ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 339
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
88
и тока намагничивания
(
) (
)
(
) (
)
1 1
0 2
2 2
2 1
1 1
1 1
const
m
m
m
m
m
m
U
U
I
I
c
r
r
x
x
r
r
x
x
σ
σ
=
≈
≈
=
+
+
+
+
+
+
. (2.107)
При возрастании скольжения (
s
→ ±∞
) ток ротора стремится к величине
(
)
(
)
1 1
2 2
2 2
2 1
1 1 2 1
1 2
U
U
I
r
x
c x
r
x
x
∞
σ
σ
σ
σ
′ =
≈
′
′
+
+
+
+
(рис. 2.36). В генераторном режиме функция
2
( )
I s
′
имеет максимум
1 1
2max
1 1 2 1
2
U
U
I
x
c x
x
x
σ
σ
σ
σ
′
=
≈
′
′
+
+
при скольжении max
2 1
/
s
r r
′
= −
Таким образом, при нулевом скольжении ток ротора равен нулю и машина потребляет от сети только ток намагничивания
0
I . По мере увеличения нагруз- ки и роста скольжения ток ротора монотонно возрастает. При неподвижном ро- торе он достигает тока короткого замыкания или пускового тока
(
) (
)
(
) (
)
1 1
2 2
2 2
2 1
1 2 1
1 2 1
2 1
2
s
U
U
I
r
c r
x
c x
r
r
x
x
σ
σ
σ
σ
′ =
≈
′
′
′
′
+
+
+
+
+
+
, (2.108) величина которого в 5
…8 раз превышает номинальное значение.
Электромагнитная мощность, передаваемая через зазор в ротор в соответ- ствии со схемой замещения равна
( )
2 1
2 2
/
em
P
m I
r s
′
′
=
, (2.109) с другой стороны, она равна
0
em
P
M
= ω , (2.110) где
0 1
2
/
p
f z
ω = π
– скорость холостого хода машины с числом пар полюсов маг- нитного поля
p
z при частоте сети
1
f .
Из выражений (2.106), (2.109) и (2.110) можно получить уравнение меха- нической характеристики
(
) (
)
(
) (
)
2 2
1 1 2 1
1 2 2
2 2
2 1
1 1 2 1
1 2 1
1 2
1 2
/
/
p
p
m z U r
m z U r
M
s r
c r s
x
c x
s r
r s
x
x
σ
σ
σ
σ
′
′
=
≈
⎡
⎤
⎡
⎤
′
′
′
′
ω
+
+
+
ω
+
+
+
⎣
⎦
⎣
⎦
. (2.111)
Эта функция имеет экстремумы при скольжении
(
)
1 0
1 2 1 2 2
2 2
1 1 2 1
2 1
1 1 2
r
m
c r
c r
r
s
x
c x
x
x
r
x
c x
→
σ
σ
σ
σ
σ
σ
′
′
′
= ±
⎯⎯⎯
→±
≈ ±
′
′
+
+
′
+
+
, (2.112) называемом критическим, т.к., начиная с этого скольжения, возрастание элек- тромагнитного момента АД при уменьшении скорости вращения прекращается и он начинает уменьшаться (рис. 2.37). Это явление называется «опрокидыва- нием».
Явление «опрокидывания» связано с двумя взаимно противоположными процессами. Увеличение нагрузки на валу АД вызывает увеличение скольже-
89
ния и соответствующее увеличение тока ротора, за счёт чего увеличивается элек- тромагнитный момент двигателя. Но воз- растание тока ротора увеличивает его размагничивающее влияние на основной поток машины, что до определённого предела компенсируется возрастанием то- ка статора. Однако с некоторого момента эта компенсация оказывается недостаточ- ной, магнитный поток уменьшается на- столько, что растущий ток ротора уже не может обеспечить увеличение электро- магнитного момента, и он начинает па- дать.
Подставляя (2.112) в (2.111), получим выражение для критического
(опрокидывающего) момента
(
)
(
)
1 2
2 1
1 1
1 0
2 2
1 1 1
1 2 1 1 1
1 1
1 2 2
2
p
p
r
m
m z U
m z U
M
c x
c x
c r
r
x
c x
→
σ
σ
σ
σ
=
⎯⎯⎯
→±
′
ω
+
⎡
⎤
′
ω
±
+
+
⎢
⎥
⎣
⎦
. (2.113)
Использование приближенных равенств (2.112) и (2.113) не вносит суще- ственной погрешности в анализ, т.к. у АД общего применения
1
к
r
x .
