ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 352

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У подростка свободный полёт воображения тормозится стереотипами логического восприятия. При этом критичность, основанная на таком восприятии, подавляет воображение, и обучающийся быстро убеждается в том, что те решения, которые он находит сам, редко совпадают с теми, которые он получает благодаря преподаваемому ему знанию, поэтому он теряет доверие к себе — стремится не увидеть сам, а узнать уже существующее объяснение. Такая ситуация показатель­на, поэтому крайне важно развивать у учащихся наблюдатель­ность, умение видеть. Помогут в этом работы художников разных эпох — культурное наследие человечества. Извест­ный русский скульптор Анна Голубкина писала: «Мне скажут, что способность видеть врождённа и не от нас зависит. Но я наверное знаю, что способность видеть может развиваться до большого проникновения. Многого мы не видим только по­тому, что не требуем от себя этой способности, не заставля­ем себя рассматривать и понимать, пожалуй, вернее сказать, не знаем, что можем видеть».

Научить учащегося видеть — одна из важнейших задач на уроке.

Если есть возможность, желательно посвятить данной те­ме несколько уроков. Работу можно начать с игры «Поставь натюрморт» или с беседы о человеческих переживаниях и на­строении, о потребности передать эти чувства зрителю. Нуж­но связать разговор о настроении с цветом, чтобы дети мог­ли ответить на вопросы: какого цвета грусть, тоска, радость? Есть ли у настроения цвет? Далее имеет смысл сопоставить живописные натюрморты, например натюрморты А. Матисса и К. А. Коровина или И. И. Машкова и Р Р. Фалька (по выбору учителя). Педагог напоминает учащимся, что они могут выпол­нить свою работу в тёплом колорите (П. Кончаловский. Натюрморт) или в холодном колорите (П. Кузнецов. Натюр­морт с хрусталём), написать натюрморт сближенными цвета­ми (В. Ван Го г. Подсолнухи) или контрастными (А. Матисс.

Красная комната). Можно выполнить натюрморт с ярким цве­товым центром или с равновесием цветных пятен, на ритми­ческое чередование форм и пространства и др.

Практическая работа: выполнение натюрморта, выража­ющего то или иное настроение (утреннее, вечернее, празд­ничное, грустное, торжественное, таинственное).


Типичные ошибки:

  • часто школьники забывают о целостности композиции и ведут работу над каждым предметом отдельно, обособлен­но, доводя проработку одного из них до определённой за­конченности, но в то же время оставляя незаписанным фон или соседние предметы. Очень важно смотреть на натюрморт в целом, т. е. один мазок положить на кувшин, а другой в от­ношениях сразу же рядом положить на фон, плоскость стола и т. д. Такой подход к работе позволит сохранить целостность;

  • особого внимания требует живопись первого плана на­тюрморта. Очень часто в работах учащихся первый план оста­ётся пустым, плохо проработанным, в результате чего воз­никает ощущение, что он как бы проваливается, опускается, а предметы второго и последующего планов воспринимают­ся подвешенными или падающими на зрителя. Первый план надо чётко строить в пластическом отношении, внимательно лепить цветом форму, выявлять освещённость, чтобы этот план служил активным вводом в композицию, воспринимался устойчиво, материально «поддерживал» предметы последую­щих планов.

Вариант практической работы: выполнение натюрморта в технике монотипии.

Урок: «Выразительные возможности натюрморта»

Планируемые результаты:

  • получать представление об истории развития натюр­морта;

  • овладевать простыми навыками изображения предме­тов;

  • приобретать опыт работы различными художественны­ми материалами, овладевать их выразительными возможно­стями;

  • приобретать опыт художественного высказывания, изо­бразительного сочинения;

  • приобретать опыт восприятия, художественного виде­ния произведений искусства;

  • развивать наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий мир;

  • понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре.

Понятия: контраст, композиционный центр, монотипия.

