Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 997

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, как правило, представляют собой комбинацию различных механических устройств (например станка и передаточного механизма);

ж) автоматические блоки, в которых автоматизированы все процессы вплоть до поддержания заданного режима и спо­собов введения регулирующих программ.

Эргономическая классификация видов трудовой деятельности не совпадает ни с классификацией видов труда, ни с классифика­цией профессий, ни с классификацией орудий труда, т. е. внешних средств трудовой деятельности. В качестве своего главного осно­вания она должна иметь классификацию собственных средств (способов) трудовой деятельности. Такая классификация пока не создана, поскольку представления о внутренних средствах деятель­ности как в эргономике, так и в психологии до сих пор недостаточ­но расчленены. Поэтому на настоящем этапе развития эргономики приходится ограничиться обобщенной характеристикой трудовой деятельности с различными средствами труда, обращая при этом внимание на наиболее существенные психологические особенности этих процессов.

В любом труде, как и во всякой другой деятельности (учении, игре), можно выделить когнитивные, исполнительные, мотивационные, в том числе и целевые аспекты. Естественно, что содержание каждого из этих аспектов, равно как и соотношение между ними, конкретно-исторично. Они определяются развитием целей, усовер­шенствованием средств производства, технологических режимов и условий труда. Особенно отчетливо это обнаруживается при со­поставлении психологических особенностей трудовой деятельности с такими средствами производства, как инструмент, механизиро­ванные системы или машины и автоматизированные системы.

Наиболее непосредственное взаимодействие субъекта и объекта труда происходит при использовании орудий или различного рода инструментов. Примером таких видов деятельности может служить не только труд слесаря-инструментальщика, строителя или специ­алиста по ремонту или наладке, труд врача и конструктора, но и, безусловно, также работников некоторых видов искусства — худож­ников прикладного искусства, скульпторов и т. д. Объект в этих случаях предстает перед субъектом во всем многообразии своих свойств, а субъект обладает многообразными возможностями их изменения и использования с целью получения желаемого резуль­тата. Для использования этих возможностей он должен осущест­вить не только исполнительные, Но и различные аналитические и познавательные действия, иными словами, решить задачу наиболее эффективной организации своих действий. В этом случае само средство производства — орудие, инструмент в своей идее или кон­струкции— отражает как свойства объекта (форму, фактуру и т. д.), так и функциональные особенности способа действий чело­века с объектом; усилия, которые он должен приложить, требова­ния точности и скорости действия. Многие давно созданные орудия и инструменты до сих пор поражают своей «разумностью», удоб­ством и простотой их использования, а главное, возможностью с их помощью создавать новые формы объектов или преобразовывать один и тот же объект совершенно различным образом с качест­венно, а не только количественно разными результатами. Непо­средственность взаимодействия с объектом с помощью предметно- и функционально-специфических средств трудовой
деятельности создает условия не только для исполнительных, но и для познава­тельных действий. Их соотношение может быть разным в сходных трудовых процессах, что определяется прежде всего не объектом и средством трудовых действий, а требованиями к результатам этих действий. Требования к функциональным или, например, к эстети­ческим качествам результата определяют способ трудовых дейст­вий и эффективность их осуществления. При использовании орудий человек применяет свои способности, приобретает опыт и навыки в разных сферах трудовой деятельности. Он также и удовлетво­ряет свои потребности в познании и творчестве. Для данного вида трудовой деятельности характерно создание новых, более удобных или целесообразных средств производства, получение новых ре­зультатов.

Иначе протекает деятельность при использовании механизиро­ванных средств производства в системе «человек — машина». Объект труда (или исходный материал, заготовка и т. д.) высту­пает здесь только ограниченным количеством своих свойств, так как машина неспособна учесть все свойства материала. Обеднению качественного содержания взаимодействия с объектом сопутствует и рост требований к количественным характеристикам взаимодей­ствия, например к его скорости или величине затраченной энергии. Соответственно и к трудовым действиям человека в данных усло­виях предъявляются требования с точки зрения определенного ко­личественного эффекта, т. е. получения заданного объема продук­ции в минимальные сроки с наименьшими затратами.

При таких условиях трудовой деятельности становится постоянной необходимость повышения четкости, организованности и стереотипности исполнительных действий. В результате в трудо­вом акте почти совсем не остается «места» для познавательных действий. Само производство не требует и даже не допускает ка­ких-либо отклонений в качественных характеристиках результата по отношению к заданным. Оно требует от человека приложения только ограниченного круга его способностей, главным образом определенных навыков и их эффективной координации с времен­ным режимом работы машины. По существу, объектом трудовых действий для человека становится не только предмет производст­ва, но и сама машина. Именно к ее пространственным и времен­ным особенностям он должен приспособить свои действия.