Критический момент в двигательном режиме определяет перегрузочную способность АД, а т.к. его значение зависит от квадрата приложенного напря- жения, то при снижении напряжения на допустимые ГОСТом 10%, момент уменьшится на 20% и это следует учитывать при выборе двигателя. В справоч- ных данных для АД обязательно приводится коэффициент перегрузочной спо- собности соответствующий номинальному напряжению
/
m
n
M
M
λ =
. Отсюда предельно допустимый момент будет равен
(
)
2
доп
1min
1
/
n
n
M
U
U
M
=
λ
Положительный знак в (2.113) соответствует двигательному режиму, а от- рицательный – генераторному. Поэтому в генераторном режиме критический момент больше, чем в двигательном. Отношение критических моментов опре- деляется величиной
1
r
и равно
(
)
(
)
1 2
2 1
1 1
1 2 0
2 2
1 1
1 1 2 1
mg
r
mm
r
r
x
c x
M
M
r
r
x
c x
σ
σ
→
σ
σ
′
+
+
+
=
⎯⎯⎯
→
′
−
+
+
Для двигателей серий 4А и 5А в зависимости от мощности это отношение со- ставляет от 3,0 до 1,3, причем, меньшие значения соответствуют двигателям большей мощности.
Делением выражения (2.111) на (2.113) можно получить уравнение меха- нической характеристики АД в виде формулы Клосса (M. Kloss)
Рис. 2.37
90 2
(1
)
2
m
m
m
m
m
M
as
M
s
s
as
s
s
+
=
+
+
, (2.114)
1 0
2
m
m
m
r
M
M
s
s
s
s
=
=
+
, (2.115) где
1 1 2
/(
)
a r c r′
=
. Использование приближенного выражения (2.115), соответствующего условию
1 0
r
≈ , приводит к погрешности около 10-15% в двигательном режиме для машин с критическим скольжением
0,15 0,3
m
s
=
…
Упрощённая формула Клосса (2.115) для многих расчётов удобнее, чем уравнение меха- нической характеристики (2.111), т.к. не требует знания параметров двигателя. Однако в спра- вочных данных не указывается значение крити- ческого скольжения, поэтому его можно при- ближённо определить через номинальное скольжение
n
s и кратность максимального мо- мента
/
m
m
n
k
M
M
=
(
)
2 1
m
n
m
m
s
s k
k
=
+
− .
Для использования точной формулы Клосса необходимо знать величину a, определение которой по справочным данным представляет сложную задачу.
Кроме того, формула Клосса не учитывает явление вытеснения тока в стержнях ротора, что приводит в области скольжений близких к единице к погрешностям расчёта в десятки процентов.
Однако работа двигателя на участке механической характеристики, соот- ветствующем скольжениям больше критического, происходит только в пере- ходных режимах. Поэтому для большинства задач уравнение механической ха- рактеристики (2.111) может быть упрощено путём замены рабочего участка от- резком прямой линии, проходящей через начало координат плоскости Ms . Та- кой линией может быть касательная в точке начала координат или линия, пере- секающая механическую характеристику в какой-либо точке (рис. 2.38). Для получения уравнения касательной возьмём производную
/
M
s
∂
∂ и найдём её значение при
0
s
→
1 2
2 0
0 0
2
(1
)
2
(1
)
2 1
; lim
2
m
m
m
m
m
m
s
m
m
m
r
a
m
m
m
M
as
s
M
as
M
M
M
s
s
s
s
s
s
s
s
as
s
s
→
≈ → ≈
⎛
⎞
+
+
∂
∂
⎛
⎞
=
−
=
≈
⎜
⎟
⎜
⎟
∂
∂
⎝
⎠
⎛
⎞ ⎝
⎠
+
+
⎜
⎟
⎝
⎠
Рис. 2.38
91
Отсюда точное и приближённое уравнение механической характеристики ли- неаризованной касательной –
2 1
1 1 1 1
1 2
(1
)
2
(1
)
( )
(
)
p
m
m
m
m
m
m z U
as
M
M
as
M s
s
s
s
s
s
c r s
c r
+
∂
+
′
=
=
=
′
∂
ω
+
. (2.116)
1 2
1 1
2 1 1 2 0
0 2
( )
p
m
m
r
a
m z U
M
M
M s
s
s
s
s
s
c r
≈ → ≈
∂
′′
=
≈
=
′
∂
ω
. (2.117)
При линеаризации секущей вторую точку интерполяции выбирают в зави- симости от решаемой задачи, но чаще всего используют точку номинального режима работы. Тогда уравнение механической характеристики принимает вид:
( )
N
N
M
M s
s
s
′′′
=
. (2.118)
По сути, приближённое уравнение касатель- ной является уравнением секущёй, проходящей через точку между режимом холостого хода и номинальным режимом.
