Файл: План мероприятий по реализации стратегии развития Заключение.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты разработки стратегии
.1 Сущность стратегического управления
1.2 Стратегические подходы к развитию организации
1.3 Выбор альтернативных путей развития
3 Разработка стратегии предприятия
3.1 Стратегические направления развития
3.2 Определение привлекательности стратегических направлений деятельности и их обоснование
В 2008 году в фирме «Лоджистик» при плане 72500,0 тыс. руб. объем реализации продукции, работ, услуг составил 109480,4 тыс. руб. или 151% к плану. По сравнению с 2007 годом объём реализации увеличился на 147,4%, в том числе по видам услуг: объём грузовых перевозок увеличился на 18910,3 тыс. руб. или 44%, объём транспортно-экспедиционных услуг - на 8810,2 тыс. руб. или на 34 %.
Расходы в целом по фирме за 2008 г. составили 107050,0 тыс. руб., по сравнению с 2007 г. увеличились на 148,8 %. Таким образом, темпы роста затрат превысили темпы роста выручки на 1,4%. В целом это оказало влияние на уровень затрат на 1 руб. продукции и услуг, которые составили 97,8 коп., т.е. за год увеличились на 0,9 коп., что повлекло за собой снижение эффективности.
Прибыль от деятельности в 2008 г. составила 2430,4 тыс. руб., по сравнению с 2007 г. увеличилась на 130,4 тыс. руб. или на 105,8%, однако уровень рентабельности в целом по предприятию снизился на 71,9%.
Численность персонала в 2008 г. увеличилась на 3 человека и составила 70 чел. Текучесть кадров составила 7,4%. При этом производительность труда всего персонала увеличилась на 141,2%.
Фонд заработной платы увеличился на 114,3% и составил в 2008 г. 14700,0 тыс. руб. Среднегодовая зарплата составила 210,0 тыс. руб., по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 109,4%. При этом задолженность по зарплате на предприятии снизилась с 1104,3 тыс. руб. до 628,3 тыс. руб. и сократилась по срокам выплаты до 1,2 месяцев.
Фондоотдача повысилась на 133,2%, что обусловлено увеличением среднегодовой стоимости основных фондов на 110,8% и объемов реализации на 147,4%.
Выросли затраты на горюче-смазочные материалы более чем в два раза, что обусловлено увеличением стоимости топлива. Если в 2007 г. на 1 руб. доходов они составляли 25,38 коп., то в 2008 г. увеличились до 52,4 коп.
За отчётный период произошло увеличение транспортного подвижного состава на 5,7%, а коэффициент технической готовности увеличился на 1,2% и составил 0,833. Грузооборот увеличился на 14%.
В 2008 г. на ремонт автомобилей, приобретение материалов, запчастей, шин потрачено в 3 раза больше, чем в предыдущем году (539,1 тыс. руб.). Удельный вес затрат на эти статьи расходов увеличился с 6 до 10% в общей себестоимости 1 машино-часа работы автомобиля.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: в целом предприятие в текущем году работало лучше, чем в 2007 г., но по отдельным видам деятельности устойчивости так и не добилось. Это касается, в первую очередь, роста затрат на производство услуг и работ.
2.2 Ситуационный анализ
Ситуационный анализ компании проводится на основе проработки вопросов, включающих: определение сильных и слабых сторон организации; угроз и возможностей; оценку сложившейся рыночной ситуации и конкурентной позиции компании.
Рынок транспортно-экспедиционных услуг - это сложившийся, устойчивый рынок, отдельные сегменты которого занимают средние и крупные предприятия. В настоящее время на рынке грузовых транспортных перевозок г.Владивостока действуют более десятка фирм.
Основными конкурентами ООО «Лоджистик» являются следующие фирмы:
) «ТЭКА» - Транспортно-экспедиционное коммерческое агентство. Является структурным подразделением Владивостокского Торгового порта.
) ООО «Спринг» - недавно появившееся на рынке г. Владивостока транспортное предприятие. Зарегистрировано в г. Уссурийске.
) ООО «Восточная стивидорная компания» - фирма, зарегистрирована в порту Восточном.
) ООО «Сервис-Порт», работающих в Торговом порту.
