ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 338
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Темы уроков
«Реальность и фантазия в творчестве художника».
«Изображение предметного мира - натюрморт».
«Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира».
«Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива».
«Освещение. Свет и тень».
«Натюрморт в графике».
«Цвет в натюрморте».
«Выразительные возможности натюрморта».
изобразительном искусстве натюрморт — это изображение неодушевлённых предметов, объединённых в единую композицию. Этот жанр имеет много функциональных особенностей, иногда его называют камерной музыкой живописи. Отметим два момента.
Во-первых, натюрморт — это самостоятельная картина, по-своему раскрывающая одну из вечных тем искусства, а именно тему бытия человека. Можно определить сущность содержания натюрморта как отражение мировоззрения художника, определённое понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени. Предметы, сделанные руками человека, несут на себе отпечаток его мыслей, желаний, влечений, служат человеку, радуют его. Недаром мы узнаём о давно исчезнувших с лица земли эпохах по тем черепкам посуды, домашней утвари и ритуальных предметов, которые становятся для археологов страницами истории человечества. Во-вторых, натюрморт как жанр живописи можно назвать творческой лабораторией художника. Натюрморт используют в качестве учебной постановки, первичной стадии изучения натуры в период ученичества.
Для изучения жанра натюрморта в учебнике есть соответствующий материал: ёмкий и образный текст, зрительный ряд, проиллюстрированные учебными работами задания. Если у учителя есть возможность расширить зрительные впечатления школьников или он хочет предложить свой вариант прочтения задания, это очень хорошо. Слайды, видеофильмы, визуальные возможности компьютера могут усилить воспитательную роль урока изобразительного искусства. Однако главную роль всё-таки играет учебник, с которым ребёнок общается непосредственно.
Изучать жанр натюрморта лучше по определённому плану: общее знакомство с историей жанра как частью человеческой культуры; понимание особенностей выражения содержания в графическом натюрморте и в живописном натюрморте; познание художественно-выразительных средств изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет и цвет); собственное прочтение жанра учащимися. Учебник предлагает необходимый минимум искусствоведческих знаний, а каждый его разворот включает в себя в содержательном единстве текст и зрительный материал (репродукции, методические рисунки).
Целесообразно познакомить учащихся с особенностями изображения предметного мира в Древнем Египте, античной Греции и Риме, а также в странах Западной Европы и России. Формирование интереса к изображению предметного мира, а также возникновение жанра натюрморта — всё имело свои исторические предпосылки.
Люди издревле создавали вещи, привычно не замечая их, пользовались ими ежедневно. И только проницательному взгляду художника открылась их скрытая сущность, только с ним они вступили в немой диалог, красноречиво рассказывая о привычках, вкусах, укладе жизни, отношении к миру человека. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта, в их произведениях воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих как той или иной исторической эпохе, национальной культуре, художественному направлению, так и индивидуальности отдельных живописцев.
Работа над постижением жанра построена на принципе единства восприятия и практической деятельности внутри каждой изучаемой темы. Практические задания имеют свою логику развития навыков: от становления композиционного мышления через постижение живописных умений и навыков рисунка и конструирования к формированию проектнопространственного мышления.
Конкретная практическая задача изображения группы предметов не должна рассматриваться как отдельный механический навык в отрыве от художественно-творческих задач. В данном пособии и в учебнике предлагается несколько больше учебных заданий, чем можно выполнить при одном учебном часе в неделю. Однако такой подход, во-первых,
даёт больше свободы и творческой инициативы учителю, а во-вторых, учитывает возможности увеличения времени на выполнение заданий за счёт школьного компонента и второй половины дня.
Задачи развития наблюдательности, фантазии, умения видеть проходят через все темы четверти. Овладевая художественными материалами и средствами их выразительности, композиционными умениями, умениями видеть форму и конструкцию предметов, развивая чувство ритма, живописные умения, школьник тем самым обучается грамотному изображению предметного мира. В заданной последовательности тем уроков заложена и логика развития конкретных навыков: осознанное построение композиции, передача конструкции и пластики формы предмета, передача фактуры поверхности, учёт взаимодействия предметов со средой (их жизнь в среде), учёт точки зрения, особенностей той или иной традиции изображения и т. д.
Урок: «Реальность и фантазия в творчестве художника»
Планируемые результаты:
-
уметь рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека; -
понимать, что воображение и фантазия нужны человеку, чтобы строить образ будущего, а также для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность; -
получать представление об условности изобразительного языка; -
характеризовать смысл художественного образа как изображение реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов.
Понятия: реальность и фантазия, правда искусства.
Зрительный ряд: М. З. Шагал. Прогулка; Леонардо да Винчи. Проекты (учебник, с. 56, 57).
