ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 348
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа. Начинается работа с выбора темы и сюжета натюрморта. Затем выполняется несколько небольших композиционных эскизов натюрморта. Дальнейшее воплощение замысла может иметь разные варианты исполнения. Учитель вправе подсказать учащимся варианты композиционного решения натюрморта, используя натурные постановки или работу по фантазии. Все предлагаемые задания невозможно выполнить за один урок, поэтому рекомендуется выбрать одно задание или, если есть возможность, отвести на данную тему несколько уроков.
Возможное задание: выполнение натюрморта с использованием чёрной туши (гуаши) и кисти. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только чёрного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством чёрного и белого. При таком изображении в создании общего впечатления начинает активно участвовать белый лист бумаги. Чистый белый фон листа, не занятый изображениями и даже проступающий под изображением, условно воспринимается как пространство.
Ещё один вариант практической работы — выполнение натюрморта пером или гелевыми ручками. Рисунки, выполненные пером, очень выразительны. Перо как инструмент рисования своими богатыми возможностями с давних пор привлекало к себе внимание художников. Ошибки в рисунке, легко исправляемые при рисовании другими материалами, при работе пером почти неисправимы. Это обстоятельство заставляет художника быть особенно внимательным и осторожным при проведении линии. Поэтому технику рисунка пером (или тростниковой палочкой) следует рекомендовать на уроках изобразительного искусства как отличную школу тренировки точности руки, верности глаза.
Урок: «Цвет в натюрморте»
Планируемые результаты:
-
приобретать представление о новом понимании выразительных возможностей цвета в изобразительном искусстве XIX—ХХ вв.; -
характеризовать колористический образ, выразительные возможности цвета в натюрмортах известных художников; -
выражать цветом в композиции натюрморта заданное эмоциональное состояние, настроение; -
овладевать простыми навыками создания изобразительной композиции в технике монотипии; -
развивать творческие способности, экспериментируя, исследуя выразительные возможности цвета.
Понятия: колорит, нюанс, локальный цвет, цветовая гармония.
Практическая работа: выполнение натюрморта, выражающего то или иное настроение.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: К. Моне. Руанский собор в полдень, Руанский собор вечером; П. Сезанн. Натюрморт с драпировкой; В. Ван Гог. Подсолнухи; А. Матисс. Красная комната; К. А. Коровин. Рыбы, вино и фрукты; И. Э. Грабарь. Неприбранный стол; П. П. Кончаловский. Натюрморт; И. И. Машков. Синие сливы; П. В. Кузнецов. Натюрморт с хрусталём; К. С. Петров-Водкин. Утренний натюрморт; Р Р. Фальк. Красная мебель (учебник, с. 78—85) и др.
Основная художественная проблема урока — развитие колористического зрения, формирование понимания различий между живописью и раскраской, раскрытие выразительных возможностей живописи. Учащимся уже известно, что живопись — это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. В процессе работы над темой важно подчеркнуть, что живопись — важное средство воздействия на мысли и чувства зрителей, а цвет активнее всего способен создавать настроение.
Данная тема сложна для учащихся и учителя. Все видят, ощущают, что окружающий мир яркий и многокрасочный.
Однако работы детей часто далеки от настоящего цветового богатства.
Учителю сложно избавить детей от стереотипа раскрашивания изображения, когда невероятные возможности цвета, красота цветовых сочетаний и отношений заменяются краской из банки. Связано это с тем, что учащиеся часто не столько видят цвета, сколько знают их и соответственно этому знанию раскрашивают свои работы, не улавливая разницу между тем, что художники называют «написанным», и тем, что называют «раскрашенным». Здесь сказывается цветовая слепота, неразвитость цветного зрения. Задача учителя изобразительного искусства — избавить учащегося от этой слепоты. Живопись — это не закрашивание зелёной травы зелёным, а розовых роз розовым. Именно схематичное восприятие цветов является чаще всего причиной того, что работа выглядит неестественно. Задача учителя — развивать умение видеть, а значит, умения
наблюдать, различать оттенки цвета, исследовать соотношения цветов между собой. Учитель должен стараться не допускать просто повторения цвета натуры в работах учащихся, должен настаивать на том, чтобы ребёнок не пользовался краской из банки, а смешивал цвета, учился находить соотношения цветов и оттенков между собой. Живопись — это «живое письмо», богатство цвета, когда зелёное, например, это синее и жёлтое, а ещё и красное.
