ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 337
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Матисс. Красные рыбки; М. С. Сарьян. Натюрморт (учебник, с. 58—61); профессионально выполненные натюрморты (по возможности).
Эта тема продолжает и развивает предыдущую тему, посвящённую реальности и фантазии в творчестве художника, праву художника на вымысел. Основная художественная проблема — дать представление о закономерностях построения композиции натюрморта в разные эпохи. Целесообразно начать урок с активного разговора о становлении жанра натюрморта, о том, как изображали предметный мир в древности. Можно вспомнить материал начальной школы и на его основе построить беседу о правилах изображения предметного мира в Древнем Египте, античной Греции и Риме, а также в странах Западной Европы и России. Важно подчеркнуть, что правила изображения, т. е. изобразительные системы, не были кем-то установлены раз и навсегда, а явились частью общего процесса развития культуры и менялись в зависимости от времени. До того как натюрморт сложился в самостоятельный жанр, вещи, окружающие человека в обыденной жизни, попадали в картину лишь в качестве атрибута или участвовали в создании образа, оттеняя ту или иную сторону замысла. Иногда такая деталь приобретала неожиданно глубокую значительность, получала собственный смысл. Необходимо обратить внимание учащихся на место расположения предметов в общей композиции фрески, иконы или картины.
Можно выбрать другой сценарий урока — предложить учащимся объяснить существующее на первый взгляд несоответствие в толковании перевода слова «натюрморт»: в переводе с французского «натюрморт» — мёртвая натура, а в переводе с английского — тихая жизнь. Для разрешения данной проблемы можно использовать на уроке викторины, кроссворды, игры, предложить детям представить себя различными предметами — нежным цветком, торжественной вазой, скромной тарелкой или очень важным кувшином и т. д. Можно разыграть сценки из жизни вещей, ответив на вопросы, какие у них характеры, взаимоотношения, у каких хозяев они проживают и т. д. Однако учитель не должен забывать, что основная проблема — развитие композиционного мышления. С целью получения композиционного опыта необходима вдумчивая работа с разворотами учебника. В учебнике специально дано материала больше, чем может быть освоено на одном уроке, и учитель может выбрать траекторию объяснения закономерностей построения композиции.
Можно построить беседу, используя метод сопоставления полотен различных мастеров, а также метод непосредственного присутствия, который поможет школьникам острее почувствовать цвет, характер изображения, композицию и замысел в целом. Обучение, основанное на методе сопоставления работ мастеров, оказывается весьма полезным для развития творческого начала, образности и гибкости мышления ребёнка, что способствует успешности обучения. В наш век растущего объёма информации и знаний первенство должно принадлежать методам обучения, нацеленным не на насыщение памяти учащегося готовыми знаниями, а на формирование умения самостоятельно анализировать, сопоставлять, воспроизводя всю систему частных явлений, привлекая на помощь зрительную и эмоциональную память, гибкость мышления, творческое воображение.
В качестве примера проведём беседу, нацеленную на формирование композиционного мышления.
Первый в современном понимании натюрморт — это «Ваза с фруктами» итальянского художника XVI в. Караваджо. Живописец выбрал для своего полотна самые обычные для итальянского горожанина предметы — плетёную вазу и фрукты. Всё обыденно — мёртвая натура. Однако мастер представляет на полотне настоящую, самоценную красоту плодов и вещей, любуясь «кусками» живой реальности. Великолепие, рождённое природой, соединилось с композиционным и живописным мастерством Караваджо. Художник выхватывает предметы из пространства, помещает их в светоносный «вакуум» и вплотную придвигает к зрителю. Нужно обратить внимание учащихся на монолитную композицию, её замкнутость и слитность, на красоту своеобразного орнамента, который создают силуэты форм корзины и фруктов. Для уравновешенности тяжёлого и тёмного пятна корзины с фруктами художник оставляет большое пространство фона. Гроздья винограда, спелые яблоки и груши, инжир и персики с каплями живой росы были изображены «с тщательностью отменной» (так отзывались о полотне современники художника). Здесь художник — певец красоты природы.