Практическая работа: рассказать в натюрморте о своём характере, о своём понимании мира — выполнение натюр­морта в технике монотипии (или любой иной технике).

Материалы: гуашь, кисти, пастель, типографская краска, бумага, валик, пластина из оргстекла или металла.

Зрительный ряд:

Б. М. Неменский. Память Смоленской земли; В. Ф. Стожаров. Лён; А. Ю. Н и к и ч. Торжественный натюрморт; И. П. Обросов. Осень. Гроза над полем (учебник с. 86—87, 47) и др.

Основная художественная проблема — работа художника над композицией натюрморта, над выражением индивидуаль­ного содержания в работе и роль средств выражения.

Учителю во время проведения урока необходимо опирать­ся на знания учащихся, привлекать их к активной беседе и вы­полнению заданий. Вариантов проведения урока на данную тему может быть множество. Можно посвятить урок обсуж­дению натюрмортов, представленных в учебнике. На мате­риале картин-натюрмортов можно проследить разницу в по­нятиях «сюжет» и «содержание». Например, выберем сюжет «Завтрак». Какое разнообразное содержание может стоять за этим сюжетом!

Обратимся, например, к работе голландского художника В.-К. Хеды «Натюрморт с золотым кубком»: асимметричная композиция подчёркивает присутствие человека, его актив­ное вмешательство в жизнь этих предметов. Этот же сюжет, но совсем другое содержание в работе «Неприбранный стол» И. Э. Грабаря. Художника захватило не столько присутствие человека, сколько красота обыкновенного летнего утра. Про­низанный солнцем воздух, тёплые солнечные блики на бе­лых тарелках, апельсинах и персиках, голубые прохладные тени — это гимн красоте мира, счастливому ощущению бы­тия. А вот ещё одно произведение — «Утренний натюрморт» К. С. Петрова-Водкина. Эта работа говорит о тонкости, хруп­кости мира, в который влюблён художник. Эту хрупкость под­чёркивает сложная композиция: предметы как будто не вме­щаются в картинную раму, которая очерчивает маленький фрагмент исчезающего домашнего мира.

В XX в. натюрморт рассматривается, с одной стороны, как творческая лаборатория, а с другой — как яркое проявление собственного стиля художника, его понимания мира, его ми­ровоззрения в целом. Рассмотрим натюрморт К. С. Петрова- Водкина «Скрипка». Какое удивительное понимание компози­ции у художника! Предметы — скрипка, оконная рама, дома за окном — всё включено в некое космическое единство: взятые с высокой точки зрения, в ясно обозримых простран­ственных отношениях, они активно взаимодействуют, слов­но общаются друг с другом на своём «предметном» языке. Спор изящной формы скрипки с пересекающимися прямо­угольными гранями вызывает щемящее чувство одиночества
, неустроенности человеческого бытия. Чтобы ощутить необыч­ность работы художника, вспомним, к примеру, уравновешен­ные симметричные композиции Караваджо, Ф. Толстого.

Рассмотрим работу А. Матисса «Красные рыбки». Учи­тель может начать беседу с заданий и вопросов, например, так: «Найдите центр композиции. С помощью каких художе­ственных средств выделен этот центр?» Невозможно отве­сти взгляда от кружения красных рыбок в стеклянном сосу­де. Красные рыбки являются не только композиционным, но и колористическим центром картины. Яркие зелёные листья вокруг них в силу своей контрастности заставляют ещё ярче гореть красные пятна. Именно по сияющим краскам мы сразу узнаём Матисса, и благодаря колориту созерцание его картин становится праздником для глаз. Такая простая и логичная композиция, насыщенное цветовое решение натюрморта ста­ли возможны только в искусстве XX в. Кажется, что у автора таких красочных полотен жизнь была лёгкой и безоблачной, однако на самом деле это не так. Чтобы состояться как про­фессионалу и остаться верным своим творческим принципам, художнику пришлось преодолеть немало трудностей...

