ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наиболее привычна для нашего глаза перспективная изобразительная система.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Законы перспективы были раз­работаны в эпоху Возрождения, когда изменились взгляды на жизнь и место человека в мире. Художник почувствовал себя творцом, изображая вещный мир внутри картинной ра­мы. Центром такой перспективной системы стал человек.

Перспективная система наблюдаема и знакома учащимся, поэтому нужно дать им возможность высказать свои знания и наблюдения о ней. Учитель помогает вопросами, например: «Почему именно в эпоху Возрождения стали разрабатывать перспективную систему изображения?» Следует развивать самостоятельность ребят в учебной работе, поощрять най­денные ими рациональные способы организации собствен­ной работы.

Развивать наблюдательность, обобщать знания и нахо­дить правильные ответы на вопросы учителя детям поможет выполнение практических действий с предметом (книгой, коробкой и др.). Учитель предлагает учащимся положить на вытянутые вперёд руки любой предмет, например книгу. Таким образом учащийся становится центром перспективной системы изображения. Именно на уровне глаз каждого из уча­щихся пройдёт линия горизонта. На линии горизонта книга выглядит простым прямоугольником. Если изменить точку зрения на книгу, т. е. поднять её вверх или опустить вниз, то можно увидеть книгу по-разному. Предметы, целиком рас­положенные выше уровня глаз, окажутся выше линии горизон­та, и будут видны их нижние грани. Предметы, высота которых не достигает уровня глаз наблюдателя, находятся ниже линии горизонта, поэтому видны их верхние грани. Далее можно перейти к изображению перспективного изменения пред­метов и продолжить работать с реальным объектом — книгой.

Рекомендуемая последовательность работы по данной теме — от действий с реальными объектами к изображе­нию — позволит избежать формализма знаний, сформиро­вать умение использовать законы перспективы в собственных творческих работах. Учитель вместе с учениками, рассуждая, выполняют учебный рисунок книги на доске или листе бумаги в трёх позициях: на уровне линии горизонта, выше и ниже её. Учитель поддерживает внимание учащихся вопросами, на­пример: «В какую фигуру превратилась прямоугольная форма книги? Что можно сказать об изменении круга в перспектив­ной системе изображения? Чем отличается изображение кни­ги в системе центральной линейной перспективы от изобра­жения угловой перспективы? Сколько точек схода в угловой перспективе?»



Во время беседы подобные вопросы и задания активи­зируют внимание и мыслительную деятельность учащихся: «Существует ли линия горизонта в действительной жизни? Когда придумали систему линейной перспективы? Где прохо­дит линия горизонта? (На уровне глаз наблюдателя.) Для чего нужно знать закономерности линейной перспективы? Как на­зывается точка на линии горизонта, в которой сходятся все параллельные линии?

Рассмотрите гравюру А. Дюрера „Художник изучает пер­спективные сокращения через стекло“ и „сетку Альберти“. Что общего в этих приспособлениях? В чём они помогали ху­дожнику? Возможно ли использование этих приспособлений современными художниками?»

Практическая работа. Имеет смысл начать работу с за­рисовок бумажных макетов геометрических тел, выполненных на прошлом уроке. Выполнив своими руками геометрические тела, учащиеся отнесутся к зарисовкам с большим интере­сом. Форма станет более понятной, а значит, рисунок будет выполнить проще. Далее выполняются линейные зарисовки сделанных из бумаги призмы или куба (используется каран­даш средней мягкости).

Рассмотрим призму или куб с точки зрения перспективы и изобразим их ниже линии горизонта. Куб можно построить с использованием одной или двух точек схода (используя ли­нейную или угловую перспективы). Наметим линию горизонта, обозначим с помощью лучей точки схода, выявим грани куба. Необходимо настаивать на том, чтобы в рисунке была выявле­на конструкция куба, т. е. чтобы куб изображался прозрачным, но не стоит превращать живой и лёгкий рисунок в чертёж. При выполнении рисунков нельзя применять линейку!

Полезно поработать над изображением пространствен­ной постановки группы геометрических тел. Имеет смысл использовать для этого геометрические тела, изготовлен­ные самими учащимися. При выполнении постановки важно проследить понимание детьми закономерностей построения формы в перспективе, а также чередования объёмов и пу­стых пространств. Работа ведётся в определённой последо­вательности: от общего к частному, от общей разметки к про­рисовке деталей.

