ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 334
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
характер материала, фактура, анималистический жанр.
Практическая работа: объёмные изображения животных в разных материалах.
Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.
Зрительный ряд: Микеланджело. Давид (фрагмент); О. Роден. Граждане Кале (фрагмент); Л. Гиберти. Барельеф (учебник, с. 48—51); рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра: работы В. А. Ватагина, И. С. Ефимова, Д. Ф. Цаплина, А. Г. Сотникова, П. М. Кожина, А. Ф. Белашова и др.
Скульптура — очень древнее искусство: первобытный человек лепил из глины, вырезал из кости и высекал из камня фигурки — первые скульптурные произведения. Позднее римляне ввели в оборот слово «скульптура», что значит «вырезать», «высекать». А древние славяне назвали это искусство ваянием. Но термин скульптура обозначает не только вид искусства, связанный с художественным воспроизведением действительности в объёмно-пространственных формах, но и сами произведения этого искусства — статуи, бюсты, рельефы и т. д.
Учитель может начать беседу с учащимися с вопроса: «Какие виды скульптуры вы знаете?» Целесообразно также обратиться к вопросам в учебнике (с. 51). Обобщая ответы учащихся, учитель говорит о том, что скульптура делится на монументальную и станковую.
Скульптурные памятники, статуи, парковая скульптура — это монументальные формы скульптуры, пространственно они связаны с архитектурным ансамблем города, с природным окружением. Станковая скульптура не связана напрямую с архитектурой, она более камерна и обычно размещается в выставочных залах, музеях, других интерьерах. Кроме того, существует скульптура малых форм — мелкая пластика. Произведения мелкой пластики (статуэтки, маленькие фигурки из фарфора, фаянса, стекла, дерева, металла, камня, керамики) можно встретить практически в любом доме. Они очень разнообразны и по фактуре, и по содержанию (сюжету). Чаще всего это бытовые фигурки, жанровые сценки, в которых преобладает мягкий юмор, улыбка, доброе, светлое отношение к действительности. Эту скульптуру порой трудно отличить от традиционной народной игрушки (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.). От игрушки скульптура малых форм заимствовала важную особенность — цвет. Небольшие статуэтки, как правило, расписываются, и цвет усиливает их выразительность.
В процессе рассказа-беседы учитель вывешивает на доске таблички с новыми терминами и определениями, учащиеся могут записать их в тетрадь по искусству.
Современная станковая скульптура обычно сохраняет естественный цвет материала — камня, дерева, металла. Материал с его характерным цветом, фактурой поверхности, прочностью и другими присущими ему свойствами становится в искусстве скульптуры одним из средств художественной выразительности. Природный материал может пробудить творческую фантазию автора, направить на определённое содержание и решение образа скульптуры. Особенно ярко это видно на примере скульптуры из дерева (произведения С. Т. Конёнкова, С. Д. Эрьзи). Шестиклассники, рассматривая скульптурные изображения на страницах учебника, слайдах или в Интернете, приходят к выводу, что художественный материал для скульптора является важнейшим средством выражения его мыслей и идей. Характер материала составляет важнейшую характеристику образа.
По форме изображения различают скульптуру круглую и рельеф. Учащиеся без особого труда смогут ответить, чем эти виды скульптуры отличаются друг от друга.
Круглая скульптура трёхмерна, она существует в реальном (в отличие от иллюзорного пространства в живописи и графике) пространстве. Большое значение при восприятии скульптурных форм имеет освещение. Полезно обсудить с учащимися значение света и тени в скульптуре.
Далее следует коснуться проблемы жанров в скульптуре. Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Чему (точнее, кому) посвящены скульптурные изображения?» и «Что доступно скульптуре, а чего она изобразить не может?». Оказывается, несмотря на то что скульптура вещественна и материальна, изобразить в этом виде искусства можно не всё. Изображения в скульптуре в основном посвящены человеку, а также животным. Впрочем, в рельефе, где изображение строится на плоскости, выступая над плоскостью или углубляясь в неё, могут присутствовать элементы пейзажа или мира вещей.
Наконец, очень важно отметить, что, хотя скульптура имеет вполне реальные, осязаемые («как живые») формы, в этом виде искусства есть своя условность языка изображения. «Скульптура никогда не повторяет буквальную форму натуры, а преображает её в художественный образ со своей темой, содержанием и выражением авторского отношения» (учебник, с. 50). На эту мысль, приведённую в учебнике, следует обратить особое внимание.
Практическая работа посвящается анималистическому жанру — созданию детьми в материале изображений животных. Дети, безусловно, обращались к этому жанру в начальной школе. Теперь даётся определение анималистического жанра; дети более широко знакомятся с произведениями художников-анималистов и делают изображения животных в различных материалах, используя их разные выразительные возможности.
В конце урока работы выставляются на просмотр. Учащиеся обсуждают, как материал влияет на образ, в какой степени удалось выразить характер животного, передать его пластику.
Урок: «Основы языка изображения»
Планируемые результаты:
Понятия: язык изобразительного искусства, средства художественной выразительности.