) ООО «Союзморсервис» - Владивостокский морской рыбный порт (ВМРП).
) Незарегистрированные в государственных органах власти частные перевозчики (составляют около 5% всех конкурентов).
Расстановка сил на рынке транспортно-экспедиционных услуг среди основных компаний г. Владивостока сложилась таким образом, что конкурентами ООО «Лоджистик» по сопоставимым объемам перевозки, территориальному расположению и номенклатуре грузов являются: «ТЭКА», ООО «Сервис-Порт», ООО «Союзморсервис».
Наиболее доходной из всех транспортных экспедиций (ТЭ) «Лоджистик» является транспортная экспедиция, находящаяся в Торговом порту. Основным конкурентом здесь являются ООО «Союзморсервис», с которой «Лоджистик» имеет одинаковую долю на данном рынке (около 30%), а также ООО «Сервис-Порт», но имеет меньшую долю рынка.
Особенностью рынка Торгового порта является то, что клиентура здесь является постоянной, давно сложившаяся, новая появляется редко, поэтому «Лоджистик» и «ТЭКА» пытались договориться о единой тарифной политике. Главное преимущество «ТЭКА» в том, что его парк подвижного состава имеет больше автомобилей 40-футовиков, которые в основном и используются при крупных перевозках, а преимущество ООО «Сервис-Порт» - это тарифы, которые на 10-20% меньше, чем у крупных фирм.
Вторым по участию в создании дохода от транспортных экспедиций является Рыбный порт. Здесь «Лоджистик» не может диктовать свои условия, а вынужден подстраиваться под сложившуюся ситуацию вследствие специфики работы Рыбного порта: неравномерность поступления заказов, мало постоянных клиентов. Большую долю занимают частники, но крупные фирмы идут во «Лоджистик» и «ТЭКА».
На рынке международных перевозок, в частности в китайском направлении «Лоджистик» идёт наравне с такими фирмами как «ТЭКА», ООО «Спринг», ООО «Восточная стивидорная компания». Этот рынок занят фирмами из Уссурийска и Находки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на рынке грузовых транспортных перевозок Приморского края идет жёсткое конкурентное противостояние, где фирмы борются за каждого клиента. Основной причиной такого положения является большое число фирм. Победителем станет та фирма, которая предложит лучшие условия перевозок.
Оценку внешней среды предприятия «Лоджистик» произведём следующим образом: каждый из факторов среды оценим по 10-балльной шкале, а затем сгруппируем данные с целью выявления степени влияния этих факторов.
Сначала проведём анализ факторов внешней среды (макросреды) предприятия «Лоджистик» (таблица 10).
Таблица 10 - Факторы внешней среды ООО «Лоджистик»
Группа факторов | Фактор | Проявление | Возможная реакция предприятия | Степень влияния, баллы |
Экономические | 1. Темпы инфляции | 1. Обесценивание денежных накоплений | Все накопленные денежные средства инвестировать. Создание запасов. | 5 |
| | 2. Рост стоимости потребительской корзины | Постепенное повышение заработной платы работникам | 4 |
| 2. Изменение курса валют | 1. Снижение объёмов импортируемой продукции в страну и как следствие снижение объёмов приграничных перевозок | Отказ от приграничных перевозок. Мобилизация ресурсов в сферу внутрироссийских перевозок. | 6 |
| | 2. Подорожание запчастей на импортные автомобили, горючесмазоч ные материалы, шины и др. | Увеличение расходов на материалы, тарифов. Жёсткая экономия материалов | 6 |
| 3. Сокращение государствен-ных расходов | Неплатежи со стороны государствен ных и муници пальных предприятий | Постепенный отказ от предоставления услуг государст-венным организациям | 4 |
| 4. Изменение структуры налогов | 1. Увеличение себестоимости перевозок | Увеличение тарифа. Изыскание путей для снижения других составляющих себестоимости. | 5 |
| | 2. Увеличение задолженности в бюджеты всех уровней | Взыскание с предприятия пени, штрафов за просроченные платежи Уклонение от налогов | 7 |
| 5. Рост таможенных пошлин на ввозимую в Россию продукцию | Уменьшение активности предприятий в сфере внешне экономической деятельности | Мобилизация ресурсов в сферу внутри российских перевозок | 6 |
