ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 335
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«...Итальянский архитектор Филиппо Брунеллески при помощи различных опытов стремился убедить своих сограждан в могуществе перспективы. Так, однажды он сделал изображение нескольких зданий, а в центре перспективного схода линий в этой картине проделал дырочку, сквозь которую предлагал смотреть с обратной стороны картины на её отражение в зеркале. Иллюзия была столь полной, что зрители видели настоящую, а не нарисованную архитектуру. Введение прямой перспективы имело очень большое значение для развития пейзажа. Изображение строилось уже не путём перечисления увиденных фигур, зданий и предметов, когда взгляд мог блуждать по плоскости, а как целое, подчинённое единому смысловому центру» (Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории. — С. 35).
В XV в. получил распространение воображаемый городской пейзаж — так называемый «идеальный город». Это были виды площадей придуманного города, построенные по законам центральной перспективы (Ф. Д. Мартини. Идеальный город).
Виды городов и городских улиц стали особой областью голландского пейзажа XVII в.
«Были и целые панорамы городов, были виды, где город рисовался лишь силуэтом на берегу реки, были тщательные перспективные штудии улиц и домов. Именно у голландцев городской пейзаж впервые в истории искусства становится столь разработанным жанром. ...Вехами в развитии этого вида пейзажа стали произведения Яна Вермера Делфтско- го „Уличка“ и „Вид Делфта“. Вермер посмотрел на свой дом в маленькой улочке и на вид своего города как на мотивы столь же прекрасные, как самые лучшие зрелища, которые может создать природа» (Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории. — С. 97—99).
В XVIII в. в Италии стал завоёвывать популярность архитектурный пейзаж — ведута (в переводе с итальянского — увиденная). Этот пейзаж, документально точно изображающий вид города, один из истоков искусства панорамы.
«Подобно тому как туристы нашего времени покупают на память цветные открытки, путешественники прошлых веков увозили домой из Италии виды её городов, написанные или гравированные художниками» (Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории. — С. 107).
Стремление утвердить точность в изображении реального вида города привело к подробным, узнаваемым городским пейзажам — видам Венеции, Рима, других городов Европы.
«Самую большую славу завоевали мастера венецианской ве- дуты. Их город сохранил своеобразие своих нравов и обычаев, в которых было много театрализации. Город каналов в XVIII веке стал городом музыки, театра и карнавалов. Художники опирались на традиции театральной живописи своего времени, стремились продемонстрировать своё мастерство в передаче архитектуры и перспективы. Самый крупный мастер венецианской ведуты Антонио Каналь, прозванный Каналетто, передавал светлый и праздничный облик города („Большой канал в Венеции", „Площадь Сан Марко“). В работах Каналетто и его учеников всегда царит хорошая погода, небо ясно, безоблачно, но яркое освещение не „съедает" чётких линий архитектурных фасадов. Для достижения перспективной точности ведуисты пользовались камерой-обскурой — специальным прибором, помогающим созданию больших панорамных видов. Каналетто работал во главе большой мастерской. Одним из его учеников был Бернардо Белотто. Белотто, в отличие от любившего тёплый солнечный свет Каналетто, писал в более прохладной, зеленовато-голубой гамме красок, он чаще пользовался выразительными контрастами света и тени („Площадь рынка в Новом городе в Дрездене", „Пирна с правого берега Эльбы").
Наряду с ясным и стройным видением Каналетто и художников его школы в Венеции проявились черты более поэтического и непринуждённого обращения с пейзажем. В произведениях Франческо Гварди виды каналов соседствуют с изображениями двориков и жанровых сцен, увиденное сочетается с сочинённым („Вид площади с дворцом"). ...Пейзаж Гварди не обладает топографической точностью, он перекликается с жанром „каприччо" — архитектурной фантазии. В противоположность чёткости линейных построений и ясности перспективных планов пейзажей Каналетто, в работах Гварди большое значение имеет красочное пятно, он умеет показать красоту обыденных мотивов, которые в жизни могли и не привлекать внимания. Тонкие переходы от света к тени, отблески света, которые художник передаёт густыми мазками белой краски, отдельные яркие красочные акценты — всё это передаёт в первую очередь атмосферу Венеции, когда впечатление от влажного воздуха, солнечного света и исторических зданий сливается воедино» (Богемская К. Г Пейзаж. Страницы истории. — С. 111).
Городской пейзаж в русском искусстве родился в виде гравюрных изображений молодой столицы Санкт-Петербурга. Одним из первых мастеров живописного городского пейзажа был Фёдор Алексеев.
В XVIII столетии примером для русских, как и многих других европейских мастеров, были итальянские художники. Как и в прошлые века, путешествие в Италию рассматривалось как необходимый этап художественного образования. Фёдор Яковлевич Алексеев отправился в Венецию учиться театрально-декорационной живописи. Там он копировал Каналетто.
