Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 1024

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
форму либо дрейфа, либо быстрых скачков. Этот механизм получил наименование механизма функциональной фовеа [36].

В зависимости от сложности задачи, от наличия у субъекта предварительного опыта, в том числе и соответствующих задаче оперативных единиц восприятия, ее решение может потребовать включения различных перцептивных действий: обнаружения, иден­тификации, опознавания, информационного поиска и т. д. В свою очередь, каждое из этих действий может выполняться в более или менее полном составе перцептивных операций. Так, например, зри­тельная оценка удаленности возможна за счет учета большого числа различных признаков расстояния до объекта (диспарат­ность, монокулярный параллакс движения, различия в угловых размерах близких и далеких объектов, высота, положение объекта в поле зрения и т. д.). В зависимости от условий наблюдения ис­пользуются те или другие признаки, и, хотя конкретные перцептив­ные операции в каждом случае различны, результат — формиро­вание представления об удаленности объекта — оказывается при­мерно одинаковым. То же самое можно сказать о восприятии формы, которое возможно как при помощи осязания, так и зри­тельно. Процессы опознания могут совершаться как одноактные симультанные действия, так и приобретать развернутую форму сли­чения отдельных признаков объекта с признаками эталона.

Даже процесс обнаружения, который, казалось, занимает исходное положение в системе перцептивных действий, может вклю­чать в себя развернутые процессы информационного поиска, иден­тификации, сличения и опознания. Другими словами, в каждом отдельном случае в зависимости от задачи, от предметного содер­жания деятельности и опыта наблюдателя происходит актуализа­ция или формирование адекватной условиям деятельности функци­ональной структуры перцептивных действий и операций.

При решении многих научных и особенно прикладных задач нередко приходится сталкиваться с ситуациями, выходящими за пределы «разрешающей способности» анализа макроструктуры познавательных процессов. Это в полной мере относится и к вос­приятию, которое в повседневной жизни и профессиональной дея­тельности чаще всего выступает в качестве операции. При этом оно, конечно, не перестает быть сложным психическим процессом. Термины симультанность или одноактность — не более, чем эпи­теты, маскирующие действительную сложность сформированных перцептивных действий. Поэтому для понимания и оптимизации перцептивных процессов необходимы средства микроструктурного анализа, необходимы своего рода зонды, с помощью которых ока­залось бы возможным исследование хотя и кратковременных, но в высшей степени продуктивных психических процессов. Другими словами, для многих практических задач необходимы использова­ние и разработка принципов анализа микроструктуры деятельнос­ти, которые позволили бы получить детальное описание перцептив­ных действий и операций и, что не менее важно, установить ха­рактер складывающихся между ними координации. Сказанное относится как к восприятию предметного окружения (включая анализ фаз восприятия в реальном масштабе времени — микроге­нетический аспект изучения восприятия), так и к исследованию процессов приема, хранения,
использования и воспроизведения графической, символической и других видов информации.

Рассмотрим вначале ситуацию микрогенеза, т. е. актуального становления зрительного образа объекта. В многочисленных тради­ционных исследованиях выявлялись три-четыре фазы этого про­цесса. На первой фазе ответы испытуемых характеризовались как: восприятие отсутствует, диффузный фон, смутное чувство наличия формы и т. п. На второй фазе: аморфная форма, наличие линий, отдельные детали (без общего адекватного опознания), упрощен­ная форма (по сравнению с предъявленной), ложные гипотезы, обобщенная форма (без деталей), дополнение воспринятого и т. п. На третьей фазе: узнавание, уверенное восприятие формы, ясный гештальт, оптимальное восприятие формы, идентификация, интер­претация и т. п.

Во всех этих случаях исследователи намеренно затрудняли узнавание снижением контраста, увеличением удаленности и эк­сцентричности положения объекта в поле зрения и т. д. В одном из исследований микрогенеза восприятия, выполненного в контек­сте микроструктурного анализа, была получена не только качественная, но и количественная характеристика процесса. Б. М. Величковскому удалось восстановить временной ход микрогенеза вос­приятия объекта в порядковой и даже в метрической форме. Он рассматривает три класса перцептивных задач. В первый класс входят процессы локализации объекта в трехмерном пространстве, а также оценка его размеров. На решение этих задач уходит при­мерно 50 мс. Решение задач второго класса связано с возмож­ностью оценки временной последовательности событий, что требу­ет при интра- и интермодальных сочетаниях стимулов около 100 мс. В этот класс входят процессы восприятия светлоты и па­раметров движения объектов. Эти виды восприятия инвариантны относительно пространственного положения, а видимая яркость — также и относительно длительности предъявления. Наконец, в тре­тий класс перцептивных задач входят процессы восприятия формы объектов. В течение 100—150 мс с момента предъявления стимула объект выступает в восприятии как бесформенное и весьма ла­бильное образование. Требуется 200—300 мс, чтобы форма была воспринята как инвариантное целое, сохраняющее взаимное рас­положение своих частей во время разнообразных движений, на­клонов, поворотов объектов в пространстве. Время восприятия ригидной формы зависит от скорости движения и от сложности формы, которая приблизительно пропорциональна числу элементов формы и случайности их расположения [11, 14].



