Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 1022

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, чем ниже яркость экрана и чем больше яркость, создаваемая освещением извне. Уровень внешней засветки не дол­жен превышать 3—10% яркости экрана.

В оценку качества отображения входит определение числа градаций, воспринимаемых глазом, и сравнение их с числом гра­даций яркости, передаваемых на средствах индикации. Реальные условия отображения: малая яркость изображения, наличие шу­мов — приводят к невозможности различать отображаемое число градаций яркости из-за снижения чувствительности глаза.

Так, расчетное число различаемых градаций для телевизион­ного изображения составляет 95—100. Однако из-за перепадов яркостей в поле зрения наблюдателя и необходимости переэдаптации в этих условиях глаз различает не более 30—35 градаций, а при помехах число различаемых градаций для лучших металли­зированных экранов составляет 17, а для обычных телевизионных экранов не превышает 8—10.

Число различаемых глазом градаций яркости определяется на основании величины контрастной чувствительности в данных усло­виях по формуле

где т — число различаемых градаций яркости; |3 — контрастность изображения;

Кпор — величина порогового контраста в данных условиях на­блюдения.

Кпор определяют по соответствующим кривым с учетом ярко­сти адаптации, угловых размеров объектов, вида контраста, рав­номерности распределения яркостей в пространстве.

Кодирование яркостью. При передаче информации на средст­вах отображения, где яркость выступает в качестве кода, число градаций ограничивается возможностью абсолютной оценки чело­веком каждой из ступеней яркости. Пределом этой оценки явля­ются 3—10 световых градаций, включая уровень полного затем­нения.

Исходя из этого на средствах отображения типа телевизионных экранов, передающих вторичную обстановку (т. е. освобожденную от помех), используется 5—7 градаций в диапазоне контрастности 10:1. Если уровень яркости служит кодом для передачи качест­венных характеристик сообщений (например важности объектов), пределом числа яркостных градаций являются 4 градации, а наи­более употребляемым числом — 2 градации яркости.


10>

§4. Временные характеристики зрительной информации '



Основная особенность зрительного восприятия — наличие инер­ционности в работе глаза.

Практическое значение этой особенности зрения проявляется в двух аспектах. Первый связан с определением времени экспози­ции зрительных сигналов для неизменности воспринимаемой ин­тенсивности сигнала. Другой связан с определением временных интервалов для ощущения раздельности сигналов, следующих один за другим, и оптимального восприятия каждого из них или, напротив, определения временных интервалов для ощущения слит­ности последовательно предъявляемых сигналов.
________________

1 В этом разделе временные характеристики зрительных сигналов рассматрива­ются лишь как составляющие переменную видимости.

И в том и другом случае исходной для расчетов величиной является время зрительной инерции.

Время инерции определяется яркостью фона. Для яркостей свыше 100 кд/м2 время инерции можно принять равным 50 мс. Для уровня яркостей, с которым работает оператор на всех видах средств отображения, время экспозиции для восприятия не­изменной интенсивности сигнала должно быть не меньше 50 мс. Для восприятия мелькающих сигналов слитными следует обес­печивать величину мелькания, равной или большей критической частоты мелькания (Кчм).

Величину частоты мельканий необходимо учитывать для созда­ния качественного изображения на различных устройствах ото­бражения, основанных на технике дискретных сигналов (телеви­зионные трубки, электронно-лучевые трубки, кино). Мелькание утомляет зрение и отрицательно влияет на качество работы опе­ратора.

Кчм зависит от частоты и относительной длительности светлой фазы. С увеличением длительности темного периода (скважность проблесков) с 0,35 до 0,5 при яркостях 2,5 + 250 кд/м2 Кчм уве­личивается на 3±6%.

Мерцание усиливается при увеличении углового размера мель­кающих полей. Применительно к телевизионному экрану рассчиты­вается Кчм для всего размера трубки и для размера изображения. При проектировании полей больше 2—4° и яркости поля по­рядка 30—100 кд/м2 (что соответствует яркостям телевизионного изображения) частота смены информации должна быть не мень­ше 40 Гц.

В пределах изменения угла наблюдения от 10 до 55° Кчм про­порциональна логарифму углового размера поля зрения, что тре­бует увеличения скорости мелькания на 15 Гц.



Характеристики Кчм для технических условий предъявления знаковой индикации на экранах и электронно-лучевых трубках связаны с небольшими угловыми размерами мелькающих полей до 1°. Кчм при величине знака до 1° с ростом яркости от 1 до 120 кд/м2 возрастает от 14 до 35 Гц. Уменьшение углового раз­мера знака от 1° до 24° изменяет Кчм от 24 до 19 Гц (при ярко­сти 50 кд/м2).

При проецировании знаков с угловым размером 5 + 15° Кчм может быть снижена до 20 кадров/с.

Однако величина Кчм определяется не размерами отдельных знаков, а общей площадью изображения.

Изменение конфигурации знака (а значит, и площади светя­щегося изображения) сказывается на величине критической часто­ты мельканий так же, как и изменение углового размера мель­кающего знака.


§5. Кодирование зрительной информации



Одной из важных является проблема кодирования информа­ции, под которой понимают операцию отождествления символов или групп символов одного кода с символами или группами сим­волов другого кода. Под кодом понимают систему условных зна­ков (символов) для передачи, обработки и хранения (запомина­ния) различной информации. В настоящее время разработаны общие эргономические требования к построению систем кодиро­вания зрительной информации.

