Файл: Шпаргалка по психологии Ответы на экзаменационные билеты. М Аллель2000, 2005. 64 с. (Полный зачет).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Внешние мотивы: учеба за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т. е. главное - не получение знаний, а какая-то награда.
Самосознание
От отметки зависит развитие учебной мотивации.
Именно на этой почве в отдельных случаях возни- кают тяжелые переживания и школьная дезадапта- ция. Непосредственно влияет школьная отметка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверст- ников отличниками, «двоечниками» и «троечника- ми», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответ- ствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оцен- кой личности в целом и определяет социальный ста- тус ребенка.
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У не- успевающих и крайне слабых учеников системати- ческие неудачи и низкие оценки снижают их уверен- ность в себе, в своих возможностях.
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким про- фессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не про- сто поставить отметку), а дать соответствующие пояснения. Они оценивают только конкретную ра- боту, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам,
ориентируют учеников на индивидуальные достиже- ния - должна работа завтрашняя быть лучше рабо- ты вчерашней.
хологами выделяются группы «теоретиков», или
«мыслителей», которые легко решают учебные за- дачи в словесном плане, «практиков», которым нуж- на опора на наглядность и практические действия,
и «художников» - с ярким образным мышлением.
У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.
Важное условие для формирования теоретическо- го мышления - формирование научных понятий.
Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, суще- ственные свойства и отношения.
В начале младшего школьного возраста восприя- тие недостаточно дифференцированно. Для того,
чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.
Память развивается в двух направлениях - про- извольности и осмысленности. Дети непроизволь- но запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме,
связанный с яркими наглядными пособиями и т. д.
Но, в отличие от дошкольников, они способны це- ленаправленно, произвольно запоминать материал,
им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
В младшем школьном возрасте развивается вни- мание. Без достаточной сформированное™ этой пси- хической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учеб- ному материалу, удерживает его длительное время.
Младший школьник может сосредоточенно занимать- ся одним делом 10-20 мин. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышаются его устойчивость, воз- можность переключения и распределения.
Кризис трех лет - граница между ранним и дош- кольным детством - один из наиболее трудных мо- ментов в жизни ребенка.
Л. С. Выготский так характеризует кризис трех лет: 1) негативизм - ребенок дает негативную ре- акцию не на само действие, которое он отказывает- ся выполнять, а на требование или просьбу взрос- лого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек;
2) упрямство - это реакция ребенка, который на- стаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрос- лым; 3) обесценивание - обесценивается то, что было привычно, Интересно, дорого раньше. Трех- летний ребенок может начать ругаться, отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя, и т. п.; 4) строптивость, близка к нега- тивизму и упрямству, но направлена не против кон- кретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков); 5) своеволие - ребенок хо- чет делать все сам, но это не кризис первого года,
когда ребенок стремится к физической самостоя- тельности, это стремление к самостоятельности на- мерения, замысла; 6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по
Л. С. Выготскому, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними»; 7) деспотизм - ребенок диктует свое пове- дение (если в семье один ребенок), проявляет дес- потическую власть по отношению ко всему окружа- ющему.
Все эти явления могут проявляться с разной ин- тенсивностью.
ел
16. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
В РАННЕЙ ЮНОСТИ. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Период юности - это период самоопределения.
Самоопределение - социальное, личностное, про- фессиональное, духовно-практическое - составля- ет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социаль- ного и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть, каким быть, с опре- делением жизненных перспектив, с проектировани- ем будущего. Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.
Юность может быть бурной: поиски смысла жизни,
своего места в этом мире могут стать особенно на- пряженными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному момен- ту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересу- ются общепринятыми ценностями, в большей степе- ни ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные из- менения, которые благодаря хорошо развитой само- регуляции не вызывают сложностей в развитии.
Выбор профессии и типа учебного заведения не- избежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-пси- хологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно- профессиональной, реализующей профессиональ- ные и личностные устремления юношей й девушек.
Ведущее место у старшеклассников занимают мо- тивы, связанные с самоопределением и подготов-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
17. ТЕОРИЯ Э. ЭРИКСОНА
У Э. Эриксона индивидуальное развитие опре- деляется динамикой решения центральных задач
возраста. Процесс развития личности совершается от рождения до смерти и проходит восемь, типич- ных стадий. На каждой стадии решается своя зада- ча развития, специфика которой зависит и от ситу- ации и от возраста. В зависимости от ее решения
(или нерешения) возникают соответствующие лич- ностные новообразования. Это: 1) базисное дове- рие - недоверие; 2) автономия - чувство за- висимости; 3) инициативность - чувство вины;
4) производительная предметная деятельность - чувство неполноценности; 5) идентичность - диф- фузия идентичности; 6) интимность и солидар- ность - изоляция; 7) творчество - застой; 8) эго- интеграция - разочарование в жизни.
