ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 352
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У подростка свободный полёт воображения тормозится стереотипами логического восприятия. При этом критичность, основанная на таком восприятии, подавляет воображение, и обучающийся быстро убеждается в том, что те решения, которые он находит сам, редко совпадают с теми, которые он получает благодаря преподаваемому ему знанию, поэтому он теряет доверие к себе — стремится не увидеть сам, а узнать уже существующее объяснение. Такая ситуация показательна, поэтому крайне важно развивать у учащихся наблюдательность, умение видеть. Помогут в этом работы художников разных эпох — культурное наследие человечества. Известный русский скульптор Анна Голубкина писала: «Мне скажут, что способность видеть врождённа и не от нас зависит. Но я наверное знаю, что способность видеть может развиваться до большого проникновения. Многого мы не видим только потому, что не требуем от себя этой способности, не заставляем себя рассматривать и понимать, пожалуй, вернее сказать, не знаем, что можем видеть».
Научить учащегося видеть — одна из важнейших задач на уроке.
Если есть возможность, желательно посвятить данной теме несколько уроков. Работу можно начать с игры «Поставь натюрморт» или с беседы о человеческих переживаниях и настроении, о потребности передать эти чувства зрителю. Нужно связать разговор о настроении с цветом, чтобы дети могли ответить на вопросы: какого цвета грусть, тоска, радость? Есть ли у настроения цвет? Далее имеет смысл сопоставить живописные натюрморты, например натюрморты А. Матисса и К. А. Коровина или И. И. Машкова и Р Р. Фалька (по выбору учителя). Педагог напоминает учащимся, что они могут выполнить свою работу в тёплом колорите (П. Кончаловский. Натюрморт) или в холодном колорите (П. Кузнецов. Натюрморт с хрусталём), написать натюрморт сближенными цветами (В. Ван Го г. Подсолнухи) или контрастными (А. Матисс.
Красная комната). Можно выполнить натюрморт с ярким цветовым центром или с равновесием цветных пятен, на ритмическое чередование форм и пространства и др.
Практическая работа: выполнение натюрморта, выражающего то или иное настроение (утреннее, вечернее, праздничное, грустное, торжественное, таинственное).
Типичные ошибки:
-
часто школьники забывают о целостности композиции и ведут работу над каждым предметом отдельно, обособленно, доводя проработку одного из них до определённой законченности, но в то же время оставляя незаписанным фон или соседние предметы. Очень важно смотреть на натюрморт в целом, т. е. один мазок положить на кувшин, а другой в отношениях сразу же рядом положить на фон, плоскость стола и т. д. Такой подход к работе позволит сохранить целостность; -
особого внимания требует живопись первого плана натюрморта. Очень часто в работах учащихся первый план остаётся пустым, плохо проработанным, в результате чего возникает ощущение, что он как бы проваливается, опускается, а предметы второго и последующего планов воспринимаются подвешенными или падающими на зрителя. Первый план надо чётко строить в пластическом отношении, внимательно лепить цветом форму, выявлять освещённость, чтобы этот план служил активным вводом в композицию, воспринимался устойчиво, материально «поддерживал» предметы последующих планов.
Вариант практической работы: выполнение натюрморта в технике монотипии.
Урок: «Выразительные возможности натюрморта»
Планируемые результаты:
-
получать представление об истории развития натюрморта; -
овладевать простыми навыками изображения предметов; -
приобретать опыт работы различными художественными материалами, овладевать их выразительными возможностями; -
приобретать опыт художественного высказывания, изобразительного сочинения; -
приобретать опыт восприятия, художественного видения произведений искусства; -
развивать наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий мир; -
понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре.
Понятия: контраст, композиционный центр, монотипия.
Практическая работа: рассказать в натюрморте о своём характере, о своём понимании мира — выполнение натюрморта в технике монотипии (или любой иной технике).
Материалы: гуашь, кисти, пастель, типографская краска, бумага, валик, пластина из оргстекла или металла.
Зрительный ряд:
Б. М. Неменский. Память Смоленской земли; В. Ф. Стожаров. Лён; А. Ю. Н и к и ч. Торжественный натюрморт; И. П. Обросов. Осень. Гроза над полем (учебник с. 86—87, 47) и др.
Основная художественная проблема — работа художника над композицией натюрморта, над выражением индивидуального содержания в работе и роль средств выражения.
Учителю во время проведения урока необходимо опираться на знания учащихся, привлекать их к активной беседе и выполнению заданий. Вариантов проведения урока на данную тему может быть множество. Можно посвятить урок обсуждению натюрмортов, представленных в учебнике. На материале картин-натюрмортов можно проследить разницу в понятиях «сюжет» и «содержание». Например, выберем сюжет «Завтрак». Какое разнообразное содержание может стоять за этим сюжетом!
Обратимся, например, к работе голландского художника В.-К. Хеды «Натюрморт с золотым кубком»: асимметричная композиция подчёркивает присутствие человека, его активное вмешательство в жизнь этих предметов. Этот же сюжет, но совсем другое содержание в работе «Неприбранный стол» И. Э. Грабаря. Художника захватило не столько присутствие человека, сколько красота обыкновенного летнего утра. Пронизанный солнцем воздух, тёплые солнечные блики на белых тарелках, апельсинах и персиках, голубые прохладные тени — это гимн красоте мира, счастливому ощущению бытия. А вот ещё одно произведение — «Утренний натюрморт» К. С. Петрова-Водкина. Эта работа говорит о тонкости, хрупкости мира, в который влюблён художник. Эту хрупкость подчёркивает сложная композиция: предметы как будто не вмещаются в картинную раму, которая очерчивает маленький фрагмент исчезающего домашнего мира.
