ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Влияние всех этих факторов превращает условный цвет

предметов и объектов в обусловленный цвет. Поэтому все основные цвета предметов в природе мы видим с многочис­ленными цветовыми оттенками.

От соседства друг с другом цвета изменяются по свет­лоте. Так, любой цвет в окружении более тёмных светлеет, а в окружении более светлых темнеет. Это явление называется контраст по светлоте. Мы наблюдаем этот эффект в природе, когда в пасмурный зимний день белый снег кажется нам свет­лее неба. В действительности небо всегда светлее, так как оно и есть источник света, однако в силу контраста между снегом и гораздо более тёмными строениями, кустами, деревьями тон снежной поверхности земли кажется светлее тона неба. По этой же причине белая стена дома в пасмурный день то­же может выглядеть светлее неба. Разнообразные контрасты по светлоте исследовал в своих пейзажах Н. П. Крымов. Учи­тель может проиллюстрировать сказанное работами мастера.

Учащиеся уже понимают важность определения светлоты цвета, так как знакомились с этими понятиями на предыду­щих уроках. При выполнении практических заданий особые затруднения вызывает нахождение разницы по светлоте меж­ду холодными и тёплыми цветами. Светящиеся красные тона на картинах Рембрандта так выразительно сияют лишь благо­даря контрасту с более тёмными. Когда Рембрандт хочет до­биться сияния жёлтых тонов, то погружает их в относительно светлый цветовой ряд, в то время как насыщенный красный в этом окружении начинает производить впечатление просто чего-то тёмного и теряет свою звучность.

Знание закономерностей восприятия цвета — необхо­димый элемент обучения учащихся живописи. Возможно, требовать от учащихся точных формулировок понятий нет необходимости, но сам учитель должен понимать причи­ны возникновения ошибок в процессе обучения живописи и предупреждать их.

От соседства друг с другом цвета не только изменяются по светлоте, но и приобретают новые цветовые оттенки. На­пример, в окружении красного серый цвет кажется немного позеленевшим, а на зелёном фоне, наоборот, — розоватым, покрасневшим. Жёлтый цвет в окружении красного воспри­нимается позеленевшим, на зелёном фоне он смотрится красноватым, имеющим оранжевый оттенок (Н. П. Крымов. Жёлтый сарай), а на синем фоне — более насыщенным, так как синий цвет является дополнительным цветом к жёлтому. Эти явления в изменении цветов называются
хроматическим (цветовым) контрастом.

Учитель может предложить учащимся понаблюдать за из­менениями цветовых оттенков, сделав простые постанов­ки из одного предмета и фона (например, помещаем раз­ные предметы яркого цвета — лимон, апельсин, помидор и т. д. — на белый или серый фон). Можно заметить, что фон будет принимать оттенки, контрастные цвету предмета (он будет выглядеть то более холодным, то более тёплым). Уча­щиеся также могут выполнить этюды.

О насыщенности цветов учащимся дадут представление простые задания на наблюдение (можно написать этюд). Помещают, например, зелёный огурец сначала на зелёном, а потом на красном фоне (или помидор сначала на красном, а потом на зелёном фоне). Учащиеся убеждаются в том, как выигрывает цвет в своей насыщенности рядом с контрастным цветом и как он блекнет на фоне близкого цвета.

Можно предложить учащимся понаблюдать характер по­верхности предмета, т. е. его фактуру (гладкую, шероховатую, матовую, блестящую и т. д.), сравнить поверхности ломтика арбуза и, например, ломтя хлеба и т. д. Ребята могут выпол­нить небольшие этюды.

Для художника законы научного цветоведения важны, но ещё важнее особенности восприятия цвета человеком. Че­ловек, удивляясь цветовому богатству мира, всегда стремился дать цветам необычные названия.

Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкаль­ные соответствия, можно назвать М. Чюрлёниса, А. В. Ленту­лова, В. В. Кандинского.

Практическая работа: учебные и игровые задания на по­нимание свойств цвета.