Совсем другое представление о предметах в «Натюрморте с омаром» голландского художника XVII в. Абрахама ван Бей- ерена. Торжествуют, поражают роскошью и богатством красок вещи, сделанные руками человека. Фрукты лишь обрамление дорогих предметов и редких лакомств, которые красуются на покрытом тончайшей шёлковой скатертью столе. Здесь нежно-жёлтые персики,
покрытые росой виноградные кисти, прозрачный стеклянный бокал с вином, блестящий серебряный кувшин, отражающий своей гладкой поверхностью льющийся из окна свет и лоснящиеся бока роскошного омара. Вся эта роскошь пугает своей невероятностью, заставляет зрителя испытывать восторг и восхищение
красотой создаваемого человеком мира. Для выражения своей идеи автор использует совсем другой композиционный ход. Если натюрморт Караваджо отличается уравновешенной симметричной композицией, то композиционное решение натюрморта с омарами гораздо более сложное. Вся масса прекрасных плодов, сосудов, омара уравновешивается белоснежной скатертью, которая добавляет в натюрморт ощущение присутствия человека. Щедра природа и талантлив, трудолюбив человек!
Произведения, написанные в разные эпохи, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря чёткому композиционному построению. Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью наиболее ясно и убедительно передать основной замысел, идею произведения.
Предметы, которые художник использует в натюрморте, можно разделить на две большие группы: объекты природы (цветы, плоды, рыба, дичь и т. д.) и вещи, сделанные руками человека. Особенности объектов природы — их недолговечность; вырванные из естественной среды, они обречены на скорую гибель (цветы вянут, дичь портится и т. п.). Поэтому одна из функций этого жанра — придать неизменность изменчивому, закрепить проходящую красоту, одержать победу над ходом времени.
Это придаёт натюрморту философичность и глубину, всегда привлекательную для зрителя.
Предметы, изготовленные человеком, как правило, сделаны из долговечных материалов — металла, дерева, керамики, стекла; они относительно стабильны, их формы устойчивы.
Отличие изготовленных вещей от объектов природы заключается в той содержательной стороне, которую они играют в натюрморте. Они в значительно большей степени служат характеристикой человека и его деятельности, вносят в натюрморт социальное содержание, дают в нём место теме труда и творчества. Главное, что объединяет объекты природы и вещи, сделанные руками человека, — воздействие их на зрителя.
Рассматривая картину, зритель обращает внимание на то, что и почему изображено, а также на то, как изображено. Строя беседу с учащимися, педагог использует пояснения и определения следующих понятий: композиция, целостность композиции, замкнутая и открытая композиция, композиционный центр, силуэт, точка зрения, ритм. Развитие композиционного мышления, обретение опыта рассуждения, открытия, формирование умений наблюдать и обобщать — основа нашего предмета.
Композиция — это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. К художественно-выразительным средствам композиции можно отнести формат, выделение композиционного центра, ритм, контраст, точку зрения и линию горизонта, открытость и замкнутость, целостность. В зависимости от своего замысла художник выбирает формат будущей работы — горизонтальный или вертикальный. Для достижения цельности композиции выделяет композиционный центр, где будет расположено главное, отказывается от второстепенных деталей, отвлекающих от главного контраста. Композиция может быть устойчивой, замкнутой или открытой, мысленно продолжающейся за пределами листа. Можно построить композицию натюрморта, используя различные точки зрения: «снизу», когда мы смотрим на натюрморт снизу вверх (например, «Натюрморт с омарами» А. ван Бейерена) или сверху вниз (например, «Натюрморт» М. С. Сарьяна на с. 61 учебника).
Типичная ошибка при работе ребёнка над композицией натюрморта — неумение выделять композиционный центр. На главный элемент композиции устремляется в первую очередь взгляд зрителя, а располагаться он может совсем не в центре картины, но должен выделяться по форме, размерам, цвету и др. Так, в своём «Натюрморте с золотым кубком» голландский художник Виллем-Клас Хеда (учебник, с. 72) не побоялся нарушить симметрию композиции (характерную для голландских натюрмортов XVII в.) и сдвинул предметы, скатерть в правый угол картины. Смятая скатерть, упавший кубок, надкусанный хлеб — всё подчёркивает состоявшуюся трапезу. Если раньше натюрморт подчёркивал красоту и совершенство созданных природой или людьми объектов и вещей, то теперь художник увлечён прежде всего не самими предметами, а скорее незримым присутствием человека. Расположение предметов стало носить не празднично-торжественный, а как бы случайный, естественный характер. Для выражения идеи присутствия человека художник и использует такую сложную асимметричную диагональную композицию. Однако при всей асимметричности композиции сохраняется композиционное равновесие: группа предметов уравновешивается пространством фона — воздухом, который сохраняет присутствие, может быть, участников трапезы, а может быть, самого автора.