Беседу на уроке можно начать с наблюдений и рассказов самих учащихся о цвете в природе, например: «Летний солнечный день, а потом небо затянулось тучами, пошёл дождь. Всё стало серым, бесцветным. Вдруг маленький солнечный лучик осветил всё вокруг, и настроение сразу улучшилось...
Начало осени мы безошибочно определяем по изменению цвета листьев. Золотая осень — это праздничное сочетание тёплых красок, близких к цвету золота, а часто и контраст тёплых и холодных.
Холодная зима, нежные краски весны, звонкие цвета лета — каждое из этих времён года имеет свою палитру. Цвет способен создать настроение, и это качество цвета способен почувствовать каждый». Школьники охотно участвуют в беседе, рассуждают, делают правильные выводы, внимательно слушают объяснения учителя.
Свою книгу об искусстве художник Ю. И. Пименов назвал «Необыкновенность обыкновенного». Само это название раскрывает главную мысль художника: «Мне кажется, что всё обыкновенное, что мы видим вокруг, интересно необыкновенно и требует в искусстве не обыкновенного, не ординарного решения. Тогда действительность раскрывается в искусстве с особой силой, а необыкновенность решения художника раскрывает перед зрителем не замечаемую им часто сложность и глубину обыкновенной жизни... Эта работа требует взволнованности, наблюдения, увлечения и воображения».
Многие думают, что необходимо сначала научиться техническим приёмам и правилам работы с красками, что в этом тайна живописи. Существуют, конечно, определённые приёмы и технические правила, но не с них начинается творчество. В первую очередь важно развить в себе способность видеть окружающее глазами художника, способность быть наблюдательным и памятливым. Наблюдательность — это направленное внимание, при котором отбираются и запоминаются яркие зрительные образы.
Работая с серией учебников «Школа Неменского», опытные учителя уже в начальной школе учат детей различать богатство нюансов цвета.
Если у учащихся опыт работы с цветом небольшой, в процессе изучения темы полезно познакомить их с монохромной живописью (оттенками одного тона), а затем уже с системой взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма).
Перед выполнением практического задания можно провести игру «Поставь натюрморт». Учащимся предлагается вместе с учителем поучаствовать в создании натюрмортной постановки. Класс делится на несколько групп, и после вступительной беседы каждая группа ставит натюрморт, тем более что опыт коллективной работы у учащихся есть. Учитель сам в процессе диалога с детьми выполняет постановку в центре класса.
Учитель рекомендует учащимся поставить натюрморт не более чем из трёх предметов, выбирая предметы простой формы, чтобы все усилия направить на цветовое решение работы. Например, учитель предлагает положить на синюю скатерть лимон. Этот жёлтый огонёк обязательно привлечёт внимание детей. Пусть свет из окна падает сбоку, таким образом одна сторона лимона будет слегка затенена, а другая, освещённая сторона будет казаться ярче обычного. Стоит предложить учащимся несколько вариантов фона: тёмно-коричневый фон выглядит слишком мрачным рядом со сверкающим лимоном; желтоватый фон как бы тушит жёлтый огонёк лимона; спокойный серый цвет с чуть лиловатым оттенком (лист бумаги) подчеркнёт выразительный контраст между лимоном и скатертью. Пусть дети рассуждают, сравнивают и выбирают лучший фон. Можно предложить добавить к лимону разнообразные фрукты (красные яблоки, груши, кисть винограда, апельсины и др.), но их должно быть немного, например две зеленоватые груши. Груши положим в белую миску, добавим светло-голубую чашку, чуть сдвинем скатерть, открыв кусочек красновато-коричневого стола, и т. д.
