ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 348

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практическая работа. Начинается работа с выбора те­мы и сюжета натюрморта. Затем выполняется несколько не­больших композиционных эскизов натюрморта. Дальнейшее воплощение замысла может иметь разные варианты испол­нения. Учитель вправе подсказать учащимся варианты ком­позиционного решения натюрморта, используя натурные по­становки или работу по фантазии. Все предлагаемые задания невозможно выполнить за один урок, поэтому рекомендуется выбрать одно задание или, если есть возможность, отвести на данную тему несколько уроков.

Возможное задание: выполнение натюрморта с использо­ванием чёрной туши (гуаши) и кисти. Добиться выразитель­ного рисунка можно даже при использовании только чёрного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством чёрного и белого. При таком изображении в создании общего впечатления начинает активно участвовать белый лист бумаги. Чистый белый фон листа, не занятый изображениями и даже проступающий под изображением, условно воспринимается как пространство.

Ещё один вариант практической работы — выполнение натюрморта пером или гелевыми ручками. Рисунки, вы­полненные пером, очень выразительны. Перо как инструмент рисования своими богатыми возможностями с давних пор привлекало к себе внимание художников. Ошибки в рисунке, легко исправляемые при рисовании другими материалами, при работе пером почти неисправимы. Это обстоятельство заставляет художника быть особенно внимательным и осто­рожным при проведении линии. Поэтому технику рисунка пером (или тростниковой палочкой) следует рекомендовать на уроках изобразительного искусства как отличную школу тренировки точности руки, верности глаза.

Урок: «Цвет в натюрморте»

Планируемые результаты:

  • приобретать представление о новом понимании выра­зительных возможностей цвета в изобразительном искусстве XIX—ХХ вв.;

  • характеризовать колористический образ, выразитель­ные возможности цвета в натюрмортах известных художников;

  • выражать цветом в композиции натюрморта заданное эмоциональное состояние, настроение;

  • овладевать простыми навыками создания изобрази­тельной композиции в технике монотипии;

  • развивать творческие способности, экспериментируя, исследуя выразительные возможности цвета.


Понятия: колорит, нюанс, локальный цвет, цветовая гар­мония.

Практическая работа: выполнение натюрморта, выражаю­щего то или иное настроение.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: К. Моне. Руанский собор в полдень, Руанский собор вечером; П. Сезанн. Натюрморт с драпи­ровкой; В. Ван Гог. Подсолнухи; А. Матисс. Красная ком­ната; К. А. Коровин. Рыбы, вино и фрукты; И. Э. Грабарь. Неприбранный стол; П. П. Кончаловский. Натюрморт; И. И. Машков. Синие сливы; П. В. Кузнецов. Натюрморт с хрусталём; К. С. Петров-Водкин. Утренний натюрморт; Р Р. Фальк. Красная мебель (учебник, с. 78—85) и др.

Основная художественная проблема урока — развитие ко­лористического зрения, формирование понимания различий между живописью и раскраской, раскрытие выразительных возможностей живописи. Учащимся уже известно, что живо­пись — это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на ка­кую-либо поверхность. В процессе работы над темой важно подчеркнуть, что живопись — важное средство воздействия на мысли и чувства зрителей, а цвет активнее всего способен создавать настроение.

Данная тема сложна для учащихся и учителя. Все видят, ощущают, что окружающий мир яркий и многокрасочный.

Однако работы детей часто далеки от настоящего цвето­вого богатства.

Учителю сложно избавить детей от стереотипа раскраши­вания изображения, когда невероятные возможности цвета, красота цветовых сочетаний и отношений заменяются краской из банки. Связано это с тем, что учащиеся часто не столько видят цвета, сколько знают их и соответственно этому зна­нию раскрашивают свои работы, не улавливая разницу между тем, что художники называют «написанным», и тем, что на­зывают «раскрашенным». Здесь сказывается цветовая сле­пота, неразвитость цветного зрения. Задача учителя изобра­зительного искусства — избавить учащегося от этой слепоты. Живопись — это не закрашивание зелёной травы зелёным, а розовых роз розовым. Именно схематичное восприятие цве­тов является чаще всего причиной того, что работа выглядит неестественно. Задача учителя — развивать умение видеть, а значит, умения

наблюдать, различать оттенки цвета, ис­следовать соотношения цветов между собой. Учитель дол­жен стараться не допускать просто повторения цвета натуры в работах учащихся, должен настаивать на том, чтобы ребёнок не пользовался краской из банки, а смешивал цвета, учился находить соотношения цветов и оттенков между собой. Живо­пись — это «живое письмо», богатство цвета, когда зелёное, например, это синее и жёлтое, а ещё и красное.

