Файл: Набор, отбор персонала (На примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 452
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДБОРА И РАССТАНОВКИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Научно-методические принципы подбора персонала
1.2. Факторы, влияющие на работу с персоналом
1.3. Психологические основы профессионального отбора
1.4. Система оценки персонала на предприятии
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДБОРА КАНДИДАТОВ НА ВАКАНТНЫЕ ДОЛЖНОСТИ
2.2. Создание резерва потенциальных кандидатов
2.3. Основные принципы подбора персонала
III. ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА РАБОТНИКОВ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «ГОРОДСКАЯ НЕДЕЛЯ»
3.1. Методы и методики, использованные при подборе кадров
3.2. Психологическое исследование коллектива работников газеты «Городская неделя»
3.3. Анализ полученных результатов проведенного исследования
Основными целями групповой психокоррекции в данном коллективе является раскрытие, анализ, осознание и проработка проблем сотрудника, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия.
Коллективу предлагается провести тренинговое занятие. Основные задачи предлагаемого тренинга следующие:
- Изменить неадаптивные стереотипы поведения и приемов достижения адекватной социальной адаптации
- Проследить коррекцию коммуникативных установок, таких как: партнерство - взаимодействие с позиции силы, искренность - манипуляция, вовлеченность - избежание общения, настойчивость – соглашательство, то есть выработать собственные стратегии общения.
- Осознать личностные «слепые пятна», блокирующие профессиональные отношения с людьми.
- Устранить болезненные симптомы, способствующие различным эмоциональным проблемам.
В процессе тренинга предоставляется каждому участнику: 1. Увидеть самого себя в определенном виде деятельности и понять – «Какой я в работе и вне ее». 2. Получение реакции от других людей на собственные высказывания: «Какой ты», «Каким мы видим тебя». 3. Поиск каждым участником новых форм межличностного поведения на рабочем месте с учетом мнений и реакций других людей. Это этап экспериментирования над собой.
Последним заключительным этапом тренингового занятия должно быть закрепление в виде обсуждения коллективом и отработка эффективных форм поведения, получивших одобрение со стороны большинства членов группы. Это поможет также развить формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью.
Групповая психокоррекция должна способствовать тому, что каждый сотрудник, участвующий в тренинге, осознал:
- какие ситуации в группе и в реальной жизни вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие появление, фиксацию и усиление органических и психических симптомов;
- особенности своего поведения и эмоционального реагирования;
- существующее рассогласование между собственным образом «Я» и восприятием себя другими;
- осознание интереперсонального контекста собственной личности и значимости.
В ходе исследования нами были также выявлены четыре работника с заниженной самооценкой. В качестве коррекционной работы им была предложена «домашняя работа» по выполнению следующих действий:
- ежедневно хвалить себя перед каким-то человеком;
- договориться с руководителем или сотрудником идентичной специализации о выполнении особо тяжелой работы и возложением на себя ответственности за конечный результат;
- рассказать жене (мужу) все, что было с ним в течение дня;
- записывать ежедневно в течение получаса любые мысли, приходящие в голову в связи с выполнением своей непосредственной работы, независимо от реальной пользы такой информации.
Подобные предложения связаны с направлением поисков сотрудника, склоняют его к ситуациям, в которых возможна конфронтация с некоторыми аспектами собственной личности, блокирующими его действия или осознание.
Таким образом, отдельным работникам коллектива, у которых были выявлены отрицательные факторы личности, нами были предложены следующие рекомендации:
- самостоятельно или с помощью сотрудников коллектива увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;
- приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения;
- преодолеть неадекватные формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;
- закрепить новые формы поведения, в частности, те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни;
- вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижения в познавательной и эмоциональной сферах.
- для ликвидации профессиональной некомпетентности пройти специальные образовательные курсы повышения квалификации либо заняться самообучением.
В качестве психокоррекционной работы с руководителем коллектива нами были предложены следующие рекомендации в дальнейшем эффективном решении вопросов подбора и расстановки кадров в организации:
- изучить основы кадрового менеджмента на спецкурсах, проводимых консультантами Бизнес-ассоциации при Торгово-промышленной палате г. Ульяновска.
При подборе персонала в обязательном порядке учитывать основные факторы найма работников и проведения необходимых мероприятий: предварительная беседа с претендентом на вакантную должность; отбор лучших в ходе предварительной беседы; заполнение бланка заявления и анкеты на должность; беседа по найму, тестирование; проверка рекомендаций и послужного списка; в ходе предварительной беседы; заполнение бланка заявления и анкеты на должность; беседа по найму, тестирование; проверка рекомендаций и послужного списка.
Учитывать эмоциональные персональные и волевые качества кандидатов, их психологические типы личности, влияющие на внутреннюю среду коллектива.
Разработать на каждого сотрудника редакции должностную инструкцию и профессиограмму для того, чтобы кандидат смог оценить, в какой степени его устраивает та вакансия, которая имеется на предприятии (в редакции), его необходимо ознакомить с паспортом соответствующего рабочего места.
- Необходимо разработать штатную единицу психолога или прибегать на период поиска компетентного сотрудника к разовым услугам профессиональных психологов.
Таким образом, в коррекционной части нашей работы мы ставили своей целью с помощью психокоррекционных воздействий оптимизировать психологический климат коллектива, а также провести коррекцию отдельных сотрудников коллектива с отрицательными факторами личности для дальнейшего развития гармоничных отношений в коллективе, для них были выданы рекомендации.
Отдельный блок рекомендаций был предложен непосредственно руководителю коллектива газеты для дальнейшей эффективной работы в подборе и расстановке кадров.
