Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 1029

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В целях более детального выяснения роли перцептивных дей­ствий в формировании образа целесообразно использовать ход рассуждений, в известной мере аналогичный тому, который был применен Н. А. Бернштейном для выяснения роли сенсорных кор­рекций в регуляции человеческих движений. Вследствие множест­ва степеней свободы окружающих объектов по отношению к вос­принимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления они непрерывно меняют свое обличье, поворачиваются к нам различными сторонами. Иначе говоря, ни один сенсорный импульс, ни одно раздражение само по себе не может однозначно определить возникновение адекватного образа восприятия. Здесь необходима коррекция, исправляющая неизбежные ошибки и при­водящая образ в соответствие с объектом.

Однако если такой образ будет материализован лишь во внут­ренних процессах организма (в состояниях рецептора и коркового конца анализатора), то сопоставление его с оригиналом окажется невозможным и, таким образом, требуемая коррекция не сможет осуществиться. Следовательно, нужна экстериоризация отража­тельного процесса, которая и происходит в виде перцептивных действий. Подобно тому как двигательное поведение субъекта мо­жет согласовываться с условиями задачи лишь благодаря сенсор­ной коррекции, адекватность восприятия обеспечивается в конеч­ном счете коррекцией эффекторной.

Более широкий аспект этой проблемы состоит в том, что, во­обще, физиологическая схема активности (безразлично идет ли речь о схеме рефлекторной дуги или рефлекторного кольца) не может «включить в себя объект» с его специфическими предмет­ными свойствами. В пределах этой схемы объект может выступать лишь как внешний по отношению к данному процессу компонент, как раздражитель, подлежащий перешифровке в серию нервных импульсов. Для включения объекта в систему человеческой актив­ности необходимо выйти за пределы ее физиологического описа­ния и рассмотреть ее психологически как внешнюю целесообраз­ную деятельность субъекта. Последняя включает в себя объект со всеми его специфическими особенностями как свой собствен­ный органический компонент. Сказанное в полной мере и в пер­вую очередь относится к орудиям труда, которые включаются в «схему тела» человека настолько, что чувствительность перено­сится на их границы.

Овладение системой перцептивных действий требует специаль­ного обучения и достаточно долгой практики. Существенно, что как сами перцептивные действия, так и критерии адекватности образа не остаются неизменными, а проходят значительный путь развития вместе с развитием самой деятельности.


Процесс формирования образа включает в себя целый ряд пер­цептивных действий, таких, как обнаружение, выделение адекват­ных задачам деятельности информативных признаков, обследова­ние выделенных признаков и собственно построение образа. Пер­цептивные действия в своей развернутой внешней форме выступа­ют лишь на ранних стадиях онтогенеза или функционального гене­за при столкновении наблюдателя с новым для него перцептив­ным содержанием. В этих случаях наиболее отчетливо обнару­живаются их структура и роль в формировании образов восприя­тия. В дальнейшем они претерпевают ряд последовательных измене­ний и сокращений, пока не облекаются в форму мгновенного акта «усмотрения» объекта, который был описан представителями гештальтпсихологии и ошибочно принимался ими за исходную генети­чески первичную форму восприятия.