Центральными понятиями в теории Э. Эрик-
сона выступают «сензитивные периоды развития»
и «возрастные кризисы», поскольку развитие лич- ности на определенной стадии связано с первым понятием, а переход от одной стадии к другой - со вторым.
Сензитивные периоды развития (от лат.
sensus - «чувство», «ощущение») - возрастные ин- тервалы индивидуального развития, при прохожде- нии которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружа- ющего мира. В развитии психических функций по- добные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилет- него возраста, становятся наиболее чувствительны- ми к восприятию фонематических конструкций,
1 8 . БИО- И СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЕ
КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
Биогенетическая теория обращает основное вни- мание на биологические детерминанты развития; из которых выводятся или с которыми соотносятся со- циально-психологические свойства. Сам процесс развития трактуется главным образом как созрева- ние, стадии которого универсальны. Типы развития и вариации возрастных процессов выводятся из ге- нетически обусловленных конституциональных типов.
Теория рекапитуляции С. Холла
Главным законом психологии развития С. Холл считал биогенетический «закон рекапитуляции»,
согласно которому индивидуальное развитие (онто- генез) повторяет главные стадии филогенеза. Мла- денчество воспроизводит животную фазу развития.
Детство соответствует эпохе, когда главными заня- тиями древнего человека были охота и рыболовство.
Период от 8 до 12 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости и началу цивилизации, а юность, охватывающая пе- риод с начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет), эквивалентна психологической эпохе романтизма. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуля- ции», мешают понять конкретные закономерности психического развития.
Другой вариант биогенетической концепции раз- рабатывался представителями немецкой «конститу- циональной психологии». Так, Э. Кречмер и Э. Йенш разрабатывали главным образом проблемы типоло- гии личности на основе некоторых биологических в других же возрастах данная способность суще-^факторов. Э. Кречмер считал, что всех людей мож-
но расположить по оси, на одном полюсе которой стоит циклоидный, а на другом - шизоидный тип.
Последователь Кречмера К. Конрад предположил,
что эти характеристики применимы и к возрастным стадиям, например, предподростковый возраст с его бурными вспышками соответствует циклоидным периодам, юность с ее тягой к самоанализу - ши- зоидным.
Представители биогенетического направления привлекли внимание ученых к изучению взаимоза- висимости физического и психического развития.
Это имеет важное значение для психофизиологии.
Они недооценивают роль социальных факторов раз- вития и переоценивают его единообразие.
В противоположность биогенетическому подходу,
отправной точкой которого являются процессы, про- исходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить свойства возраста, ис- ходя из структуры общества, способов социализа- ции, взаимодействия объекта с другими людьми.
Так, К. Левин исходит из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личнос- ти, с другой - окружающей ее среды. Однако свой- ства личности и свойства среды взаимосвязаны.
Левин связывает психическое развитие личности с изменением ее социального положения. Однако эта концепция слишком абстрактна.
Общая черта био- и социогенетического подходов к развитию психики состоит в том, что источники и движущие силы развития они усматривают глав- ным образом во внепсихических факторах. В пер- вом случае акцент делается на биологических про- цессах, происходящих в организме, во втором - на социальных процессах, в которых участвует или воз- действию которых подвергается личность.
ственно ниже. Учет сензитивных периодов необхо- дим прежде всего для правильной организации учебных мероприятий.
Возрастные кризисы (от греч. krisis - «реше- ние», «исход») - нормальный (нормативный) пере- ход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обус- ловлены прежде всего разрушением привычной со- циальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уров- ню психологического развития ребенка. Во внеш- нем поведении возрастные кризисы проявляются как непослушание, упрямство, негативизм. По вре- мени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожден- ное™ (до 1 месяца), кризис 1 года, кризис 3 лет,
кризис 7 лет, подростковый кризис ( 1 1 - 1 2 лет)
и юношеский кризис.
Л. С. Выготский в рамках своей культурно-исто- рической психологии ввел понятие «зона ближай- шего развития». Это теоретический конструкт,
объясняющий возможности человеческого обучения за счет подтягивания психического развития к обу- чению. Зона ближайшего развития определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после при- обретения опыта совместной деятельности он ста- новится способным к самостоятельному решению аналогичных задач. Позже было показано, что по- мощь взрослого должна быть строго к месту и вре- мени.