Зрительный ряд: произведения разных видов и жанров изобразительного искусства (в том числе учебник, с. 52, 53).
На данном уроке происходит обобщение темы четверти «Виды изобразительного искусства и основы образного языка».
Учитель может выбрать любой сценарий проведения урока: посвятить последний урок четверти беседе, провести праздник искусства — организовать выставку работ, выполненных
за четверть, пригласив художников, которые будут представлять свои работы, и зрителей — родителей, одноклассников, учителей школы.
Можно предложить учащимся выполнить коллективную проектную работу на тему «Роль изобразительного искусства в твоей жизни» (для этого целесообразно использовать различные электронные ресурсы, Интернет).
Говоря о языке изобразительного искусства, учителю важно помнить о
социальной функции искусства. «Сутью социальной функции искусства всегда была возможность (в силу форм общения со зрителем) проникновения в „гущу жизни“ с целью её художественно-образного анализа и вынесение итогов этого анализа на суд общества...» — пишет Б. М. Не- менский. Функции связаны с языком. Для того чтобы вызвать отклик и переживания зрителя, художнику нужно мастерство. А мастерству необходимо учиться.
Язык изобразительного искусства — это язык выразительной формы. В первой четверти учащиеся познакомились с главными средствами изобразительного языка — средствами выразительности: линией, пятном, тоном (отношение тёмного и светлого) и цветом. Учащиеся узнали о том, что такое художественный образ и какие бывают художественно-выразительные средства живописи и графики, а также что такое тон и тональные отношения, колорит, цветовой контраст. Учащиеся получили начальные представления о фактуре в живописи и графике, о ритме и композиции.
В качестве закрепления материала учитель предлагает ребятам ответить на вопросы, предложенные в учебнике (с. 53).
Изучение искусства в школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
В процессе выполнения заданий, в сознательном выборе средств выразительности и художественных техник подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Культура является сложнейшей системой накопления человеческого опыта, выступая для последующих поколений как точка отсчёта в развитии, как комплекс уникальных ориентиров, стратегий и образцов высочайшего качества.
Произведения изобразительного искусства всех времён соединяют нашу жизнь с историей и культурой, передают нам опыт давно ушедших поколений, нацеливают на размышление о будущем.
Пш
ЧКВ'ШСВР'ШЬ Мир наших вещей. Натюрморт
Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве ХХ века.
Практическая работа: объёмные изображения животных в разных материалах.
Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.
Зрительный ряд: Микеланджело. Давид (фрагмент); О. Роден. Граждане Кале (фрагмент); Л. Гиберти. Барельеф (учебник, с. 48—51); рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра: работы В. А. Ватагина, И. С. Ефимова, Д. Ф. Цаплина, А. Г. Сотникова, П. М. Кожина, А. Ф. Белашова и др.
Скульптура — очень древнее искусство: первобытный человек лепил из глины, вырезал из кости и высекал из камня фигурки — первые скульптурные произведения. Позднее римляне ввели в оборот слово «скульптура», что значит «вырезать», «высекать». А древние славяне назвали это искусство ваянием. Но термин скульптура обозначает не только вид искусства, связанный с художественным воспроизведением действительности в объёмно-пространственных формах, но и сами произведения этого искусства — статуи, бюсты, рельефы и т. д.
Учитель может начать беседу с учащимися с вопроса: «Какие виды скульптуры вы знаете?» Целесообразно также обратиться к вопросам в учебнике (с. 51). Обобщая ответы учащихся, учитель говорит о том, что скульптура делится на монументальную и станковую.
Скульптурные памятники, статуи, парковая скульптура — это монументальные формы скульптуры, пространственно они связаны с архитектурным ансамблем города, с природным окружением. Станковая скульптура не связана напрямую с архитектурой, она более камерна и обычно размещается в выставочных залах, музеях, других интерьерах. Кроме того, существует скульптура малых форм — мелкая пластика. Произведения мелкой пластики (статуэтки, маленькие фигурки из фарфора, фаянса, стекла, дерева, металла, камня, керамики) можно встретить практически в любом доме. Они очень разнообразны и по фактуре, и по содержанию (сюжету). Чаще всего это бытовые фигурки, жанровые сценки, в которых преобладает мягкий юмор, улыбка, доброе, светлое отношение к действительности. Эту скульптуру порой трудно отличить от традиционной народной игрушки (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.). От игрушки скульптура малых форм заимствовала важную особенность — цвет. Небольшие статуэтки, как правило, расписываются, и цвет усиливает их выразительность.
В процессе рассказа-беседы учитель вывешивает на доске таблички с новыми терминами и определениями, учащиеся могут записать их в тетрадь по искусству.