Соответственно и инициатива человека в оптимизации трудовой деятельности может проявиться главным образом в сфере органи­зации этой деятельности, в выработке профессионального стиля, в совершенствовании технологии, т. е. во всем, что касается спосо­ба действий, а не средств производства и свойств объекта. Изуче­нием и анализом эффективности последних занимаются в основном люди других специальностей, которые не участвуют в самом тру­довом процессе.



Наконец, в условиях использования автоматизированных средств производства функциональная направленность действий человека еще более дифференцируется, повышаются требования к срокам или скорости выполнения действий, еще более жесткой становится их организация в целом. Жесткая, алгоритмизирован­ная организация действий, например, оператора-наблюдателя или оператора систем слежения далеко не всегда позволяет оператору сформировать наиболее удобный для него способ действия и не создает непосредственно потребностей в улучшении качеств конеч­ного результата. Фактически изменяется само содержание результата. Под ним понимается уже не результат воздействия человека с помощью автоматизированных средств на какой-либо объект, а результат изменений, которые вызываются действиями человека в самом автоматизированном устройстве. И те меры, которыми определяется эффективность режима работы системы, переносятся на действия человека. К ним относятся меры точности, скорости и надежности.

Таким образом, непосредственным объектом деятельности для человека становится само средство производства, а требования к результату взаимодействия ограничиваются его рабочим режи­мом или состоянием. Практически эти требования относятся только к исполнительным действиям человека и лишь в случае, когда само устройство перестает работать в заданном режиме, человеку пред­ставляется возможность совершить некоторые познавательные дей­ствия по обнаружению причины аварии. Эти действия характери­зуются чаще не мерой потребности, а мерой ответственности. В результате можно было бы заключить, что основными критерия­ми трудовых действий должны быть меры исполнительных дейст­вий, которые устанавливаются исходя из эффективного функцио­нирования системы. Однако в условиях автоматизированного производства появляются новые типы профессий: оператора-иссле­дователя и руководителя, которые требуют иного подхода.

В этих видах деятельности все большую роль играют не только совершенное владение орудиями и средствами труда, не только исполнительные и когнитивные процессы, но и процессы форми­рования или полагания целей и выбора способов их достижения. При этом речь идет о полагании целей вполне конкретных, имма­нентных процессам труда и динамичным условиям, в которых они протекают, а не внешних по отношению к трудовой деятельности. Эргономический анализ многих современных видов трудовой дея­тельности предполагает обязательный учет человеческой субъек­тивности, анализ мотивационной сферы и процессов целеполага­ния, характеристику субъективной представленности целей и их смены в самом процессе труда. Эти требования к эргономическому анализу связаны с тем, что цели вплетаются в трудовой процесс, они не могут быть заменены ни трудовыми установками, ни моти­вами.


Предметом эргономики является всякая деятельность постоль­ку, поскольку она включена в достаточно широкий контекст тех­нических средств. Это, естественно, не означает, что эргономика тождественна общей теории деятельности — у нее гораздо более узкие задачи, связанные прежде всего с анализом и целенаправ­ленным конструированием существующих видов трудовой деятель­ности. Именно поэтому, как отмечалось ранее, эргономика вносит вклад в развитие общей теории трудовой деятельности человека в условиях современного производства.

Определение деятельности как предмета эргономического иссле­дования сталкивается с серьезными трудностями. Это обусловлено также и тем, что разграничение понятий «деятельность», «труд», «трудовая деятельность» почти не предпринималось в нашей лите­ратуре, а их различное употребление носит скорее интуитивный, чем научно обоснованный характер. Несмотря на то что понятия деятельность и труд имеют много общего, разграничение их объе­ма и содержания не может быть осуществлено механически [10]. И такое разграничение представляет собой далеко не простую за­дачу. Дело даже не в том, что понятия труд и деятельность явля­ются перекрещивающимися. Между ними имеется сложная система взаимосвязей (развития, функционирования и пр.). Труд в такой же степени является условием развития деятельности, в какой развитие деятельности является условием развития труда. Именно поэтому в общефилософских или социологических исследованиях обнаруживается значительно больше сходства между ними, чем различий [10]. Такой же является ситуация и в эргономике, которая оказывается связанной с общей теорией деятельности или с общи­ми теоретическими представлениями о деятельности человека. Ме­тодологически это выглядит вполне естественно: специально-науч­ное изучение деятельности должно иметь в качестве своих теоре­тических и методологических предпосылок некоторые общие пред­ставления о деятельности в целом, о законах ее организации и строения. Практически же, как отметил Э. Г. Юдин, дело обстоит значительно сложнее; современное научное знание, по существу, не располагает теоретически развернутой феноменологией деятель­ности в целом, поэтому у исследователя деятельности фактически остается единственная возможность, если он пытается отыскать и явным образом задать теоретическое основание своей работы, обратиться к представлениям о деятельности, которые выработала психология [62, с. 338]. По этому пути и пошли авторы при ана­лизе функциональной структуры исполнительной и познавательной деятельности, который будет проведен в следующих параграфах настоящей главы.