Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 994

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поскольку оператор все больше имеет дело с недостаточно чет­ко определенным пространством возможных задач, нередко бывает так, что он должен извлекать, вычерпывать из информационной модели и соответственно реконструировать самое различное пред­метное содержание, различные слои реальности. Эти слои могут быть внешними, характеризующими, например, пространственное расположение объектов или их единичные свойства; они могут характеризовать общие функциональные свойства групп объектов или функциональные (а не только пространственно-временные) отношения между различными объектами; наконец, возможны ситуации, требующие оперирования не с самими объектами, а с системами более или менее взаимосвязанных категориальных свойств и качеств этих объектов.

Учет указанных обстоятельств, в которых протекает реальная деятельность оператора, требует более интенсивного, чем прежде, изучения мотивационных, целевых, в широком смысле, личностных аспектов перцептивной и мыслительной деятельности.

Немалый научный и практический интерес представляют по­следовательность и возможная глубина проникновения оператора в ситуацию, в ее невидимые непосредственно пласты, в ее смысл и значение. Здесь важна и такая характеристика, как время про­никновения в эти пласты, время построения образно-концептуаль­ной модели, которая по необходимости является частичной, в известном смысле односторонней. Важным является и время дополнения модели или время ее смены. Но, пожалуй, наиболее существенным является определение направленности на то или иное предметное содержание. При этом последняя определяется как задачами субъекта, так и самим предметным содержанием и, разумеется, способами его извлечения и трансформации в значе­ние. Сочетание, этих обстоятельств приводит к эволюции (или к смене) ОКМ, т. е. к эволюции когнитивных продуктов деятель­ности, к смене образа ситуации, к полаганию новых целей. Есте­ственно, что ведущим в этом сочетании является реальный объект, его реальное предметное содержание, детерминирующее действие субъекта. Вместе с тем нельзя недооценивать и возможного (а может быть и обязательного) эффекта «вчитывания» в объект априорного опыта и знаний субъекта. Последнее требует особен­но внимательного отношения к индивидуальным различиям между людьми, к возможному предпочтению ими тех или иных слоев реальности.

Сказанное относительно предметного содержания деятельности оператора подтверждает тезис о его «дематериализации». Этот тезис следует понимать в том смысле, что у оператора в каждый данный момент его деятельности нет априорного представления о ее конкретном предметном содержании. Он должен извлекать его из избыточной информационной модели, строить образ этого предметного содержания и в зависимости от этого образа ставить и достигать конкретные цели.


Именно поэтому деятельность оператора нередко называют творческой и именно поэтому так сложна оценка эффективности деятельности операторов СЧМ, равно как и решение насущных задач оптимизации и проектирования деятельности операторов.

Опыт разработки и эксплуатации информационных моделей, а также специальный анализ деятельности операторов с ними по­зволяют сформулировать ряд важнейших характеристик инфор­мационных моделей.

1. В информационной модели представлены лишь те свойства, отношения, связи управляемых объектов, которые существенны, имеют определенное функциональное значение, т. е. «участвуют в игре». В этом смысле модель воспроизводит действительность в упрощенной форме и всегда является некоторой идеализацией действительности. Степень и характер упрощения и идеализации могут быть определены на основе анализа задач СЧМ в целом и анализа задач операторов СЧМ.

2. Модель должна быть наглядной, т. е. оператор должен иметь возможность воспринимать сведения быстро и без кропотливого анализа. Только при этих условиях ему не потребуется много вре­мени на информационную подготовку решения, включающую ста­дии формирования ОКМ и формирования в необходимых случаях модели проблемной ситуации. Информационная модель может быть наглядной в разных смыслах. Она может давать, например, наглядное представление о пространственном расположении объектов, т. е. быть в какой-то мере геометрически подобной их действительному расположению. В этом случае оператор будет иметь наглядное представление о таких свойствах управляемых объектов, как расстояние между ними, их принадлежность к ка­кой-либо территориальной группе и т. п. Если для оператора су­щественны иные признаки, то необходимо сделать наглядными другие свойства управляемых объектов, например их принадлеж­ность к одному и тому же типу или состоянию. При функциониро­вании системы возможны периоды, когда необходимо наглядное представление одних свойств управляемых объектов и периоды, когда нужно учитывать другие их свойства.

Наглядность информационных моделей не всегда легко дости­жима, так как нередки случаи, когда объекты управления, их свойства и взаимодействия сами по себе не обладают наглядными признаками. В этих случаях приходится решать задачи, близкие к тому, что в методологии науки определяется как визуализация понятий.

3. Одним из важнейших средств достижения легкой восприни­маемости, или «читаемости», информационной модели является правильная организация ее структуры. Это означает, что в инфор­мационной модели должны быть представлены не коллекция или набор сведений, так или иначе упорядоченных, а они должны находиться в определенном и очевидном взаимодействии.



При «хорошей» структуре или гештальте информационной модели оператор выполняет ординарные функции, нарушения «хорошей» структуры свидетельствуют о возникновении отклоне­ний от нормального режима функционирования, требующих экст­ренного вмешательства оператора. Хорошая структура обеспечи­вает быстрое и правильное восприятие ситуации в целом. Отклоне­ния от нее воспринимаются оператором как потенциально проб­лемные, конфликтные и заставляют его производить детальный анализ ситуации с целью обнаружения источника конфликта и поиска путей его устранения. Одним из средств достижения хоро­шей структуры является правильная компоновка информационной модели. В этом смысле разработка информационной модели пред­ставляет собой задачу, в какой-то степени эквивалентную задаче хорошей компоновки картины. Так же как и хорошо скомпонован­ная картина, информационная модель может помочь восприятию ситуации в целом, если она не будет перегружена деталями, на­рушающими целостное восприятие. Важной задачей художника является отбор того существенного и типичного, что позволяет ему с максимальной эффективностью довести до зрителя свою идею. Точно так же и при создании информационной модели чрезвычай­но существен отбор функционально значимых сведений и инфор­мативных данных, которые должны быть предъявлены оператору. Сказанное в равной степени относится и к отображению конфликт­ных ситуаций, осознание которых облегчается при столкновении противоречивых образов, тенденций, свойств и т. п.