В культурно-исторической психологии взрослый выступает не только как образец для ребенка, но и как побудитель его активности, что фиксируется в понятии «возрастные кризисы».
кой к самостоятельной жизни, с дальнейшим обра- зованием и самообразованием. Эти мотивы приоб- ретают личностный смысл и становятся значимыми.
Подавляющее большинство юношей и девушек - это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учеб- ных заведений. Вместе с тем определенная часть юношей и девушек начинают самостоятельную тру- довую деятельность. Основные закономерности раз- вития в юности конкретизируются в специфическом содержании и условиях образования и развития молодого человека. Для ранней юности характерно формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становит- ся жизненной программой, когда предметом раз- мышлений оказывается не только конечный резуль- тат, но и способы его достижения. Жизненный план - это план потенциально возможных действий.
В содержании планов, как отмечает И. С. Кон, су- ществует ряд противоречий. В своих ожиданиях,
связанных с будущей профессиональной деятельно- стью и семьей, юноши и девушки достаточно реа- листичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их при- тязания зачастую завышены.
Одно из достижений этой ступени - новый уро- вень развития самосознания: 1) открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной це- лостности и уникальности; 2) стремление к само- познанию; 3) формирование личной идентичности,
чувство индивидуальной самотождественности, пре- емственности и единства; 4) самоуважение; 5) ста- новление личностного способа бытия, когда во мно- гих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!»
Последователь Кречмера К. Конрад предположил,
что эти характеристики применимы и к возрастным стадиям, например, предподростковый возраст с его бурными вспышками соответствует циклоидным периодам, юность с ее тягой к самоанализу - ши- зоидным.
Представители биогенетического направления привлекли внимание ученых к изучению взаимоза- висимости физического и психического развития.
Это имеет важное значение для психофизиологии.
Они недооценивают роль социальных факторов раз- вития и переоценивают его единообразие.
В противоположность биогенетическому подходу,
отправной точкой которого являются процессы, про- исходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить свойства возраста, ис- ходя из структуры общества, способов социализа- ции, взаимодействия объекта с другими людьми.
Так, К. Левин исходит из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личнос- ти, с другой - окружающей ее среды. Однако свой- ства личности и свойства среды взаимосвязаны.
Левин связывает психическое развитие личности с изменением ее социального положения. Однако эта концепция слишком абстрактна.
Общая черта био- и социогенетического подходов к развитию психики состоит в том, что источники и движущие силы развития они усматривают глав- ным образом во внепсихических факторах. В пер- вом случае акцент делается на биологических про- цессах, происходящих в организме, во втором - на социальных процессах, в которых участвует или воз- действию которых подвергается личность.
ственно ниже. Учет сензитивных периодов необхо- дим прежде всего для правильной организации учебных мероприятий.
Возрастные кризисы (от греч. krisis - «реше- ние», «исход») - нормальный (нормативный) пере- ход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обус- ловлены прежде всего разрушением привычной со- циальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уров- ню психологического развития ребенка. Во внеш- нем поведении возрастные кризисы проявляются как непослушание, упрямство, негативизм. По вре- мени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожден- ное™ (до 1 месяца), кризис 1 года, кризис 3 лет,
кризис 7 лет, подростковый кризис ( 1 1 - 1 2 лет)
и юношеский кризис.
Л. С. Выготский в рамках своей культурно-исто- рической психологии ввел понятие «зона ближай- шего развития». Это теоретический конструкт,
объясняющий возможности человеческого обучения за счет подтягивания психического развития к обу- чению. Зона ближайшего развития определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после при- обретения опыта совместной деятельности он ста- новится способным к самостоятельному решению аналогичных задач. Позже было показано, что по- мощь взрослого должна быть строго к месту и вре- мени.
В культурно-исторической психологии взрослый выступает не только как образец для ребенка, но и как побудитель его активности, что фиксируется в понятии «возрастные кризисы».
кой к самостоятельной жизни, с дальнейшим обра- зованием и самообразованием. Эти мотивы приоб- ретают личностный смысл и становятся значимыми.
Подавляющее большинство юношей и девушек - это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учеб- ных заведений. Вместе с тем определенная часть юношей и девушек начинают самостоятельную тру- довую деятельность. Основные закономерности раз- вития в юности конкретизируются в специфическом содержании и условиях образования и развития молодого человека. Для ранней юности характерно формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становит- ся жизненной программой, когда предметом раз- мышлений оказывается не только конечный резуль- тат, но и способы его достижения. Жизненный план - это план потенциально возможных действий.
