Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 1010

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципы эргономического анализа трудовой деятельности


Категория деятельности является важнейшей в системе формиру­ющегося эргономического знания. Труд осуществляется в различных формах предметно-практической, производственной, познаватель­ной и управляющей деятельности. «Деятельность есть специфи­чески человеческая форма отношения к окружающему миру, содер­жание которой составляет целесообразное изменение и преобразо­вание этого мира» [62, с. 267—268]. Для человека объекты природы утрачивают свою непосредственность и выступают как предметы, т. е. прежде всего как средства изготовления орудий. Использо­вание орудий труда предполагает постановку цели и руководство-вание ею как идеальным образом требуемого продукта. Эту основ­ную особенность трудовой деятельности К. Маркс охарактеризо­вал следующим образом: «В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представ­лении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет фор­му того, что дано природой; в том, что дано природой, он осущест­вляет вместе с тем свою сознательную цель, которая как закон оп­ределяет способ и характер действий и которой должен подчинять свою волю» [1, с. 189]. В этом отрывке отчетливо указаны основ­ные структурные компоненты трудовой деятельности: цель как идеальное представление результата, способ или средство ее до­стижения и, наконец, воля, т. е. определенные личностно-смысло­вые образования.

Деятельность в эргономике выступает в качестве предмета объ­ективного научного изучения. Она расчленяется и воспроизводится в теоретических схемах и моделях в соответствии с методологиче­скими принципами, развитыми в науке, и в зависимости от кон­кретных эргономических задач. Деятельность в эргономике высту­пает и как предмет управления, т. е. то, что подлежит организации в слаженную систему функционирования и (или) развития на основе совокупности фиксированных принципов, которые должны быть сформулированы в эргономике, в социальной психологии и социологии труда. Деятельность в эргономике выступает и как пред­мет проектирования, т. е. перед эргономикой стоит задача выявле­ния способов и условий оптимальной реализации определенных (преимущественно новых) видов трудовой (и профессионально-учебной) деятельности. Наконец, деятельность в эргономике вы­ступает и как предмет многоплановой оценки, которая и должна осуществляться в соответствии с различными критериями, такими, как эффективность, надежность, удовлетворенность работой, ком­фортность и т. п. Таким образом, деятельность выступает в эрго­номике как начало, содержание и завершение эргономического ана­лиза, организации, проектирования и оценки. Естественно, что та­кая самая общая характеристика функций деятельности может иг­рать лишь роль методологического ориентира эргономических ис­следований. Для решения научных и практических задач эргономи­ки понятию деятельности должен быть придан определенный кон­структивный смысл. Эта задача отнюдь не простая, поскольку в эр­гономике пока еще недостаточно развиты собственные концепту­альные схемы анализа деятельности. В эргономике поэтому широ­ко используются концептуальные схемы анализа трудовой деятель­ности, имеющиеся в смежных науках, особенно в психологии и со­циологии. Эти концептуальные схемы не только ассимилируются, но и трансформируются эргономикой в соответствии со спецификой решаемых ею задач. Эргономика стоит перед необходимостью раз­работки методов анализа и выявления функциональных структур различных видов трудовой деятельности: от сравнительно элемен­тарных до предельно сложных, порожденных научно-технической революцией. Таково обязательное условие оптимизации трудовой деятельности, рационального проектирования ее новых видов и форм. В противном случае задачи эти решаются либо на основа­нии здравого смысла, либо путем эмпирического перебора мно­жества факторов, так или иначе влияющих на эффективность и другие аспекты трудовой деятельности, т. е. методом последова­тельных приближений.


Прежде чем характеризовать функциональную структуру тру­довой деятельности, единицы ее анализа и типы связей между ними, необходимо охарактеризовать основные виды трудовой дея­тельности.

§ 2. Классификация рабочих профессий


В историческом аспекте выделяют три основные стадии раз­вития техники и труда или системы «техника — человек»: ручной труд, механизированный труд, автоматизированный труд. Всеэти типы труда имеют место в современном производстве. Эргоно­мика, возникнув на стадии автоматизированного труда, имеет тем не менее отношение ко всем трем его типам. Эргономика нуждает­ся в стройной классификации современных видов труда. На нынешнем этапе представляется целесообразным восполь­зоваться классификацией, созданной в ЦСУ СССР для группи­ровки рабочих (профессий) по признаку механизации труда при проведении переписи профессионального состава рабочих. Указан­ное деление рабочих на группы по признаку механизации труда, в частности, успешно использовалось при социологическом анализе проблем труда [59]. Согласно этой классификации выделяют пять групп рабочих, различаемых по степени механизации трудовой деятельности.

