ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 337

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Матисс. Красные рыбки; М. С. Сарьян. Натюрморт (учебник, с. 58—61); профессионально выполненные натюр­морты (по возможности).

Эта тема продолжает и развивает предыдущую тему, по­свящённую реальности и фантазии в творчестве художника, праву художника на вымысел. Основная художественная про­блема — дать представление о закономерностях построения композиции натюрморта в разные эпохи. Целесообразно на­чать урок с активного разговора о становлении жанра натюр­морта, о том, как изображали предметный мир в древности. Можно вспомнить материал начальной школы и на его основе построить беседу о правилах изображения предметного мира в Древнем Египте, античной Греции и Риме, а также в странах Западной Европы и России. Важно подчеркнуть, что правила изображения, т. е. изобразительные системы, не были кем-то установлены раз и навсегда, а явились частью общего процесса развития культуры и менялись в за­висимости от времени. До того как натюрморт сложился в самостоятельный жанр, вещи, окружающие человека в обы­денной жизни, попадали в картину лишь в качестве атрибута или участвовали в создании образа, оттеняя ту или иную сто­рону замысла. Иногда такая деталь приобретала неожиданно глубокую значительность, получала собственный смысл. Необ­ходимо обратить внимание учащихся на место расположения предметов в общей композиции фрески, иконы или картины.

Можно выбрать другой сценарий урока — предложить учащимся объяснить существующее на первый взгляд не­соответствие в толковании перевода слова «натюрморт»: в переводе с французского «натюрморт» — мёртвая натура, а в переводе с английского — тихая жизнь. Для разрешения данной проблемы можно использовать на уроке викторины, кроссворды, игры, предложить детям представить себя раз­личными предметами — нежным цветком, торжественной ва­зой, скромной тарелкой или очень важным кувшином и т. д. Можно разыграть сценки из жизни вещей, ответив на вопро­сы, какие у них характеры, взаимоотношения, у каких хозяев они проживают и т. д. Однако учитель не должен забывать, что основная проблема — развитие композиционного мыш­ления. С целью получения композиционного опыта необходи­ма вдумчивая работа с разворотами учебника. В учебнике специально дано материала больше, чем может быть освоено на одном уроке, и учитель может выбрать траекторию объ­яснения закономерностей построения композиции.


Можно построить беседу, используя метод сопостав­ления полотен различных мастеров, а также метод непо­средственного присутствия, который поможет школьникам острее почувствовать цвет, характер изображения, компо­зицию и замысел в целом. Обучение, основанное на методе сопоставления работ мастеров, оказывается весьма полез­ным для развития творческого начала, образности и гибкости мышления ребёнка, что способствует успешности обучения. В наш век растущего объёма информации и знаний первен­ство должно принадлежать методам обучения, нацеленным не на насыщение памяти учащегося готовыми знаниями, а на формирование умения самостоятельно анализировать, сопоставлять, воспроизводя всю систему частных явлений, привлекая на помощь зрительную и эмоциональную память, гибкость мышления, творческое воображение.

В качестве примера проведём беседу, нацеленную на формирование композиционного мышления.

Первый в современном понимании натюрморт — это «Ваза с фруктами» итальянского художника XVI в. Караваджо. Живо­писец выбрал для своего полотна самые обычные для италь­янского горожанина предметы — плетёную вазу и фрукты. Всё обыденно — мёртвая натура. Однако мастер представляет на полотне настоящую, самоценную красоту плодов и вещей, любуясь «кусками» живой реальности. Великолепие, рождён­ное природой, соединилось с композиционным и живопис­ным мастерством Караваджо. Художник выхватывает пред­меты из пространства, помещает их в светоносный «вакуум» и вплотную придвигает к зрителю. Нужно обратить внимание учащихся на монолитную композицию, её замкнутость и слит­ность, на красоту своеобразного орнамента, который создают силуэты форм корзины и фруктов. Для уравновешенности тя­жёлого и тёмного пятна корзины с фруктами художник остав­ляет большое пространство фона. Гроздья винограда, спелые яблоки и груши, инжир и персики с каплями живой росы бы­ли изображены «с тщательностью отменной» (так отзывались о полотне современники художника). Здесь художник — певец красоты природы.