4. Восприятие ситуации как проблемной облегчается, если в информационной модели предусмотрено:

— отображение конкретных изменений свойств элементов си­туации, которые происходят при их взаимодействии. В этих случаях изменения свойств отдельных элементов восприни­маются не изолированно, а в контексте ситуации в целом. Более того, изменение свойств одного элемента воспринима­ется как симптом изменения ситуации в целом, что прово­цирует поиск и распознавание оператором того или иного симптомокомплекса;

— отображение динамических отношений управляемых объек­тов. При этом связи и взаимодействия информационной модели должны отображаться в развитии. Допустимо и по­лезно даже утрирование или усиленное отображение тенден­ций развития элементов ситуации, их связей или ситуации в целом;

— отображение конфликтных отношений, в которые вступают элементы ситуации.


5. Информация об объектах управления предъявляется опера­тору не в натуральном, а в закодированном виде. При этом ста­новится особенно' важной проблема создания особого языка, по­пятного человеку и одновременно могущего быть использованным машиной, проблема согласования «входов» и «выходов» человека и машины.

При построении информационной модели необходимо найти наиболее эффективный код, т. е. ту систему символов (которую мы будем называть «алфавитом» рассматриваемого кода), с по­мощью которой предъявляются сведения об управляемых объек­тах. Выбор системы кодирования тесно связан с возмож­ностью быстрого осмысливания предъявляемой оператору инфор­мации.

6. Объем информации того или иного рода, который может быть хорошо усвоен оператором, не может быть задан ему про­извольно. Он должен быть определен для данных условий работы или уже на основе имеющихся количественных оценок работы оператора, или при помощи специального эксперимента. Если этот объем информации определен, то в совокупности с избранной системой кодирования он помогает составить представление о сте­пени сложности информационной модели, которая допустима в данных условиях.

Степень сложности информационной модели обусловлена глав­ным образом требованиями оперативности.

Данная выше характеристика свойств информационных моде­лей не претендует на полноту. Перечисленные свойства информа­ционных моделей могут учитываться в процессе конкретного про­ектирования не в одинаковой степени, а в зависимости от доми­нирующей функции оператора (обнаружение, поиск, решение задач, исполнение и т. д.).

Сказанное выше о свойствах информационных моделей в рав­ной степени относится к случаям, когда все основные характери­стики моделей определяются на этапах проектирования СЧМ и когда операторы имеют значительно большую свободу в опериро­вании данными, хранящимися в памяти ЭВМ, и сами участвуют в построении информационной модели. Таким образом, при построении информационной модели для системы управления необходимо учитывать очень многое. Конеч­но, сейчас еще нельзя указать все те требования, которые долж­ны быть учтены при проектировании и построении информацион­ной модели. Однако уже сейчас можно предложить следующий порядок работы по ее построению:

1) определение задач системы и очередности их решения;

2) определение источников информации, методов решения за­дач, времени на их решение
, а также требуемой точности;

3) составление перечня типов объектов управления, определе­ние их количества и других параметров работы системы, которые необходимо учитывать при решении задач;

4) составление перечня признаков объектов управления разных типов, учет которых необходим при решении задач;

5) распределение объектов и признаков по степени важности; выбор критичных объектов и признаков, учет которых не­обходим в первую очередь;

6) распределение функций между автоматикой и операторами, в частности, определение:

— числа уровней управления и степени сложности каждого из них таким образом, чтобы не была превышена пропускная способность операторов на каждом уровне;

— типов информационных моделей на каждом уровне;

— автоматического оборудования, необходимого при намечен­ной структуре системы.

Первые этапы процесса проектирования системы в ряде слу­чаев должны быть проделаны несколько раз с целью последова­тельного приближения к оптимальному варианту, учитывающему экономику построения системы.

Когда пройдены первые этапы работы по проектированию си­стемы, можно перейти к следующим:

7) выбор системы кодирования объектов управления, их со­стояний и признаков для информационных моделей различ­ных уровней управления, оптимальной с точки зрения функ­циональных возможностей операторов, работающих в си­стеме;

8) разработка общей композиции информационных моделей, обеспечивающей преимущественное выделение наиболее важных объектов и критических для работы системы состоя­ний и признаков;

9) определение системы исполнительных действий операторов, которые необходимо осуществлять в процессе решения и после него (запрос информации, передача сообщений, рас­поряжений и т. п.);

10) создание макета, моделирующего игровую ситуацию, и проверка на нем степени эффективности избранных вариан­тов информационных моделей и систем кодирования инфор­мации. Критерием эффективности при работе на макете служат время и точность работы оператора, которые долж­ны соответствовать условиям успешной работы системы в целом;

11) изменение по результатам экспериментов композиции ин­формационных моделей и систем кодирования и проверка эффективности каждого нового варианта на макете;

12) определение на макете требуемой степени подготовки опе­раторов, способов обучения и оптимального режима рабо­ты операторов в системе управления в соответствии с тре­бованиями к скорости и точности работы операторов;