Файл: прооп музыкология специалитет.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 3240

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21 

 

уметь

  пользоваться  справочной  литературой;  собирать,  хранить  и 

обрабатывать  информацию,  применяемую  в  сфере  профессиональной 
деятельности;  проектировать  и  планировать  педагогическую  деятельность, 
определять  ведущие  профессиональные  задачи  воспитания  и  обучения; 
давать  психологическую  характеристику  личности  (ее  темперамента, 
способности),  интерпретацию  собственного  психического  состояния; 
воспринимать, слышать и анализировать явления действительности; 

владеть

  методикой  проведения  урока,  методами  психологического  и 

художественного  воздействия  на  ученика,  приемами  развития  образного 
воображения и ассоциативного мышления учащегося. 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  3  зачетных  единицы  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную),  самостоятельную  работу,  а  также 
виды  текущей  и  промежуточной  аттестации.  Дисциплина  ведется  в  течение 
первого семестра второго года обучения. 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических 

часов 

зачет 

экзамен 

Общая трудоемкость 

108 

Аудиторные занятия 

36 

семестр 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин» 

I. Цель изучения дисциплины 

Целью 

дисциплины 

«Методика 

преподавания 

музыкально-

теоретических  дисциплин»  является  изучение  методических  принципов 
преподавания  профессиональных  дисциплин  как  основы  будущей 
педагогической  деятельности  и  необходимого  условия  профессиональной 
компетенции;  воспитание  квалифицированных  специалистов,  способных 
успешно  ориентироваться  в  педагогике  среднего  профессионального 
образования  соответствующего  профиля,  дополнительного  образования 
детей  и  общеобразовательных  учреждений  в  области  музыкального 
искусства. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 

знать

  ведущую  историографическую  проблематику,  закономерности 

музыкально-исторического  процесса,  его  периодизацию;  научные  труды, 
посвященные  истории  и  теории  музыки;  основы  современной  педагогики  и 
музыкальной  психологии,  назначение  и  роль  музыковеда-преподавателя  на 
современном этапе; принципы планирования учебного процесса, составления 
учебных планов, учебных программ, методических разработок, учебников и 
учебных пособий; 


background image

22 

 

уметь  пользоваться

  справочной  литературой;  излагать  и  критически 

осмысливать  базовые  представления  по  истории  и  теории  музыкального 
искусства;  собирать,  хранить  и  обрабатывать  информацию,  применяемую  в 
сфере  профессиональной  деятельности;  осуществлять  выбор  программы 
деятельности, 

подбор 

художественного, 

информационно-

библиографического  и  дидактического  материала;  проектировать  и 
планировать 

педагогическую 

деятельность, 

определять 

ведущие 

профессиональные  задачи  воспитания  и  обучения;  самостоятельно 
составлять  планы  учебных  занятий,  определять  специфику  педагогической 
работы в группах разного возрастного уровня; 

владеть

 

проблематикой  и  методологией  избранного  профиля 

музыковедения;  профессиональным  понятийным  аппаратом  в  области 
истории  и  теории  музыки,  образным  мышлением,  способностью  к 
художественному  восприятию  мира;  методикой  ведения  урока  и  проверки 
знаний. 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  5  зачетных  единиц  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную),  самостоятельную  работу,  а  также 
итоговую аттестацию. Дисциплина ведется в течение трех семестров второго 
и третьего года обучения. 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачет 

экзамен 

Общая трудоемкость 

180 

Аудиторные занятия 

105 

3,4 

семестр 

семестр 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

Музыкальная палеография» 

I. Цель изучения дисциплины 

Цель  дисциплины  «Музыкальная  палеография»  —  воспитание 

высокообразованного 

специалиста, 

свободно 

ориентирующегося 

в 

исторической специфике различных этапов развития музыкальной культуры, 
особенностях истории отечественного музыкального искусства и способного 
применять  полученные  в  этой  области  знания  в  своей  профессиональной 
деятельности. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 
знать

  ведущую  историографическую  проблематику,  закономерности 

музыкально-исторического  процесса,  его  периодизацию;  основные  периоды 
и концепции в истории древнерусского певческого искусства; ведущие типы 
нотации (старинной и новейшей); 

уметь

  выбирать  необходимые  методы,  исходя  из  задач  конкретного 

исследования; собирать, хранить и обрабатывать информацию, применяемую 


background image

23 

 

в  сфере  профессиональной  деятельности;  добиваться  достоверности  в 
воссоздании  различных  инструментальных,  певческих  стилей  и  традиций 
(восточной музыки, знаменного пения, русского народного музицирования); 

владеть

 навыками по изучению, описанию, и расшифровке старинных 

рукописей; навыками расшифровки, анализа и систематизации музыкального 
материала. 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  2  зачетные  единицы  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную)  работу,  а  также  виды  текущей  и 
промежуточной аттестации. Дисциплина ведется в течение второго семестра 
первого года обучения. 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачет  

экзамен 

Общая трудоемкость 

72 

Аудиторные занятия 

34 

2 семестр 

 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

Этномузыкология» 

I. Цель изучения дисциплины 

Цель  дисциплины  «Этномузыкология»  —  изучение  музыкально-

этнографической 

(шире 

— 

культурно-исторической) 

специфики 

внеевропейских  культур  и  формирование  у  студентов  целостного 
представления  о  музыке  в  современном  мировом  пространстве,  в  котором 
сегодня наряду с русско-советской и западноевропейской (композиторской и 
фольклорной)  музыкальными  культурами  существует  много  других 
художественно значимых музыкальных традиций

.