При построении системы кодирования объекты и их характе­ристики делят на классификационные группировки. Для этого уста­навливают сходства и различия объектов, распределяют их по значимости и определяют основание деления. Вид алфавита кода выбирают с учетом характера передаваемой информации и задач, решаемых оператором, опираясь на системы знаний, закрепленных в опыте человека. В зависимости от характера и объема переда­ваемой информации устанавливают целесообразность использова­ния одномерного и многомерного кода. Основание кода выбирают исходя из количества кодируемых объектов и их характеристик. Оно должно содержать минимальное число знаков. Основание кода определяют с учетом абсолютной чувствительности глаза (нижнего и верхнего абсолютного порогов), дифференциальной чувствительности зрения по отношению к различным видам алфа­вита и длительности экспозиции. Основание кода для различных видов алфавита должно составлять следующие величины: раз­мер— 5, пространственная ориентация — 8, длина линии — 6, ориентация линии — 4, количество точек (при условии ограничен­ного времени предъявления)—5, буквенно-цифровой алфавит —
неограниченное количество комбинаций обозначений, яркость — 4, цветовой алфавит—11, частота мельканий — 4.

При передаче информации о нескольких признаках объекта используют многомерное кодирование. В структуре многомерного кода могут быть использованы сочетания различных видов алфа­вита: формы и цвета; формы и пространственной ориентации; размера, яркости и частоты мельканий.

При группировке знаков в кодовые 'обозначения (формуляры) следует отдавать предпочтение смешанным алфавитам кода. Структура кодового обозначения должна быть неизменной. Пред­почтительно, чтобы крайние знаки кодового обозначения переда­вали наиболее важную информацию. Оптимальное число знаков кодового обозначения — 8, предельное число знаков—12, в от­дельных случаях — до 20 знаков.

При конструировании кодовых знаков при кодировании сле­дует руководствоваться следующими положениями. Основной классификационный признак объекта должен кодироваться контуром. Знак должен быть хорошо различим (иметь достаточный угловой размер и яркость) и представлять собой замкнутую фигуру. В алфавите должно быть установлено оптимальное количествен­ное соотношение признаков знака и признаков объекта. В состав знака должны входить основные и дополнительные детали. Допол­нительные детали не должны пересекать или искажать контур знака (исключение могут составить знаки, выражающие отмену информации, запрещение каких-либо действий, окончание их и т. п.). При конструировании знаков предпочтение следует отда­вать внутренним деталям перед наружными. Детали кодовых знаков должны быть унифицированы.

В качестве опознавательных признаков знаков в пределах одного алфавита нельзя использовать следующие:

  • число элементов в знаке (исключение могут составить знаки, обозначающие признак множественности без точной количествен­ной характеристики, например отображающие понятия «мало/мно­го», «одиночный /групповой»);

  • отличие знаков до признаку позитив-негатив;

  • отличие знаков по признаку прямое зеркальное отражение (за исключением случаев, когда это необходимо для отображения пространственной ориентации или направленности по принципу «вверх/вниз», «влево/вправо», «вперед/назад» и т. п.).

В алфавитах используют знаки симметричной формы с едино­образием ориентации: контуры знаков должны быть по возмож­ности ориентированы в соответствии с основными пространствен­ными осями - горизонталями и вертикалями.


При выборе вида алфавита следует руководствоваться следую­щим. При кодировании различных качественных и количественных характеристик объектов могут использоваться различные виды алфавитов: форма, размер, пространственная ориентация, длина н ориентация линии, количество точек, буквы, цифры, яркость, цвет, частота мельканий.

Форму используют для кодирования класса и вида объекта. Кодирование размером используют для передачи информации, устанавливая соответствие между площадью или линейными раз­мерами знака с характеристиками объекта (размером, удален­ностью, высотой и т. п.), при этом желательно, чтобы шкала размера менялась в геометрической, а не в арифметической прогрессии.

Пространственную ориентацию используют для передачи информации о направлении движения объекта, отклонении от кур­са и т. п.

Для асимметричных фигур изменение пространственной ориен­тации достигается путем поворота фигуры в поле зрения наблюда­теля. Для симметричных фигур в качестве признака пространст­венной ориентации используют утолщение одной из линий конту­ра знака. Длину и ориентацию линии используют для передачи инфор­мации. о скорости и направлении движения цели.

Длина линии не должна иметь более четырех градаций. Целе­сообразно линию делать штриховкой, в этом случае скорость опре­деляется по числу масштабных отметок. Для упрощения счета следует группировать штрихи по 2, 3, 4.

Для повышения точности оценки направления линии исполь­зуют вспомогательные трафаретные сетки.

Количество точек используют для обозначения числа объектов.

При считывании точек в короткие временные интервалы (по­рядка 0,1 с) не следует одновременно предъявлять более пяти точек. Для повышения точности оценки числа одновременно предъявляемых точек необходимо придерживаться единообразия их пространственной ориентации.

Буквенно-цифровой алфавит используют для передачи инфор­мации о дискретно-изменяющихся количественных параметрах объектов, а также для обозначения классов или типов объекта.

Для исключения вероятности смешения знаков выделяют ха­рактерные признаки, отличающие знаки друг от. друга. При этом необходимо выдерживать оптимальные соотношения основных па­раметров знака: высоты, ширины, толщины линии ( по ГОСТ 2930—62).

Яркость знаков выбирают с учетом общей освещенности в кон­кретных условиях труда, частоты и диапазона изменения освещен­ности, перепадов яркости в поле зрения оператора и светлотного контраста.