Политические | Перемены в законах и политике | 1. Отсутствие чёткой законода тельной базы в административно-хозяйственной деятельности | Страхование, отказ от рискованных проектов | 4 |
| | 2. Снижение деловой активности на внутреннем рынке страны | Невозможность реализации перспективных проектов | 5 |
Социальные | 1. Желание людей повысить свой уровень жизни | Интенсификация труда | Повышение материального и морального стимулирования | 6 |
| 2. Сокращение численности населения | 1. Старение кадров | Привлечение молодёжи посредством материального и морального стимулирования, возможностью карьерного роста | 7 |
| | 2. Нехватка квалифи- цированной рабочей силы | Поощрение работников, повышающих свой образова тельный уровень. Увеличение расхо дов на подготовку кадров. | 8 |
Технологи-ческие | 1. НТП в автомобиле-строении | Появление усовершенст вованной автотехники | Модернизация подвижного состава | 4 |
| 2. НТП в ком-пьютерных технологиях | Появление новых автома тизированных систем управ ления перевоз ками | Замена или усовершенст вование имеющихся производственных систем | 3 |
Экологические | Защита окружающей среды | Ужесточение к экологичес кому состоя нию окружаю щей среды | Организация мероприятий, направленных на уменьшение вредных выбросов транспорта | 3 |
Теперь сгруппируем данные о внешней среде по степени влияния факторов (таблица 11) и рассчитаем средний балл по каждой группе с учётом весовых коэффициентов.
Анализ внешней среды позволяет выявить критические факторы. Как видно из приведенной оценки, к числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на предприятие, относятся экономические, политические и социальные.
Таблица 11 - Степень влияния на предприятие «Лоджистик» факторов внешней среды
Группа факторов | Общее число баллов по группе | Количество факторов в группе | Средний балл | Весовой коэффициент | Степень влияния фактора |
1. Экономические | 43 | 8 | 5,375 | 0,40 | 2,15 |
2. Политические | 9 | 2 | 4,500 | 0,30 | 1,35 |
3. Социальные | 21 | 3 | 7,000 | 0,15 | 1,05 |
4. Технологические | 7 | 2 | 3,500 | 0,10 | 0,35 |
5. Экологические | 3 | 1 | 3,000 | 0,05 | 0,15 |
Влияние технологических факторов оказалось ниже двух последних. Это обусловлено спецификой деятельности предприятия: в транспортной отрасли новые разработки появляются гораздо реже, чем, скажем, электронике, приборостроении и др.
Основные факторы рабочей среды (среды непосредственного окружения) и их влияние на предприятие «Лоджистик» представлены в таблице 12.
Таблица 12 - Факторы рабочей среды ООО « Лоджистик»
Группа факторов | Факторы | Степень влияния, баллы |
1. Потребители | 1. Степень зависимости покупателя от продавца | 5 |
| 2. Степень зависимости продавца от покупателя | 8 |
| 3.Объём закупок, осуществляемых покупателем | 4 |
| 4. Уровень информированности покупателя | 3 |
| 5. Наличие замещающих продуктов | 2 |
| 6. Стоимость для покупателя перехода к другому продавцу | 4 |
| 7. Чувствительность покупателя к цене, зависящая от: 7.1 ориентации на определённую марку | 4 |
| 7.2 общей стоимости осуществляемых им закупок | 5 |
| 7.3 наличия определённых требований к качеству | 5 |
| 7.4 системы стимулирования | 4 |
2. Поставщики | 1. Уровень специализированности поставщика | 6 |
| 2. Переключение величины стоимости для поставщика на другого клиента | 6 |
| 3. Степень специализированности покупателя в приобретении определённых ресурсов | 5 |
| 4. Концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами | 5 |
| 5. Важность для поставщика объёма продаж | 6 |
| 6. Пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки | 6 |
3. Конкуренты | 1. Потребность в крупных капиталовложениях | 8 |
| 2. Необходимость обладания патентами, лицензиями | 6 |
| 3. Репутация, имидж | 5 |
| 4. Эффект масштаба | 7 |
| 5. Государственное регулирование | 5 |
| 6. Маркетинг, реклама | 4 |
| 7. Технологические навыки | 7 |
Сгруппируем данные о среде непосредственного окружения аналогично факторам общей среды в таблице 13.