Грани предметов прорисовываются насквозь с учётом пер­спективных сокращений.

Выполняется рисунок свободно, с прокладыванием лёгкой штриховки для обозначения граней предметов.

Урок: «Освещение. Свет и тень»

Планируемые результаты:

  • характеризовать освещение как важнейшее вырази­тельное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства;

  • получать представление об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины;

  • использовать в рисунке основные правила объёмного изображения предмета;

  • знакомиться с натюрмортами западноевропейского ис­кусства XVII—XVIII вв., характеризовать роль освещения в по­строении содержания этих произведений.


Понятия: направленное освещение, контражур, тон, све­тотень, свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, па­дающая тень.

Практическая работа: выполнение набросков простейших геометрических фигур при направленном освещении, против света; исследование того, как распределяется светотень, как изменение освещения влияет на выявление формы предмета; выполнение набросков групп геометрических тел при боковом освещении; выполнение кистью драматического графическо­го чёрно-белого натюрморта с использованием идеи борьбы света и тени.

Материалы: карандаш, мел, уголь, чёрная и белая бумага.

Зрительный ряд: Ж. де Латур. Святой Иосиф-плотник; Ф. Сурбаран. Натюрморт (учебник, с. 68—73); М. да Ка­раваджо. Мальчик с фруктами, Вакх, Гадание, Лютнист; гео­метрические тела из гипса или бумаги; рисунки геометриче­ских тел, выполненные мастерами или учащимися.

Основная художественная проблема урока — значение освещения в изображении предметного мира и формирова­ние умений передавать объём и форму объекта с помощью тени и света.

Уроки по данной теме можно сделать необыкновенно увле­кательными, яркими, запоминающимися. Достаточно, напри­мер, начать урок в затемнённом классе, используя фонарик или зажжённую свечу. В тёмном помещении плохо различимы любые предметы. Включив фонарик, мы получаем источник света и изменяем мир. Мы зрительно воспринимаем объект только тогда, когда он освещён, т. е. когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости. Но толь­ко свет не выявит в достаточной мере форму предмета. Су­ществует ещё и тень, которая обычно рассматривается как противоположность света.

Светотень — это способ передачи объёма и формы объ­екта с помощью тени и света, это свет и тень в одном изо­бражении-образе.

Источник света может интересовать художника тем, что он определяет характер распределения светотени на предмете. Меняя положение источника света по отношению к предме­ту, можно получить возможности выявления формы предмета, его фактуры. Используя фонарик, учитель продемонстрирует особенности освещения (функции осветителя может выпол­нить и ученик). Располагая источник света фронтально,
т. е. прямо перед предметом, получаем возможность отчётливо видеть очертания общей формы предмета, но при этом ху­же прочитываем пространственную глубину, так как разница в яркости между освещённой частью предмета и фоном бу­дет незначительной. Когда же источник света располагается за предметом, то возникает тот эффект освещения, кото­рый принято называть контражур: предмет воспринимается силуэтом, поскольку он весь оказывается в зоне тени и его детали слабо различимы. Чаще всего художники изобража­ют предметы при боковом освещении, так как оно наиболее чётко выявляет объёмную форму объектов, их фактуру и цвет. При боковом освещении предмет визуально разделяется как бы на две части — освещённую и затенённую. Эти части нахо­дятся между собой в сложном взаимодействии: они, с одной стороны, как бы отрицают друг друга, а с другой — стремятся к единству, основой которого служит принадлежность общей объёмной форме.

Различают следующие элементы светотени:

  • свет — поверхность, ярко освещённая источником света;

  • блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;

  • тень — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называют­ся собственными; тени, отбрасываемые объектом на другие поверхности, называются падающими;

  • полутень — слабая тень, которая образуется на поверх­ности, обращённой к источнику света под небольшим углом; самое тёмное место — грань света и тени;

  • рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, обра­зованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов. Без рефлекса тени не бывает!

Элемент светотени у объекта часто называют тон. Та­ким образом, блик представляет собой наиболее яркий тон, а тень — наименее яркий.

Художники раннего Возрождения в Италии создавали свои сюжетные композиции всегда как бы в залитой светом среде. Они чувствовали, что лишь различные источники света дела­ют мир видимым. На любом освещённом предмете есть свет, тени, полутени, блики и рефлексы. В гармоничном единстве этих признаков и есть весь смысл освещения, именно так оно понимается в изобразительном искусстве последние 600 лет.