Беседу на уроке можно начать с наблюдений и рассказов самих учащихся о цвете в природе, например: «Летний сол­нечный день, а потом небо затянулось тучами, пошёл дождь. Всё стало серым, бесцветным. Вдруг маленький солнечный лучик осветил всё вокруг, и настроение сразу улучшилось...

Начало осени мы безошибочно определяем по изменению цвета листьев. Золотая осень — это праздничное сочетание тёплых красок, близких к цвету золота, а часто и контраст тёплых и холодных.

Холодная зима, нежные краски весны, звонкие цвета ле­та — каждое из этих времён года имеет свою палитру. Цвет способен создать настроение, и это качество цвета способен почувствовать каждый». Школьники охотно участвуют в бе­седе, рассуждают, делают правильные выводы, внимательно слушают объяснения учителя.

Свою книгу об искусстве художник Ю. И. Пименов назвал «Необыкновенность обыкновенного». Само это название рас­крывает главную мысль художника: «Мне кажется, что всё обыкновенное, что мы видим вокруг, интересно необыкновенно и требует в искусстве не обыкновенного, не ординарного решения. Тогда действительность раскрывается в искусстве с особой силой, а необыкновенность решения художника рас­крывает перед зрителем не замечаемую им часто сложность и глубину обыкновенной жизни... Эта работа требует взвол­нованности, наблюдения, увлечения и воображения».

Многие думают, что необходимо сначала научиться техни­ческим приёмам и правилам работы с красками, что в этом тайна живописи. Существуют, конечно, определённые приёмы и технические правила, но не с них начинается творчество. В первую очередь важно развить в себе способность видеть окружающее глазами художника, способность быть наблюда­тельным и памятливым. Наблюдательность — это направ­ленное внимание, при котором отбираются и запоминаются яркие зрительные образы.

Работая с серией учебников «Школа Неменского», опыт­ные учителя уже в начальной школе учат детей различать бо­гатство нюансов цвета.


Если у учащихся опыт работы с цветом небольшой, в про­цессе изучения темы полезно познакомить их с монохромной живописью (оттенками одного тона), а затем уже с системой взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма).

Перед выполнением практического задания можно про­вести игру «Поставь натюрморт». Учащимся предлагается вместе с учителем поучаствовать в создании натюрмортной постановки. Класс делится на несколько групп, и после всту­пительной беседы каждая группа ставит натюрморт, тем более что опыт коллективной работы у учащихся есть. Учитель сам в процессе диалога с детьми выполняет постановку в центре класса.

Учитель рекомендует учащимся поставить натюрморт не более чем из трёх предметов, выбирая предметы простой формы, чтобы все усилия направить на цветовое решение ра­боты. Например, учитель предлагает положить на синюю ска­терть лимон. Этот жёлтый огонёк обязательно привлечёт вни­мание детей. Пусть свет из окна падает сбоку, таким образом одна сторона лимона будет слегка затенена, а другая, осве­щённая сторона будет казаться ярче обычного. Стоит предло­жить учащимся несколько вариантов фона: тёмно-коричневый фон выглядит слишком мрачным рядом со сверкающим ли­моном; желтоватый фон как бы тушит жёлтый огонёк лимо­на; спокойный серый цвет с чуть лиловатым оттенком (лист бумаги) подчеркнёт выразительный контраст между лимоном и скатертью. Пусть дети рассуждают, сравнивают и выбирают лучший фон. Можно предложить добавить к лимону разно­образные фрукты (красные яблоки, груши, кисть винограда, апельсины и др.), но их должно быть немного, например две зеленоватые груши. Груши положим в белую миску, добавим светло-голубую чашку, чуть сдвинем скатерть, открыв кусочек красновато-коричневого стола, и т. д.