В XX в. натюрморт рассматривается, с одной стороны, как творческая лаборатория, а с другой — как яркое проявление собственного стиля художника, его понимания мира, его мировоззрения в целом. Рассмотрим натюрморт К. С. Петрова- Водкина «Скрипка». Какое удивительное понимание композиции у художника! Предметы — скрипка, оконная рама, дома за окном — всё включено в некое космическое единство: взятые с высокой точки зрения, в ясно обозримых пространственных отношениях, они активно взаимодействуют, словно общаются друг с другом на своём «предметном» языке. Спор изящной формы скрипки с пересекающимися прямоугольными гранями вызывает щемящее чувство одиночества
, неустроенности человеческого бытия. Чтобы ощутить необычность работы художника, вспомним, к примеру, уравновешенные симметричные композиции Караваджо, Ф. Толстого.
Рассмотрим работу А. Матисса «Красные рыбки». Учитель может начать беседу с заданий и вопросов, например, так: «Найдите центр композиции. С помощью каких художественных средств выделен этот центр?» Невозможно отвести взгляда от кружения красных рыбок в стеклянном сосуде. Красные рыбки являются не только композиционным, но и колористическим центром картины. Яркие зелёные листья вокруг них в силу своей контрастности заставляют ещё ярче гореть красные пятна. Именно по сияющим краскам мы сразу узнаём Матисса, и благодаря колориту созерцание его картин становится праздником для глаз. Такая простая и логичная композиция, насыщенное цветовое решение натюрморта стали возможны только в искусстве XX в. Кажется, что у автора таких красочных полотен жизнь была лёгкой и безоблачной, однако на самом деле это не так. Чтобы состояться как профессионалу и остаться верным своим творческим принципам, художнику пришлось преодолеть немало трудностей...
Можно также обратиться к работе И. И. Машкова «Синие сливы». В середине полотна расположена тарелка со сливами и яблоком. Художник старался передать как сочную синеву плодов, так и их упругую форму. Сначала кажется, что предметы и фоны у Машкова просто выкрашены, но, присмотревшись внимательнее, чувствуешь, что красочная масса в нашем восприятии словно оживает, лепит предмет и растворяется в среде, выступает вперёд и уходит в глубину. Одним из важнейших средств, влияющих на восприятие, оказывается в этом случае преувеличение размера изображённых предметов по сравнению с их натуральной величиной и резкое увеличение размера отдельных элементов картины, в том числе мазков и пятен. Произведения Машкова требуют от зрителя динамического восприятия. Если ограничиться только точкой зрения издали, охватывая взглядом весь холст целиком, восприятие будет неполным. По мере того как мы подходим ближе, впечатление заметно меняется и обогащается — фактурные предметы словно начинают шевелиться, в динамике оттенков оживает цвет. Возникает цепь различных чувственных ассоциаций. Изображение как будто рождается на наших глазах, предметы приобретают телесность и почти осязаемую округлость.
Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрывать их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем это всегда человеческий мир, отражающий строй мыслей и чувств человека, отношение его к жизни. Предметы словно актёры, элементы языка, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком так же, как
руководит актёрами режиссёр. Натюрморт не может быть составлен из случайно набранных предметов. Предметы должны быть тематически объединены и родственны по своему практическому назначению. Композиция натюрморта тогда выразительна, когда вся группа предметов производит впечатление органичности. Предметы не должны располагаться случайно. Очень важно ставить их в таком положении, которое будет наиболее естественно для них. Предметы должны быть родственны по назначению, но разнообразны по форме, материалу, фактуре, цвету. Однако слишком большой разницы в размерах следует тоже избегать. Коробка спичек, например, положенная рядом с большим сосудом, не будет с ним сочетаться, так как по отношению к нему она слишком мала и будет едва заметна.
Выполняя постановку натюрморта, учащиеся задумываются над тем, как будет он смотреться с разных сторон, какой предмет будет лежать на первом плане, как будут связаны между собой предметы и т. д. Ведутся поиски наиболее выгодной композиции, в которой найдут решение вопросы равновесия, пропорциональных отношений.
В организации композиции используют различные виды ритмов: линейные, тоновые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Контрастное сопоставление большого и малого, светлого и тёмного, широкого и узкого, блестящего и матового и т. д. подчёркивает особенности каждой формы, её размеры, материальность, фактуру, разнообразие оттенков, усиливает выразительность.
Школьники приходят к выводу, что в натюрморте нужно определить композиционный центр, т. е. основной предмет, который по своему смысловому значению, величине, форме, цвету будет главным, центральным. Всё второстепенное (и по смыслу, и по цвету, и по форме) должно подчиняться главному. При пространственном решении натюрморта на первый план можно положить небольшой предмет, отличающийся по фактуре и цвету от других предметов. Для завершения композиции, а также для связи всех предметов в единое целое в постановку добавляют драпировки. Драпировки подчёркивают разницу между твёрдыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани, но она не должна отвлекать внимания от предметов. Драпировку часто располагают по диагонали, чтобы направить взгляд в глубину, к композиционному центру, а также для лучшего пространственного решения. Школьники должны вспомнить о важности освещения. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным.
Вывод, который делается при обсуждении полученных постановок: композиционных решений натюрморта из одной и той же группы предметов должно быть очень много. При умелой постановке натюрморт показывает красоту окружающих предметов, их цветовую драгоценность.