Современная станковая скульптура обычно сохраняет естественный цвет материала — камня, дерева, металла. Материал с его характерным цветом, фактурой поверхности, прочностью и другими присущими ему свойствами становится в искусстве скульптуры одним из средств художественной выразительности. Природный материал может пробудить творческую фантазию автора, направить на определённое содержание и решение образа скульптуры. Особенно ярко это видно на примере скульптуры из дерева (произведения С. Т. Конёнкова, С. Д. Эрьзи). Шестиклассники, рассматривая скульптурные изображения на страницах учебника, слайдах или в Интернете, приходят к выводу, что художественный материал для скульптора является важнейшим средством выражения его мыслей и идей. Характер материала составляет важнейшую характеристику образа.
По форме изображения различают скульптуру круглую и рельеф. Учащиеся без особого труда смогут ответить, чем эти виды скульптуры отличаются друг от друга.
Круглая скульптура трёхмерна, она существует в реальном (в отличие от иллюзорного пространства в живописи и графике) пространстве. Большое значение при восприятии скульптурных форм имеет освещение. Полезно обсудить с учащимися значение света и тени в скульптуре.
Далее следует коснуться проблемы жанров в скульптуре. Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Чему (точнее, кому) посвящены скульптурные изображения?» и «Что доступно скульптуре, а чего она изобразить не может?». Оказывается, несмотря на то что скульптура вещественна и материальна, изобразить в этом виде искусства можно не всё. Изображения в скульптуре в основном посвящены человеку, а также животным. Впрочем, в рельефе, где изображение строится на плоскости, выступая над плоскостью или углубляясь в неё, могут присутствовать элементы пейзажа или мира вещей.
Наконец, очень важно отметить, что, хотя скульптура имеет вполне реальные, осязаемые («как живые») формы, в этом виде искусства есть своя условность языка изображения. «Скульптура никогда не повторяет буквальную форму натуры, а преображает её в художественный образ со своей темой, содержанием и выражением авторского отношения» (учебник, с. 50). На эту мысль, приведённую в учебнике, следует обратить особое внимание.
Практическая работа посвящается анималистическому жанру — созданию детьми в материале изображений животных. Дети, безусловно, обращались к этому жанру в начальной школе. Теперь даётся определение анималистического жанра; дети более широко знакомятся с произведениями художников-анималистов и делают изображения животных в различных материалах, используя их разные выразительные возможности.
В конце урока работы выставляются на просмотр. Учащиеся обсуждают, как материал влияет на образ, в какой степени удалось выразить характер животного, передать его пластику.
Урок: «Основы языка изображения»
Планируемые результаты:
-
уметь рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей; -
уметь объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды искусства и объяснять их назначение; -
уметь объяснять, почему изобразительное искусство — это особый образный язык; -
рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах; -
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений; -
участвовать в выставке работ учащихся по изучаемой теме.
Понятия: язык изобразительного искусства, средства художественной выразительности.
Зрительный ряд: произведения разных видов и жанров изобразительного искусства (в том числе учебник, с. 52, 53).
На данном уроке происходит обобщение темы четверти «Виды изобразительного искусства и основы образного языка».
Учитель может выбрать любой сценарий проведения урока: посвятить последний урок четверти беседе, провести праздник искусства — организовать выставку работ, выполненных
за четверть, пригласив художников, которые будут представлять свои работы, и зрителей — родителей, одноклассников, учителей школы.
Можно предложить учащимся выполнить коллективную проектную работу на тему «Роль изобразительного искусства в твоей жизни» (для этого целесообразно использовать различные электронные ресурсы, Интернет).
Говоря о языке изобразительного искусства, учителю важно помнить о
социальной функции искусства. «Сутью социальной функции искусства всегда была возможность (в силу форм общения со зрителем) проникновения в „гущу жизни“ с целью её художественно-образного анализа и вынесение итогов этого анализа на суд общества...» — пишет Б. М. Не- менский. Функции связаны с языком. Для того чтобы вызвать отклик и переживания зрителя, художнику нужно мастерство. А мастерству необходимо учиться.
Язык изобразительного искусства — это язык выразительной формы. В первой четверти учащиеся познакомились с главными средствами изобразительного языка — средствами выразительности: линией, пятном, тоном (отношение тёмного и светлого) и цветом. Учащиеся узнали о том, что такое художественный образ и какие бывают художественно-выразительные средства живописи и графики, а также что такое тон и тональные отношения, колорит, цветовой контраст. Учащиеся получили начальные представления о фактуре в живописи и графике, о ритме и композиции.
В качестве закрепления материала учитель предлагает ребятам ответить на вопросы, предложенные в учебнике (с. 53).
Изучение искусства в школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
В процессе выполнения заданий, в сознательном выборе средств выразительности и художественных техник подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Культура является сложнейшей системой накопления человеческого опыта, выступая для последующих поколений как точка отсчёта в развитии, как комплекс уникальных ориентиров, стратегий и образцов высочайшего качества.
Произведения изобразительного искусства всех времён соединяют нашу жизнь с историей и культурой, передают нам опыт давно ушедших поколений, нацеливают на размышление о будущем.
Пш
ЧКВ'ШСВР'ШЬ Мир наших вещей. Натюрморт
Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве ХХ века.