Учитель всегда должен помнить
Эта тема продолжает и развивает предыдущую тему, посвящённую реальности и фантазии в творчестве художника, праву художника на вымысел. Основная художественная проблема — дать представление о закономерностях построения композиции натюрморта в разные эпохи. Целесообразно начать урок с активного разговора о становлении жанра натюрморта, о том, как изображали предметный мир в древности. Можно вспомнить материал начальной школы и на его основе построить беседу о правилах изображения предметного мира в Древнем Египте, античной Греции и Риме, а также в странах Западной Европы и России. Важно подчеркнуть, что правила изображения, т. е. изобразительные системы, не были кем-то установлены раз и навсегда, а явились частью общего процесса развития культуры и менялись в зависимости от времени. До того как натюрморт сложился в самостоятельный жанр, вещи, окружающие человека в обыденной жизни, попадали в картину лишь в качестве атрибута или участвовали в создании образа, оттеняя ту или иную сторону замысла. Иногда такая деталь приобретала неожиданно глубокую значительность, получала собственный смысл. Необходимо обратить внимание учащихся на место расположения предметов в общей композиции фрески, иконы или картины.
Можно выбрать другой сценарий урока — предложить учащимся объяснить существующее на первый взгляд несоответствие в толковании перевода слова «натюрморт»: в переводе с французского «натюрморт» — мёртвая натура, а в переводе с английского — тихая жизнь. Для разрешения данной проблемы можно использовать на уроке викторины, кроссворды, игры, предложить детям представить себя различными предметами — нежным цветком, торжественной вазой, скромной тарелкой или очень важным кувшином и т. д. Можно разыграть сценки из жизни вещей, ответив на вопросы, какие у них характеры, взаимоотношения, у каких хозяев они проживают и т. д. Однако учитель не должен забывать, что основная проблема — развитие композиционного мышления. С целью получения композиционного опыта необходима вдумчивая работа с разворотами учебника. В учебнике специально дано материала больше, чем может быть освоено на одном уроке, и учитель может выбрать траекторию объяснения закономерностей построения композиции.
Можно построить беседу, используя метод сопоставления полотен различных мастеров, а также метод непосредственного присутствия, который поможет школьникам острее почувствовать цвет, характер изображения, композицию и замысел в целом. Обучение, основанное на методе сопоставления работ мастеров, оказывается весьма полезным для развития творческого начала, образности и гибкости мышления ребёнка, что способствует успешности обучения. В наш век растущего объёма информации и знаний первенство должно принадлежать методам обучения, нацеленным не на насыщение памяти учащегося готовыми знаниями, а на формирование умения самостоятельно анализировать, сопоставлять, воспроизводя всю систему частных явлений, привлекая на помощь зрительную и эмоциональную память, гибкость мышления, творческое воображение.
В качестве примера проведём беседу, нацеленную на формирование композиционного мышления.
Первый в современном понимании натюрморт — это «Ваза с фруктами» итальянского художника XVI в. Караваджо. Живописец выбрал для своего полотна самые обычные для итальянского горожанина предметы — плетёную вазу и фрукты. Всё обыденно — мёртвая натура. Однако мастер представляет на полотне настоящую, самоценную красоту плодов и вещей, любуясь «кусками» живой реальности. Великолепие, рождённое природой, соединилось с композиционным и живописным мастерством Караваджо. Художник выхватывает предметы из пространства, помещает их в светоносный «вакуум» и вплотную придвигает к зрителю. Нужно обратить внимание учащихся на монолитную композицию, её замкнутость и слитность, на красоту своеобразного орнамента, который создают силуэты форм корзины и фруктов. Для уравновешенности тяжёлого и тёмного пятна корзины с фруктами художник оставляет большое пространство фона. Гроздья винограда, спелые яблоки и груши, инжир и персики с каплями живой росы были изображены «с тщательностью отменной» (так отзывались о полотне современники художника). Здесь художник — певец красоты природы.
