идеи для решения одной из них. Знакомство с грамматической частью урока. Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения. Придаточные предложения могут стоять перед главным предложением: С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух (Панова). (С тех пор как ), [ ]. Придаточные могут стоять после главного предложения: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (Гончаров). [ ], (что ) Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения: И вечерком, когда все кошки серы, князь отправился подышать чистым воздухом (Лесков). [ , (когда ), ]
2. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению. К одному слову в главном предложении относятся следующие типы придаточных:
Ко всему главному предложению обычно относятся следующие типы придаточных:
Обстоятельственные придаточные, кроме придаточных образа действия и степени, как правило, относятся ко всему главному предложению, но вопрос к ним обычно задается от сказуемого. Типология придаточных предложений даётся по учебнику: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5–9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. Физминутка Выполнение заданий по учебнику. Домашнее задание упражнение | В группах выполняют лабораторную работу по инструкции; заполняют таблицу результатов; делают соответствующие выводы и записи в тетрадь; оценивают участие каждого в работе группы . | Словесная оценка учителя . Взаимооценивание Стратегия«Стикер | Критическое мышление. Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями). | |||||
Рефлексия | Рефлексия ученикoв в кoнце урoка:«Плюс, минус, интереснo» Этo упражнение мoжнo выпoлнять как устнo, так и письменнo, в зависимoсти oт наличия времени. Для письменнoгo выпoлнения предлагается запoлнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, чтo пoнравилoсь на урoке, инфoрмация и фoрмы рабoты, кoтoрые вызвали пoлoжительные эмoции, либo, пo мнению ученика, мoгут быть ему пoлезны для дoстижения каких-тo целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, чтo не пoнравилoсь на урoке, пoказалoсь скучным, вызвалo неприязнь, oсталoсь непoнятным, или инфoрмация, кoтoрая, пo мнению ученика, oказалась для негo не нужнoй, беспoлезнoй . В графу «И» - «интереснo»- учащиеся вписывают все любoпытные факты, o кoтoрых узнали на урoке, чтo бы еще хoтелoсь узнать пo даннoй прoблеме, вoпрoсы к учителю.
| Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме. | | |
Раздел | Ресурсы планеты Земля. Синтаксис и пунктуация | |||||
ФИО педагога | Нифталиева А.А. | |||||
Дата | | |||||
Класс | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||
Тема урока | Виды ресурсов. Сложноподчиненные предложение с придаточной изъяснительной. | |||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 9.2.4.1 определять типы текстов, характерные черты, языковые особенности текстов разных жанров 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях | |||||
Цель урока | - прогнозировать содержание по финалу текста - формулировать вопросы и идеи, интерпретируя содержание текстов | |||||
Критерии успеха | - выделяет ключевые слова, способствующие формулированию основной темы текста; - формулирует проблемный вопрос, используя ключевые слова; - отвечает на вопросы и вносит коррективы в свои ответы. | |||||
Ход урока | ||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | ||
Орг. момент | Подготовка к уроку. Опрос пройденного. | Настраиваются на положительный настрой урока. Формулируют Цели обучения, критерии оценивания | | | ||
Изучение нового материала | Работа по учебнику. Работа с теоретическим материалом Средствами связи придаточного и главного предложений являются:
Союзы и союзные слова – главные средства связи в сложноподчинённом предложении. Указательные слова в главном предложении могут быть, а могут и не быть. Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения и служат показателем границы между главным и придаточным. Исключение составляет союз-частица ли, который находится в середине придаточного предложения. Обратите на это внимание! Придаточные дополнительные (изъяснительные)2.2. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении1. Вопросы: придаточные изъяснительные отвечают на вопросы дополнения, то есть на вопросы косвенных падежей. 2. Главное слово: придаточные изъяснительные распространяют главное слово в главном, нуждающееся в разъяснении и выраженное глаголом, существительным, прилагательным, наречием. 3. Средства связи: придаточные изъяснительные могут прикрепляться к главному предложению с помощью:
[гл. + указ. сл.], (что – союз).
[ сущ.], (будто – союз).
[гл. ], (ли – союз-частица).
[гл. ], (чтобы – союз).
