ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 335

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«...Итальянский архитектор Филиппо Брунеллески при по­мощи различных опытов стремился убедить своих сограждан в могуществе перспективы. Так, однажды он сделал изображе­ние нескольких зданий, а в центре перспективного схода линий в этой картине проделал дырочку, сквозь которую предлагал смотреть с обратной стороны картины на её отражение в зер­кале. Иллюзия была столь полной, что зрители видели насто­ящую, а не нарисованную архитектуру. Введение прямой пер­спективы имело очень большое значение для развития пейзажа. Изображение строилось уже не путём перечисления увиденных фигур, зданий и предметов, когда взгляд мог блуждать по пло­скости, а как целое, подчинённое единому смысловому центру» (Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории. — С. 35).

В XV в. получил распространение воображаемый городской пейзаж — так называемый «идеальный город». Это были виды площадей придуманного города, построенные по законам цен­тральной перспективы (Ф. Д. Мартини. Идеальный город).

Виды городов и городских улиц стали особой областью голландского пейзажа XVII в.

«Были и целые панорамы городов, были виды, где город рисовался лишь силуэтом на берегу реки, были тщательные перспективные штудии улиц и домов. Именно у голландцев городской пейзаж впервые в истории искусства становится столь разработанным жанром. ...Вехами в развитии этого вида пейзажа стали произведения Яна Вермера Делфтско- го „Уличка“ и „Вид Делфта“. Вермер посмотрел на свой дом в маленькой улочке и на вид своего города как на мотивы столь же прекрасные, как самые лучшие зрелища, которые может создать природа» (Богемская К. Г. Пейзаж. Страни­цы истории. — С. 97—99).

В XVIII в. в Италии стал завоёвывать популярность архитек­турный пейзаж — ведута (в переводе с итальянского — уви­денная). Этот пейзаж, документально точно изображающий вид города, один из истоков искусства панорамы.

«Подобно тому как туристы нашего времени покупают на память цветные открытки, путешественники прошлых ве­ков увозили домой из Италии виды её городов, написанные или гравированные художниками» (Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории. — С. 107).

Стремление утвердить точность в изображении реального вида города привело к подробным, узнаваемым городским пейзажам — видам Венеции, Рима, других городов Европы.


«Самую большую славу завоевали мастера венецианской ве- дуты. Их город сохранил своеобразие своих нравов и обычаев, в которых было много театрализации. Город каналов в XVIII ве­ке стал городом музыки, театра и карнавалов. Художники опи­рались на традиции театральной живописи своего времени, стремились продемонстрировать своё мастерство в передаче архитектуры и перспективы. Самый крупный мастер венеци­анской ведуты Антонио Каналь, прозванный Каналетто, пере­давал светлый и праздничный облик города („Большой канал в Венеции", „Площадь Сан Марко“). В работах Каналетто и его учеников всегда царит хорошая погода, небо ясно, безоблачно, но яркое освещение не „съедает" чётких линий архитектурных фасадов. Для достижения перспективной точности ведуисты пользовались камерой-обскурой — специальным прибором, помогающим созданию больших панорамных видов. Каналетто работал во главе большой мастерской. Одним из его учеников был Бернардо Белотто. Белотто, в отличие от любившего тё­плый солнечный свет Каналетто, писал в более прохладной, зе­леновато-голубой гамме красок, он чаще пользовался вырази­тельными контрастами света и тени („Площадь рынка в Новом городе в Дрездене", „Пирна с правого берега Эльбы").

Наряду с ясным и стройным видением Каналетто и ху­дожников его школы в Венеции проявились черты более поэтического и непринуждённого обращения с пейзажем. В произведениях Франческо Гварди виды каналов соседствуют с изображениями двориков и жанровых сцен, увиденное сочета­ется с сочинённым („Вид площади с дворцом"). ...Пейзаж Гвар­ди не обладает топографической точностью, он перекликается с жанром „каприччо" — архитектурной фантазии. В противопо­ложность чёткости линейных построений и ясности перспек­тивных планов пейзажей Каналетто, в работах Гварди большое значение имеет красочное пятно, он умеет показать красоту обы­денных мотивов, которые в жизни могли и не привлекать внима­ния. Тонкие переходы от света к тени, отблески света, которые художник передаёт густыми мазками белой краски, отдельные яркие красочные акценты — всё это передаёт в первую очередь атмосферу Венеции, когда впечатление от влажного воздуха, солнечного света и исторических зданий сливается воедино» (Богемская К. Г Пейзаж. Страницы истории. — С. 111).

Городской пейзаж в русском искусстве родился в виде гравюрных изображений молодой столицы Санкт-Петербурга. Одним из первых мастеров живописного городского пейзажа был Фёдор Алексеев.



В XVIII столетии примером для русских, как и многих дру­гих европейских мастеров, были итальянские художники. Как и в прошлые века, путешествие в Италию рассматривалось как необходимый этап художественного образования. Фёдор Яковлевич Алексеев отправился в Венецию учиться театраль­но-декорационной живописи. Там он копировал Каналетто.

