ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 347
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После собственных исследований распределения света на предметах при разнонаправленном освещении проследим, как передают светотень на своих полотнах живописцы. В этом учителю помогут репродукции в учебнике (с. 68—73). Метод сопоставления полотен даст возможность подчеркнуть своеобразие каждого художника, поможет выявить общие приёмы передачи светотени. Яркий свет обнажает мир. Мерцающий свет свечи дарит происходящему тайну. Может быть, именно благодаря свету множество художников создали свои шедевры!
Роль контрастов яркое воплощение получила в творчестве итальянского живописца Микеланджело да Караваджо («Мальчик с фруктами», «Вакх», «Гадание», «Лютнист»). Резкий поток света выхватывает предметы из тёмного пространства. Световые контрасты создают ощущение повышенной реалистичности и в то же время придают обычным вещам загадочность. Источник света в композициях не показан: очевидно, художник имел в виду не реальное освещение, а Божественный свет, который озаряет мир и подчёркивает его тайный смысл.
Последователем Караваджо был Ж. де Латур. Картина Ла- тура «Святой Иосиф-плотник» на первый взгляд полностью лишена какой бы то ни было торжественности; художник представляет обычного ремесленника с мальчиком — маль- чик-Христос держит свечу над склонившимся к работе Иосифом. И хотя речь идёт о плотнике, пламя свечи освещает лицо Христа и привлекает внимание зрителей именно к нему, а не к фигуре Иосифа.
Другим художником, использовавшим возможности направленного освещения, был Франсиско Сурбаран. Рассмотрим его «Натюрморт» с четырьмя вазами (учебник, с. 69). Полоса яркого света выхватывает расположенные на переднем плане предметы из условного тёмного пространства, откуда на них падают густые тени. С предельной материальностью воспроизведены предметы повседневного скудного монастырского быта. Живописец изобразил простые и изящные вещи — вазочки, кувшинчик, металлическое блюдо и чашу. Строгая, упорядоченная композиция наполнена жизнью благодаря тонкой игре рефлексов (цветных бликов). Натюрморты художника реалистичны, в них передана вещественность предметов, их материальность, порой достигающая иллюзии осязания. При этом каждый предмет изображён отдельно, с тем чтобы можно было почувствовать его значительность и красоту. Художник благоговейно и простодушно расставляет свои предметы в ряд. У Сурбарана никогда один предмет не загораживает другой. В каждом из них он внимательно прослеживает не только форму, но и материал, например глину кувшина, металл тарелки, фаянс вазочки. Даже отражения этих предметов волнуют автора — он нигде ими не пренебрегает. Всё это вызывает чувство волнующей гармонии.
Совсем другое освещение на полотнах Ж.-Б. Шардена — источник освещения дальше и свет не такой контрастный. Кажется, что человек прикасался к предметам, пользовался ими, но вдруг отлучился ненадолго, и предметы застыли в шатком спокойствии, ожидая возвращения хозяина и сохраняя ритм его работы. Творчество Шардена отличалось строгостью и свободой композиции, тонкостью колористических решений. «Натюрморт с атрибутами искусств» (учебник, с. 73) был заказан художнику Екатериной II для украшения конференц-зала Академии художеств в Санкт-Петербурге, и отсюда тщательность в отделке композиции, определённая сдержанность колористического решения. В центре натюрморта — гипсовая модель статуи Меркурия (работы известного французского скульптора Пигаля). Вокруг неё расположились рабочие инструменты живописцев, ваятелей, зодчих. Палитра с кистями небрежно брошена на ящик с красками, холодно блещущие чертёжные инструменты выглядывают из футляра. Громоздятся книги, папки с гравюрами, архитектурные чертежи... Но весь этот видимый беспорядок подчинён безупречной, строгой, выверенной композиционной логике. Строгость построения поддерживается красочной гаммой, богатой тончайшими оттенками, но в то же время сдержанной, базирующейся на серых, коричневатых, белых тонах, которые оживляют лишь несколько пятен красного и синего цвета.
Практическая работа
Первое задание: наблюдение простейших геометрических фигур при различном освещении, исследование того, как распределяется светотень, как изменение освещения влияет на выявление формы предмета.
Для выполнения наблюдения удобнее всего разбить класс на небольшие группы. У каждой группы свой предмет для наблюдения (можно использовать выполненные из бумаги геометрические тела) и фонарик. По мере выполнения задания группы обмениваются предметами. Установить предмет можно на предметном столике или просто на парте, закрепив фонарик (лампу) в нужном положении. Учитель руководит процессом наблюдения, обращая внимание учащихся на все составляющие светотени, например: «Сравните собственную и падающую тени. Рассмотрите направление падающей тени. От чего зависит направление падающей тени? Найдите рефлекс на поверхности предмета. Какая сторона предмета самая светлая?» И т. д. Очень интересно поставить перед источником света несколько предметов один за другим и понаблюдать, как распределяется светотень на предметах в зависимости от их удалённости от источника света. Необходимо обратить внимание учащихся также на иллюстрации в учебнике (с. 70).
Далее учащиеся выполняют на листе бумаги наброски геометрических тел при направленном освещении в положении по свету и против света. Выполняются наброски геометрических тел тоном, без лишних подробностей, с использованием мягкой штриховки. Выполнение набросков даёт школьнику возможность наблюдать и сравнивать разные по форме предметы, т. е. развивает аналитические возможности, формирует художественное видение мира.