Как видно из данных таблицы, степень влияния потребителей и поставщиков на предприятие примерно одинакова, значительно выше влияние конкурентов, что обусловлено особенностью отрасли.
Таблица 13 - Степень влияния на предприятие факторов среды непосредственного окружения
Группы факторов | Общее число баллов по группе | Количество факторов в группе | Средний балл | Весовой коэффициент | Степень влияния фактора |
1. Потребители | 45 | 10 | 4,5 | 0,3 | 1,35 |
2. Поставщики | 34 | 6 | 5,7 | 0,3 | 1,71 |
3. Конкуренты | 42 | 7 | 6,0 | 0,4 | 2,40 |
Далее, для того, чтобы составить комплексное представление о внутренней среде организации и о её сильных и слабых сторонах, проанализируем внутреннюю среду ООО «Лоджистик». Разобьём эти факторы на пять групп и оценим каждый фактор по 5-балльной шкале, а затем определим средний балл по каждой группе (таблица 14).
Таблица 14 - Факторы внутренней среды предприятия ООО «Лоджистик»
Группа факторов | Фактор | Оценка, баллы |
1 | 2 | 3 |
1. Кадры | 1.Управленческий персонал | 3 |
| 2. Мораль сотрудников | 4 |
| 3. Кадровая политика | 3 |
| 4. Использование стимулов для мотивирования выполнения работы | 2 |
| 5. Возможность контролировать перепады в найме рабочей силы | 3 |
| 6. Текучесть кадров | 2 |
| 7. Производственная дисциплина | 3 |
| 8. Квалификация сотрудников | 4 |
| 9. Профессиональный опыт сотрудников | 5 |
2. Организа | 1. Адекватность организационной структуры | 5 |
ция общего | 2. Престиж и имидж фирмы | 4 |
управления | 3. Организация системы коммуникаций | 4 |
| 4. Эффективность и использование системы контроля | 4 |
| 5. Организационный климат, культура | 3 |
| 6. Использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений | 2 |
| 7. Квалификация, способности и интересы высшего руководства | 3 |
| 8. Система стратегического планирования | 2 |
| 9. Внутриорганизационная синергия | 4 |
3. Производ-ство | 1. Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками | 3 |
| 2. Система контроля запасов, оборот запасов | 4 |
| 3. Местонахождение производственных помещений, расположение и использование мощностей | 5 |
| 4. Экономия от масштаба производства | 3 |
| 5. Техническая эффективность мощностей и их загруженность | 4 |
| 6. Эффективность и отдача от использования оборудования | 5 |
| 7. Степень вертикальной интеграции | 1 |
| 8. Эффективность процедуры контроля за процессом изготовления продукта, проектирование, составление графика работы, закупка, контроль качества | 5 |
| 9. Сравнительная по отношению к конкурентам и отрасли величина издержек и качества технологии | 4 |
| 10. Исследования и разработки, инновации | 2 |
4. Маркетинг | 1. Возможность собирать необходимую информацию о рынке | 4 |
| 2. Доля рынка | 4 |
| 3. Потенциал расширения номенклатуры товаров | 4 |
| 4. Жизненный цикл основных продуктов (услуг) | 5 |
| 5. Каналы распределения: число, охват, контроль | 4 |
| 6. Знание потребностей покупателей | 5 |
| 7.Имидж, репутация и качество товара (услуги) | 4 |
| 8. Результативность и эффективность продвижения товаров на рынке и их реклама | 3 |
| 9. Ценовая политика и гибкость в установлении цен | 4 |
| 10. Обратная связь с рынком | 4 |
5. Финансы | 1. Возможность получения краткосрочных капиталов | 1 |
| 2. Возможность получения долгосрочного капитала | 1 |
| 3. Отношение к налогам | 3 |
| 4. Отношение к хозяевам, инвесторам, акционерам | 3 |
| 5. Возможность использования альтернативных финансовых стратегий | 3 |
| 6. Гибкость структуры рабочего капитала | 2 |
| 7. Возможность снижения издержек | 3 |
| 8. Учёт издержек, бюджета и планирование прибыли | 5 |