Файл: 10. Детали машин Классификация деталей машин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 553

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
непараллельны

 

За напряженное состояние винта в первом приближении принимают чистый изгиб, т.к. изгибные напряжения во много раз превышают напряжения растяжения. По заданному углу наклона упругой линии определяем изгибающий момент на винте

где l – деформируемая длина винта; Е – модуль упругости материала винта; I=πd2/64 – момент инерции сечения стержня винта.

Напряжения изгиба в винте (рис.55.1)



Напряжения изгиба в резьбовой части


Вопросы для самопроверки


- В чём различие между разъёмными и неразъёмными соединениями?

- В чём состоит принцип конструкции резьбовых соединений?

- Каковы области применения основных типов резьб?

- Каковы достоинства и недостатки резьбовых соединений?

- Для чего необходимо стопорение резьбовых соединений?

- Какие конструкции применяются для стопорения резьбовых соединений?

- Как распределяется нагрузка по виткам при затяжке резьбы?

- В чем различия к требованиям для крепежных и ходовых резьб?

- Каковы основные типы резьб?

- Каковы основные виды резьбовых соединений и их особенности?

- Каковы основные детали резьбовых соединений и их типы?

- Каковы основные способы стопорения резьбовых соединений?

- Каковы основные случаи расчета резьбовых соединений?

- Почему болты, поставленные без зазора, обеспечивают при тех же диаметрах большую несущую способность соединения, чем поставленные с зазором?

- Какой диаметр резьбы находят из прочностного расчёта?

- Какой диаметр резьбы служит для обозначения резьбы?

- Как происходит образование винтовой линии?

- Что такое профиль резьбы, шаг резьбы, угол профиля и угол подъема резьбы?

- Какие различают типы резьбы по назначению, по геометрической форме и какие из них стандартизованы? Основные параметры резьбы.

- Почему метрическая резьба с крупным шагом имеет преимущественное применение? Когда применяются резьбы с мелким шагом?

- Как повысить к.п.д. винтовой пары?

- Если рассчитан диаметр болта d1, как определяют остальные (какие?) размеры болта? В каком случае применяют проверочный и проектировочный расчеты?

- Опишите работу пружинной шайбы. Предохраняют ли эти шайбы дета­ли от задиров, увеличивают ли опорную поверхность?


- В какой резьбе, в треугольной или трапецеидальной, меньше потери на трение?

- Перечислите резьбы для крепления деталей и для передачи движения.

- По сравнению с трапецеидальной резьбой упорная передает осевую силу (большую или меньшую). Почему?

- Что представляет собой винтовая линия при развертке прямого кругового цилиндра на плоскость?

- Что такое профиль резьбы, шаг резьбы, угол профиля и угол подъема резьбы?

- Классификация, типы и основные требования к соединениям?

- Основные типы резьб и области их применения?

- Основные виды крепежных деталей и способов стопорения?

- Как повысить КПД винтовой пары?

- По каким напряжениям рассчитывают резьбу? Какое напряжение является главным для крепежных и ходовых резьб?

- По какому условию определяют высоту стандартной гайки?

- Как рассчитывают болты, поставленные с зазором и без зазора в соединениях при сдвигающей нагрузке?

- К чему приводит эксцентричное нагружение болта?

- На каких принципах основаны применяемые способы стопорения резьбовых деталей от самоотвинчивания?

- Почему в винтовых механизмах для передачи движения применяют не треугольные, а трапецеидальный профиль резьбы? От чего зависит КПД винтовой пары?

- Почему нецелесообразна, большое увеличение глубины завинчивания (высоты гайки)?

Шпоночные соединения


Шпоночные и шлицевые соединения служат для закрепления на валу (или оси) вращающихся деталей (зубчатых колес, шкивов, муфт и т. п.), а также для передачи вращающего момента от вала 1 к ступице детали 2 или, наоборот, от ступицы к валу (рис. 1и 2).

Шпоночное соединение образуют вал, шпонка и ступица колеса (шкива, звездочки и др.). Шпонка представляет собой стальной брус, устанавливаемый в пазы вала и ступицы.

Достоинства и недостатки шпоночных соединений


Достоинства шпоночных соединений.

 простота конструкции, дешевизна и сравнительная легкость монтажа и демонтажа, вследствие чего их широко применяют во всех отраслях машиностроения.

Недостатки шпоночных соединений.

- шпоночные пазы ослабляют вал и ступицу насаживаемой на вал детали (из-за этого приходится увеличивать толщину ступицы и диаметр вала). Ослабление вала обусловлено не только уменьшением его сечения, но главное, значительной концентрацией напряжений изгиба и кручения, вызываемой шпоночным пазом.