Акцент в процессе изучения темы должен быть поставлен на формирование художественных представлений учащихся. Возможны самые разнообразные сценарии проведения уроков на данную тему: целый урок можно посвятить беседе о реальности и фантазии, роли воображения в творчестве художника, не предлагая детям практического задания; данная тема может сочетаться с темой следующего урока и включать в себя соответствующее задание; можно провести небольшую активную беседу и предложить учащимся подходящее творческое задание, например изобразить или сконструировать какой-либо предмет (весёлый зонтик, фантастическое транспортное средство и т. д.); можно построить урок на чтении и анализе отрывков литературных произведений и т. д. Можно предложить учащимся ответить на вопросы, например: «Как вы думаете, был ли Суриков очевидцем казни стрельцов и покорения Сибири Ермаком, видел ли, как везли опальную боярыню Морозову по улицам заснеженной древней Москвы? Встречал ли Васнецов Ивана-царевича на Сером Волке? Опускался ли Репин в подводное царство?» Выбор сценария урока за учителем!
В истории изобразительного искусства есть множество примеров, когда не только на исторические и сказочные, но и на современные сюжеты пишутся картины по воображению, т. е. искусство — это образное, а не зеркально точное отражение действительности. Сущность художественного воображения
заключается в том, чтобы создать не копию реальности, а творческие образцы, но, что очень важно, путём не нарушения, а сохранения и даже обострения основных впечатлений от жизненной реальности. При этом явно ошибочным является утверждение, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. Воображение И. И. Левитана не слабее, чем воображение С. Дали. Это лишь иное воображение. Для того чтобы создать новые образы и написать новую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая зоркость, творческая самостоятельность воображения.
Ещё одна важная мысль, которую учитель должен подчеркнуть в беседе: ценность произведения искусства не в том, чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за реальность, а в подлинности чувств и переживаний, передаваемых художником зрителю. Чем реалистичнее художественное произведение, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла. Соблюдение жизненной реальности отнюдь не означает фотографического воспроизведения или копирования непосредственно воспринятого. И. И. Левитан часто повторял: «Из непосредственного снимка с неё (природы. — И. П.) выйдет жалкая, бессмысленная копия. Она позволяет приблизиться к себе только путём творческой фантазии. Иначе было бы слишком просто быть художником».
То, что мы воспринимаем в жизни, в повседневном опыте, по большей части случайно, мы далеко не всегда выделяем характерное, существенное содержание, определяющее индивидуальное лицо человека, события, явления. Художник видит по-иному: его зрение, сознание ведут отбор значимого, характерного. Задача художественного произведения — передать зрителям то, что видит художник, с такой убедительностью, чтобы и они это увидели и почувствовали.
Рассмотрим работу М. Шагала «Прогулка» (учебник, с. 57). Разве может быть так, чтобы люди летали?
Взлетая, лирические герои Марка Шагала вырываются из объятий предметного мира. Так и в «Прогулке» он изобразил сцену фантастического полёта невесты, вознесённой в широкое, словно раскрытое для полёта небо, но связанной с землёй рукой художника. Герои картины замечтались, засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу и... взлетели над Витебском, устремились на небеса. Полёт в «Прогулке» радостен, безмятежен и возможен только благодаря прекрасному чувству любви жениха и невесты. В другой руке художник-жених держит птицу, таким образом ему (вопреки поговорке) удаётся удержать и небесного журавля, и земную синицу. В этом произведении выражена именно реальность, правда чувств художника.
Фантазия — это не просто нереальное сочетание реальных элементов, а обострённое видение сути реальности.
Мощное творческое воображение узнаётся не столько по тому, что человек может придумывать, а скорее по тому, как он умеет преобразовывать реальную действительность, обременённую случайными, лишёнными выразительности штрихами, в ещё более подлинный мир, в художественный мир.
Некоторые тонкие и хрупкие переживания — значимые факты внутренней жизни — часто как бы заслоняются и затемняются в условиях обыденной жизни. Творческое воображение прибегает в художественном произведении к изменению некоторых сторон действительности или к их обострению, с тем чтобы придать образную наглядность той стороне реальной действительности, которая для художника наиболее важна.
Урок: «Изображение предметного мира - натюрморт»
Планируемые результаты:
-
получать представление о различных целях и задачах изображения предметов быта человека в искусстве разных эпох; -
получать представление о разных способах изображения предметов (знаковых, символических, плоских, объёмных и др.) в зависимости от целей художественного изображения; -
приобретать навык плоского силуэтного изображения обычных простых предметов; -
осваивать простые композиционные умения организации плоскости изобразительного натюрморта, ритмической организации листа; -
уметь выделить композиционный центр; -
приобретать навыки художественного изображения способом аппликации; -
приобретать эстетические представления о соотношении цветовых пятен и фактур.
Понятия: жанр натюрморта, композиция, художественновыразительные средства натюрморта (силуэт, ритм, композиционная доминанта — главный элемент композиции).
Практическая работа: выполнение композиции натюрморта в технике аппликации.
Материалы: цветная бумага, клей, ножницы.
Зрительный ряд: настенные росписи Древнего Египта, Древнего Рима с изображением предметов; изображение предметов на средневековых иконах; Караваджо. Ваза с фруктами; А. ван Бейерен. Натюрморт с омарами; А.