ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После собственных исследований распределения света на предметах при разнонаправленном освещении проследим, как передают светотень на своих полотнах живописцы. В этом учителю помогут репродукции в учебнике (с. 68—73). Метод сопоставления полотен даст возможность подчеркнуть свое­образие каждого художника, поможет выявить общие приёмы передачи светотени. Яркий свет обнажает мир. Мерцающий свет свечи дарит происходящему тайну. Может быть, имен­но благодаря свету множество художников создали свои ше­девры!

Роль контрастов яркое воплощение получила в творчестве итальянского живописца Микеланджело да Караваджо («Маль­чик с фруктами», «Вакх», «Гадание», «Лютнист»). Резкий поток света выхватывает предметы из тёмного пространства. Све­товые контрасты создают ощущение повышенной реалистич­ности и в то же время придают обычным вещам загадочность. Источник света в композициях не показан: очевидно, худож­ник имел в виду не реальное освещение, а Божественный свет, который озаряет мир и подчёркивает его тайный смысл.

Последователем Караваджо был Ж. де Латур. Картина Ла- тура «Святой Иосиф-плотник» на первый взгляд полностью лишена какой бы то ни было торжественности; художник представляет обычного ремесленника с мальчиком — маль- чик-Христос держит свечу над склонившимся к работе Иоси­фом. И хотя речь идёт о плотнике, пламя свечи освещает ли­цо Христа и привлекает внимание зрителей именно к нему, а не к фигуре Иосифа.

Другим художником, использовавшим возможности на­правленного освещения, был Франсиско Сурбаран. Рассмот­рим его «Натюрморт» с четырьмя вазами (учебник, с. 69). По­лоса яркого света выхватывает расположенные на переднем плане предметы из условного тёмного пространства, откуда на них падают густые тени. С предельной материальностью воспроизведены предметы повседневного скудного мона­стырского быта. Живописец изобразил простые и изящные вещи — вазочки, кувшинчик, металлическое блюдо и чашу. Строгая, упорядоченная композиция наполнена жизнью бла­годаря тонкой игре рефлексов (цветных бликов). Натюрмор­ты художника реалистичны, в них передана вещественность предметов, их материальность, порой достигающая иллюзии осязания. При этом каждый предмет изображён отдельно, с тем чтобы можно было почувствовать его значительность и красоту. Художник благоговейно и простодушно расставля­ет свои предметы в ряд. У Сурбарана никогда один предмет не загораживает другой. В каждом из них он внимательно прослеживает не только форму, но и материал, например гли­ну кувшина, металл тарелки, фаянс вазочки. Даже отражения этих предметов волнуют автора — он нигде ими не пренебре­гает. Всё это вызывает чувство волнующей гармонии.


Совсем другое освещение на полотнах Ж.-Б. Шарде­на — источник освещения дальше и свет не такой контраст­ный. Кажется, что человек прикасался к предметам, поль­зовался ими, но вдруг отлучился ненадолго, и предметы застыли в шатком спокойствии, ожидая возвращения хозяина и сохраняя ритм его работы. Творчество Шардена отличалось строгостью и свободой композиции, тонкостью колористиче­ских решений. «Натюрморт с атрибутами искусств» (учебник, с. 73) был заказан художнику Екатериной II для украшения конференц-зала Академии художеств в Санкт-Петербурге, и отсюда тщательность в отделке композиции, определённая сдержанность колористического решения. В центре натюр­морта — гипсовая модель статуи Меркурия (работы извест­ного французского скульптора Пигаля). Вокруг неё располо­жились рабочие инструменты живописцев, ваятелей, зодчих. Палитра с кистями небрежно брошена на ящик с красками, холодно блещущие чертёжные инструменты выглядывают из футляра. Громоздятся книги, папки с гравюрами, архитек­турные чертежи... Но весь этот видимый беспорядок подчинён безупречной, строгой, выверенной композиционной логике. Строгость построения поддерживается красочной гаммой, бо­гатой тончайшими оттенками, но в то же время сдержанной, базирующейся на серых, коричневатых, белых тонах, которые оживляют лишь несколько пятен красного и синего цвета.

Практическая работа

Первое задание: наблюдение простейших геометрических фигур при различном освещении, исследование того, как распределяется светотень, как изменение освещения влияет на выявление формы предмета.

Для выполнения наблюдения удобнее всего разбить класс на небольшие группы. У каждой группы свой предмет для на­блюдения (можно использовать выполненные из бумаги гео­метрические тела) и фонарик. По мере выполнения задания группы обмениваются предметами. Установить предмет мож­но на предметном столике или просто на парте, закрепив фонарик (лампу) в нужном положении. Учитель руководит процессом наблюдения, обращая внимание учащихся на все составляющие светотени, например: «Сравните собственную и падающую тени. Рассмотрите направление падающей тени. От чего зависит направление падающей тени? Найдите реф­лекс на поверхности предмета. Какая сторона предмета самая светлая?» И т. д. Очень интересно поставить перед источником света несколько предметов один за другим и понаблюдать, как распределяется светотень на предметах в зависимости от их удалённости от источника света. Необходимо обратить внимание учащихся также на иллюстрации в учебнике (с. 70).



Далее учащиеся выполняют на листе бумаги наброски гео­метрических тел при направленном освещении в положении по свету и против света. Выполняются наброски геометриче­ских тел тоном, без лишних подробностей, с использованием мягкой штриховки. Выполнение набросков даёт школьнику возможность наблюдать и сравнивать разные по форме пред­меты, т. е. развивает аналитические возможности, формирует художественное видение мира.

Второе задание: выполнение рисунка группы геометриче­ских тел при направленном освещении. Задача, которую ре­шают дети, выполняя это задание, — тональным контрастом добиться драматического звучания изображения натюрморта.