Совсем другое представление о предметах в «Натюрморте с омаром» голландского художника XVII в. Абрахама ван Бей- ерена. Торжествуют, поражают роскошью и богатством красок вещи, сделанные руками человека. Фрукты лишь обрамление дорогих предметов и редких лакомств, которые красуются на покрытом тончайшей шёлковой скатертью столе. Здесь нежно-жёлтые персики,

покрытые росой виноградные кисти, прозрачный стеклянный бокал с вином, блестящий серебряный кувшин, отражающий своей гладкой поверхностью льющийся из окна свет и лоснящиеся бока роскошного омара. Вся эта роскошь пугает своей невероятностью, заставляет зрителя испытывать восторг и восхищение
красотой создаваемого че­ловеком мира. Для выражения своей идеи автор использует совсем другой композиционный ход. Если натюрморт Каравад­жо отличается уравновешенной симметричной композицией, то композиционное решение натюрморта с омарами гораздо более сложное. Вся масса прекрасных плодов, сосудов, омара уравновешивается белоснежной скатертью, которая добавляет в натюрморт ощущение присутствия человека. Щедра природа и талантлив, трудолюбив человек!

Произведения, написанные в разные эпохи, поражают на­ше воображение и надолго запоминаются во многом благо­даря чёткому композиционному построению. Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью наиболее ясно и убедительно передать основной замы­сел, идею произведения.

Предметы, которые художник использует в натюрморте, можно разделить на две большие группы: объекты природы (цветы, плоды, рыба, дичь и т. д.) и вещи, сделанные рука­ми человека. Особенности объектов природы — их недолго­вечность; вырванные из естественной среды, они обречены на скорую гибель (цветы вянут, дичь портится и т. п.). Поэтому одна из функций этого жанра — придать неизменность измен­чивому, закрепить проходящую красоту, одержать победу над ходом времени.

Это придаёт натюрморту философичность и глубину, все­гда привлекательную для зрителя.

Предметы, изготовленные человеком, как правило, сдела­ны из долговечных материалов — металла, дерева, керамики, стекла; они относительно стабильны, их формы устойчивы.

Отличие изготовленных вещей от объектов природы за­ключается в той содержательной стороне, которую они игра­ют в натюрморте. Они в значительно большей степени служат характеристикой человека и его деятельности, вносят в натюр­морт социальное содержание, дают в нём место теме труда и творчества. Главное, что объединяет объекты природы и ве­щи, сделанные руками человека, — воздействие их на зрителя.

Рассматривая картину, зритель обращает внимание на то, что и почему изображено, а также на то, как изображено. Строя беседу с учащимися, педагог использует пояснения и определения следующих понятий: композиция, целостность композиции, замкнутая и открытая композиция, композицион­ный центр, силуэт, точка зрения, ритм. Развитие композици­онного мышления, обретение опыта рассуждения, открытия, формирование умений наблюдать и обобщать — основа на­шего предмета.


Композиция — это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-ли­бо идеей. К художественно-выразительным средствам ком­позиции можно отнести формат, выделение композиционного центра, ритм, контраст, точку зрения и линию горизонта, от­крытость и замкнутость, целостность. В зависимости от свое­го замысла художник выбирает формат будущей работы — го­ризонтальный или вертикальный. Для достижения цельности композиции выделяет композиционный центр, где будет рас­положено главное, отказывается от второстепенных деталей, отвлекающих от главного контраста. Композиция может быть устойчивой, замкнутой или открытой, мысленно продолжаю­щейся за пределами листа. Можно построить композицию на­тюрморта, используя различные точки зрения: «снизу», когда мы смотрим на натюрморт снизу вверх (например, «Натюр­морт с омарами» А. ван Бейерена) или сверху вниз (напри­мер, «Натюрморт» М. С. Сарьяна на с. 61 учебника).

Типичная ошибка при работе ребёнка над композицией натюрморта — неумение выделять композиционный центр. На главный элемент композиции устремляется в первую очередь взгляд зрителя, а располагаться он может совсем не в центре картины, но должен выделяться по форме, раз­мерам, цвету и др. Так, в своём «Натюрморте с золотым куб­ком» голландский художник Виллем-Клас Хеда (учебник, с. 72) не побоялся нарушить симметрию композиции (характерную для голландских натюрмортов XVII в.) и сдвинул предметы, ска­терть в правый угол картины. Смятая скатерть, упавший кубок, надкусанный хлеб — всё подчёркивает состоявшуюся трапезу. Если раньше натюрморт подчёркивал красоту и совершенство созданных природой или людьми объектов и вещей, то те­перь художник увлечён прежде всего не самими предмета­ми, а скорее незримым присутствием человека. Расположе­ние предметов стало носить не празднично-торжественный, а как бы случайный, естественный характер. Для выражения идеи присутствия человека художник и использует такую сложную асимметричную диагональную композицию. Однако при всей асимметричности композиции сохраняется компо­зиционное равновесие: группа предметов уравновешивается пространством фона — воздухом, который сохраняет присут­ствие, может быть, участников трапезы, а может быть, самого автора.

Учитель всегда должен помнить