«...Отечественные ценители стремились видеть в нём ис­ключительно „российского Канале". Всё же копии с иностран­ных мастеров принесли Алексееву успех, и он сумел перейти к писанию видов русских городов согласно собственным худо­жественным устремлениям. ...Петербург и Москва значитель­но разнятся в его картинах, как различались они и в сознании современников. Москва — оплот старины, русской истории. Алексеев пишет Красную площадь, Кремль с соборами. Мо­сква у Алексеева всегда более оживлена, чем Петербург. В мо­сковских пейзажах можно увидеть и купчих, и разносчиков, и зевак. Иное дело — Петербург. Это город, наполненный де­ловой жизнью, обозначивший себя в строгих формах Биржи, Адмиралтейства. ...Речной простор Невы придаёт городу па­радность. Приближаясь по своему ощущению к классицистам, Алексеев стремился к идеализации того, что видит в натуре. Отсюда приподнятый радостный строй его пейзажей» (Б о- гемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории. — C. 124—127).

Учащиеся рассматривают картины Ф. Я. Алексеева «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», «Улица в Москве» (учебник с. 169). Желательно их показать и на большом экране.

Новый образ города — делового, многолюдного, запечат­лён в работах импрессионистов.

В русском искусстве начала XX в. тема города лидирует. Она становится ведущей в творчестве М. В. Добужинского, А. П. Остроумовой-Лебедевой, К. Ф. Юона. Так или иначе ей отдают дань едва ли не все видные художники — и живописцы «Бубнового валета» И. И. Машков, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, и представители «русского авангарда» М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, М. З. Шагал, В. В. Кандинский. Привлекает тема города и многих современных художников.

Желательно, чтобы учитель расширил зрительный ряд го­родских пейзажей некоторыми произведениями названных выше художников.

В качестве практической работы учащимся предлагается сделать несколько зарисовок города, желательно попробовать сделать их в различных техниках. Стоит ещё раз посмотреть на рисунки А. В. Кокорина, Т. А. Мавриной, Н. В. Кузьмина, об­ратить внимание на характер линии в их рисунках, на то, как изображено городское пространство. Безусловно, нужно ду­мать о перспективных сокращениях в рисунке, но изображе­ния делаются без вычерчиваний и построений, на глаз. Очень важно выбрать подходящую для замысла точку зрения. В ком­позиции рисунка необходимо улавливать главное, опускать некоторые детали. Можно остановиться на серии зарисовок, оформив их на лист для экспозиции в классе. Но хорошо бы продолжить работу и создать городской пейзаж на тему (по выбору): «Наш город», «Улица моего детства», «Города, где я бывал». Для пейзажей можно выбрать любую технику, в том числе смешанную (цветные мелки, пастель,
восковые мелки с акварелью, акварель и гелевые ручки, гуашь).

Панораму города можно выполнить в технике аппликации, т. е. вырезать и наклеить силуэты, при этом нужно осмыслен­но подобрать цвета бумаги (их не должно быть много, лучше всего 2—4) — и в декоративном изображении нужно думать об общем колористическом решении. Как всегда, в апплика­ции следует поискать наиболее удачное расположение на ли­сте всех частей композиции, передвигая вырезанные детали, добиваться ярко выраженного образа города. Необходимо об­ратить внимание на ритмическую организацию листа.

Теме города желательно посвятить и
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

проектную деятель­ность, создав коллективное панно с изображением реально­го или фантастического города будущего в технике коллажа из бумаги и ткани.

Урок: «Выразительные возможности изобразительного искусства.

Я3ЫК и смысл»

Планируемые результаты:

  • уметь рассуждать о месте и значении изобразительно­го искусства в культуре, в жизни общества, в жизни каждого человека;

  • получать представление о взаимосвязи реальной дей­ствительности и её художественного изображения, т. е. худо­жественного образа;

  • объяснять творческий и деятельностный характер про­цесса восприятия произведений искусства;

  • узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года;

  • участвовать в дискуссиях по теме учебного года;

  • участвовать в обсуждении творческих индивидуаль­ных и коллективных работ учащихся, проектов, выполненных в учебном году.

Понятия: художественное произведение, мир художественно­го произведения, художественный образ, эпоха, стиль, направ­ление в искусстве, творческая индивидуальность художника.

Зрительный ряд: произведения живописи, графики, скульп­туры; натюрморты, портреты, пейзажи разных эпох и стилей.

Выделяются две ведущие цели итогового урока — это обобщение знаний, полученных учащимися за год, и осмыс­ление собственных творческих достижений.

Можно смоделировать несколько вариантов подведения итогов года. Для этого, очевидно, одного урока будет недо­статочно, потребуются дополнительные внеклассные часы для подготовки выставки и проведения вернисажа (праздни­ка искусства).

Последний урок года можно начать с чтения и обсужде­ния текста в учебнике на с. 172—173. Затем следует спро­сить учащихся, как они понимают прочитанное. Будет полезно ещё раз полистать учебник, вспомнить, какие виды и жанры изобразительного искусства они изучали, о чём повеству­ют жанры, какими выразительными средствами пользуются художники при создании произведений живописи, графики, скульптуры, какие умения нужны зрителю для понимания смысла художественного изображения, наконец, вспомнить имена художников и наиболее понравившиеся картины.