[гл. ], (откуда – союз. слово). Обратите внимание! 1) В изъяснительных придаточных наиболее разнообразные средства связи (и союзы, и союзные слова), причём некоторые из них (что, как) могут быть как союзами, так и союзными словами. Поэтому в данном случае надо быть особенно внимательным при разграничении союзов и союзных слов (см. раздел 2, глава 2, п. 2.1). 2) Союз чтобы всегда имеет целевое значение, и он может использоваться в придаточном цели. | Устно отвечают на вопросы, с объяснением. | Стратегия «Верно - не верно» Словесная оценка учителя. Взаимооценивание Стратегия «Стикер» | ИКТ Учебник, | ||
Подведение итогов урока (5 мин) | Примеры:
[гл. + указ. сл.], (что – союз).
[ сущ.], (будто – союз).
[гл. ], (ли – союз-частица).
[гл. ], (чтобы – союз).
[гл. ], (откуда – союз. слово). Обратите внимание! 1) В изъяснительных придаточных наиболее разнообразные средства связи (и союзы, и союзные слова), причём некоторые из них (что, как) могут быть как союзами, так и союзными словами. Поэтому в данном случае надо быть особенно внимательным при разграничении союзов и союзных слов (см. раздел 2, глава 2, п. 2.1). 2) Союз чтобы всегда имеет целевое значение, и он может использоваться в придаточном цели. Физминутка Выполнение заданий по учебнику. Домашнее задание упражнение Рефлексия 4-5мин: Заканчивая наш урок, давайте подведем итоги:
| Ученики показывают умение обосновывать свое понимание Записывают д.з. в дневники | Самооценивание | Рефлексивный лист, стикеры |
Раздел | Ресурсы планеты Земля. Синтаксис и пунктуация | |||||
ФИО педагога | Нифталиева А.А. | |||||
Дата | | |||||
Класс | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||
Тема урока | Рациональное использование природных ресурсов. Сложноподчиненные предложение с придаточной определительной | |||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 9.3.2.1 излагать содержание текстов, синтезируя информацию прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала; 9.3.4.1 создавать тексты-описание с элементами рассуждения соответствующих стилей (отчет о поездке) с учетом целевой аудитории 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях | |||||
Цель урока | Расставлять знаки препинания в сложных предложениях, определять тип СПП | |||||
Критерии успеха | Умение решать нестандартные задания; -умение грамотно расставлять знаки препинания -умение обобщать и делать выводы. | |||||
Ход урока | ||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | ||
Организационный этап | Подготовка к уроку. Опрос пройденного. Объяснительный диктант | | Интерактивное обучение | Диалогическое обучение Саморегулируемое обучение Критическое мышление | ||
Изучение нового материала | Знакомство с темой урока. Работа по учебнику с теоретическим материалом Придаточные определительные2.2. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении1. Вопросы: придаточные определительные отвечают на вопросы определения: какой? чей? 2. Главное слово: придаточные определительные относятся к члену в главном предложении, выраженному существительным. 3. Средства связи: придаточные определительные прикрепляются к главному при помощи союзных слов который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда. В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова: тот, этот, такой и др., выполняющие функцию определения в главном предложении. 4. Место придаточного: придаточные определительные всегда стоят после существительного, к которому относятся. Примеры:
[сущ., (в которую – союз. слово), ].
[сущ. + указ. слово], (какая – союз. слово)
[сущ. + указ. слово], (когда – союз. слово) Обратите внимание! 1) Придаточные определительные прикрепляются к главному только при помощи союзных слов. Если средством связи является союз, это не определительное придаточное! У Слободкина возникло ощущение, будто он застыл в беспредельном пространстве (Тельпугов) – от существительного ощущение можно задать два вопроса: ощущение какое? и ощущение чего?; в данном случае придаточное не определительное, а дополнительное именно потому, что средством связи является союз будто. 2) В придаточном определительном союзные слова когда, где, куда, откуда, кто, что можно заменить союзным словом который. Забрались в такие заросли, где одни волки водились (А.Н. Толстой). – Забрались в такие заросли, в которых одни только волки водились. Физминутка Выполнение заданий Домашнее задание упражнение | Анализируют правило 1-3 Ознакамливаются с методами Разбирают совместно с учителем понятие | Словесная оценка учителя . Взаимооценивание Стратегия «Стикер | Критическое мышление. Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями). | ||
Рефлексия | Повторить формулы и определения по теме: «Погрешности» В конце урока учащиеся проводят рефлексию: - что узнал, чему научился - что осталось непонятным - над чем необходимо работать | Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме. | | |
Раздел | Ресурсы планеты Земля. Синтаксис и пунктуация | |||||||||||
ФИО педагога | Нифталиева А.А. | |||||||||||
