Файл: Оглавление виды хозяйственного учета 3 Бухгалтерский учет 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 1351
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Определение и основные задачи бухгалтерского учета
Система нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета в России
Классификация актива по составу и функциональной роли
К лассификация пассива по источникам образования и целевому назначению
Метод бухгалтерского учета и его элементы
Содержание и строение бухгалтерского баланса
Документирование хозяйственных операций
Учет наличных денежных средств (50 счет)
Учет безналичных расчетов (51, 52, 55, 57 счета)
Учет расчетов с подотчетными лицами (71 счет)
Учет основных средств (07, 08, 01, 02 счета)
Изменение первоначальной стоимости ОС
Документальное оформление движения ОС
Учет нематериальных активов (04, 05 счета)
Понятие, классификация и документальное оформление движения материалов
Учет и методы оценки расхода материалов
Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
Понятие и классификация затрат на производство
Учет затрат на производство (20 счет)
Учет затрат во вспомогательном производстве (23 счет)
Учет затрат на обслуживание (25 счет)
Учет затрат на управление (26 счет)
Учет потерь от брака и прочих производственных расходов (28 счет)
Учет прочих производственных расходов
Учет расходов на продажу (44 счет)
Сводный учет затрат на производство. Учет незавершенного производства
Методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции
Учет расходов будущих периодов (сч.97)
Учет готовой продукции (43 счет)
Учет выпуска продукции (40 счет)
Бухгалтерский учет отгрузки и продажи готовой продукции
Учет товаров в оптовой и розничной торговле. Способы оценки товаров
Особенности применения счета «Торговая наценка» (42 счет)
Выполненные этапы по незавершенным работам (46 счет)
Учет заработной платы (70, 68.01, 69 счета)
Системы, формы и документальное оформление оплаты труда
Как заполнять новые строки в 6-НДФЛ
Бухгалтерский учет заработной платы
Расчет пособия по больничному листу
Понятие дебиторской и кредиторской задолженности
Учет расчетов с поставщиками и покупателями (сч. 60, 62)
Учет резерва по сомнительным долгам (сч. 63)
Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость (сч. 19, 90.3, 68.2, 76.АВ, 76.ВА)
Учет расчетов по кредитам и займам (сч. 66, 67)
Учет прочих доходов и расходов (сч. 91)
Учет конечного финансового результата, прибыли и убытки (сч. 99)
Учет нераспределенной прибыли и целевого финансирования
Учет капитала (80, 81, 82, 83, 84, 86 счета)
Состав финансовых вложений и условия принятия их к бухгалтерскому учету (58, 59 счета)
Оценка финансовых вложений (58 счет)
Документальное оформление движения ОС
Для учета основных средств можно применять Перечень унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств установленый Госкомстатом РФ, либо самостоятельно разработанные формы утвержденные организацией. Оформление документов в соответствии с Перечнем:
При поступлении ОС в организацию оформляются акты о приемке-передаче ОС-1, ОС-1-а и ОС-1б, которые утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данным объектам.
При внутреннем перемещении ОС заполняется накладная формы ОС-2, которая выписывается передающей стороной сдатчиком в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объекта ОС сдатчика, третий экземпляр передается получателю.
При проведении реконструкции и модернизации оформляется акт формы ОС-3, который подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.
Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
При списании объектов ОС используются формы ОС-4, ОС-4а, ОС-4б.
Инвентарные карточки учета объектов ОС имеют формы ОС-6, ОС-6а, ОС-6б. Они ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре и содержат информацию о поступлении, перемещении, реконструкции, выбытии объектов ОС организации, а также о сумме начисленной по ним амортизации.
При поступлении на склад организации оборудования
используются акты форм ОС-14, ОС-15 и ОС-16.
Форма N ОС-14 применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта ОС. Составляется комиссией, уполномоченной на прием ОС, в двух экземплярах. Утверждается руководителем или уполномоченным им на это лицом.
Передача оборудования в монтаж оформляется актом о приеме-передаче оборудования в монтаж формы N ОС-15. На дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля, составляется акт о выявленных дефектах оборудования формы N ОС-16.
Зачисление смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав ОС организации оформляется в установленном порядке по формам N ОС-1 или N ОС-1б.
Учет аренды.
Регулируется в соответствии с ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды".
Устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учете организаций информации об объектах бухгалтерского учета при получении (предоставлении) за плату во временное пользование имущества, допустимые способы ведения бухгалтерского учета таких объектов, состав и содержание указанной информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций.
Применяется сторонами договоров аренды (субаренды), а также иных договоров, положения которых по отдельности или во взаимосвязи предусматривают предоставление арендодателем, лизингодателем, правообладателем, иным лицом (далее - арендодатель) за плату арендатору, лизингополучателю, пользователю, иному лицу (далее - арендатор) имущества во временное пользование (далее - договор аренды).