Первая группа — рабочие, выполняющие работу при по­мощи автоматов, автоматизированных аппаратов и установок. Сюда относятся рабочие, наблюдающие за работой автоматичес­ких и полуавтоматических блоков, агрегатов, аппаратов, станков и т. п., регулирующие режим их работы, настраивающие и нала­живающие их. К этой же группе относятся и рабочие полуавто­матических машин, станков, аппаратов, если их функцией также являются контроль и регулировка работы полуавтоматов; налад­чики и настройщики полуавтоматов, у которых преобладает функ­ция наблюдения.

Вторая группа — рабочие, выполняющие работу при по­мощи машин, станков, механизмов, аппаратов, механизированного инструмента (станочники, машинисты, шоферы, трактористы, аппаратчики, мотористы, забойщики с отбойным молотком, газо-и электросварщики и т. п.). Для всех этих рабочих характерна прежде всего функция непосредственного управления машиной, аппаратом. Внутри этой группы иногда вводится разделение на подгруппы в зависимости от совершенства применяемых орудий труда.

Третья группа — рабочие, выполняющие работу вручную при машинах и механизмах, дополняющие своим ручным трудом работу машин (подсобные рабочие): грузчики при контейнерах и транспортерах; сортировщики, фасовщики, упаковщики, мойщики, разливщики и другие рабочие, занятые при машинах и механиз­мах. Рабочие этой группы могут быть заняты на совершенно ана­логичных работах в равной мере как у неавтоматических машин, так и у автоматов и полуавтоматов. Для рабочих всей этой группы характерен малоквалифицированный, обычно монотонный труд.



Четвертая группа — рабочие, выполняющие работу вруч­ную или с помощью немеханизированного инструмента, занятые не при машинах и механизмах, т. е. на чисто ручных работах (ра­бочие малоквалифицированного труда мануфактурного типа, ра­бочие высококвалифицированного ремесленного типа, рабочие высококвалифицированного труда на ручной комплескной сборке и подналадке сложносборных изделий.

Пятая группа — рабочие, выполняющие работу по ремонту машин и механизмов, слесари, электрослесари, электромонтеры-ремонтники, включая дежурных. К этой же группе относятся на­ладчики, настройщики станков, машин, установщики инструмента, у которых преобладает функция наладки.

Вместе с тем рабочие ремонтных групп, участков, мастерских,, цехов, заводов, которые заняты не на комплексном ремонте машин, а на специализированных операциях, относятся к какой-либо из первых четырех групп. Например, токари и другие станочники, газо- и электросварщики, занятые на ремонтных работах, относят­ся ко второй группе, как рабочие, выполняющие работу при помо­щи машин и механизированного инструмента.

В приведенной классификации переплетаются работы, связан­ные с ручным, машинным и автоматизированным производством. Высказываются критические замечания по поводу строгости клас­сификации в третьей и четвертой группах, которые включают в себя как неквалифицированных (подсобники, такелажники, грузчики и т. п.), так и высококвалифицированных (слесари, электромонтеры, слесари-инструментальщики, и т. п.) рабочих ручного труда. Тем не менее пока более совершенной классифика­ции видов трудовой деятельности не создано.

Для целей эргономического анализа в большинстве случаев осуществляется более дробное деление профессий. Так, рабочие автоматизированных систем управления, или операторы (первая группа), подразделяются на пять видов, в соответствии с которы ми определяют пять классов операторской деятельности.

I. Оператор-технолог. Оператор непосредственно включен в тех­нологический процесс, работает в основном в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные дей­ствия, руководствуясь при этом четко регламентирующими дейст­вия инструкциями, которые содержат, как правило, полный набор ситуаций и решений. Это — операторы технологических процессов автоматических линий, операторы, выполняющие функции фор­мального перекодирования и передачи информации.