Важнейшим свойством восприятия является возможность пере­стройки перцептивных образов и моделей внешнего мира и воз­можность смены способов их построения и опознания. Один и тот же объект может служить прототипом многих перцептивных мо­делей. В процессе их формирования они уточняются, из объекта извлекаются инвариантные свойства и признаки, что приводит в конце концов к тому, что мир воспринимается таким, каким он существует на самом деле. Многообразие возможных перцептив­ных образов одной и той же ситуации или объекта объясняется тем, что внешние перцептивные действия, так же как и исполни­тельные действия, заключают в себе отражение двигательной за­дачи. Участие по-разному организованных движений и действий в процессах восприятия является основой и для объяснения субъ­ективности и пристрастности восприятия. В ходе развития перцеп­тивных действий формируются и развиваются и их когнитивные продукты, к числу которых относятся сенсорные и перцептивные эталоны, оперативные единицы восприятия, схемы, образы и т. д.. Важнейшую роль в восприятии играет формирование сенсор­ных эталонов, которые соответствуют не единичным свойствам окружающей действительности, а системам общественно вырабо­танных сенсорных качеств [29]. К ним относятся общепризнанная шкала музыкальных звуков, «решетка фонем» родного языка, си­стема геометрических форм и т. п. Если сенсорные эталоны пред­ставляют собой результат общественно-исторической деятельности человечества по выделению и созданию систем сенсорных качеств, необходимых для ориентировки в окружающем мире, то результат индивидуальной деятельности человека по усвоению сенсорных эта­лонов называется оперативными единицами восприятия. Оператив­ные единицы восприятия представляют собой компактные, семан­тические целостные образования, формирующиеся в результате перцептивного (в том числе и профессионального) обучения и со­здающие возможность практически одномоментного (симультанно­го, одноактного), целостного восприятия объектов и ситуаций неза­висимо от числа содержащихся в них признаков. Конкретно, опе­ративные единицы восприятия выступают как содержание, выделяемое субъектом при выполнении той или иной перцептивной задачи. Развитие восприятия связано со сменой оперативных еди­ниц. Как

показывают исследования, эта смена выражается в пре­образовании групп случайных, частных признаков в структурные, целостные признаки [32, 61]. Параллельно происходит изменение и совершенствование самих перцептивных действий.

Всякий раз, когда субъект сталкивается с новой для него дей­ствительностью или когда сформированный ранее образ оказыва­ется неадекватным, процесс восприятия вновь превращается из симультанного в сукцессивный и совершается с помощью развер­нутых перцептивных действий. В развитых процессах восприятия имеются специальные опознавательные действия. С их помощью производится выделение ин­формативного содержания, по которому наблюдатель может сли­чить предъявленный объект с уже сформированными оперативны­ми единицами восприятия, опознать его и, наконец, отнести к какому-либо классу, т. е. категоризовать. Опознание требует значительно меньше времени, чем формирование образа. Для сли­чения и опознания достаточно выделить в объекте лишь отдельные характерные, информативные признаки. Это оказывается возмож­ным потому, что в оперативных единицах восприятия аккумули­рован прошлый опыт активной организации перцептивных действий, т. е. хорошо усвоенных «схем» обследования объекта. Эти схемы выступают как совокупность правил или обобщенных моторных программ, предназначенных для выделения существенных аспек­тов «типичного» в данном классе объектов. Указанные свойства оперативных единиц восприятия лежат в основе не только процес­сов обследования и опознания, но также служат основой порожде­ния или визуализации образа, происходящих в отсутствие физиче­ского стимула. Подобная трактовка оперативных единиц воспри­ятия близка к теории схем Ф. Бартлета [65] и к понятию «общей эфферентной готовности» индивида, которое является центральным в моторной теории зрительного восприятия, развиваемой Л. Фес­тингером и сотр. [69]. Согласно этой теории осознанное зритель­ное восприятие контура объекта определяется «эфферентной го­товностью» индивида к выполнению определенных движений глаз, рук, головы и туловища в ответ на поступающую зрительную ин­формацию. Под эфферентной готовностью понимается совокупность заранее программируемых эфферентных инструкций (моторных программ), которые активизуются зрительной информацией и находятся в состоянии готовности к мгновенному использо­ванию.


Эфферентная готовность, актуализируемая стимулом, может относиться как к развертыванию перцептивных и опознаватель­ных действий, так и к реализации приспособительных, исполнитель­ных действий. В последнем случае эфферентная готовность ускоря­ет реализацию исполнительных действий и может служить источ­ником ошибочных действий.

Возвращаясь к характеристике оперативных единиц восприя­тия, следует сказать, что в них отражен не только субъективный план восприятия, но и объективная характеристика условий задачи и возможные стратегии и способы ее решения. В них содержится отражательный компонент (чувственная ткань, перцептивное зна­чение и т. п.) и динамический, оперативный компонент (эфферент­ная готовность к дальнейшему развертыванию перцептивных дей­ствий, направленных на более полное формирование образа ситу­ации, готовность к визуализации и даже к реализации исполнитель­ных действий в хорошо знакомых, несложных ситуациях). Это означает, что в оперативных единицах восприятия может иметь место слияние перцептивных значений с эфферентной готовностью к актуализации обобщенных моторных программ.

