ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 341
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наиболее привычна для нашего глаза перспективная изобразительная система.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
Законы перспективы были разработаны в эпоху Возрождения, когда изменились взгляды на жизнь и место человека в мире. Художник почувствовал себя творцом, изображая вещный мир внутри картинной рамы. Центром такой перспективной системы стал человек.
Перспективная система наблюдаема и знакома учащимся, поэтому нужно дать им возможность высказать свои знания и наблюдения о ней. Учитель помогает вопросами, например: «Почему именно в эпоху Возрождения стали разрабатывать перспективную систему изображения?» Следует развивать самостоятельность ребят в учебной работе, поощрять найденные ими рациональные способы организации собственной работы.
Развивать наблюдательность, обобщать знания и находить правильные ответы на вопросы учителя детям поможет выполнение практических действий с предметом (книгой, коробкой и др.). Учитель предлагает учащимся положить на вытянутые вперёд руки любой предмет, например книгу. Таким образом учащийся становится центром перспективной системы изображения. Именно на уровне глаз каждого из учащихся пройдёт линия горизонта. На линии горизонта книга выглядит простым прямоугольником. Если изменить точку зрения на книгу, т. е. поднять её вверх или опустить вниз, то можно увидеть книгу по-разному. Предметы, целиком расположенные выше уровня глаз, окажутся выше линии горизонта, и будут видны их нижние грани. Предметы, высота которых не достигает уровня глаз наблюдателя, находятся ниже линии горизонта, поэтому видны их верхние грани. Далее можно перейти к изображению перспективного изменения предметов и продолжить работать с реальным объектом — книгой.
Рекомендуемая последовательность работы по данной теме — от действий с реальными объектами к изображению — позволит избежать формализма знаний, сформировать умение использовать законы перспективы в собственных творческих работах. Учитель вместе с учениками, рассуждая, выполняют учебный рисунок книги на доске или листе бумаги в трёх позициях: на уровне линии горизонта, выше и ниже её. Учитель поддерживает внимание учащихся вопросами, например: «В какую фигуру превратилась прямоугольная форма книги? Что можно сказать об изменении круга в перспективной системе изображения? Чем отличается изображение книги в системе центральной линейной перспективы от изображения угловой перспективы? Сколько точек схода в угловой перспективе?»
Во время беседы подобные вопросы и задания активизируют внимание и мыслительную деятельность учащихся: «Существует ли линия горизонта в действительной жизни? Когда придумали систему линейной перспективы? Где проходит линия горизонта? (На уровне глаз наблюдателя.) Для чего нужно знать закономерности линейной перспективы? Как называется точка на линии горизонта, в которой сходятся все параллельные линии?
Рассмотрите гравюру А. Дюрера „Художник изучает перспективные сокращения через стекло“ и „сетку Альберти“. Что общего в этих приспособлениях? В чём они помогали художнику? Возможно ли использование этих приспособлений современными художниками?»
Практическая работа. Имеет смысл начать работу с зарисовок бумажных макетов геометрических тел, выполненных на прошлом уроке. Выполнив своими руками геометрические тела, учащиеся отнесутся к зарисовкам с большим интересом. Форма станет более понятной, а значит, рисунок будет выполнить проще. Далее выполняются линейные зарисовки сделанных из бумаги призмы или куба (используется карандаш средней мягкости).
Рассмотрим призму или куб с точки зрения перспективы и изобразим их ниже линии горизонта. Куб можно построить с использованием одной или двух точек схода (используя линейную или угловую перспективы). Наметим линию горизонта, обозначим с помощью лучей точки схода, выявим грани куба. Необходимо настаивать на том, чтобы в рисунке была выявлена конструкция куба, т. е. чтобы куб изображался прозрачным, но не стоит превращать живой и лёгкий рисунок в чертёж. При выполнении рисунков нельзя применять линейку!
Полезно поработать над изображением пространственной постановки группы геометрических тел. Имеет смысл использовать для этого геометрические тела, изготовленные самими учащимися. При выполнении постановки важно проследить понимание детьми закономерностей построения формы в перспективе, а также чередования объёмов и пустых пространств. Работа ведётся в определённой последовательности: от общего к частному, от общей разметки к прорисовке деталей.