Объекты бухгалтерского учета классифицируются как объекты учета аренды при единовременном выполнении следующих условий:
1) арендодатель предоставляет арендатору предмет аренды на определенный срок;
2) предмет аренды идентифицируется (предмет аренды определен в договоре аренды, и этим договором не предусмотрено право арендодателя по своему усмотрению заменить предмет аренды в любой момент в течение срока аренды);
3) арендатор имеет право на получение экономических выгод от использования предмета аренды в течение срока аренды;
4) арендатор имеет право определять, как и для какой цели используется предмет аренды в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета аренды.
При передаче объекта ОС в текущую аренду арендодатель делает соответствующую отметку в инвентарной карточке.
Если передача ОС в аренду является уставной деятельностью организации, то арендодатель организует учет арендных операций на счете 90 «Продажи». Если арендная плата не превышает установленного порога существенности (не менее 5% к общей сумме всех доходов организации), то арендодатель ведет учет этих операций на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в составе прочих доходов и расходов.
У арендатора поступление объектов ОС в аренду отражается по дебету забалансового счета 001 «Арендованные основные средства» и оформляется актом о приеме-передаче объектов ОС и копиями инвентарных карточек, переданных арендодателем.
Организация бухгалтерского учета арендованного имущества зависит от его роли в хозяйственной деятельности арендатора.
Финансовая (долгосрочная аренда) называется лизингом.
Лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.
В договоре лизинга может предусматриваться переход права собственности на объекты ОС от лизингодателя к лизингополучателю по окончании срока договора.
Организация бухгалтерского учета лизинговых операций зависит от того, у кого на балансе (у лизингодателя или лизингополучателя) должен учитываться сдаваемый в долгосрочную аренду объект ОС.
Если объект ОС учитывается на балансе у лизингодателя, то бухгалтерский учет организуется следующим образом.
У лизингодателя Проводки
001 - Лизинговое имущество поставлено на учет за балансом
Д76К51 - Перечислен ежемесячный лизинговый платеж
Д20(26,44)К76 - Учтен ежемесячный лизинговый платеж
Д19К76 - Учтен НДС в части лизингового платежа
Д68К19 - Принят к вычету НДС по лизинговому платежу
Д60К51 - Перечислена выкупная стоимость лизингового имущества
Д10К60 - Принято к учету лизинговое имущество по выкупной стоимости в составе МПЗ
Д19К60 - Учтен НДС с выкупной стоимости имущества
Д68К19 - Принят к вычету НДС с выкупной стоимости
У лизингополучателя Проводки
Д08К76 - Принят к учету объект лизинга
Д19К76 - Предъявлен НДС лизингодателем
Д01К08 - Объект принят к учету в составе основных средств
Д76К51 - Перечислен лизинговый платеж
Д76аоК76зв - Отражена задолженность по выкупной стоимости лизингового имущества
Д76К51 - Перечислена выкупная стоимость лизингового имущества
Д01собК01им - Объект основных средств переведен из арендованных в собственные
Д02имК02соб - Отражена амортизация по лизинговому имуществу, перешедшему в собственность лизингополучателя
Учет нематериальных активов (04, 05 счета)
Нематериальные активы (НМА)– исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течении длительного времени.
Исключительные права представляют собой возможность распоряжаться объектом интеллектуальной собственности в любой форме и любым способом .
Объект может быть учтен в качестве нематериального актива, если соблюдается единовременное выполнение следующих условий:
* Объект способен приносить организации экономические выгоды
* Организация имеет право на получение экономических выгод
* Возможность выделения или отделения (идентификации объекта от других активов)
* Объект предназначн для использования в течение длитеьного времени (>12 мес)
* Организацией не предполагается продажа объекта
* Фактическя (первоначальная) стоимость объекта моет быть достоверно определена
* Отсутствие у объекта материально-вещественной формы
К нематериальным активам относятся:
* объекты интеллектульной собственности
* произведения икуства
* товарные знаки
* компьютерые программы
* деловая репутация
Учетной единицей нематериальных активов является инвентарный объект – совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п.
Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая определяется в зависимости от способа поступления нематериальных активов в организацию
Способы оценки нематериальных активов
Способ поступления НМА в организацию | Способ оценки |
Покупка | Фактические расходы на приобретение |
Создание внутри организации | Сумма фактических расходов на создание, изготовление, за исключением НДС и др. возмещаемых налогов |
Вклад в уставный капитал | Денежная оценка, согласованная с учредителями организации |
По договору дарения | Рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету |
По договору, предусматривающему оплату неденежными средствами | Стоимость товаров (иных ценностей), подлежащих передаче в счет погашения задолженности |