Дата | | |||||||||||
Класс | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||||||||
Тема урока | Рациональное использование природных ресурсов. Сложноподчиненные предложение с придаточной определительной | |||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 9.3.2.1 излагать содержание текстов, синтезируя информацию прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала; 9.3.4.1 создавать тексты-описание с элементами рассуждения соответствующих стилей (отчет о поездке) с учетом целевой аудитории 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях | |||||||||||
Цель урока | Учащиеся смогут: - определять стилистические и жанровые особенности статьи | |||||||||||
Критерии успеха | определяет стилистические и жанровые особенности прочитанного текста; - определяет проблему, которая поднимается в тексте; - формулирует утверждения в форме тезисов на основе прочитанной информации. | |||||||||||
Ход урока | ||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | ||||||||
| Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Опрос пройденного. Работа с дидактическим материалом. | Настраиваются на положительный настрой урока. | | | ||||||||
Изучение нового материала | Работа по учебнику. Придаточные определительные2.2. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении1. Вопросы: придаточные определительные отвечают на вопросы определения: какой? чей? 2. Главное слово: придаточные определительные относятся к члену в главном предложении, выраженному существительным. 3. Средства связи: придаточные определительные прикрепляются к главному при помощи союзных слов который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда. В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова: тот, этот, такой и др., выполняющие функцию определения в главном предложении. 4. Место придаточного: придаточные определительные всегда стоят после существительного, к которому относятся. Примеры:
[сущ., (в которую – союз. слово), ].
[сущ. + указ. слово], (какая – союз. слово)
[сущ. + указ. слово], (когда – союз. слово) Обратите внимание! 1) Придаточные определительные прикрепляются к главному только при помощи союзных слов. Если средством связи является союз, это не определительное придаточное! У Слободкина возникло ощущение, будто он застыл в беспредельном пространстве (Тельпугов) – от существительного ощущение можно задать два вопроса: ощущение какое? и ощущение чего?; в данном случае придаточное не определительное, а дополнительное именно потому, что средством связи является союз будто. 2) В придаточном определительном союзные слова когда, где, куда, откуда, кто, что можно заменить союзным словом который. Забрались в такие заросли, где одни волки водились (А.Н. Толстой). – Забрались в такие заросли, в которых одни только волки водились. Физминутка Выполнение заданий по учебнику Домашнее задание упражнение | Устно отвечают на вопросы, с объяснением. Находит ошибки в примерах Каждая группа читает свой параграф, выбирает и предоставляет ключевую информацию из изученного материала. | Стратегия «Верно - не верно» Словесная оценка учителя. Взаимооценивание Стратегия «Стикер» | | ||||||||
Подведение итогов урока (5 мин) | Рефлексия
| Ученики показывают умение обосновывать свое понимание Записывают д.з. в дневники | Самооценивание | Рефлексивный лист, стикеры |
Раздел | Ресурсы планеты Земля. Синтаксис и пунктуация | |||||||||||
ФИО педагога | Нифталиева А.А. | |||||||||||
Дата | | |||||||||||
Класс | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||||||||
Тема урока | Охрана ресурсов земли. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. | |||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 9.3.2.1 излагать содержание текстов, синтезируя информацию прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала; 9.3.4.1 создавать тексты-описание с элементами рассуждения соответствующих стилей (отчет о поездке) с учетом целевой аудитории 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях | |||||||||||
Цель урока | Ученики будут прогнозировать содержание текста по финалу, используя приёмы детального чтения, соблюдать грамматические нормы в устной и письменной речи, используя простые осложнённые предложения; строить развернутое высказывание, используя общественно-политическую лексику публицистического стиля | |||||||||||
Критерии успеха | Использует приёмы детального чтения; Прогнозирует содержание текста по его финалу; Расставляет знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях; | |||||||||||
Ход урока | ||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | ||||||||
Организационный этап | Приветствие «Добрая улыбка»:улыбаемся друг другу и говорим добрые пожелания. 2. Стадия вызова Учитель: Что вы знаете о ресурсах Земли? 3. Знакомство с темой урока и целями обучения Предтекстовый этап. Грамматическая минутка «Памятка»(презентация) - Вспомним о строении простого предложения; - Какие предложения являются односоставными, а какие – двусоставными? - На какие виды делятся односоставные предложения? - Когда предложения являются осложнёнными? - Как обособляются причастные и деепричастные обороты? | Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем | Интерактивное обучение | | ||||||||