«...Отечественные ценители стремились видеть в нём исключительно „российского Канале". Всё же копии с иностранных мастеров принесли Алексееву успех, и он сумел перейти к писанию видов русских городов согласно собственным художественным устремлениям. ...Петербург и Москва значительно разнятся в его картинах, как различались они и в сознании современников. Москва — оплот старины, русской истории. Алексеев пишет Красную площадь, Кремль с соборами. Москва у Алексеева всегда более оживлена, чем Петербург. В московских пейзажах можно увидеть и купчих, и разносчиков, и зевак. Иное дело — Петербург. Это город, наполненный деловой жизнью, обозначивший себя в строгих формах Биржи, Адмиралтейства. ...Речной простор Невы придаёт городу парадность. Приближаясь по своему ощущению к классицистам, Алексеев стремился к идеализации того, что видит в натуре. Отсюда приподнятый радостный строй его пейзажей» (Б о- гемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории. — C. 124—127).
Учащиеся рассматривают картины Ф. Я. Алексеева «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», «Улица в Москве» (учебник с. 169). Желательно их показать и на большом экране.
Новый образ города — делового, многолюдного, запечатлён в работах импрессионистов.
В русском искусстве начала XX в. тема города лидирует. Она становится ведущей в творчестве М. В. Добужинского, А. П. Остроумовой-Лебедевой, К. Ф. Юона. Так или иначе ей отдают дань едва ли не все видные художники — и живописцы «Бубнового валета» И. И. Машков, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, и представители «русского авангарда» М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, М. З. Шагал, В. В. Кандинский. Привлекает тема города и многих современных художников.
Желательно, чтобы учитель расширил зрительный ряд городских пейзажей некоторыми произведениями названных выше художников.
В качестве практической работы учащимся предлагается сделать несколько зарисовок города, желательно попробовать сделать их в различных техниках. Стоит ещё раз посмотреть на рисунки А. В. Кокорина, Т. А. Мавриной, Н. В. Кузьмина, обратить внимание на характер линии в их рисунках, на то, как изображено городское пространство. Безусловно, нужно думать о перспективных сокращениях в рисунке, но изображения делаются без вычерчиваний и построений, на глаз. Очень важно выбрать подходящую для замысла точку зрения. В композиции рисунка необходимо улавливать главное, опускать некоторые детали. Можно остановиться на серии зарисовок, оформив их на лист для экспозиции в классе. Но хорошо бы продолжить работу и создать городской пейзаж на тему (по выбору): «Наш город», «Улица моего детства», «Города, где я бывал». Для пейзажей можно выбрать любую технику, в том числе смешанную (цветные мелки, пастель,
восковые мелки с акварелью, акварель и гелевые ручки, гуашь).
Панораму города можно выполнить в технике аппликации, т. е. вырезать и наклеить силуэты, при этом нужно осмысленно подобрать цвета бумаги (их не должно быть много, лучше всего 2—4) — и в декоративном изображении нужно думать об общем колористическом решении. Как всегда, в аппликации следует поискать наиболее удачное расположение на листе всех частей композиции, передвигая вырезанные детали, добиваться ярко выраженного образа города. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.
Теме города желательно посвятить и
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
проектную деятельность, создав коллективное панно с изображением реального или фантастического города будущего в технике коллажа из бумаги и ткани.
Урок: «Выразительные возможности изобразительного искусства.
Я3ЫК и смысл»
Планируемые результаты:
-
уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни каждого человека; -
получать представление о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения, т. е. художественного образа; -
объяснять творческий и деятельностный характер процесса восприятия произведений искусства; -
узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года; -
участвовать в дискуссиях по теме учебного года; -
участвовать в обсуждении творческих индивидуальных и коллективных работ учащихся, проектов, выполненных в учебном году.
Понятия: художественное произведение, мир художественного произведения, художественный образ, эпоха, стиль, направление в искусстве, творческая индивидуальность художника.
Зрительный ряд: произведения живописи, графики, скульптуры; натюрморты, портреты, пейзажи разных эпох и стилей.
Выделяются две ведущие цели итогового урока — это обобщение знаний, полученных учащимися за год, и осмысление собственных творческих достижений.
Можно смоделировать несколько вариантов подведения итогов года. Для этого, очевидно, одного урока будет недостаточно, потребуются дополнительные внеклассные часы для подготовки выставки и проведения вернисажа (праздника искусства).
Последний урок года можно начать с чтения и обсуждения текста в учебнике на с. 172—173. Затем следует спросить учащихся, как они понимают прочитанное. Будет полезно ещё раз полистать учебник, вспомнить, какие виды и жанры изобразительного искусства они изучали, о чём повествуют жанры, какими выразительными средствами пользуются художники при создании произведений живописи, графики, скульптуры, какие умения нужны зрителю для понимания смысла художественного изображения, наконец, вспомнить имена художников и наиболее понравившиеся картины.