При выполнении практической работы учитель должен учи­тывать явление цветового утомления или адаптации к опре­делённому цвету. Следует делать перерывы в работе, давать отдых глазам, чтобы по возможности избежать тонально-цве­товых ошибок.

Полезно выполнить задание на разные оттенки цвета. На­рисовать полосу, разделить её на клетки, закрасить крайние клетки основными цветами, например синим и жёлтым, крас­ным и синим, жёлтым и красным. А клетки между ними за­красить разными оттенками, полученными путём смешения двух заданных цветов (учебник, с. 42).

Можно выполнить на уроке и игровое задание — приду­мать сказочный мир цветной страны (Изумрудный город, Шо­коладный замок, Солнечный город и др.). Главное — получить множество оттенков одного цвета. При этом важно помнить, добрый или злой мир мы изображаем, например, для Шоко­ладного замка нужны одни оттенки коричневого цвета, для ко­ричневого порядка в стране Дракона — другие.



Начнём работу с разметки композиции и проложим общий фон. Небо и земля, например, в Изумрудной стране совсем не голубого и коричневого цветов, а имеют разные оттенки зелёного (причём желательно исключить готовый зелёный цвет). Каким будет фон, светлым или тёмным, решать авто­ру. Затем выполним постройки — пишем красками по фону, используя разную толщину кистей. Добавляем детали компо­зиции — деревья, пруд, облака и т. д. В завершение работы прорабатываем мелкие детали.

Урок: «Цвет в произведениях живописи»

Планируемые результаты:

  • характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях;

  • объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет», «сложный цвет»;

  • различать тёплые и холодные оттенки цвета;

  • уметь объяснять понятие «колорит»;

  • развивать навык колористического восприятия художе­ственных произведений, учиться любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни;

  • обретать творческий опыт в создании красками цвето­вых образов с различным эмоциональным звучанием;

  • овладевать навыками живописного изображения.

Понятия: живопись, колорит, локальный цвет, тёплые и хо­лодные цвета, цветовой контраст.

Практическая работа: изображение осеннего натюрморта (цветы, осенние ветки, плоды) с разным настроением (натюр­морт радостный, праздничный или грустный, тихий).

Вариант задания: изображение осеннего пейзажа с раз­ным настроением («Праздник золотой осени», «Осенняя грусть» и т. д.).

Материалы: гуашь или акварель с белилами, кисти, бумага.

Зрительный ряд: живые осенние букеты и плоды; произве­дения живописи (натюрморты, пейзажи) с ярко выраженным цветовым состоянием: В. Ван Го г. Ирисы; И. Э. Грабарь. Хризантемы, Осень. Рябина и берёзы; К. А. Коровин. Цве­ты и фрукты, На берегу моря; С. В. Герасимов. Сирень; А. А. Пластов. Сенокос (фрагмент) и др.

Живопись — это вид изобразительного искусства, про­изведения которого создаются с помощью красок, наноси­мых на какую-либо твёрдую поверхность. Живопись с помо­щью красок может передать цветовое богатство мира, объём и материальность предметов, пространство и световоздуш­ную среду. Цвет придаёт произведениям живописи особую, по сравнению с другими видами изобразительного искусства, жизненность, ведь мир мы видим цветным.


Мы говорим «трава зелёная», «небо голубое», «лимон жёл­тый», но это означает собственный, неизменный цвет предме­та, который называется предметным или локальным цветом. В природе же мы локального цвета практически не видим. На него существенно влияет целый ряд факторов (освеще­ние, окружение, удалённость предмета).

Если посмотреть внимательно, то мы увидим в реальности множество оттенков любого локального цвета. Цвет в жизни никогда не остаётся неизменным, цвет надо учиться видеть.