Совсем другое представление о предметах в «Натюрморте с омаром» голландского художника XVII в. Абрахама ван Бей- ерена. Торжествуют, поражают роскошью и богатством красок вещи, сделанные руками человека. Фрукты лишь обрамление дорогих предметов и редких лакомств, которые красуются на покрытом тончайшей шёлковой скатертью столе. Здесь нежно-жёлтые персики,
покрытые росой виноградные кисти, прозрачный стеклянный бокал с вином, блестящий серебряный кувшин, отражающий своей гладкой поверхностью льющийся из окна свет и лоснящиеся бока роскошного омара. Вся эта роскошь пугает своей невероятностью, заставляет зрителя испытывать восторг и восхищение
красотой создаваемого человеком мира. Для выражения своей идеи автор использует совсем другой композиционный ход. Если натюрморт Караваджо отличается уравновешенной симметричной композицией, то композиционное решение натюрморта с омарами гораздо более сложное. Вся масса прекрасных плодов, сосудов, омара уравновешивается белоснежной скатертью, которая добавляет в натюрморт ощущение присутствия человека. Щедра природа и талантлив, трудолюбив человек!
Произведения, написанные в разные эпохи, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря чёткому композиционному построению. Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью наиболее ясно и убедительно передать основной замысел, идею произведения.
Предметы, которые художник использует в натюрморте, можно разделить на две большие группы: объекты природы (цветы, плоды, рыба, дичь и т. д.) и вещи, сделанные руками человека. Особенности объектов природы — их недолговечность; вырванные из естественной среды, они обречены на скорую гибель (цветы вянут, дичь портится и т. п.). Поэтому одна из функций этого жанра — придать неизменность изменчивому, закрепить проходящую красоту, одержать победу над ходом времени.
Это придаёт натюрморту философичность и глубину, всегда привлекательную для зрителя.
Предметы, изготовленные человеком, как правило, сделаны из долговечных материалов — металла, дерева, керамики, стекла; они относительно стабильны, их формы устойчивы.
Отличие изготовленных вещей от объектов природы заключается в той содержательной стороне, которую они играют в натюрморте. Они в значительно большей степени служат характеристикой человека и его деятельности, вносят в натюрморт социальное содержание, дают в нём место теме труда и творчества. Главное, что объединяет объекты природы и вещи, сделанные руками человека, — воздействие их на зрителя.
Рассматривая картину, зритель обращает внимание на то, что и почему изображено, а также на то, как изображено. Строя беседу с учащимися, педагог использует пояснения и определения следующих понятий: композиция, целостность композиции, замкнутая и открытая композиция, композиционный центр, силуэт, точка зрения, ритм. Развитие композиционного мышления, обретение опыта рассуждения, открытия, формирование умений наблюдать и обобщать — основа нашего предмета.
Композиция — это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. К художественно-выразительным средствам композиции можно отнести формат, выделение композиционного центра, ритм, контраст, точку зрения и линию горизонта, открытость и замкнутость, целостность. В зависимости от своего замысла художник выбирает формат будущей работы — горизонтальный или вертикальный. Для достижения цельности композиции выделяет композиционный центр, где будет расположено главное, отказывается от второстепенных деталей, отвлекающих от главного контраста. Композиция может быть устойчивой, замкнутой или открытой, мысленно продолжающейся за пределами листа. Можно построить композицию натюрморта, используя различные точки зрения: «снизу», когда мы смотрим на натюрморт снизу вверх (например, «Натюрморт с омарами» А. ван Бейерена) или сверху вниз (например, «Натюрморт» М. С. Сарьяна на с. 61 учебника).
Типичная ошибка при работе ребёнка над композицией натюрморта — неумение выделять композиционный центр. На главный элемент композиции устремляется в первую очередь взгляд зрителя, а располагаться он может совсем не в центре картины, но должен выделяться по форме, размерам, цвету и др. Так, в своём «Натюрморте с золотым кубком» голландский художник Виллем-Клас Хеда (учебник, с. 72) не побоялся нарушить симметрию композиции (характерную для голландских натюрмортов XVII в.) и сдвинул предметы, скатерть в правый угол картины. Смятая скатерть, упавший кубок, надкусанный хлеб — всё подчёркивает состоявшуюся трапезу. Если раньше натюрморт подчёркивал красоту и совершенство созданных природой или людьми объектов и вещей, то теперь художник увлечён прежде всего не самими предметами, а скорее незримым присутствием человека. Расположение предметов стало носить не празднично-торжественный, а как бы случайный, естественный характер. Для выражения идеи присутствия человека художник и использует такую сложную асимметричную диагональную композицию. Однако при всей асимметричности композиции сохраняется композиционное равновесие: группа предметов уравновешивается пространством фона — воздухом, который сохраняет присутствие, может быть, участников трапезы, а может быть, самого автора.
Учитель всегда должен помнить