Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 1006

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Опрос может быть регламентированным, для которого характерны предварительная подготовка единообразных для всех опрашиваемых вопросов и строго заданная их последовательность, а также нерегламентированным, предполагающим свободную бесе­ду с опрашиваемым в соответствии лишь с ее общим планом.

Применение метода беседы требует определенных навыков и даже искусства. Его рекомендуется применять при опросе незна­чительного количества работающих. Метод беседы позволяет уточнить ответы на поставленные вопросы, понять вопросы, вызы­вающие затруднения различного (например терминологического) характера, а также фиксировать замечания опрашиваемого, выхо­дящие за пределы поставленных вопросов, но представляющие определенный интерес.

Обычно происходит объединение задаваемых вопросов в опрос­ники, составляемые специально в каждом конкретном случае с уче­том особенностей изучаемой профессии. Опросники должны составляться в зависимости от целей и задач эргономического исследования. Прежде чем составлять опросник, исследователь должен некоторое время понаблюдать за работающими или, что еще лучше, сам освоить основные трудовые операции. Затем сос­тавляется первый вариант опросника, который апробируется на малом количестве испытуемых. На этом этапе проверяются ясность формулировок вопросов, полнота включенного перечня вопросов, уточняется последовательность вопросов с целью устранения не­желательных влияний, дополнительно вносятся вопросы, освещаю­щие упущенные аспекты изучаемой проблемы, апробируется форма составления опросника с тем, чтобы он не вызвал отрицательного отношения со стороны опрашиваемых [51].

Комплексный подход предполагает использование методов опроса, которые получили широкое распространение в практике эргономических исследований в форме анкетирования и интервью­ирования. Методы опроса, как и наблюдения, используются в эр­гономике для разработки рабочих гипотез и в целях дополнения данных, полученных с помощью других методов. При применении методов опроса большое значение имеют характер вопросов, их формулировка и направленность. Различают открытые вопросы (свободный ответ) и закрытые (ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых утверждений).

В целях правильной постановки вопросов необходимо учиты­вать следующее: 1) каждый вопрос должен быть логически закон­ченным; 2) следует избегать малораспространенных иностранных слов, специальных терминов и слов с двойным значением; 3) нель­зя задавать слишком длинных вопросов; 4)
если вопрос касается предмета, с которым опрашиваемый недостаточно знаком или для ответа на который он не имеет необходимого запаса специальных терминов, необходимо дать соответствующие пояснения; 5) каж­дый вопрос должен быть возможно более конкретным; 6) следует или указать все возможные варианты ответа, которые опрашивае­мому необходимо иметь в виду, или не давать ни одного; 7) необ­ходимо предлагать опрашиваемому только такие варианты ответов, каждый из которых может быть приемлем в равной степени; 8) нужно формулировать вопрос таким образом, чтобы избегать стереотипных, шаблонных ответов; 9) следует остерегаться вклю­чения в вопрос слов, которые сами по себе могут вызвать нега­тивное отношение опрашиваемого; 10) вопрос не должен иметь внушающего характера [51].

В качестве примера приведем два вида опросника. Первый был использован при изучении деятельности диспетчеров объединенных энергосистем и диспетчеров по распределению билетов на вокза­лах. Цель исследования — разработка оптимального варианта ра­бочего кресла диспетчера. Поэтому вопросы были направлены на выяснение субъективного отношения к существующему креслу и пожеланий относительно его усовершенствования. Второй опрос­ник был применен для исследования работы намотчиц катушек трансформаторов с целью реконструкции рабочего места.

ОПРОСНИК 1

А. Фамилия, имя отчество. Б. Возраст. В. Должность. Г. Стаж работы. Д. Продолжительность рабочего дня.

1. Удобно ли Вам сидеть (да, нет)?

2. Что вызывает чувство неудобства?

3. В какой части тела ощущается боль (спина, поясница, плечи)?

4. Удобно ли действовать руками (да, нет)?