Можно также обратиться к работе И. И. Машкова «Синие сливы». В середине полотна расположена тарелка со сливами и яблоком. Художник старался передать как сочную синеву плодов, так и их упругую форму. Сначала кажется, что пред­меты и фоны у Машкова просто выкрашены, но, присмо­тревшись внимательнее, чувствуешь, что красочная масса в нашем восприятии словно оживает, лепит предмет и раство­ряется в среде, выступает вперёд и уходит в глубину. Одним из важнейших средств, влияющих на восприятие, оказывается в этом случае преувеличение размера изображённых предме­тов по сравнению с их натуральной величиной и резкое уве­личение размера отдельных элементов картины, в том числе мазков и пятен. Произведения Машкова требуют от зрителя динамического восприятия. Если ограничиться только точ­кой зрения издали, охватывая взглядом весь холст целиком, восприятие будет неполным. По мере того как мы подходим ближе, впечатление заметно меняется и обогащается — фак­турные предметы словно начинают шевелиться, в динамике оттенков оживает цвет. Возникает цепь различных чувствен­ных ассоциаций. Изображение как будто рождается на наших глазах, предметы приобретают телесность и почти осязаемую округлость.

Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрывать их объективное своеобразие, неповторимые качества, кра­соту. Вместе с тем это всегда человеческий мир, отражаю­щий строй мыслей и чувств человека, отношение его к жизни. Предметы словно актёры, элементы языка, на котором гово­рит художник, и он должен владеть этим языком так же, как


руководит актёрами режиссёр. Натюрморт не может быть со­ставлен из случайно набранных предметов. Предметы долж­ны быть тематически объединены и родственны по своему практическому назначению. Композиция натюрморта тогда выразительна, когда вся группа предметов производит впе­чатление органичности. Предметы не должны располагаться случайно. Очень важно ставить их в таком положении, которое будет наиболее естественно для них. Предметы должны быть родственны по назначению, но разнообразны по форме, ма­териалу, фактуре, цвету. Однако слишком большой разницы в размерах следует тоже избегать. Коробка спичек, напри­мер, положенная рядом с большим сосудом, не будет с ним сочетаться, так как по отношению к нему она слишком мала и будет едва заметна.

Выполняя постановку натюрморта, учащиеся задумывают­ся над тем, как будет он смотреться с разных сторон, какой предмет будет лежать на первом плане, как будут связаны между собой предметы и т. д. Ведутся поиски наиболее вы­годной композиции, в которой найдут решение вопросы рав­новесия, пропорциональных отношений.

В организации композиции используют различные виды ритмов: линейные, тоновые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Контрастное сопоставление большого и малого, светлого и тёмного, широкого и узкого, блестящего и ма­тового и т. д. подчёркивает особенности каждой формы, её размеры, материальность, фактуру, разнообразие оттенков, усиливает выразительность.

Школьники приходят к выводу, что в натюрморте нужно определить композиционный центр, т. е. основной пред­мет, который по своему смысловому значению, величине, форме, цвету будет главным, центральным. Всё второсте­пенное (и по смыслу, и по цвету, и по форме) должно подчи­няться главному. При пространственном решении натюрморта на первый план можно положить небольшой предмет, отлича­ющийся по фактуре и цвету от других предметов. Для завер­шения композиции, а также для связи всех предметов в еди­ное целое в постановку добавляют драпировки. Драпировки подчёркивают разницу между твёрдыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани, но она не должна отвлекать вни­мания от предметов. Драпировку часто располагают по диа­гонали, чтобы направить взгляд в глубину, к композиционному центру, а также для лучшего пространственного решения. Школьники должны вспомнить о важности освещения. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным.

Вывод, который делается при обсуждении полученных по­становок: композиционных решений натюрморта из одной и той же группы предметов должно быть очень много. При уме­лой постановке натюрморт показывает красоту окружающих предметов, их цветовую драгоценность.