В последних работах этого автора показано, что внутри пpo­цессов восприятия фигуративных характеристик предметов отчет­ливо выделяются две самостоятельные стадии: на первой, более быстрой стадии происходит оценка общих очертаний, в частности, ориентации предмета в пространстве; на второй — оценка специ­фикации внутренних деталей объекта. Для завершения второй ста­дии необходимым оказывается участие фокального внимания. Зри­тельное восприятие, таким образом, движется от локализации квазипредметных областей в пространстве и времени к последую­щему описанию общих очертаний этих областей и, наконец, к от­четливому восприятию предмета во всем многообразии его деталей. Все это позволяет говорить о различных уровнях построения образа предмета. Процесс микрогенеза представляет собой после­довательное восхождение с уровня на уровень, регулируемое пер­цептивной или любой другой задачей, а также временными и энер­гетическими условиями стимуляции [14]. По мере этого восхожде­ния в восприятие вовлекаются все новые системы функциональных блоков, операций и перцептивных действий. Эти материалы дают основание вернуться к обсуждавшейся выше проблеме перцептив­ных и вербальных значений и категорий. Минимальная задержка вербальной категоризации при зрительном восприятии равна 250— 300 мс. За это время заканчивается перцептивная категоризация данных о локализации в трехмерном пространстве, параметрах движения, форме предмета. Легко видеть, что при целостном вос­приятии объектов в таком временном масштабе вербализация всей извлеченной перцептивной информации невозможна. Нужно учесть также, что каждая из перцептивных категорий имеет свою метрику. Очевидно, предел вербальной категоризации ставит наша кратко­временная память. Если она и происходит, то лишь в отношении последней по времени (в шкале микрогенеза) выделенной перцеп­тивной категории. Естественно, что при соответствующей установке наблюдатель может сделать любую из перечисленных категорий объектом целенаправленного перцептивного действия. Его резуль­татом окажется вербальная категоризация. Наличие остальных также может быть зафиксировано в вербальной форме, но точ­ность их абсолютной оценки будет существенно ниже по сравне­нию с категорией, выступающей предметом специального развер­нутого перцептивного действия.


Имеются данные, свидетельствующие о том, что последователь­ность фаз, реализующих микрогенез восприятия, может быть до­статочно лабильной. В зависимости от задач и установок субъекта микрогенез может не проходить все стадии, а заканчиваться на любой из них. В зависимости от тех же обстоятельств и свойств стимуляции некоторые из стадий могут не участвовать в процессе восприятия. Так, например, на основании исследований микроге­неза выдвинута гипотеза о том, что аконстантное восприятие — это нормальное восприятие, в микроструктуре которого «свернуты» некоторые низкоуровневые операции оценки положения объекта в трехмерном пространстве. Незавершенностью микрогенеза объяс­няется и такой тип восприятия, который принято называть импрес­сионистическим. Этот способ видения и в повседневной жизни, и в профессиональной деятельности занимает значительно больший удельный вес, чем внимательное, детальное рассматривание. Мы часто смотрим широким полем зрения, «не позволяя» микрогенезу завершиться отчетливым восприятием отдельного предмета. При­способительный смысл этого способа восприятия состоит в том, что перцептивные системы открыты для приема ожидаемой или срочной информации. Исследования микрогенеза восприятия про­водятся в настоящее время в достаточно широких масштабах. На их основе возможна оптимизация процессов управления различны­ми транспортными системами, когда человек имеет дело не только с отображенной информацией, но должен ориентироваться в ре­альном пространстве среди реальных движущихся объектов.

Исследователи приходят к заключению, что полнота микроге­неза определяется перцептивной или практической и т. п. задачей. Так, например, в процессе формирования образа объекта с целью его последующего узнавания или запоминания будут выделяться различные признаки. Если же необходимо принять решение о целе­сообразности того или иного действия, то выделяемые признаки могут оказаться совсем другими по сравнению с мнемическими за­дачами. Именно для принятия решения необходимо формирование целостного, предметного, константного и категориального образа объекта или ситуации. Но такой образ, будучи необходим для принятия решения, обладает весьма ограниченными возможностями регуляции предстоящего действия. Он должен быть преобразован и перестроен в интересах действия. Эта перестройка идет в направ­лении его декомпозиции и дезинтеграции, выделения в нем отдель­ных перцептивных категорий, таких, как пространство, движение, истинная (а не константная) величина, форма и пр. И каждая из этих категорий должна найти адекватное отражение в моторных программах. Вполне вероятно, что микрогенез перцептивных кате­горий, наблюдающийся в процессе формирования образа, его ком­позиции отличается от порядка выделения перцептивных катего­рий, участвующих в построении действия. Не исключен и обратный микрогенез, или обратная развертка целостности, в процессе де­композиции образа и формирования моторных программ.


Учет этой реальной сложности требует отказа от простой ли­нейной цепочки: восприятие, решение, действие, контроль. В более широких структурах деятельности, включающих указанные ком­поненты, трудно однозначно локализовать тот или иной компонент. Для их описания необходимы новые экспериментальные и концеп­туальные средства анализа.