Изучение нового материала | Знакомство с темой урока. Работа по учебнику и дополнительному материалу Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным1. В сложноподчиненном предложении придаточное предложение от главного отделяется или выделяется запятыми, например:
Обратите внимание! 1) Чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо предварительно разобрать простые предложения в составе сложноподчинённого. Это поможет точно установить границы главного предложения и придаточного предложения. При этом удобно использовать вертикальные черточки, демонстрирующие границы простых предложений, с соответствующими номерами. В том, /1 что деньги пропали, /2 уже никто не сомневался /1. Простые предложения: в том уже никто не сомневался; деньги пропали; подчинительный союз что. 2) Подчинительный союз или союзное слово обычно стоит в самом начале придаточного предложения. Исключение составляет частица ли, которая стоит в середине придаточного предложения. Яне знаю, /1придётлион завтра /2. Иногда в середине придаточного может стоять и союзное слово. В доме старались не говорить о Пете, /1смертькоторого так потрясла всех /2. Союзное слово которого является несогласованным определением в придаточном предложении и стоит после существительного смерть, от которого грамматически зависит. 2. Не ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением в следующих случаях:
Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются ещё сделать;
Учтите и что он сказал, и как он это сделал;
Он ушёл и не сказал куда. 3. Если придаточное предложение соединено с главным при помощи составного союза (благодаря тому что, ввиду того что, потому что, для того чтобы, после того как, с тех пор как, прежде чем и др.), то запятая ставится один раз: перед союзом, если придаточное следует за главным или находится внутри него, и, чаще, после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному. Ср.: Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору кругом (Л. Толстой); После того как началась война, остановка цехов на сутки, естественно, оказалась невозможной (Попов). Однако в зависимости от смысла и интонации и других условий союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения как указательное слово, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания (то есть перед союзом что, чтобы, как, чем). Ср.: Он не пришёл, потому что был в отъезде (упор в сообщении делается на самом факте неявки, причина её не подчеркивается); Он не пришёл потому, что был в отъезде (на первый план выдвигается указание на причину неявки). К условиям расчленения составного союза относятся следующие:
Пастухов сошёлся с Цветухиным не потому, что тяготел к актёрам (Федин);
Он разрешил молчание разве только для того, чтобы журить своих дочерей (Пушкин); Водитель как раз для того, чтобы люди схлынули, застопорил машину против калитки (Фадеев);
Всё это имеет для меня неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не увижу их (Гоголь);
Река приняла особенный вид потому, что вода видна сквозь голые деревья, а ещё более потому, что пропал от холода водяной цвет (Аксаков). Обратите внимание! 1) Чаще не расчленяется составной союз, если придаточное предложение предшествует главному. Прежде чем Самгин догадался помочь ей, она подняла с полу книжку (М. Горький); После того как повязку сняли, боли до некоторой степени прошли (Федин). 2) Никогда не расчленяются составные союзы: в то время как, между тем как, тогда как, словно как, так как, так что, а также простые союзы с примыкающей к ним усилительной частицей: лишь только, чуть только, даже если, лишь когда, лишь едва и др. Почему-то в ожидании его на месте, в то время как он бродил по роще, она увидела себя взрослой, а его – маленьким (Федин); Лишь только Божие проклятье исполнилось, с того же дня природы жаркие объятья навек остыли для меня (Лермонтов). Физминутка. Выполнение заданий по учебнику Домашнее задание упражнение | Анализируют правило 1-3 Ознакамливаются с методами решения Разбирают совместно с учителем понятие ОДЗ | Словесная оценка учителя . Взаимооценивание Стратегия «Стикер | | ||||||||
Рефлексия | Беседа. Рефлексия. «Рефлексивный ринг» Что я знаю... Сегодня я узнал… Что я умею... Я научился… Я теперь могу… Я понял, что… | Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме. | | | ||||||||
Раздел | Ресурсы планеты Земля. Синтаксис и пунктуация | |||||||||||
ФИО педагога | Нифталиева А.А. | |||||||||||
Дата | | |||||||||||
Класс | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||||||||
Тема урока | Традиции и культура. Ресурсы планеты «Земля» Знаки препинания в СПП | |||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 9.1.4.1прогнозировать содержание по финалу текста 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях | |||||||||||
