Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 3558
Скачиваний: 6
31
II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать: основные
теоретические концепции музыкальной формы,
историю и теорию отдельных музыкальных форм, исторически сложившиеся
принципы классификации форм; основные этапы развития европейского
музыкального формообразования в XVI-XXI вв.; отечественные и
зарубежные научные труды, посвященные истории и теории музыки в том
числе и те, которые были созданы в ту или иную эпоху; особенности стиля,
жанровой системы, принципов формообразования в произведениях
различных музыкальных эпох; музыкальные формы – их генезис,
разновидности, эволюцию;
уметь:
анализировать теоретические концепции музыкальной
формы; использовать теоретические знания при анализе произведения
различных стилей и жанров; выявлять типичные и специфические черты
музыкальной композиции, осмысливать их в контексте общей логики
развития искусства, в том числе с развитием гуманитарного знания,
религиозными,
философскими,
эстетическими
воззрениями
эпохи;
аргументировано излагать результаты проведенного анализа (устно и
письменно), высказывать самостоятельные суждения и обосновывать их;
обобщать значительный объем музыкально-аналитического и научно-
теоретического материала, выявляя типические или эволюционные
закономерности; свободно ориентироваться в современных композиционных
техниках и принципах музыкального формообразования.
владеть:
разнообразными
методами
и
навыками
анализа
музыкальных произведений – в том числе и исторически сложившими в ту
или иную эпоху; приемами анализа музыки с опорой и без опоры на
зафиксированный нотный текст.
III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности
Общая трудоемкость дисциплины составляет 16 зачетных единицы и
включает в себя аудиторную работу (лекционные и индивидуальные
занятия), самостоятельную работу, а также виды текущей и промежуточной
аттестации. Дисциплина ведется в течение третьего и четвертого семестров
второго года обучения и пятого и шестого семестров третьего года обучения.
Формы контроля
(по семестрам)
Вид учебной работы
Зачетные
единицы
Количество
академических часов
зачет
Экзамен
Общая трудоемкость
576
Аудиторные занятия
16
210
4 семестр 6 семестр
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«
Культура научно-исследовательской работы»
I. Цель изучения дисциплины
Целью дисциплины является изучение разнообразных методов
музыкального анализа, способствующих развитию культуры научно-
32
исследовательской работы.
II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать основные
общенаучные и специфические мзыковедческие
методы
исследования
музыкального
произведения,
классические,
«эталонные» образцы анализа в рамках каждого из изучаемых методов;
основные положения изучаемых научных концепций область применения
каждого из изучаемых аналитических методов.
уметь
использовать полученные знания при анализе произведения
различных стилей и жанров; выявлять черты музыкальной композиции,
остающиеся вне поля зрения при других аналитических подходах;
аргументировано излагать результаты проведенного анализа;
владеть изучаемыми
в курсе методами и навыками анализа
музыкальных произведений, основами научно-исследовательской работы.
III. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы и
включает в себя аудиторную работу (лекционные занятия), самостоятельную
работу, текущую и промежуточную аттестацию. Дисциплина ведется в
течение восьмого семестра четвертого года обучения.
Формы контроля
(по семестрам)
Вид учебной работы
Зачетные
единицы
Количество
академических часов
зачет
Экзамен
Общая трудоемкость
72
Аудиторные занятия
2
34
8 семестр
__
Аннотация в рабочей программе дисциплины
«
Полифония»
I. Цель изучения дисциплины
Целью дисциплины «Полифония» является постижение исторически
сложившихся принципов полифонического мышления как основа для
профессиональной журналистской, редакторской и просветительской
деятельности музыковеда; уверенная ориентация в системе полифонических
стилей и жанров разных периодов музыкальной истории – от эпохи
Средневековья до ХХI века - с возможностью их экспертной оценки;
формирование принципов аутентичного подхода к художественно-
смысловой интерпретации как классических, так и современных
музыкальных произведений; развитие компетентного представления о форме
и композиционно-технических деталях конкретного полифонического
сочинения.
II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать цели
и задачи курса полифонии; основные направления
современной науки в области истории и теории полифонии; основные
33
исторические этапы развития европейской и русской полифонии, начиная с
эпохи Средневековья и вплоть до XXI века; систему исторически
сложившихся полифонических форм и жанров; основные разновидности
традиционной полифонической техники; сложившиеся в музыке ХХ-ХХI вв.
новые типы полифонического письма; особенности композиционной
структуры выдающихся образцов полифонической музыки (сочинений из
“золотого фонда”); известные исторические трактаты и актуальные научные
исследования, посвященные вопросам теории и истории полифонии;
уметь анализировать
полифонические произведения различных стилей
и жанров в контексте художественно-эстетических явлений эпохи;
охарактеризовать художественный замысел произведения на основе анализа
его композиционного строения и отдельных технических деталей; выполнять
письменные упражнения на основные виды сложного контрапункта и
имитационно-канонической техники; сочинять фрагменты и небольшие
полифонические пьесы (мотеты, каноны, инвенции, фуги и т.д.) на
собственные или заданные музыкальные темы, в том числе, на основе
предложенного аутентичного образца; производить общее теоретико-
аналитическое и художественно-эстетическое обобщение изучаемого
материала.