Учитель может выбрать любые предметы и драпировки, поставив разные «цветовые» задачи: натюрморт на тёплые, контрастные или сближенные цвета, монохромный натюрморт и др. Например, как сказочно выглядят красные яблоки на фоне зелени! А если положить их на оранжевую скатерть? Что произойдёт? Почему яблоки словно погасли, как бы утратив энергию своего цвета? Оранжевый тоже яркий и близкий к красному цвет, поэтому и впечатление такое. Зелёный подчёркивает яркость красного, а оранжевый заглушает. При взаимодействии одного цвета с другим кажется, что меняется не только степень яркости, но и характер цветового оттенка. Можно взять просто зелёную ветку. Чем холоднее фон, тем более тёплым кажется цвет ветки. И наоборот, на тёплом фоне зелень приобретает более холодный оттенок. Ветка будет выглядеть по-разному в комнате, на улице, на фоне синего неба, на жёлтой стене дома и т. д.
Увидеть и восхититься цветом предметов ещё не значит научиться передавать его на полотне. Следующий этап работы над темой — обращение к полотнам мастеров, чтобы дети могли ответить на вопрос, как передают цветовое богатство мира художники. Конечно, желательно побывать в местном музее или картинной галерее и рассмотреть живописные полотна, но можно воспользоваться репродукциями картин, представленными в учебнике, альбомах, Интернете.
Целесообразно показать репродукции на экране, максимально увеличив нужный фрагмент картины, чтобы каждый ребёнок убедился в разнообразии цветовых нюансов, смог «потрогать» глазами цветовое богатство картины. Для этих целей можно использовать следующие живописные фрагменты: драпировка на полотне П. Сезанна «Натюрморт с драпировкой», фрагмент пола в работе В. Ван Гога «Стул и трубка», фрагмент рыб в натюрморте К. А. Коровина «Рыбы, вино и фрукты» и др. Сначала можно крупно показать фрагмент, чтобы учащиеся определили, что за предмет изобразил художник, а затем — репродукцию целиком, указав, какой фрагмент был увеличен.
Используя метод сопоставления, соотнесём живопись П. Сезанна и И. Э. Грабаря, А. Матисса и К. А. Коровина, И. И. Машкова и Р Р. Фалька. Главное — подвести учащихся к пониманию того, что цвет — душа живописи, без цвета живопись не существует. Цвет — это жизнь живописи. Важнейшая функция цвета в живописи — доводить до предела как чувственную достоверность изображения, так и смысловую и эмоциональную выразительность произведения. Но понимание цвета у художников особенное. Цвет предмета для художника чрезвычайно изменчив, один и тот же предмет может быть разного цвета в зависимости от освещения, соседнего предмета, места расположения (на улице или в помещении и др.). Например, можно рассмотреть красный цвет в натюрморте Машкова, где он радостный, нарядный, и сравнить его с красным цветом в работе Фалька, где он тревожный, напряжённый, конфликтный.
Художник знает, что каждый новый цвет, положенный на плоскость картины, меняет соседние цвета и тем самым меняет общее цветовое равновесие. Каждый новый цвет может разрушить гармонию или создать её, погасить сильное пятно другого цвета или зажечь это пятно. Художник постоянно учится видеть цветовые различия. Настоящие законы колорита можно вывести не из законов природы как таковых, а из того, как эти законы понимает и передаёт в живописи человек — творец истории, творец искусства. Разные художники в разное время находили новые стороны выразительности и красоты цвета в связи с новыми задачами, которые возникали перед искусством. Для решения разных задач каждый художник использовал свой колорит, который зависел от замысла картины, от того, какие чувства и смыслы художник хотел выразить на полотне.