Погрешности определения электромагнитно- го момента
( ) /
( )
M
M s M s
′
δ = Δ
и скольжения
(
) / ( )
s
s M
s M
′
δ = Δ
по линеаризованным характе- ристикам, для скольжений приведённых к точке опрокидывания, имеют вид кривых, показанных на рис. 2.39. Из этого рисунка следует, что в об- ласти малых моментов и скольжений (вплоть до номинальных) хороший результат получается при использовании приближённого уравнения каса- тельной. Для приводов, работающих с перегруз- ками предпочтительнее использование прибли- жённой характеристики или характеристики, про- ходящей через точку номинального режима.
В приближённом выражении (2.117) напря- жение сети и сопротивление цепи якоря можно представить через относитель- ные значения
1 1
2 2 2
;
N
U
U
r
r
Σ
′
′
= υ
= ρ , где:
2 2
z
r
r
r
Σ
′
′
′
= + – суммарное сопротивление цепи ротора с учётом добавочного сопротивления
z
r′ , приведённого к парамет- рам обмотки статора;
2 0
1; 1
< υ ≤
≤ ρ < ∞ . Величина
2 1
1 2
1 1 2
(1)
p
n
s
m z U
M
M
c r
′′
′′
=
=
′
ω
явля- ется некоторым условным моментом короткого замыкания в номинальном ре- жиме и её можно принять в качестве базового значения момента. Тогда выра- жение (2.117) можно преобразовать в уравнение линеаризованной механиче- ской характеристики в относительных единицах
2 2
2 2
2 2
(1
)
1
s
υ
υ
ρ
μ =
=
− ν ⇔ ν = −
μ
ρ
ρ
υ
. (2.118)
Рис. 2.39
92
где
0
/
ν = ω ω .
Это уравнение полностью идентично уравнению механической характеристики двигателя постоянного тока параллельно- го возбуждения (2.20), в котором магнит- ный поток линейно связан с напряжением питания (
ϕ = υ). В идеальном асинхрон- ном двигателе (
1 1
0;
0
r
x
σ
=
= ) такая связь также существует, поэтому одинаковы и уравнения механических характеристик.
При этом, как мы увидим в дальнейшем, в асинхронном двигателе сопротивление ротора играет ту же роль, что сопротивле- ние якоря в двигателе постоянного тока.
Короткозамкнутые АД малой и сред- ней мощности обычно запускаются прямым включением в сеть и развивают при этом момент
(
) (
)
2 1
1 2 2
2 1
1 1 2 1
1 2
p
s
m z U r
M
r
c r
x
c x
σ
σ
′
=
⎡
⎤
′
′
ω
+
+
+
⎣
⎦
Для получения высокого КПД двигатель должен работать при номинальной на- грузке с малым скольжением, т.е. АД должен иметь малое критическое сколь- жение. Это требование вступает в противоречие с требованием получения дос- таточно высокого пускового момента. Из (2.114) при
1
s
= и
n
s s
=
можно полу- чить выражение для кратности пускового момента в виде
2
/
/
1/
s
n
m
m
n
m
s
n
m
m
n
M
s s
s
s
s
k
M
s
s
s
+
=
=
≈
+
Для АД с номинальным скольжением 0,03 и критическим 0,1 эта кратность составит 0,33, т.е. такой двигатель может запуститься только на холо- стом ходу или при работе на вентиляторную на- грузку. По ГОСТ 28327-89 (МЭК 34-12-80) для двигателей нормального исполнения (N) кратность пускового момента должна быть не менее 0,65–1,9
(рис. 2.40). Причем, меньшие значения относятся к двигателям большей мощности (до 630 кВт). По- вышение пускового момента АД достигается ис- пользованием явления вытеснения тока в стержнях ротора, в результате чего, кратность пускового мо- мента повышается до 1,1–2,3.