5. Нужно ли, чтобы сиденье вращалось (да, нет)?

5. Целесообразно ли, чтобы стул был на роликах (да, нет)?

7. Нужна ли опора спине, пояснице при работе (да, нет)?

8. Нужна ли качающаяся спинка (да, нет)?

9. Сиденье должно быть плоское, отклонено назад, вперед?

10. Нужны ли подлокотники (да, нет)?

11. На каком уровне должна быть опора для спины (лопаток, плеч, поясницы)?

12. Каким должно быть сиденье (мягким, полумягким, жестким)?

13. Какой должна быть обивка (ткань, клеенка, дермантин)?



ОПРОСНИК 2

А. Фамилия, имя, отчество. Б. Возраст. В. Должность. Г. Стаж работы в качестве намотчицы. Д. Продолжительность рабочего дня. Е. Номер станка. Ж. Тип станка. 3. Норма выработки за смену. И. Тип намотки.

1. Удобно ли Вам работать (да, нет)?

2. Что вызывает чувство неудобства?

3. Какие части тела наиболее устают в процессе работы (спина, поясница, пле­чи, шея, руки, ноги)?

4. В какой части тела и когда ощущается боль (спина, поясница, плечи, шея, руки, ноги; в процессе работы, в начале дня или после работы)?

5. Испытываете ли Вы физическое напряжение при повороте рычагов управле­ния, при нажатии педали (да, нет)?

6. Удобно ли действовать руками (да, нет) ?

7. Устраивают ли Вас размеры станка: высота (да, нет), глубина (да, нет), ширина (да, нет)?

8. Устраивают ли Вас высота стула (да, нет), форма (да, нет)?

9. Нужна ли спинка стула (да, нет)?

10. На каком уровне должна быть опора для спины (лопаток, плеч, поясницы)? П. Целесообразно ли иметь качающуюся спинку стула (да, нет)?32. Каким должно быть сиденье (мягким, полумягким, жестким)?

13. Какой должна быть обивка (ткань, клеенка, дермантин)?

14. Должно ли вращаться сиденье (да, нет)?

15. Нужны ли подлокотники (да, нет); для обеих рук (да, нет); для левой (да, нет)?

16. Нужна ли опора для ног (да, нет)?

17. Часто ли Вам приходится вставать во время работы?

Как видно из приведенных опросников, сначала задаются об­щие вопросы: «Удобно ли Вам работать?», «Удобно ли Вам си­деть?», «Что вызывает ощущение неудобства?», ответы на которые малоинформативны, но способствуют установлению контакта с оп­рашиваемым. Далее следуют вопросы о субъективном отношении к элементам рабочего места, например: «Устраивают ли Вас раз­меры пульта (высота, глубина, ширина)?» Затем задаются вопро­сы о самочувствии работающего. В последнюю очередь записыва­ются пожелания опрашиваемого.

Как правило, опрос проводится непосредственно на рабочем месте, в процессе трудовой деятельности. Но можно произво­дить опрос и в лабораторных условиях с использованием опытных образцов изделий или экспериментального стенда.

Эффективность использования метода опроса во многом зависит от уровня образования обследуемых и их профессионального опы­та. Так, например, диспетчеры энергосистем — это опытные высоко­квалифицированные специалисты, работающие в очень сложных условиях. Прежде чем стать диспетчерами, они проработали опре­деленное время на других энергообъектах. При опросе их были получены исчерпывающие ответы.


Диспетчерами по распределению билетов на вокзалах работают в основном женщины со средним и неполным средним образовани­ем. Производственный опыт у них очень незначителен, в силу чего на многие вопросы был получен ответ: «Не знаю». Что касается работниц завода, то они по-разному отвечали на общие и конкрет­ные вопросы. Например, на вопрос: «Удобно ли Вам работать?» они почти всегда отвечали положительно. Ответы на конкретные вопросы варьировали в большей степени. Работницы жаловались на общую усталость, локализованные боли, отмечали недостатки в конструкции станка, стула и т. д.