Второе задание: выполнение рисунка группы геометрических тел при направленном освещении. Задача, которую решают дети, выполняя это задание, — тональным контрастом добиться драматического звучания изображения натюрморта.
Начинают рисунок натюрморта с обобщённого наброска всей группы предметов без выделения каждого из них в отдельности. Следующий этап работы: линиями прорисовывают общие размеры и очертания каждого предмета. Ведётся постоянное сравнение величин одного предмета по отношению к другому, уточняются пропорции тел по высоте, ширине.
Для этого используются дополнительные линии, линии построения.
Особого внимания заслуживает выразительность тона. Стоит помнить, что от расположения плоскости подставки по отношению к уровню горизонта (на линии горизонта, выше её или ниже) зависят пространственные отношения между предметами, степень перспективного сокращения их плоскостей. Задача во многом станет легче, если все предметы сначала изобразить так, как будто они прозрачные. Для этого нужно прорисовать и те части, которые не видны в натуре. По существу, прорисовывается полная конструкция каждого предмета, что позволяет избежать ошибок и неточностей в их строении.
Типичная ошибка при рисовании группы предметов, особенно если они очень близко, вплотную расположены друг к другу, — смещение или наложение следков (очертаний оснований) предметов друг на друга. Неточности в изображении пространственного расположения оснований предметов возникают оттого, что рисующий плохо чувствует расстояние, пространство между предметами. Во избежание смещения рекомендуется рассмотреть группу предметов сверху.
Ещё одна типичная ошибка
— слабая композиция рисунка, когда предметы слишком велики и не помещаются на листе бумаги или, наоборот, очень малы. Это происходит оттого, что ученик рассматривает предметы отдельно друг от друга и не видит всю постановку целиком.
Следует подчеркнуть, что всё построение изображения ведётся тонкими линиями со слабым нажимом. И только постепенно, по мере уточнения рисунка, как в целом, так и в деталях, появляются линии с большим нажимом — линии, обозначающие передние грани, углы, плоскости. Одновременно ластиком стираются вспомогательные линии, линии построения.
После этого широкими штрихами покрываются средним (не очень сильным) тоном общие тени — участки рисунка, расположенные в тени, независимо от того, собственная это тень или падающая. Следующий этап — более тонкая, детальная светотеневая проработка формы каждого предмета. Для этого надо определить самые тёмные и самые светлые места на предметах в натуре и разницу в тоне между собственной тенью и падающей. При правильном соблюдении этих закономерностей в рисунке будут хорошо чувствоваться пространственные планы, отношения, воздушность.
Особенно интересно, используя идею борьбы света и тени, выполнить натюрморт из двух-трёх простых и хорошо знакомых предметов сразу кистью с помощью тёмной и белой гуаши, драматически напрягая тональные отношения (помня о рефлексах). При выполнении данного задания формируется умение видеть и переживать красоту, умение замечать интересное, необычайное и, конечно, умение удивляться.
Данная тема — прекрасная возможность для учителя и ученика экспериментировать, постигать новые выразительные средства и приёмы изображения объёмного мира предметов.
Задание на дом: выполнить наброски и зарисовки освещённых предметов.
Урок: «Натюрморт в графике»
Планируемые результаты:
-
осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры или по представлению; -
получать представление о различных графических техниках; -
узнавать о том, что такое гравюра, каковы её виды, а также особенности печатной графики; -
знакомиться и приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами; -
приобретать умения и творческий опыт выполнения гравюры наклейками на картоне и получения оттисков.
Понятия: линия, пятно, штрих, печатная графика, гравюра.
Практическая работа: выполнение натюрморта в разных графических техниках; выполнение гравюры наклейками (варианты практической работы).
Материалы: карандаш или перо, гелевая ручка, уголь, чёрная тушь или гуашь; бумага.
Зрительный ряд: Н. Н. Куп рея нов. Натюрморт с лампой (учебник, с. 76); И. В. Голицын. Ваня рисует; П. П. Ко н- чаловский. Зарисовка пейзажа; рисунки П. Пикассо (учебник, с. 16, 25, 31).
Образно-выразительные достоинства графической работы заключаются в её лаконизме, ёмкости образов и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намёк на него составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.
Художнику порой достаточно очень простых средств — графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В некоторых случаях он использует для создания своих произведений сложные приспособления: печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое.
Учиться рисовать означает учиться особым образом мыслить. Фотографический аппарат, например, обладает прекрасным зрением. Но это механическое зрение. Человек воспринимает окружающий мир иначе, а художник тем более. Наши глаза наблюдают один и тот же предмет, но каждый из нас видит его по-своему, поскольку в процессе восприятия мы автоматически выбираем то, что нам важно. Как художник видит натуру? Его видение связано с его мировоззрением, с его живым чувством, с его отношением к увиденному.
Шестиклассники хорошо знакомы с графическими материалами: карандашами, разнообразными мелками, палочками обожжённого древесного угля, фломастерами и различными ручками, а также с традиционными в графике тушью и пером (вместо которого иногда применяют заострённую палочку или кисть), имеют опыт работы с ними. Учащимся полезно будет поработать над воплощением собственного художественного замысла в знакомом и любимом материале или исследовать неизвестные техники. Выполнение творческих заданий развивает у учащихся способность к проектной деятельности, гибкость мышления, творческое воображение, креативность.
Спецификой темы является задача выполнения натюрморта сугубо графическими способами и материалами. Это не просто рисунок. Здесь возможна проба работы в настоящей печатной технике, доступной в классе, — гравюре наклейками. В учебнике объяснён весь процесс работы (с. 77).