Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 3560
Скачиваний: 6
26
продукции, связанной с деятельностью фольклорных организаций,
специфические характеристики печатной продукции, издаваемой в рамках их
деятельности; значительный репертуар в области музыкального фольклора;
уметь анализировать
на слух все основные формальные параметры того
или иного фольклорного образца при отсутствии письменной формы его
фиксации; различать инвариантные признаки и вариантные, свойственные
конкретному образцу; рассматривать фольклорное произведение или
традиционное
культурное
событие
в
динамике
исторического,
художественного и социально-культурного процессов; пользоваться
справочной литературой, применять теоретические знания при анализе
музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры;
подбирать материал для исследования в области этномузыкологии на базе
архивных материалов, публикаций и соответствующей литературы,
систематизировать его, составлять библиографические списки, обозначить
задачи и методы их решения, выстраивать структуру исследовательской
работы, излагать и отстаивать свою научную позицию в контексте новейших
достижений науки о музыкальном фольклоре и смежных научных
дисциплин; свободно воспроизводить различные певческие стили, вести
репетиционную работу;
владеть
методикой текстологического анализа нотаций; необходимыми
представлениями о процессе редакционной подготовки текстов книг и
периодических изданий, а также о редакционном контроле в процессе
типографского производства; аргументировано отстаивать свою точку
зрения, владеть профессиональной терминологией, уметь ориентироваться в
специальной литературе, иметь широкий диапазон в области культуры.
III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы и
включает в себя аудиторную (учебную), самостоятельную работу, а также
виды текущей и заключительной аттестации. Дисциплина ведется в течение
двух семестров (2-го и 3-го).
Формы контроля
(по семестрам)
Вид учебной работы
Зачетные
единицы
Количество
академических часов
зачет
экзамен
Общая трудоемкость
72
Аудиторные занятия
2
70
3 семестр
-
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«
Педагогическая практика»
I. Цель изучения дисциплины
Цель — подготовить студента к самостоятельной педагогической
работе в учебных заведениях среднего профессионального, дополнительного
образования детей, общеобразовательных школах.
27
II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать
научные труды, посвященные истории и теории музыки; основы
современной педагогики и музыкальной психологии, назначение и роль
музыковеда-преподавателя на современном этапе; принципы планирования
учебного процесса, составления учебных планов, учебных программ,
методических разработок, учебников и учебных пособий;
уметь пользоваться
справочной литературой; осуществлять выбор
программы деятельности, подбор художественного, информационно-
библиографического и дидактического материала; проектировать и
планировать
педагогическую
деятельность,
определять
ведущие
профессиональные задачи воспитания и обучения; самостоятельно
составлять планы учебных занятий, определять специфику педагогической
работы в группах разного возрастного уровня;
владеть
профессиональным понятийным аппаратом в области истории
и теории музыки, образным мышлением, способностью к художественному
восприятию мира; методикой ведения урока и проверки знаний.
III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности
Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц и
включает в себя аудиторную работу под руководством педагога,
самостоятельную работу с группой и промежуточную аттестацию в форме
экзамена. Студенты проходят практику в течение пяти семестров второго,
третьего и четвертого года обучения.
Формы контроля
(по семестрам)
Вид учебной работы
Зачетные
единицы
Количество
академических
часов
зачет
экзамен
Общая трудоемкость
324
Аудиторные занятия
9
88
5
семестр
3,7
семестр
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«
Фольклорно-этнографическая практика»
I. Цель изучения дисциплины
Целью дисциплины «Фольклорно-этнографическая практика» является
подготовка к исследовательской работе в условиях фольклорно-
этнографической экспедиции, по организации и учету фондовых коллекций,
систематизации экспедиционных материалов, формирование навыков
практической работы с документальными материалами по фольклору и
этнографии.
II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать
специфику
работы
в
экспедициях
разного
рода
(разведывательных, фронтальных комплексных, специализированных), на
территориях с различным составом населения, имеющуюся научную
28
литературу по исследуемым регионам, опубликованные и архивные
материалы, принципы хранения архивных материалов, формы организации
архивных
коллекций
(аудио-,
видеоматериалов,
этнографических
материалов, фото- и кинодокументов, рукописных материалов и др.),
методологию
аналитического
нотирования
образцов
музыкального
фольклора;
уметь
составлять репертуарные списки, перечни этнографических
сведений, опросные листы, производить качественную аудио- и видеозапись,
фотосъемку, соблюдать этические и профессиональные нормы в организации
сеансов экспедиционной записи, анализировать полученную информацию и
проводить атрибуцию собранного материала по жанровым и типологическим
показателям, составлять реестры аудио- и видеозаписей, расшифровать
образцы народной музыки различных жанров и стилей и аналитически
оформить нотацию;
владеть
навыками научной подготовки экспедиции, установления
контакта с народными исполнителями, представителями местных
учреждений культуры, образования, средств массовой информации,
способами ведения записи вокальной и инструментальной музыки (сольной и
ансамблевой),
навыками
ведения
сопутствующей
документации,
компьютерными технологиями обработки данных, расшифровки и фиксации
звукового источника, методикой нотации образцов народной музыки,
навыками записи поэтических текстов и напевов с учетом диалектных и
исполнительских особенностей.