В содержании планов, как отмечает И. С. Кон, су- ществует ряд противоречий. В своих ожиданиях,
связанных с будущей профессиональной деятельно- стью и семьей, юноши и девушки достаточно реа- листичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их при- тязания зачастую завышены.
Одно из достижений этой ступени - новый уро- вень развития самосознания: 1) открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной це- лостности и уникальности; 2) стремление к само- познанию; 3) формирование личной идентичности,
чувство индивидуальной самотождественности, пре- емственности и единства; 4) самоуважение; 5) ста- новление личностного способа бытия, когда во мно- гих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!»
19. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА «ВОЗРАСТ»
Этапы онтогенеза связаны с понятием возраста.
Возраст - качественно специфическая ступень раз- вития индивида. Каждый возраст в человеческой жизни имеет нормативы, при помощи которых мож- но оценить адекватность развития индивида и ко- торые касаются психофизического, интеллектуаль- ного, эмоционального и личностного развития.
Переход к следующему этапу происходит в форме
кризисов возрастного развития.
Принято выделять следующие возраста: 1) пе- ринатальный период; 2) м-ладенчество (от рождения до 1 года); 3) ранний возраст (1-3 года); 4) дош- кольный возраст (от 3 до 6-7 лет); 5) младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12 лет); 6) под- ростковый возраст (отрочество) (от 11-12 до 1 5 -
17 лет); 7) юношеский возраст (от 15-17 до 1 9 -
25 лет); 8) зрелость (от 25-30 до 55-60 лет);
9) старость (от 55-60 лет и старше).
Перинатальный период (от лат. ргае - «перед»
+ natus - «рождение») - стадия внутриутробного развития плода, которая затрагивает и психическое развитие. Последовательно развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чув- ствительность, в частности к звуковым раздраже- ниям, а также моторика. На последних месяцах бе- ременности рецепция и моторика находятся на достаточном уровне физиологической и функцио- нальной зрелости, чтобы обеспечить адекватный прием экстероцептивной информации и двигатель- ное реагирование после момента рождения.
Детство - этап онтогенетического развития ин- дивида, который длится от рождения и до появ- ления принципиальной возможности включения во
2 0 . ТИПЫ ДЕТСКИХ ВОЗРАСТОВ
Ранний возраст - этап индивидуального психичес- кого развития, который продолжается от 1 года до
3 лет. Характеризуется качественными изменения- ми в развитии функций коры больших полушарий.
В этом временном интервале происходят следую- щие события индивидуального развития: 1) форми- руются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира; 2) развиваются ситуативно-деловое общение со взрослыми и общение со сверстниками; 3) фор- мируются когнитивные процессы; 4) происходит овладение пассивной и активной речью; 5) стано- вятся более определенными аффективная и воле- вая сферы; 6) формируется самосознание.
Для психики ребенка этого возраста характерны:
высокая зависимость от наглядной ситуации; функ- ционирование психофизического отражения в нераз- рывной связи с практическими действиями; выражен- ный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей деятельностью в этом воз- расте выступает предметно-манипулятивная деятель- ность, в рамках которой происходит овладение куль- турно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения с вз- рослым, которое является ситуативно-деловым.
В этот период происходит особенно интенсивное раз- витие речи ребенка: на втором году ребенок уже по- нимает названия некоторых предметов, с которыми
°н взаимодействует, а на третьем году понимание
2 1 . ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТОВ
Подростковый возраст - этап индивидуально- го психического развития, который продолжается от завершения этапа детства до наступления юношес- кого возраста (от 11-12 до 16-17 лет). Характери- зуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накла- дывается, часто неосознанное, половое влечение.
Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление но- вого, еще достаточно неустойчивого самосознания,
изменение «Я-концепции», попытки понять самого себя и свои возможности.
Этому возрасту свойственен так называемый
подростковый эгоцентризм, проанализированный в работах Д. Элкинда. Он проявляется в неспо- собности отличать временное и постоянное (мел- кая неудача представляется подростку трагической и непоправимой), субъективное и объективное (по- стоянное ощущение себя в центре внимания дру- гих людей), уникальное и универсальное (все чув-
С1ва воспринимаются как несвойственные другим людям). Очень важное значение имеет возникаю- щее у подростка чувство принадлежности к особой
«подростковой» общности, ценности которой явля- ются основой для собственных нравственных оце- нок. В этом возрасте происходят становление сложных форм аналитико-синтетической деятель- ности, формирование абстрактного теоретическо- го мышления.
Юношеский возраст - этап индивидуального психического развития, который продолжается от