Учитель может выбрать любые предметы и драпировки, поставив разные «цветовые» задачи: натюрморт на тёплые, контрастные или сближенные цвета, монохромный натюр­морт и др. Например, как сказочно выглядят красные яблоки на фоне зелени! А если положить их на оранжевую скатерть? Что произойдёт? Почему яблоки словно погасли, как бы утра­тив энергию своего цвета? Оранжевый тоже яркий и близкий к красному цвет, поэтому и впечатление такое. Зелёный под­чёркивает яркость красного, а оранжевый заглушает. При вза­имодействии одного цвета с другим кажется, что меняется не только степень яркости, но и характер цветового оттен­ка. Можно взять просто зелёную ветку. Чем холоднее фон, тем более тёплым кажется цвет ветки. И наоборот, на тёплом фоне зелень приобретает более холодный оттенок. Ветка бу­дет выглядеть по-разному в комнате, на улице, на фоне си­него неба, на жёлтой стене дома и т. д.


Увидеть и восхититься цветом предметов ещё не значит научиться передавать его на полотне. Следующий этап рабо­ты над темой — обращение к полотнам мастеров, чтобы дети могли ответить на вопрос, как передают цветовое богатство мира художники. Конечно, желательно побывать в местном музее или картинной галерее и рассмотреть живописные полотна, но можно воспользоваться репродукциями картин, представленными в учебнике, альбомах, Интернете.

Целесообразно показать репродукции на экране, макси­мально увеличив нужный фрагмент картины, чтобы каждый ребёнок убедился в разнообразии цветовых нюансов, смог «потрогать» глазами цветовое богатство картины. Для этих целей можно использовать следующие живописные фрагмен­ты: драпировка на полотне П. Сезанна «Натюрморт с драпи­ровкой», фрагмент пола в работе В. Ван Гога «Стул и труб­ка», фрагмент рыб в натюрморте К. А. Коровина «Рыбы, вино и фрукты» и др. Сначала можно крупно показать фрагмент, чтобы учащиеся определили, что за предмет изобразил ху­дожник, а затем — репродукцию целиком, указав, какой фраг­мент был увеличен.

Используя метод сопоставления, соотнесём живопись П. Сезанна и И. Э. Грабаря, А. Матисса и К. А. Коровина, И. И. Машкова и Р Р. Фалька. Главное — подвести учащихся к пониманию того, что цвет — душа живописи, без цвета жи­вопись не существует. Цвет — это жизнь живописи. Важней­шая функция цвета в живописи — доводить до предела как чувственную достоверность изображения, так и смысловую и эмоциональную выразительность произведения. Но по­нимание цвета у художников особенное. Цвет предмета для художника чрезвычайно изменчив, один и тот же пред­мет может быть разного цвета в зависимости от освещения, соседнего предмета, места расположения (на улице или в помещении и др.). Например, можно рассмотреть красный цвет в натюрморте Машкова, где он радостный, нарядный, и сравнить его с красным цветом в работе Фалька, где он тревожный, напряжённый, конфликтный.

Художник знает, что каждый новый цвет, положенный на плоскость картины, меняет соседние цвета и тем самым меняет общее цветовое равновесие. Каждый новый цвет мо­жет разрушить гармонию или создать её, погасить сильное пятно другого цвета или зажечь это пятно. Художник посто­янно учится видеть цветовые различия. Настоящие законы ко­лорита можно вывести не из законов природы как таковых, а из того, как эти законы понимает и передаёт в живописи человек — творец истории, творец искусства. Разные худож­ники в разное время находили новые стороны выразительно­сти и красоты цвета в связи с новыми задачами, которые воз­никали перед искусством. Для решения разных задач каждый художник использовал свой колорит, который зависел от за­мысла картины, от того, какие чувства и смыслы художник хотел выразить на полотне.