Начинают рисунок натюрморта с обобщённого наброска всей группы предметов без выделения каждого из них в от­дельности. Следующий этап работы: линиями прорисовывают общие размеры и очертания каждого предмета. Ведётся по­стоянное сравнение величин одного предмета по отношению к другому, уточняются пропорции тел по высоте, ширине.

Для этого используются дополнительные линии, линии по­строения.

Особого внимания заслуживает выразительность тона. Стоит помнить, что от расположения плоскости подставки по отношению к уровню горизонта (на линии горизонта, вы­ше её или ниже) зависят пространственные отношения между предметами, степень перспективного сокращения их пло­скостей. Задача во многом станет легче, если все предметы сначала изобразить так, как будто они прозрачные. Для этого нужно прорисовать и те части, которые не видны в натуре. По существу, прорисовывается полная конструкция каждого предмета, что позволяет избежать ошибок и неточностей в их строении.

Типичная ошибка при рисовании группы предметов, осо­бенно если они очень близко, вплотную расположены друг к другу, — смещение или наложение следков (очертаний ос­нований) предметов друг на друга. Неточности в изображе­нии пространственного расположения оснований предметов возникают оттого, что рисующий плохо чувствует расстояние, пространство между предметами. Во избежание смещения рекомендуется рассмотреть группу предметов сверху.

Ещё одна типичная ошибка
— слабая композиция рисунка, когда предметы слишком велики и не помещаются на листе бумаги или, наоборот, очень малы. Это происходит оттого, что ученик рассматривает предметы отдельно друг от друга и не видит всю постановку целиком.

Следует подчеркнуть, что всё построение изображения ведётся тонкими линиями со слабым нажимом. И только постепенно, по мере уточнения рисунка, как в целом, так и в деталях, появляются линии с большим нажимом — линии, обозначающие передние грани, углы, плоскости. Одновре­менно ластиком стираются вспомогательные линии, линии построения.

После этого широкими штрихами покрываются средним (не очень сильным) тоном общие тени — участки рисунка, рас­положенные в тени, независимо от того, собственная это тень или падающая. Следующий этап — более тонкая, детальная светотеневая проработка формы каждого предмета. Для это­го надо определить самые тёмные и самые светлые места на предметах в натуре и разницу в тоне между собственной тенью и падающей. При правильном соблюдении этих законо­мерностей в рисунке будут хорошо чувствоваться простран­ственные планы, отношения, воздушность.

Особенно интересно, используя идею борьбы света и те­ни, выполнить натюрморт из двух-трёх простых и хорошо зна­комых предметов сразу кистью с помощью тёмной и белой гуаши, драматически напрягая тональные отношения (помня о рефлексах). При выполнении данного задания формируется умение видеть и переживать красоту, умение замечать инте­ресное, необычайное и, конечно, умение удивляться.

Данная тема — прекрасная возможность для учителя и уче­ника экспериментировать, постигать новые выразительные средства и приёмы изображения объёмного мира предметов.

Задание на дом: выполнить наброски и зарисовки осве­щённых предметов.

Урок: «Натюрморт в графике»

Планируемые результаты:

  • осваивать первичные умения графического изображе­ния натюрморта с натуры или по представлению;

  • получать представление о различных графических тех­никах;

  • узнавать о том, что такое гравюра, каковы её виды, а также особенности печатной графики;

  • знакомиться и приобретать опыт восприятия графи­ческих произведений, выполненных в различных техниках из­вестными мастерами;

  • приобретать умения и творческий опыт выполнения гравюры наклейками на картоне и получения оттисков.

Понятия: линия, пятно, штрих, печатная графика, гравюра.


Практическая работа: выполнение натюрморта в разных графических техниках; выполнение гравюры наклейками (ва­рианты практической работы).

Материалы: карандаш или перо, гелевая ручка, уголь, чёр­ная тушь или гуашь; бумага.

Зрительный ряд: Н. Н. Куп рея нов. Натюрморт с лам­пой (учебник, с. 76); И. В. Голицын. Ваня рисует; П. П. Ко н- чаловский. Зарисовка пейзажа; рисунки П. Пикассо (учеб­ник, с. 16, 25, 31).

Образно-выразительные достоинства графической рабо­ты заключаются в её лаконизме, ёмкости образов и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намёк на него со­ставляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.

Художнику порой достаточно очень простых средств — гра­фитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В некоторых случаях он использует для создания своих произведений сложные приспособле­ния: печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое.

Учиться рисовать означает учиться особым образом мыслить. Фотографический аппарат, например, обладает прекрасным зрением. Но это механическое зрение. Человек воспринимает окружающий мир иначе, а художник тем более. Наши глаза наблюдают один и тот же предмет, но каждый из нас видит его по-своему, поскольку в процессе восприятия мы автоматически выбираем то, что нам важно. Как художник видит натуру? Его видение связано с его мировоззрением, с его живым чувством, с его отношением к увиденному.

Шестиклассники хорошо знакомы с графическими мате­риалами: карандашами, разнообразными мелками, палочками обожжённого древесного угля, фломастерами и различными ручками, а также с традиционными в графике тушью и пе­ром (вместо которого иногда применяют заострённую палочку или кисть), имеют опыт работы с ними. Учащимся полезно бу­дет поработать над воплощением собственного художествен­ного замысла в знакомом и любимом материале или иссле­довать неизвестные техники. Выполнение творческих заданий развивает у учащихся способность к проектной деятельности, гибкость мышления, творческое воображение, креативность.

Спецификой темы является задача выполнения натюр­морта сугубо графическими способами и материалами. Это не просто рисунок. Здесь возможна проба работы в насто­ящей печатной технике, доступной в классе, — гравюре на­клейками. В учебнике объяснён весь процесс работы (с. 77).