ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
характер материала, фактура, анималистический жанр.

Практическая работа: объёмные изображения животных в разных материалах.

Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.

Зрительный ряд: Микеланджело. Давид (фрагмент); О. Роден. Граждане Кале (фрагмент); Л. Гиберти. Ба­рельеф (учебник, с. 48—51); рисунки и скульптурные произ­ведения анималистического жанра: работы В. А. Ватагина, И. С. Ефимова, Д. Ф. Цаплина, А. Г. Сотникова, П. М. Кожина, А. Ф. Белашова и др.

Скульптура — очень древнее искусство: первобытный че­ловек лепил из глины, вырезал из кости и высекал из камня фигурки — первые скульптурные произведения. Позднее рим­ляне ввели в оборот слово «скульптура», что значит «выре­зать», «высекать». А древние славяне назвали это искусство ваянием. Но термин скульптура обозначает не только вид искусства, связанный с художественным воспроизведением действительности в объёмно-пространственных формах, но и сами произведения этого искусства — статуи, бюсты, релье­фы и т. д.

Учитель может начать беседу с учащимися с вопроса: «Какие виды скульптуры вы знаете?» Целесообразно также обратиться к вопросам в учебнике (с. 51). Обобщая ответы учащихся, учитель говорит о том, что скульптура делится на монументальную и станковую.

Скульптурные памятники, статуи, парковая скульпту­ра — это монументальные формы скульптуры, простран­ственно они связаны с архитектурным ансамблем города, с природным окружением. Станковая скульптура не связана напрямую с архитектурой, она более камерна и обычно раз­мещается в выставочных залах, музеях, других интерьерах. Кроме того, существует скульптура малых форм — мелкая пластика. Произведения мелкой пластики (статуэтки, малень­кие фигурки из фарфора, фаянса, стекла, дерева, металла, камня, керамики) можно встретить практически в любом до­ме. Они очень разнообразны и по фактуре, и по содержанию (сюжету). Чаще всего это бытовые фигурки, жанровые сценки, в которых преобладает мягкий юмор, улыбка, доброе, светлое отношение к действительности. Эту скульптуру порой трудно отличить от традиционной народной игрушки (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.). От игрушки скульпту­ра малых форм заимствовала важную особенность — цвет. Небольшие статуэтки, как правило, расписываются, и цвет усиливает их выразительность.


В процессе рассказа-беседы учитель вывешивает на доске таблички с новыми терминами и определениями, учащиеся могут записать их в тетрадь по искусству.

Современная станковая скульптура обычно сохраняет естественный цвет материала — камня, дерева, металла. Материал с его характерным цветом, фактурой поверхности, прочностью и другими присущими ему свойствами становит­ся в искусстве скульптуры одним из средств художественной выразительности. Природный материал может пробудить творческую фантазию автора, направить на определённое содержание и решение образа скульптуры. Особенно ярко это видно на примере скульптуры из дерева (произведения С. Т. Конёнкова, С. Д. Эрьзи). Шестиклассники, рассматривая скульптурные изображения на страницах учебника, слайдах или в Интернете, приходят к выводу, что художественный ма­териал для скульптора является важнейшим средством выра­жения его мыслей и идей. Характер материала составляет важнейшую характеристику образа.

По форме изображения различают скульптуру круглую и рельеф. Учащиеся без особого труда смогут ответить, чем эти виды скульптуры отличаются друг от друга.

Круглая скульптура трёхмерна, она существует в реальном (в отличие от иллюзорного пространства в живописи и графи­ке) пространстве. Большое значение при восприятии скульп­турных форм имеет освещение. Полезно обсудить с учащи­мися значение света и тени в скульптуре.

Далее следует коснуться проблемы жанров в скульптуре. Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Чему (точнее, кому) посвящены скульптурные изображения?» и «Что доступ­но скульптуре, а чего она изобразить не может?». Оказывается, несмотря на то что скульптура вещественна и материальна, изобразить в этом виде искусства можно не всё. Изображе­ния в скульптуре в основном посвящены человеку, а также животным. Впрочем, в рельефе, где изображение строится на плоскости, выступая над плоскостью или углубляясь в неё, могут присутствовать элементы пейзажа или мира вещей.