владеть
предусмотренным курсом объемом теоретических знаний,
необходимых при анализе полифонического произведения любого стиля и
жанра; профессиональной лексикой и категориально-понятийным аппаратом,
отражающим
историко-стилевую,
жанровую
и
композиционно-
технологическую специфику полифонической музыки; методикой жанрово-
стилевой атрибуции незнакомого полифонического произведения на основе
выявления соответствующих жанрово-стилевых и композиционных
признаков, основными видами сложного контрапункта и имитационно-
канонической техники.
III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности
Общая трудоемкость дисциплины составляет 15 зачетных единиц и
включает в себя аудиторную (учебную), самостоятельную работу, а также
виды текущей и промежуточной аттестации. Дисциплина ведется в течение
первых двух годов обучения (1-4 семестры).
Формы контроля
(по семестрам)
Вид учебной работы
Зачетные
единицы
Количество
академических часов
зачет
экзамен
Общая трудоемкость
540
Аудиторные занятия
15
210
2,3
семестр
1,4
семестр
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«
Анализ литературных текстов»
I. Цель изучения дисциплины
Целью дисциплины является ознакомление студента с основными
принципами анализа литературного текста с перспективой применения этих
34
познаний в практической деятельности.
II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать основные
аспекты анализа, результатом которого может стать
мифопоэтическая модель мира, лежащая в основе определенного
литературного текста;
уметь
применять полученные знания при анализе текстов, различных
по жанровым и стилевым признакам, грамотно пользоваться справочными
изданиями;
владеть
методиками анализа литературных произведений.
III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы и
включает в себя аудиторную (учебную), самостоятельную работу, а также
виды текущей и промежуточной аттестации. Дисциплина ведется в течение
пятого семестра третьего года обучения.
Формы контроля
(по семестрам)
Вид учебной работы
Зачетные
единицы
Количество
академических часов
зачет
экзамен
Общая трудоемкость
72
Аудиторные занятия
2
36
5 семестр
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«
Анализ музыковедческой литературы»
I. Цель изучения дисциплины
Целью дисциплины «Анализ музыковедческой литературы» является
формирование
представлений
в
области
современного
корпуса
музыковедческой литературы, навыков навигации по различным областям
музыковедения, практических умений в области владения различными
музыковедческими жанрами письменного высказывания
II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать основные
направления развития современной музыковедческой
литературы, иметь представления об устройстве жанров
уметь
оперировать основными жанрами музыковедческой литературы,
владеть
основными приемами навигации в разных областях
музыковедческой литературы, приемами поиска информации, основами
письма в различных жанрах
III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы и
включает в себя аудиторную (учебную), самостоятельную работу, а также
текущую аттестацию. Дисциплина ведется в течение 1 семестра четвертого
года обучения.
35
Формы контроля
(по семестрам)
Вид учебной работы
Зачетные
единицы
Количество
академических часов
зачет
Экзамен
Общая трудоемкость
72
Аудиторные занятия
2
34
7 семестр
-
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«Теория современной композиции»
I. Цель изучения дисциплины
Целью дисциплины «Теория современной композиции» является
общее ознакомление с современными направлениями в области
композиторского творчества как части социокультурного контекста в
искусстве второй половины ХХ — начала XXI вв.
II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать
важнейшие проблемы теории современной композиции,
основные художественные направления в музыке XX-XXI веков (зарубежной
и отечественной); композиторское творчество в культурно-эстетическом и
историческом контексте;
уметь
рассматривать современную композицию как явление
исторического, художественного и социально-культурного процесса;
выбирать необходимые методы, исходя из задач конкретного исследования;
пользоваться справочной литературой; излагать и критически осмысливать
базовые представления по истории и теории музыкального искусства;
собирать, хранить и обрабатывать информацию, применяемую в сфере
профессиональной деятельности;
владеть
комплексным анализом современной музыки (зарубежной,
отечественной), включая собственно музыкально- теоретические проблемы и
проблемы истории, хронологии, эстетики; профессиональным понятийным
аппаратом в области истории и теории музыки, образным мышлением,
способностью к художественному восприятию мира; принципами
музыкально-литературного анализа музыкальных произведений и явлений в
области музыкального искусства; методом конкретно-исторического
рассмотрения исторических
явлений
в
связи
с
общенаучными,
философскими и эстетическими представлениями эпохи; навыками
эстетического анализа содержания музыкального произведения.
III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы и
включает в себя аудиторную (учебную), самостоятельную работу, а также
виды текущей и промежуточной аттестации. Дисциплина ведется в течение
двух семестров второго года обучения.