В основе живописи — цветовые отношения. Система со­отношений цветов и их оттенков, образующих определённое единство (гармонию) в произведении живописи, носит на­звание колорит (от слова «колор» — цвет, краска). Другими словами, «колорит — это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов» (учебник, с. 45). Колорит — важнейшее средство эмоциональной выра­зительности в живописи. По характеру цветовых сочетаний колорит может быть тёплым или холодным, светлым или тём­ным, спокойным или напряжённым, лирическим или драма­тическим; по степени насыщенности цвета он может быть ярким или приглушённым, сдержанным, блёклым, звонким или тихим. Рассматривая репродукции на страницах учебника (а также на слайдах, подобранных учителем), учащиеся учатся определять характер колорита в произведениях живописи.

Художники передают цветовое состояние окружающего мира живым смешением красок. Учитель на уроках, посвя­щённых живописи, постоянно должен это подчёркивать.

Локальная краска превращается в живописный колорит взаимопроникновением и взаимодополнением цветов; боль­шое значение имеет сочетание цветовых пятен, их ритми­ческое взаимодействие, а также характер мазка, фактура живописного слоя. Дети учатся видеть и передавать в соб­ственных живописных работах тональные градации, использо­вать цветовые контрасты, различный характер мазка (лёгкий, прозрачный, густой, пастозный), добиваясь тем самым эмо­циональной выразительности.

Практическую работу можно начать с составления «па­литры настроений»: сочетаниями цветовых пятен передать со­стояние напряжённости, тревоги, таинственности, нежности, радости и т. д. В качестве материалов можно взять гуашь, ак­варель или использовать цветную бумагу и выполнить задание в технике аппликации. Учащиеся легко приходят к выводу, что, даже ничего конкретного (предметного) не изображая, только с помощью цвета и цветовых соотношений можно выразить различные человеческие чувства.


Далее шестиклассникам предлагается прочитать в учебни­ке тексты к заданиям (с. 46, 47) и сделать живописное изо­бражение осеннего букета периода золотой осени или пери­ода поздней осени (по выбору), передав в одном натюрморте радостное и праздничное настроение, а в другом — тихое и грустное. Натюрморты выполняются гуашью или акварелью с белилами без предварительного рисунка карандашом. Учи­тель напоминает детям, что работать следует отношениями пятен цвета, видеть цвет предмета не отдельно от других цве­тов, а во взаимосвязи с ними, стараться передать оттенки предметного цвета, продумать, какой выбрать фон для лучше­го выражения настроения в радостном или грустном натюр­морте. Следует также обратить внимание на характер мазка, его разнообразие (мелкий, крупный, по форме предмета).

В качестве дополнительного (вариативного) задания можно предложить детям изобразить осенний пейзаж с раз­ным настроением («Праздник золотой осени» или «Осенняя грусть»). Эмоциональный настрой задаётся изображением осенней земли и неба (именно с них надо начинать изобра­жение пейзажа), потом туда вписываются деревья (ближние и дальние), кусты и т. д. Пейзаж оживят стаффажные фигурки людей, написанные обобщённо.

На уроке вполне органично могут прозвучать стихи русских поэтов об осени, а также в качестве эмоционального фона от­рывки из музыкальных произведений мажорного и минорного звучания.

Завершает урок просмотр творческих работ и обсуж­дение их с точки зрения выражения в работе живописными средствами различных настроений и состояний.

В конце урока учащиеся приходят к пониманию, что жи­вопись способна раскрывать сложный мир человеческих

чувств, передавать тончайшие оттенки настроения, выражать содержание, которое хотел вложить в своё произведение автор.

Урок: «Объёмные изображения в скульптуре»

Планируемые результаты:

  • знать виды скульптурных изображений и их назначение в жизни людей;

  • характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объёмных изображениях;

  • рассуждать о средствах художественной выразитель­ности в скульптурном образе;

  • осваивать простые навыки художественной выразитель­ности в объёмном изображении животных различными мате­риалами (лепка и бумагопластика).

Понятия: скульптура, монументальная и станковая скульп­тура, мелкая пластика, рельеф,