Наконец, очень важно отметить, что, хотя скульптура име­ет вполне реальные, осязаемые («как живые») формы, в этом виде искусства есть своя условность языка изображения. «Скульптура никогда не повторяет буквальную форму натуры, а преображает её в художественный образ со своей темой, содержанием и выражением авторского отношения» (учебник, с. 50). На эту мысль, приведённую в учебнике, следует обра­тить особое внимание.



Практическая работа посвящается анималистическому жанру — созданию детьми в материале изображений живот­ных. Дети, безусловно, обращались к этому жанру в началь­ной школе. Теперь даётся определение анималистического жанра; дети более широко знакомятся с произведениями художников-анималистов и делают изображения животных в различных материалах, используя их разные выразитель­ные возможности.

В конце урока работы выставляются на просмотр. Учащи­еся обсуждают, как материал влияет на образ, в какой степени удалось выразить характер животного, передать его пластику.

Урок: «Основы языка изображения»

Планируемые результаты:

  • уметь рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей;

  • уметь объяснять, почему образуются разные виды ис­кусства, называть разные виды искусства и объяснять их на­значение;

  • уметь объяснять, почему изобразительное искус­ство — это особый образный язык;

  • рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах;

  • участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств художественных произведений;

  • участвовать в выставке работ учащихся по изучаемой теме.

Понятия: язык изобразительного искусства, средства ху­дожественной выразительности.

Зрительный ряд: произведения разных видов и жанров изобразительного искусства (в том числе учебник, с. 52, 53).

На данном уроке происходит обобщение темы четвер­ти «Виды изобразительного искусства и основы образного языка».

Учитель может выбрать любой сценарий проведения урока: посвятить последний урок четверти беседе, провести празд­ник искусства — организовать выставку работ, выполненных

за четверть, пригласив художников, которые будут представ­лять свои работы, и зрителей — родителей, одноклассников, учителей школы.

Можно предложить учащимся выполнить коллективную проектную работу на тему «Роль изобразительного искус­ства в твоей жизни» (для этого целесообразно использовать различные электронные ресурсы, Интернет).

Говоря о языке изобразительного искусства, учителю важ­но помнить о
социальной функции искусства. «Сутью соци­альной функции искусства всегда была возможность (в силу форм общения со зрителем) проникновения в „гущу жизни“ с целью её художественно-образного анализа и вынесение итогов этого анализа на суд общества...» — пишет Б. М. Не- менский. Функции связаны с языком. Для того чтобы вызвать отклик и переживания зрителя, художнику нужно мастерство. А мастерству необходимо учиться.

Язык изобразительного искусства — это язык вырази­тельной формы. В первой четверти учащиеся познакомились с главными средствами изобразительного языка — средства­ми выразительности: линией, пятном, тоном (отношение тём­ного и светлого) и цветом. Учащиеся узнали о том, что такое художественный образ и какие бывают художественно-выра­зительные средства живописи и графики, а также что такое тон и тональные отношения, колорит, цветовой контраст. Уча­щиеся получили начальные представления о фактуре в живо­писи и графике, о ритме и композиции.

В качестве закрепления материала учитель предлагает ре­бятам ответить на вопросы, предложенные в учебнике (с. 53).

Изучение искусства в школе призвано сформировать у уча­щихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной ху­дожественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художествен­ной культуры.

В процессе выполнения заданий, в сознательном выборе средств выразительности и художественных техник подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Культура является сложнейшей системой накопления че­ловеческого опыта, выступая для последующих поколений как точка отсчёта в развитии, как комплекс уникальных ориенти­ров, стратегий и образцов высочайшего качества.

Произведения изобразительного искусства всех времён соединяют нашу жизнь с историей и культурой, передают нам опыт давно ушедших поколений, нацеливают на размышление о будущем.

Пш

ЧКВ'ШСВР'ШЬ Мир наших вещей. Натюрморт

Роль воображения в творчестве художника, умение изо­бражать фантазии и умение изображать реальность. Изо­бражение предметного мира в изобразительном искусстве разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представле­ния о композиции и навыки композиционного решения натюр­морта. Художественно-выразительные средства изображения в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение ми­ровоззрения художника и его времени. Натюрморт как творче­ская лаборатория художника. Натюрморт в искусстве ХХ века.