Цель урока | - использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях СПП уступки, следствия | |||||||||||
Критерии успеха |
| |||||||||||
Ход урока | ||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | ||||||||
Орг момент | Включение в деловой ритм. Организует внимание, готовность к уроку. Подготовка класса к работе. Слушают, настраиваются на работу Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Комплимент». | Настраиваются на положительный настрой урока. | | | ||||||||
Изучение нового материала | Взаимооценивание по дескрипторам. Слово учителя: Социально-экономическое развитие человечества во второй половине ХХ века сопровождалось и продолжает сопровождаться в начале 3-го тысячелетия истощением природных ресурсов, деградацией и загрязнением природной окружающей среды, ростом общего уровня смертности и заболеваемости населения. Тяжелая экологическая ситуация порождена системой нерационального, расточительного природопользования и является важной характеристикой и составным элементом социально-экономического, политического, духовного и культурного кризиса как в нашей стране, так и в мире в целом. Онлайн-деление на группы: https://castlots.org/razdelit-na-gruppy/ 2.Задание: Ознакомиться с таблицой СПП с придаточными уступки и следствия. Работа с текстом. Истощение природных ресурсов – выработка ископаемых до степени нерентабельности дальнейшей разработки. Превышение темпов и объемов добычи над способностью естественного возобновления возобновляемых ресурсов. Это переруб леса, перелов рыбы, перевыпас скота и сбой пастбищ, несоблюдение агротехнических мероприятий при обработке почв и истощение их плодородия, загрязнение водотоков и водоемов промышленными отходами так, что их практически невозможно использовать, загрязнение воздуха в крупных городах и т.д. С развитием и прогрессом общества нарастает истощение природных ресурсов, поэтому необходимо решать проблему предотвращения этого процесса. Истощение ресурсов идет по нескольким направлениям: 1) истощаются невозобновимые ископаемые энергоресурсы биогенного происхождения — уголь и нефть, хотя их запасы пока достаточно велики. Кроме того, биосфера имеет и альтернативные несчерпаемые источники энергии: ветер, приливы и отливы, солнечную радиацию. 2) истощаются такие относительно возобновимые ресурсы, как почва и леса. Почвенный покров планеты страдает от эрозии, в результате которой катастрофически убывает плодородный слой. Многие древние цивилизации исчезли с лица Земли именно вследствие неумеренной распашки почвенного слоя. Так, нынешняя пустыня Сахара была когда-то богатейшей житницей Римской империи. И сейчас на различных участках земного шара происходит опустынивание, связанное прежде всего с вырубкой лесов, сведением кустарников и травяного покрова. Сплошная распашка почв ведет к пыльным бурям, ветровой и водной эрозии плодородного почвенного слоя. Наряду с многочисленными преимуществами, присущими индустриальным обществам, для них характерно как возникновение новых, так и обострение уже существующих экологических и ресурсных проблем. По масштабам распространения эти угрожающие благосостоянию человека проблемы можно подразделить на: – локальные: загрязнение подземных вод токсичными веществами, – региональные: повреждение лесов и деградация озер в результате атмосферных выпадений загрязнителей, – глобальные: возможные климатические изменения вследствие увеличения содержания углекислого газа и других газообразных веществ в атмосфере, а также истощения озонового слоя. Совокупное воздействие интенсивного сельского хозяйства, возросшей добычи полезных ископаемых и урбанизации значительно усилило деградацию потенциально возобновимых ресурсов – верхнего почвенного слоя, лесов, пастбищ, а также популяций диких животных и растений. Задание:
Взаимоценивание по дескрипторам. 3.Слово учителя: Вы знаете, что существует много способов представления информации. Одним наиболее распространенных в наше время является презентация. Предлагаю вам просмотреть небольшой ролик по созданию презентации с использованием ссылок и гиперссылок. После чего вам необходимо будет создать презентацию из трех слайдов по теме «Охрана природы и природоохранные мероприятия» Оценивание по дескрипторам 6.Рефлексия «3М» | Устно отвечают на вопросы, с объяснением. Находит ошибки в примерах Отгадав ребус формулирует цели и тему урока. Излагает свои мысли. | Стратегия «Верно - не верно» Словесная оценка учителя. Взаимооценивание Стратегия «Стикер» | Интерактивная доска ИКТ, маркеры, флипчарт, стикеры | ||||||||
Подведение итогов урока (5 мин) | Рефлексия Стратегия «Лестница успеха» Дает инструкцию: 1.В на столах стикер.2. На доске рефлексивный лист «Лестница успеха» приклейте ваш стикер на понимание темы: на верхней- поняли все, смогу применить; на средней- не совсем поняли; на нижней- не понял. | Ученики показывают умение обосновывать свое понимание Записывают д.з. в дневники | Самооценивание | Рефлексивный лист, стикеры |