 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 

знать

  методологию  музыкознания,  методологические  подходы  к 

историческим  и  теоретическим  исследованиям;  исторические  этапы  в 
развитии  национальных  музыкальных  культур,  художественно-стилевые  и 
национально-  стилевые  направления  в  области  музыкального  искусства  от 
древности  до  XXI  века;  этапы  и  тенденции  исторического  развития 
отечественной 

и 

зарубежной 

этномузыкологии, 

методы 

этномузыковедческого исследования, основы полевой работы; ведущие типы 
нотации (старинной и новейшей); 

уметь

  выбирать  необходимые  методы,  исходя  из  задач  конкретного 

исследования; пользоваться справочной литературой; излагать и критически 
осмысливать  базовые  представления  по  истории  и  теории  музыкального 
искусства;  собирать,  хранить  и  обрабатывать  информацию,  применяемую  в 
сфере профессиональной деятельности; различать при анализе музыкального 
произведения  общие  и  частные  закономерности  его  построения  и  развития; 


background image

24 

 

рассматривать  музыкальное  произведение  в  динамике  исторического, 
художественного и социально-культурного процесса; излагать и критически 
осмысливать  базовые  представления  по  истории  музыкальных  культур 
народов мира; обосновать жанровую, историко- стилевую и этнокультурную 
принадлежность  явлений,  работать  в  полевых  условиях;  добиваться 
достоверности  в  воссоздании  различных  инструментальных,  певческих 
стилей  и  традиций  (восточной  музыки,  знаменного  пения,  русского 
народного музицирования); 

владеть

  методологией  и  навыками  музыковедческой  интерпретации 

различных  музыкально-исторических  источников;  профессиональным 
понятийным  аппаратом  в  области  истории  и  теории  музыки,  образным 
мышлением, способностью к художественному восприятию мира; навыками 
расшифровки,  анализа  и  систематизации  музыкального  материала; 
современными  методами  этномузыкологии,  системным  подходом  к 
изучению  традиций  народной  культуры,  навыками  расшифровки, 
систематизации этнографических материалов. 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  3  зачетные  единицы  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную),  самостоятельную  работу,  а  также 
виды  текущей  и  промежуточной  аттестации.  Дисциплина  ведется  в  течение 
шестого и седьмого семестров обучения. 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачет 

экзамен 

Общая трудоемкость 

108 

Аудиторные занятия 

70 

6,7 

семестр 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

Источниковедение и текстология» 

I. Цель изучения дисциплины 

Цель  дисциплины  «Источниковедение»  —  подготовка  специалиста, 

компетентного  в  источниковедческой  и  текстологической  деятельности, 
умеющего  осуществлять  поиск,  научно-текстологическое  редактирование  и 
подготовку  к  публикации  материалов  в  области  музыкальной  культуры  и 
искусства. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 

знать

  методологию  музыкознания,  методологические  подходы  к 

историческим 

и 

теоретическим 

исследованиям; 

ведущую 

историографическую 

проблематику, 

закономерности 

музыкально-

исторического  процесса,  его  периодизацию;  научные  труды,  посвященные 
истории и теории музыки; 


background image

25 

 

уметь

  выбирать  необходимые  методы,  исходя  из  задач  конкретного 

исследования;  пользоваться  справочной  литературой;  собирать,  хранить  и 
обрабатывать  информацию,  применяемую  в  сфере  профессиональной 
деятельности;  осуществлять  выбор  программы  деятельности,  подбор 
художественного,  информационно-библиографического  и  дидактического 
материала; пользоваться международными специальными изданиями в сфере 
музыкального  источниковедения,  такими,  как  RISM  (Международный 
каталог  музыкальных  первоисточников),  RILM  (Международный  каталог 
литературы  о  музыке),  RIPM  (Международный  каталог  музыкальной 
периодики) и другими базами данных; 

владеть

  методологией  и  навыками  музыковедческой  интерпретации 

различных  музыкально-исторических  источников;  принципами  музыкально-
литературного  анализа  музыкальных  произведений  и  явлений  в  области 
музыкального  искусства;  навыками  описания  и  хранения  информации, 
работы с каталогами и библиографическими изданиями; профессиональным 
понятийным  аппаратом  в  области  истории  и  теории  музыки,  образным 
мышлением, способностью к художественному восприятию мира; навыками 
по изучению, описанию, и расшифровке старинных рукописей. 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  3  зачетные  единицы  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную)  работу,  а  также  виды  текущей  и 
промежуточной  аттестации.  Дисциплина  ведется  в  течение  двух  семестров 
третьего и четвертого года обучения. 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачёт 

экзамен 

Общая трудоемкость 

108 

Аудиторные занятия 

70 

7 семестр 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

Анализ традиционных фольклорных текстов» 

I. Цель изучения дисциплины 

Цель  дисциплины  «Анализ  традиционных  фольклорных  текстов»  — 

изучение фольклора как особого типа художественной культуры — культуры 
устной  традиции;  дальнейшее  развитие  у  студентов  профессиональных 
навыков  обращения  с  фольклорным  материалом;  воспитание  интереса  к 
народному наследию. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 

знать  жанровые

  песенные  системы  фольклора  различных  регионов 

России; общие законы организации и развития фольклора, его жанры: типы и 
виды  форм,  направления  и  стили,  специфику  и  методы  музыкально-
критических  суждений,  критерии  оценок,  процесс  производства  печатной