Сенсорные эталоны, равно как и оперативные единицы восприя­тия, следует рассматривать как определенные инструменты, ору­дия осуществления перцептивных и опознавательных действий. Эталоны опосредуют эти действия подобно тому, как практическая (трудовая) деятельность опосредуется орудием, а мыслительная — словом.

Развитие восприятия приводит к созданию достаточно емкого алфавита оперативных единиц восприятия, т. е. определенной со­вокупности схем, перцептивных моделей окружения. Если на фазе построения образа и его трансформации в оперативные единицы восприятия происходит уподобление воспринимающих систем свой­ствам воздействия, то на фазе опознания или исполнительного действия на основе сложившихся оперативных единиц восприятия, характеристики и направленность процесса существенно изменя­ются. Эти изменения состоят в том, что субъект уже не только воссоздает с помощью перцептивных действий образ объекта, но и перекодирует, переводит получаемую информацию на язык опе­ративных единиц восприятия «ли перцептивных моделей, уже усво­енных. Иными словами, одновременно с уподоблением восприни­мающих систем объекту происходит уподобление объекта субъек­ту, и только это двустороннее преобразование приводит к форми­рованию полноценного, адекватного и вместе с тем субъективного образа объективной реальности.


Сказанное выше свидетельствует о том, что процессы восприя­тия активны, историчны и предметны. Последнее качество воспри­ятия выступает в форме целостности, константности и осмыслен­ности перцептивного образа. Восприятие целостно, поскольку оно отражает не изолированные качества раздражителей, а отношения между ними. С целостностью восприятия тесно связана его кон­стантность, под которой понимается относительная независимость воспринимаемых характеристик объекта от проекционных характе­ристик их отображений на рецепторные поверхности органов чувств. Источниками константности служат активные перцептив­ные действия. С помощью перцептивных операций из изменчивого потока стимуляции выделяется относительно инвариантная струк­тура свойств предмета. Формирующиеся в самых разнообразных условиях оперативные единицы позволяют активно учитывать из­менения проекционных свойств предмета и компенсировать их. В меру этого учета отражение предмета сохраняется неизменным как относительно движений объекта, так и относительно движений наблюдателя. Следовательно, изменения проекционных свойств предмета могут быть даже необходимыми для сохранения констан­тности.

Как отмечалось, зрительная система обладает ярко выражен­ной манипулятивной способностью, которая, как и внешние пер­цептивные действия, является производной от практических, предметных действий. Одной из важнейших задач, решаемых этим перцептивным механизмом, является встречное изменение опера­тивных единиц восприятия, компенсирующее изменение стимуля­ции от объективно стабильного предмета. Способность манипу­лировать образом позволяет нам воспринимать стабильными и константными предметы, видимые под различным углом, с разного расстояния, а также в условиях вызванного движениями глаз от­носительного перемещения в поле зрения.

Манипуляции образом и оперативными единицами восприятия осуществляются при помощи особого класса перцептивных дей­ствий, которые получили название викарных. Благодаря викарным движениям глаз осуществляется анализ различных участков после­довательного образа. Характерно, что викарные движения глаз наблюдаются после тахистоскопического предъявления изображе­ний, слишком коротких для каких-либо поисковых движений глаз. Они наблюдаются и в условиях стабилизации изображения отно­сительно сетчатки, во время сновидений, при представлении объ­екта в его отсутствие, при работе (с визуализированными образа­ми и т. д. В последних случаях они выполняют функции анализа и трансформации зрительных образов. Викарные перцептивные действия замещают действия с реальными объектами, предваряют и проектируют их. Механизм викарных перцептивных действий, по-видимому, состоит в избирательном изменении чувствительности отдельных участков сетчатки, управляемом малоамплитудными движениями глаз. Эти движения совершаются в зоне 2—5° и име­ют