Файл: прооп музыкология специалитет.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 3560

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26 

 

продукции,  связанной  с  деятельностью  фольклорных  организаций, 
специфические характеристики печатной продукции, издаваемой в рамках их 
деятельности; значительный репертуар в области музыкального фольклора; 

уметь анализировать

 на слух все основные формальные параметры того 

или  иного  фольклорного  образца  при  отсутствии  письменной  формы  его 
фиксации;  различать  инвариантные  признаки  и  вариантные,  свойственные 
конкретному  образцу;  рассматривать  фольклорное  произведение  или 
традиционное 

культурное 

событие 

в 

динамике 

исторического, 

художественного  и  социально-культурного  процессов;  пользоваться 
справочной  литературой,  применять  теоретические  знания  при  анализе 
музыкальных  произведений  или  других  феноменов  музыкальной  культуры; 
подбирать  материал  для  исследования  в  области  этномузыкологии  на  базе 
архивных  материалов,  публикаций  и  соответствующей  литературы, 
систематизировать  его,  составлять  библиографические  списки,  обозначить 
задачи  и  методы  их  решения,  выстраивать  структуру  исследовательской 
работы, излагать и отстаивать свою научную позицию в контексте новейших 
достижений  науки  о  музыкальном  фольклоре  и  смежных  научных 
дисциплин;  свободно  воспроизводить  различные  певческие  стили,  вести 
репетиционную работу; 

владеть 

методикой текстологического анализа нотаций; необходимыми 

представлениями  о  процессе  редакционной  подготовки  текстов  книг  и 
периодических  изданий,  а  также  о  редакционном  контроле  в  процессе 
типографского  производства;  аргументировано  отстаивать  свою  точку 
зрения, владеть профессиональной терминологией, уметь ориентироваться в 
специальной литературе, иметь широкий диапазон в области культуры. 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  2  зачетные  единицы  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную),  самостоятельную  работу,  а  также 
виды текущей и заключительной аттестации. Дисциплина ведется в течение 
двух семестров (2-го и 3-го). 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачет 

экзамен 

Общая трудоемкость 

72 

Аудиторные занятия 

70 

3 семестр 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

Педагогическая практика» 

I. Цель изучения дисциплины 

Цель  —  подготовить  студента  к  самостоятельной  педагогической 

работе в учебных заведениях среднего профессионального, дополнительного 
образования детей, общеобразовательных школах. 

 


background image

27 

 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 

знать

  научные  труды,  посвященные  истории  и  теории  музыки;  основы 

современной  педагогики  и  музыкальной  психологии,  назначение  и  роль 
музыковеда-преподавателя  на  современном  этапе;  принципы  планирования 
учебного  процесса,  составления  учебных  планов,  учебных  программ, 
методических разработок, учебников и учебных пособий; 

уметь  пользоваться

  справочной  литературой;  осуществлять  выбор 

программы  деятельности,  подбор  художественного,  информационно-
библиографического  и  дидактического  материала;  проектировать  и 
планировать 

педагогическую 

деятельность, 

определять 

ведущие 

профессиональные  задачи  воспитания  и  обучения;  самостоятельно 
составлять  планы  учебных  занятий,  определять  специфику  педагогической 
работы в группах разного возрастного уровня; 

владеть

  профессиональным  понятийным  аппаратом  в  области  истории 

и  теории  музыки,  образным  мышлением,  способностью  к  художественному 
восприятию мира; методикой ведения урока и проверки знаний. 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  9  зачетных  единиц  и 

включает  в  себя  аудиторную  работу  под  руководством  педагога, 
самостоятельную  работу  с  группой  и  промежуточную  аттестацию  в  форме 
экзамена.  Студенты  проходят  практику  в  течение  пяти  семестров  второго, 
третьего и четвертого года обучения. 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических 

часов 

зачет 

экзамен 

Общая трудоемкость 

324 

Аудиторные занятия 

88 

семестр 

3,7 

семестр 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

Фольклорно-этнографическая практика» 

I. Цель изучения дисциплины 

Целью дисциплины «Фольклорно-этнографическая практика» является 

подготовка  к  исследовательской  работе  в  условиях  фольклорно-
этнографической экспедиции, по организации и учету фондовых коллекций, 
систематизации  экспедиционных  материалов,  формирование  навыков 
практической  работы  с  документальными  материалами  по  фольклору  и 
этнографии. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 
знать 

специфику 

работы 

в 

экспедициях 

разного 

рода 

(разведывательных,  фронтальных  комплексных,  специализированных),  на 
территориях  с  различным  составом  населения,  имеющуюся  научную 


background image

28 

 

литературу  по  исследуемым  регионам,  опубликованные  и  архивные 
материалы,  принципы  хранения  архивных  материалов,  формы  организации 
архивных 

коллекций 

(аудио-, 

видеоматериалов, 

этнографических 

материалов,  фото-  и  кинодокументов,  рукописных  материалов  и  др.), 
методологию 

аналитического 

нотирования 

образцов 

музыкального 

фольклора; 

уметь

  составлять  репертуарные  списки,  перечни  этнографических 

сведений, опросные листы, производить качественную аудио- и видеозапись, 
фотосъемку, соблюдать этические и профессиональные нормы в организации 
сеансов  экспедиционной  записи,  анализировать  полученную  информацию  и 
проводить атрибуцию собранного материала по жанровым и типологическим 
показателям,  составлять  реестры  аудио-  и  видеозаписей,  расшифровать 
образцы  народной  музыки  различных  жанров  и  стилей  и  аналитически 
оформить нотацию; 