III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы и
включает в себя аудиторную (учебную), самостоятельную работу, а также
виды текущей и промежуточной аттестации. Дисциплина ведется в течение
двух семестров первого года обучения.
Формы контроля
(по семестрам)
Вид учебной работы
Зачетные
единицы
Количество
академических часов
зачет
экзамен
Общая трудоемкость
108
Аудиторные занятия
3
53
5 семестр
-
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«
Лекторско-филармоническая практика»
I. Цель изучения дисциплины
Цель практики — формирование у студента комплекса знаний и
умений, позволяющих в дальнейшем осуществлять просветительскую
деятельность на высоком уровне.
II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
29
знать
строение современной музыкальной культуры (творчество
композиторов и исполнителей, жанры театральные и концертные;
направления — художественная (классическая) музыка, массовая, «третье
течение»), формы работы через средства массовой информации с
различными слоями общества; особенности речи как сферы общения, типы
аудитории,
основы
современного
публичного
монолога
(устного
выступления): лекция, беседа, интервью; основы редактирования
литературного и музыкального текстов; сферы и цели применения
информатики, возможности компьютера для работы по специальности,
основные базы данных, редакторы различной степени сложности;
уметь
писать критические статьи и журналистские репортажи,
осуществлять связь со средствами массовой информации (периодическими
изданиями, радио, телевидением, сетью Интернет); выбирать необходимые
методы, исходя из задач конкретного исследования; осуществлять
музыкально-редакторские функции; пользоваться справочной литературой;
собирать, хранить и обрабатывать информацию, применяемую в сфере
профессиональной деятельности;
владеть
принципами музыкально-литературного анализа музыкальных
произведений и явлений в области музыкального искусства; навыками
описания
и
хранения
информации,
работы
с
каталогами
и
библиографическими изданиями; стилем музыкального критика и
журналиста, умением обращаться к массовой аудитории.
III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы и
включает в себя аудиторную (учебную) работу, а также виды текущей и
промежуточной аттестации. Дисциплина ведется в течение первого семестра
третьего года обучения.
Формы контроля
(по семестрам)
Вид учебной работы
Зачетные
единицы
Количество
академических часов
зачет
экзамен
Общая трудоемкость
144
Аудиторные занятия
4
18
-
5
семестр
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«
Архивно-библиографическая практика»
I. Цель изучения дисциплины
Цель дисциплины «Архивно-библиографическая практика» —
формирование у студента комплекса знаний и умений, позволяющих в
дальнейшем осуществлять научно-исследовательскую и педагогическую
деятельность.
II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
30
знать
методологию музыкознания, методологические подходы к
историческим
и
теоретическим
исследованиям;
ведущую
историографическую
проблематику,
закономерности
музыкально-
исторического процесса, его периодизацию;
уметь
выбирать необходимые методы, исходя из задач конкретного
исследования; пользоваться справочной литературой; собирать, хранить и
обрабатывать информацию, применяемую в сфере профессиональной
деятельности; проводить сравнительный анализ исторической литературы,
объяснить закономерность смен научных исторических концепций;
осуществлять выбор программы деятельности, подбор художественного,
информационно-библиографического
и
дидактического
материала;
пользоваться международными специальными изданиями в сфере
музыкального источниковедения, такими, как RISM (Международный
каталог музыкальных первоисточников), RILM (Международный каталог
литературы о музыке), RIPM (Международный каталог музыкальной
периодики) и другими базами данных;
владеть
методологией и навыками музыковедческой интерпретации
различных музыкально-исторических источников; навыками описания и
хранения информации, работы с каталогами и библиографическими
изданиями; навыками по изучению, описанию, и расшифровке старинных
рукописей.
III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы и
включает в себя аудиторную (учебную) работу в помещениях Музея-
квартиры Гнесиных, а также виды текущей и промежуточной аттестации.
Дисциплина ведется в течение шестого семестра третьего года обучения.
Формы контроля
(по семестрам)
Вид учебной работы
Зачетные
единицы
Количество
академических часов
зачёт
экзамен
Общая трудоемкость
108
Аудиторные занятия
3
17
6 семестр
-
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«
Музыкальная форма»
I. Цель изучения дисциплины
Целью дисциплины является изучение принципов музыкального
формообразования
в
историческом
развитии
как
основы
для
профессиональной исследовательской, критической, педагогической и
просветительской деятельности музыковеда; понимание логики стилевых
процессов в музыке XVI-XXI вв., диалектики развития авторских стилей;
рассмотрение основных категории музыкальной композиции в их
историческом становлении.