II. Оператор-манипулятор. В этом случае для оператора основ­ную роль играют механизмы сенсомоторной деятельности, а также, хотя и в меньшей степени, образного и понятийного мышления. К числу функций оператора-манипулятора относятся управление манипуляторами, роботами, машинами-усилителями мышечной энергии. К этой же категории можно отнести и деятельность опе­раторов, обслуживающих радиолокационные станции — классичес­кий объект исследования инженерной психологии. Правда, дея­тельность этих операторов с неменьшими основаниями может быть отнесена к следующему типу — к деятельности оператора­-наблюдателя, поскольку при выполнении функций слежения, со­провождения целей в условиях помех огромная доля нагрузки падает на зрительную систему.III. Оператор-наблюдатель, контролер. Это классический тип оператора (оператор слежения радиолокационной станции, диспетчер транспортной системы и т. п.). Для данного типа деятель­ности характерен больший «вес» информационных и концептуаль­ных моделей, у него соответственно несколько редуцированы навыки управления (по сравнению с первыми двумя типами дея­тельности оператора). Он может работать как в режиме немедленного, так и в режиме отсроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для операторов технических сис­тем, работающих в реальном масштабе времени.

IV. Оператор-исследователь. Такой оператор в значительно большей степени использует аппарат понятийного мышления и опыт, заложенные в образно-концептуальных моделях. Органы управления играют для него еще меньшую роль, а «вес» инфор­мационных моделей, напротив, существенно увеличивается. К та­ким операторам относятся исследователи любого профиля — поль­зователи вычислительных систем, дешифровщики объектов (изображений) и т. д.

V. Оператор-руководитель. Он управляет не техническими ком­понентами системы или машины, а другими людьми. Это управле­ние осуществляется как непосредственно, так и опосредствованно — через технические средства и каналы связи. К таким операторам относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения, обладающие соответствую­щими знаниями, опытом, тактом, волей, навыками принятия реше­ния и интуицией. Операторы-руководители в своей деятельности должны «играть» не только с объектом, учитывать не только воз­можности и ограничения машинных компонентов системы, но в полной мере должны учитывать особенности подчиненных — их возможности и ограничения, состояния и настроения. Основной ре­жим деятельности оператора-руководителя — оперативное мышле­ние.


При всем своем несовершенстве эта классификация оператор­ской деятельности проясняет пути согласования внешних средств и способов деятельности и позволяет, по крайней мере на пер­вых порах, лучше ориентировать исследовательскую и практиче­скую работу в области эргономики [39].

В сферу эргономических исследований преимущественно вклю­чаются виды трудовой деятельности, которые связаны с использо­ванием технических средств. Труд, выполняемый вручную, иногда включают в сферу изучения эргономики; имеется ряд эргодомических изданий, посвященных проблемам ручного труда.

Универсальной классификации техники еще не создано, что затрудняет разработку ее эргономической классификации, потреб­ность в которой все острее ощущается в связи с необходимостью подготовки эргономических требований и рекомендаций примени­тельно к определенным видам техники. Объектом эргономики являются: производственная техника (машины, механизмы, инструменты, аппараты управления машинами и технологическими про­цессами, средствами транспорта, коммуникации, связи и т. п.); непроизводственная техника (средства коммунальной и бытовой техники5, техника передвижения, техника образования и культуры и др.), а также военная техника (танки, ракетные установки, ле­тательные аппараты, надводные и подводные суда и др.).

Для целей предварительного анализа представляет интерес общая классификация орудий и средств труда по степени их авто­матизации [43] позволяющая схематично представить основные объекты эргономического анализа:

а) ручной инструмент и простейшие приспособления;

б) механизированный и электрифицированный инструмент;

в) машины без принудительной связи рабочего органа с пред­метом труда, работающие тогда, когда работает обслужи­вающий их рабочий;

г) одиночные полуавтоматы, в которых осуществляется прину­дительная связь рабочего органа с предметом труда, но без автоматической загрузки и выгрузки материалов и про­дукции;

д) одиночные автоматы, в которых осуществляется автоматиза­ция всех .процессов рабочего цикла, снабжения материалов и вывод готового продукта;

е) полуавтоматические блоки (агрегаты, комбайны), в которых автоматизированы все процессы, кроме загрузки материала съема готовой продукции