Грани предметов прорисовываются насквозь с учётом перспективных сокращений.
Выполняется рисунок свободно, с прокладыванием лёгкой штриховки для обозначения граней предметов.
Урок: «Освещение. Свет и тень»
Планируемые результаты:
-
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства; -
получать представление об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины; -
использовать в рисунке основные правила объёмного изображения предмета; -
знакомиться с натюрмортами западноевропейского искусства XVII—XVIII вв., характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений.
Понятия: направленное освещение, контражур, тон, светотень, свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.
Практическая работа: выполнение набросков простейших геометрических фигур при направленном освещении, против света; исследование того, как распределяется светотень, как изменение освещения влияет на выявление формы предмета; выполнение набросков групп геометрических тел при боковом освещении; выполнение кистью драматического графического чёрно-белого натюрморта с использованием идеи борьбы света и тени.
Материалы: карандаш, мел, уголь, чёрная и белая бумага.
Зрительный ряд: Ж. де Латур. Святой Иосиф-плотник; Ф. Сурбаран. Натюрморт (учебник, с. 68—73); М. да Караваджо. Мальчик с фруктами, Вакх, Гадание, Лютнист; геометрические тела из гипса или бумаги; рисунки геометрических тел, выполненные мастерами или учащимися.
Основная художественная проблема урока — значение освещения в изображении предметного мира и формирование умений передавать объём и форму объекта с помощью тени и света.
Уроки по данной теме можно сделать необыкновенно увлекательными, яркими, запоминающимися. Достаточно, например, начать урок в затемнённом классе, используя фонарик или зажжённую свечу. В тёмном помещении плохо различимы любые предметы. Включив фонарик, мы получаем источник света и изменяем мир. Мы зрительно воспринимаем объект только тогда, когда он освещён, т. е. когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости. Но только свет не выявит в достаточной мере форму предмета. Существует ещё и тень, которая обычно рассматривается как противоположность света.
Светотень — это способ передачи объёма и формы объекта с помощью тени и света, это свет и тень в одном изображении-образе.
Источник света может интересовать художника тем, что он определяет характер распределения светотени на предмете. Меняя положение источника света по отношению к предмету, можно получить возможности выявления формы предмета, его фактуры. Используя фонарик, учитель продемонстрирует особенности освещения (функции осветителя может выполнить и ученик). Располагая источник света фронтально,
т. е. прямо перед предметом, получаем возможность отчётливо видеть очертания общей формы предмета, но при этом хуже прочитываем пространственную глубину, так как разница в яркости между освещённой частью предмета и фоном будет незначительной. Когда же источник света располагается за предметом, то возникает тот эффект освещения, который принято называть контражур: предмет воспринимается силуэтом, поскольку он весь оказывается в зоне тени и его детали слабо различимы. Чаще всего художники изображают предметы при боковом освещении, так как оно наиболее чётко выявляет объёмную форму объектов, их фактуру и цвет. При боковом освещении предмет визуально разделяется как бы на две части — освещённую и затенённую. Эти части находятся между собой в сложном взаимодействии: они, с одной стороны, как бы отрицают друг друга, а с другой — стремятся к единству, основой которого служит принадлежность общей объёмной форме.
Различают следующие элементы светотени:
-
свет — поверхность, ярко освещённая источником света; -
блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение; -
тень — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными; тени, отбрасываемые объектом на другие поверхности, называются падающими; -
полутень — слабая тень, которая образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом; самое тёмное место — грань света и тени; -
рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов. Без рефлекса тени не бывает!
Элемент светотени у объекта часто называют тон. Таким образом, блик представляет собой наиболее яркий тон, а тень — наименее яркий.
Художники раннего Возрождения в Италии создавали свои сюжетные композиции всегда как бы в залитой светом среде. Они чувствовали, что лишь различные источники света делают мир видимым. На любом освещённом предмете есть свет, тени, полутени, блики и рефлексы. В гармоничном единстве этих признаков и есть весь смысл освещения, именно так оно понимается в изобразительном искусстве последние 600 лет.