ВЫВОДЫ
Согласно результатам проведенного исследования коллектива еженедельной газеты «Городская неделя» можно сделать следующие выводы:
1. Подбор и расстановка кадров в данной организации произведены непрофессионально. Процедурой набора и расстановкой кадров персонала занимался непосредственно сам руководитель, который не имеет конкретного представления об основах кадрового менеджмента. В связи с этим при подборе кадров были проигнорированы основные факторы найма работников и проведения необходимых мероприятий, включающих целевой набор кандидатов на вакантные должности; отбор лучших в ходе предварительной беседы; заполнение бланка заявления и анкеты на должность; беседа по найму, тестирование; проверка рекомендаций и послужного списка. Причиной этому могут служить, во-первых, отсутствие в организации специального человека с психологическим образованием, который занимался бы вопросами кадровой политики. Во-вторых, отсутствие базы иерархии кандидатов в соответствии с потребностями данной организации. На основе короткого собеседования руководителем выявлялись профессиональные и деловые качества работников, их индивидуальные способности, при этом документально никак не подтверждались. При подборе также не учитывались эмоционально-волевые качества кандидатов, их психологические типы личности, способные влиять на внутреннюю среду коллектива.
Следовательно, при решении кадровых вопросов отбора и прогнозирования успешной профессиональной деятельности необходимо следовать разработанной схемой найма, учитывая при этом как профессиональные, так и психофизические свойства личности. Необходимо разработать штатную единицу менеджера по кадрам. Общим условием для проведения аттестации и отбора персонала должна являться иерархическая база потребностей организации в кадрах, состоящая из основных положений организации, профессиональных требований, наличием должностных инструкций на каждого сотрудника.
2.О качестве проведенных подбора и расстановки кадров говорят результаты исследования социально-психологического климата коллектива газеты «Городская неделя». Несмотря на то, что процедура найма сотрудников производилась без учета многих факторов, отмечается общая удовлетворенность взаимоотношений в коллективе, единство коллективных и личных целей.
Однако вместе с тем выявлен противоречивый общий эмоционально-динамический настрой сотрудников, что говорит о наличии потребностей в другой творческой и интересной работе, в теплых и доверительных отношениях в данном коллективе, в производственных успехах всего коллектива и общественном признании личного вклада и важности работы сотрудников в целом.
Полученные данные обращают внимание на определенное расхождение между фактически занимаемой должностью и рейтинговым статусом. Подобному расхождению сопутствует целый ряд характеристик психологического положения специалиста в коллективе: недостаточный профессионально-квалифицированный авторитет, психологическая изоляция в структуре неформальных отношений, заниженная самооценка, возможная невротизация личности, смещение ценностных ориентаций (профессиональных, морально-нравственных), для устранения которых требуется целенаправленная психологическая коррекция.
В связи с этим в организации необходимы мероприятия по оптимизации психологического климата коллектива, а также коррекция выявленных отрицательных факторов для дальнейшего развития гармоничных отношений в коллективе.
Для нивелирования подобного расхождения в профессиональном плане рекомендуется индивидуальная работа с сотрудниками, ориентированная на подготовку и переподготовку, а также повышение квалификации работников в соответствующих организациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе нами были рассмотрены научно-методические принципы кадрового менеджмента, вопросы, связанные с формированием кадрового потенциала предприятий, психологическими основами подбора и расстановки кадров, с основными аспектами профессиональной ориентации и адаптации в коллективе сотрудников организаций, а также с методами повышения качества трудовой жизни на основе современных научных разработок.
В процессе изучения выбранной темы исследования нами предполагалось поэтапно, с привлечением научного, методического и практического материала проанализировать и обобщить практику набора и отбора персонала на примере ульяновских предприятий. Поставленные цель и задачи в соответствии с выдвинутой гипотезой данного исследования нами были успешно выполнены, а ведущая идея нашла свое отражение в результатах нашей работы.
На основе проработанного теоретического и практического материала мы убедились, что мировоззрение современных руководителей как в зеркале отражается в тех реальных правилах, политиках и процедурах, которые устанавливаются и реализуются в компаниях. Все, то, с чем рядовой сотрудник каждый день сталкивается в организации, и есть действительная кадровая политика, которая в большинстве случаев характеризуется:
- отсутствием ясных и долгосрочных целей (кроме простого извлечения прибыли) развития компании;
- непоследовательностью руководителей при отбое персонала, неясностью внутренних привил «игры в бизнес»;
- сдерживанием развития социального партнерства акционеров, наемных работников, руководителей и профсоюзов.
Низкая квалификация руководителей предприятий и кадровых служб в области управления персоналом вызывает неурегулированность внутренней структуры. Вследствие этого падает общая конкурентоспособность компаний, эффективность как управления в целом, так и отдельных организационных мероприятий. Низкая управленческая культура, включая культуру принятия решений и делегирования полномочий, подменяют управление администрированием, а контроль – мелочной опекой.
Нарушение внутренних коммуникаций, искажение информации приводит к общему снижению уровня достигаемых результатов и неоправданным временным затратам. Непонимание рядовыми сотрудниками необходимости проведения кадровых мероприятий приводит к отторжению ими нововведений и даже к отчуждению сотрудников от компании. Возникают границы между руководителями и подчиненными.
Существенная доля случаев, когда представители компаний затруднились оценить те или иные ситуации из собственной практики, говорит о том, что требуются иные специальные критерии оценки работы как кадровых служб в целом, так и отдельных мероприятий, проводимых ими в рамках кадровой политики.