Данные опроса обрабатываются статистически. Результаты об­работки представляются в виде описания, причем разграничивают­ся данные наблюдения и субъективные замечания обследуемого. Описываемый материал сопровождается таблицами и графиками соответствующих данных. В таблицах следует указывать процент­ное соотношение того или иного показателя по данным всех об­следований.

При наблюдении, сочетаемом с опросом, важно найти рацио­нальный способ фиксации ответов. Лучше всего, если в протоколе (или схеме наблюдения) будут предусмотрены различные вариан­ты ответов. На простые вопросы следует отвечать однозначно: да, нет, не знаю. Следует, по возможности, предусмотреть заранее, на какие вопросы могут быть даны более развернутые ответы.

Особое значение приобретает наличие общей схемы наблюдений при параллельной работе нескольких исследователей. Это позво­ляет объединять и сравнивать результаты. Однако в этих случаях должны быть разработаны четкие инструкции по ведению наблю­дений и записи результатов.

Объективные (инструментальные) методы исследования предпо­лагают использование различных приборов и аппаратуры. К объ­ективным методам исследования относятся: измерение различных характеристик производственной среды (освещенность, шум, вибра­ция и т. п.), метрические измерения, хронометраж, измерение фи­зиологических показателей (пульс, дыхание, ЭКГ и т. п.), измере­ние психологических характеристик.

Первый и два последних метода требуют применения довольно сложной контрольно-измерительной аппаратуры. Применение же второго и третьего методов не имеет такого ограничения.

При решении вопросов совершенствования организации труда и повышения его эффективности могут играть существенную роль данные о размерах производственного помещения, его отдельных элементов, о расположении окон, дверей, а также данные о габари­тах оборудования, рабочих мест и т. п.


Пространственная организация рабочего места влияет на ха­рактер и качество рабочих движений, рабочую позу и т. п. Поэто­му анализ пространственной организации рабочего места должен осуществляться на начальных этапах профессиографического ис­следования. Ниже приводится схема проведения анализа простран­ственной организации рабочего места при его реконструкции [74].

СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА

1. Выделение основных типов сенсорной активности (зрительная, слуховая, зрителыю-кинестетическая и т. п.).

2. Выявление характера моторной активности.

3. Пространственное определение зон сенсорной активности.

4. Пространственное определение зон моторной активности.

5. Составление эскиза расположения основного оборудования относительно ра­ботающего с указанием основных сенсорных и моторных зон.

6. Составление эскизов расположения вспомогательного оборудования относи­тельно работающего человека.

7. Составление общего эскиза рабочего места.

8. Анализ полученного материала.

Работа проводится следующим образом.

Путем наблюдения за действиями работающего человека опре­деляются основные и вспомогательные типы оборудования, зоны моторной и сенсорной активности. Затем путем опроса и наблюде­ния выявляются основное рабочее положение и поза работающего.

Эскизы дают возможность выявить несоответствие существую­щей пространственной организации рабочего места психофизиологическим и антропометрическим характеристикам человека. Даль­нейший их анализ с учетом основных эргономических требований позволяет дать рекомендации относительно оптимальных путей ре­конструкции рабочего места.

Одним из методов объективного наблюдения является хроно­метраж — регистрация изменений во времени каких-либо парамет­ров трудового процесса с помощью секундомера или часов. Хроно­метраж позволяет определить различные временные характеристи­ки трудового процесса, на основании которых можно установить распределение затрат времени на выполнение различных операций и на устранение помех, фактические затраты времени на изготовле­ние единицы продукции и сменной нормы, потери времени на дей­ствия, опосредованно влияющие на трудовую деятельность (уход с рабочего места, отсутствие материала и пр.), определить дина­мику двигательной и сенсорной активности человека и других по­казателей работоспособности. Хронометраж не должен оказывать влияния на естественное протекание трудового процесса. При изу­чении профессии проводится