- шпоночные соединения нарушают центрирование колеса на валу (для этого приходится применять две противоположные шпонки);

Классификация шпоночных соединений


По степени подвижности шпонки подразделяют на:

подвижное - с направляющей шпонкой; со скользящей шпонкой;

- неподвижное;

По усилиям, действующим в соединении шпонки подразделяют на:

напряжённые, такие, в которых напряжения создаются при сборке и существуют независимо от наличия рабочей нагрузки, все напряжённые соединения являются неподвижными;

ненапряжённые, в которых напряжения возникают только при воздействии рабочей нагрузки;

По конструкции шпонки подразделяют на:

призматическиевыполняют прямоугольного сечения с соотношением сторон h:b≈1:1 для валов малых диаметров и 1:2 для больших диаметров вала со скругленными  исполнение 1 (рис. 3, а, в, ирис. 4и плоскими торцами исполнение 2  (рис. 3, б, г ирис. 4); с одним плоским, а другим скругленным торцом исполнение 3 (рис. 4);эти шпонки не имеют уклона и их закладывают в паз, выполненный на валу (рис. 3, 
в, г— шпон­ки имеют отверстия для их закрепления). Шпонки исполнения рекомендуются для более точных соединений. 

Призматические шпонки изготовляют следующих трех типов:

обыкновенные (закладные)(ГОСТ 23360-78) и высокие (ГОСТ 10748-79); их используют для неподвижных соединений ступиц с валами;

направляющие с креплением на валу (ГОСТ 8790-79), применяемые в том случае, когда ступицы должны иметь возможность перемещения вдоль валов;

скользящие сборные(ГОСТ 12208-66), соединяющиеся со ступицей выступом (пальцем) цилиндрической формы и перемещающиеся вдоль вала вместе со ступицей.

- сегментные(рис. 3, д ирис. 5 и 6); представляют собой сегментную пластину, заложенную закруглен­ной стороной в паз соответствующей формы, профрезерованный на валу (рис. 6). Сегментные шпонки (ГОСТ 24071-80) и пазы для них просты в изготовлении, удобны при монтаже и демонтаже (шпонки свободно вставляют в паз и вынимают), однако вал ослабляется глубоким пазом под шпонку. Широко применяют в серийном и массовом производстве.

Недостатком сегментных шпонок является более сильное в сравнении с призматическими ослабление сечения вала. Поэтому сегментные шпонки применяются, как правило, на малонагруженных изгибающими моментами участках валов. Такими участками чаще всего являются концевые участки валов.



Рис. 1. Соединение шпонкой: 1 — вал; 2 — ступица; — шпонка

 



Рис. 2.  Зубчатое (шлицевое)  соедине­ние: 1 — вал; — ступица колеса

 



Рис. 3. Конструкции шпонок: а, в — шпонки со скругленными торцами: б, г — шпонки с плоскими торцами;


д — сегментная шпонка; е, ж, з — клиновые шпонки



Рис. 5. Соединение сегментной шпонкой: 1 - винт установочный; 2 – кольцо замковое пружинное



Рис. 7. Соединение клиновой шпонкой

 

цилиндрические используют для закрепления деталей на конце вала. 

клиновые шпонки без головки (рис. 3, е, ж ирис. 7)и с го­ловкой (рис. 3, з); Усло­вия работы этих шпонок одинаковы. Клиновые шпонки имеют форму односкосных самотормозящих клиньев с уклоном 1:100. Клиновую шпонку забивают в пазы вала и ступицы, в результате на рабочих широких гранях шпонки создаются силы трения, которые могут передавать не только вращающий момент, но и осевую силу. Эти шпонки не требуют стопорения ступицы от продольного перемещения вдоль вала. При забивании клиновой шпонки в соединении возникают распорные радиальные усилия, которые нарушают центрирование детали на валу, вызывая биение. Клиновые шпонки работают широкими гранями.

тангенциальные шпонки (рис.8). Тангенциальная шпонка состоит из двух односкосных клиньев с уклоном 1:100 каждый. Работает узкими боковыми гранями. Клинья вводятся в пазы вала и ступицы ударом; образуют напряженное соединение. Распорная сила между валом и ступицей создается в касательном (тангенциальном) направлении.  В современном производстве имеют ограниченное применение.

Достоинства тангенциальных шпонок:

- материал тангенциальной шпонки работает на сжатие;

- более благоприятная форма шпоночного паза в отношении концентрации напряжений.

Недостатком тангенциальной шпонки можно считать её конструктивную сложность.