Двигатели серии 5А с механическими характе- ристиками 1
…5 типов имеют кратность пускового момента 1,6…2,4, а 6-го ти-
Рис. 2.40
Рис. 2.41
93
па – 2,5
…3,3, что позволяет им успешно работать во всём диапазоне скоростей вращения с номинальной статической нагрузкой.
Другая проблема у пользователей и разработчиков приводов возникает из- за больших пусковых токов. Электромеханическая характеристика АД показана на рис. 2.41. Зависимость
2
( )
F I
ω =
получена из выражения (2.106) и соотно- шения
0
(1
)
s
ω = ω
−
. Функция
1
( )
F I
ω =
по характеру соответствует
2
( )
F I
ω =
, т.к. токи статора и ротора связаны отношением
1 0
2
I
I
I
=
−
и
0
const
I
≈
. Наи- большее отклонение
1
( )
F I
ω =
от
2
( )
F I′
ω =
наблюдается в режиме холостого хода, а по мере увеличения нагрузки кривые токов статора и ротора сближают- ся. По ГОСТу на пусковые характеристики (28327-89) двигателей, запускаемых прямым включением в сеть, кажущаяся мощность АД по отношению к номи- нальной мощности при заторможенном роторе не должна превышать 13
…10 единиц, что приблизительно соответствует кратности пускового тока. Двигате- ли серии 5А основного исполнения имеют кратность пускового тока 6,5
…8,5.
Эти значения могут быть недопустимо большими для питающей сети, особен- но, если речь идет о машинах большой мощности, обладающих большей крат- ностью тока. Кроме того, при пуске прямым включением возникают ударные моменты, вызывающие повышенный износ механических передач вплоть до их разрушения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 20
2.3.2. Механические характеристики асинхронного двигателя
при симметричных режимах
Симметричными называются режимы ра- боты двигателей, при которых питающая сеть симметрична и симметричны (одинаковы) также электрические параметры элементов, включаемых в цепи статора и ротора.
Изменение напряжения в сети очень силь- но влияет на механическую характеристику асинхронного двигателя и слабее на электро- механическую, т.к. эта величина входит в уравнение (2.111) во второй степени, а в урав- нения (2.106) и (2.107) в первой (рис. 2.42, а).
Величина критического скольжения не зависит от напряжения, поэтому точка опрокидывания при вариации напряжения пере- мещается на плоскости механической характеристики по горизонтальной пря- мой.
Снижение напряжения может значительно затруднить пуск двигателя под нагрузкой и всегда увеличивает потери энергии при пуске. В связи с этим при проектировании асинхронных приводов всегда необходимо убедиться, что зна- чения пускового и критического моментов при минимально возможном напря- жении обеспечивают работоспособность исполнительного механизма.
Рис. 2.42
94
На практике иногда возникает необходимость ограничения пускового тока, чтобы исключить опасность недопустимого снижения напряжения в сети. Для этого в цепь статора включают активные или индуктивные сопротивления (рис.
2.43, а и б).
Иногда эти методы используют для умень- шения пускового момента, чтобы смягчить уда- ры в передачах при пуске и обеспечить плавное ускорение. Особенность работы двигателя при включении по схемам рис. 2.43 заключается в том, что напряжение на обмотках статора зави- сит от падения напряжения на дополнительных элементах, т.е. от потребляемого тока, и по мере разгона растёт. Параметры механических харак- теристик зависят от величины добавочных со- противлений
z
r или
z
x , но в любом случае мо- мент двигателя при вращении будет больше, чем в случае пуска с понижением напряжения до уровня, при котором обеспечивается такой же пусковой момент (рис. 2.43, в).
Включение реостатов несколько увеличи- вает коэффициент мощности привода, но сни- жает КПД по сравнению с реакторным пуском.
На рис. 2.44 показаны наиболее распро- странённые схемы включения двигателя при реостатном и реакторном пуске
(рис. 2.44, а и б), а также с понижением напряжения с помощью автотрансфор- матора и переключения соединения обмоток со звезды на треугольник.
В приводах с двигателями с фазным ротором для ограничения пусковых токов и увеличения пускового момента широко используется включение актив- ных сопротивлений в цепь ротора.
Рис. 2.43
Рис. 2.44