владеть

  навыками  научной  подготовки  экспедиции,  установления 

контакта  с  народными  исполнителями,  представителями  местных 
учреждений  культуры,  образования,  средств  массовой  информации, 
способами ведения записи вокальной и инструментальной музыки (сольной и 
ансамблевой), 

навыками 

ведения 

сопутствующей 

документации, 

компьютерными технологиями обработки данных, расшифровки и фиксации 
звукового  источника,  методикой  нотации  образцов  народной  музыки, 
навыками  записи  поэтических  текстов  и  напевов  с  учетом  диалектных  и 
исполнительских особенностей. 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  3  зачетные  единицы  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную),  самостоятельную  работу,  а  также 
виды  текущей  и  промежуточной  аттестации.  Дисциплина  ведется  в  течение 
двух семестров первого года обучения. 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачет 

экзамен 

Общая трудоемкость 

108 

Аудиторные занятия 

53 

5 семестр 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

Лекторско-филармоническая практика» 

I. Цель изучения дисциплины 

Цель  практики  —  формирование  у  студента  комплекса  знаний  и 

умений,  позволяющих  в  дальнейшем  осуществлять  просветительскую 
деятельность на высоком уровне. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 


background image

29 

 

знать

  строение  современной  музыкальной  культуры  (творчество 

композиторов  и  исполнителей,  жанры  театральные  и  концертные; 
направления  —  художественная  (классическая)  музыка,  массовая,  «третье 
течение»),  формы  работы  через  средства  массовой  информации  с 
различными  слоями  общества;  особенности  речи  как  сферы  общения,  типы 
аудитории, 

основы 

современного 

публичного 

монолога 

(устного 

выступления):  лекция,  беседа,  интервью;  основы  редактирования 
литературного  и  музыкального  текстов;  сферы  и  цели  применения 
информатики,  возможности  компьютера  для  работы  по  специальности, 
основные базы данных, редакторы различной степени сложности; 

уметь

  писать  критические  статьи  и  журналистские  репортажи, 

осуществлять  связь  со  средствами  массовой  информации  (периодическими 
изданиями,  радио,  телевидением,  сетью  Интернет);  выбирать  необходимые 
методы,  исходя  из  задач  конкретного  исследования;  осуществлять 
музыкально-редакторские  функции;  пользоваться  справочной  литературой; 
собирать,  хранить  и  обрабатывать  информацию,  применяемую  в  сфере 
профессиональной деятельности; 

владеть

 принципами музыкально-литературного анализа музыкальных 

произведений  и  явлений  в  области  музыкального  искусства;  навыками 
описания 

и 

хранения 

информации, 

работы 

с 

каталогами 

и 

библиографическими  изданиями;  стилем  музыкального  критика  и 
журналиста, умением обращаться к массовой аудитории. 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  4  зачетных  единицы  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную)  работу,  а  также  виды  текущей  и 
промежуточной аттестации. Дисциплина ведется в течение первого семестра 
третьего года обучения. 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачет 

экзамен 

Общая трудоемкость 

144 

Аудиторные занятия 

18 

семестр 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

Архивно-библиографическая практика» 

I. Цель изучения дисциплины 

Цель  дисциплины  «Архивно-библиографическая  практика»  — 

формирование  у  студента  комплекса  знаний  и  умений,  позволяющих  в 
дальнейшем  осуществлять  научно-исследовательскую  и  педагогическую 
деятельность. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 


background image

30 

 

знать

  методологию  музыкознания,  методологические  подходы  к 

историческим 

и 

теоретическим 

исследованиям; 

ведущую 

историографическую 

проблематику, 

закономерности 

музыкально-

исторического процесса, его периодизацию; 

уметь

  выбирать  необходимые  методы,  исходя  из  задач  конкретного 

исследования;  пользоваться  справочной  литературой;  собирать,  хранить  и 
обрабатывать  информацию,  применяемую  в  сфере  профессиональной 
деятельности;  проводить  сравнительный  анализ  исторической  литературы, 
объяснить  закономерность  смен  научных  исторических  концепций; 
осуществлять  выбор  программы  деятельности,  подбор  художественного, 
информационно-библиографического 

и 

дидактического 

материала; 

пользоваться  международными  специальными  изданиями  в  сфере 
музыкального  источниковедения,  такими,  как  RISM  (Международный 
каталог  музыкальных  первоисточников),  RILM  (Международный  каталог 
литературы  о  музыке),  RIPM  (Международный  каталог  музыкальной 
периодики) и другими базами данных; 

владеть

  методологией  и  навыками  музыковедческой  интерпретации 

различных  музыкально-исторических  источников;  навыками  описания  и 
хранения  информации,  работы  с  каталогами  и  библиографическими 
изданиями;  навыками  по  изучению,  описанию,  и  расшифровке  старинных 
рукописей. 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  3  зачетных  единицы  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную)  работу  в  помещениях  Музея-
квартиры  Гнесиных,  а  также  виды  текущей  и  промежуточной  аттестации. 
Дисциплина ведется в течение шестого семестра третьего года обучения. 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачёт 

экзамен 

Общая трудоемкость 

108 

Аудиторные занятия 

17 

6 семестр 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

Музыкальная форма» 

I. Цель изучения дисциплины 

Целью  дисциплины  является  изучение  принципов  музыкального 

формообразования 

в 

историческом 

развитии 

как 

основы 

для 

профессиональной  исследовательской,  критической,  педагогической  и 
просветительской  деятельности  музыковеда;  понимание  логики  стилевых 
процессов  в  музыке  XVI-XXI  вв.,  диалектики  развития  авторских  стилей; 
рассмотрение  основных  категории  музыкальной  композиции  в  их 
историческом становлении.