Файл: Набор, отбор персонала (На примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 461
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДБОРА И РАССТАНОВКИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Научно-методические принципы подбора персонала
1.2. Факторы, влияющие на работу с персоналом
1.3. Психологические основы профессионального отбора
1.4. Система оценки персонала на предприятии
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДБОРА КАНДИДАТОВ НА ВАКАНТНЫЕ ДОЛЖНОСТИ
2.2. Создание резерва потенциальных кандидатов
2.3. Основные принципы подбора персонала
III. ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА РАБОТНИКОВ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «ГОРОДСКАЯ НЕДЕЛЯ»
3.1. Методы и методики, использованные при подборе кадров
3.2. Психологическое исследование коллектива работников газеты «Городская неделя»
3.3. Анализ полученных результатов проведенного исследования
3. Методика «Анализ структуры и качества рабочих отношений в организации», позволившая исследовать рабочие взаимоотношения и профпригодность сотрудников, взяв за основу подход современного ученого В. Шутса.
3.2. Психологическое исследование коллектива работников газеты «Городская неделя»
Исследование проводилось в трудовом коллективе еженедельной газеты «Городская неделя», состоящем из 17 человек, где из них 10 женщин и 7 мужчин.
Возрастной состав членов коллектива: от 23 до 55 лет.
Образование: среднее, среднее специальное и высшее.
Профессии: корреспонденты, корректоры, художник, оператор-наборщик, верстальщики, менеджер по рекламе, бухгалтер, водитель.
Исследование проводилось индивидуальным способом. Каждому сотруднику исследуемого коллектива были предложены ряд заранее подготовленных бланков с предлагаемыми вопросами и бланк для ответов. Инструкция к исследованию была следующей: «Уважаемый сотрудник! Просим вас выразить ваше мнение по ряду вопросов, связанных с вашей работой и коллективом, в котором вы трудитесь. Прежде чем ответить на каждый вопрос, внимательно прочитайте все имеющиеся варианты ответов на него и поставьте крестик (или обведите кружком) против того ответа, который соответствует вашему мнению. Заполняйте анкету самостоятельно».
Из 17 сотрудников данного коллектива не дали согласие на участие в исследовании только 2 человека, остальные проявили ответственность и заинтересованность в результатах.
Тестовый опросник Гарднера, предложенный сотрудникам коллектива, применялся с целью изучить эффективность и целесообразность метода подбора персонала в данной организации.
Опросник состоял из 10 вопросов, выявляющих, каким образом тот или иной сотрудник редакции узнал о вакансии в данной организации; каким образом претендент был принят на рабочее место; проводился ли отбор кандидатуры на вакантную должность, если да, то, каким образом. На основании какого критерия кандидат был принят на вакантную должность.
Три человека ответили, что о вакансии рабочих мест в данной газете они узнали напрямую от руководителя организации. Четыре человека – случайно, три – из средств массой информации и пять сотрудников узнало об экстренном наборе персонала от своих знакомых. Из 15 человек только два ответили в опросниках, что они были приняты на конкретную должность без предварительного собеседования с руководителем и назначением испытательного срока. 13 человек – на основе 5-10 минутного собеседования с условием принятия работника в штат редакции по истечении месячного испытательного срока с положительными результатами работы.
Для исследования психологического климата персонала, подбор которого был осуществлен без предварительного и последующих этапов отбора претендентов на вакантные должности, я использовал методику «Диагностика социально-психологического климата группы».
Цель данного исследования: определить уровень развития психологического климата группы и дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции и совершенствования психологического климата данной группы.
Оснащение. Опросник для изучения социально-психологического климата группы (см. приложение 8).
Обработка и анализ полученных данных проводились следующим образом.
На основании ответов на вопросы 17-23 дана краткая социально-демографическая характеристика обследованной группы, в которой указываются: численность группы, половой и возрастной состав, число членов группы (в процентах), имеющих незаконченное среднее, среднее специальное, незаконченное высшее, высшее, а также наличие второго высшего образования. Также отмечается профессиональный состав членов группы, распределение их в зависимости от стажа работы, их семейное положение.
Вопросы 6-13 были направлены на выявление особенностей отражения членами коллектива сложившихся межличностных отношений и коллектива в целом с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Каждый компонент тестировался тремя вопросами: эмоциональный: 6,8, 12; когнитивный: 9А, 9Б, 11; поведенческий: 7, 10, 13. Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как +1, 0 или –1. Полученные в группе данные занесены в протокол.
Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов каждого участника на вопросы были обобщены следующим образом: положительная оценка считалась при сочетаниях: +++, ++0, ++ -; отрицательная оценка – при сочетаниях: - - -, - - +, - - 0; при сочетаниях: 000, 00-, 00+ - оценка неопределенная (противоречивая). Далее для каждого компонента подсчитывалась средняя по группе оценка. Например, для эмоционального компонента:
+ - -
Э = ----------- ,
n
где + - количество положительных ответов, содержащихся в столбце «эмоциональный компонент»; - - количество отрицательных ответов, содержащихся в этом столбце, n – количество участников опроса.
Полученные средние оценки могут располагаться в интервале от –1 до +1. Этот континуум подразделяется на 3 части: от -1 до – 0, 33 – отрицательные оценки; от – 0, 33 до + 0, 33 – противоречивые или неопределенные оценки и от + 0, 33 до +1 – положительные оценки. Соотношение оценок трех компонентов – эмоционального, когнитивного и поведенческого – позволил охарактеризовать психологический климат как положительный, отрицательный и неопределенный (противоречивый).
При обработке данных, полученных по вопросам 1, 14, 15 и 16, подсчитывался индекс групповой оценки. При этом ответ на каждый из этих вопросов оценивался одним из трех вариантов: +1, 0 или – 1.
Индекс групповой оценки подсчитывался как отношение суммы оценок, полученной для данной группы к максимально возможной для данной группы сумме оценок. В результате я получил индексы групповой оценки следующих сторон (элементов) трудовой ситуации: работа в целом, состояние оборудования, равномерность обеспечения работой, размер зарплаты, санитарно-гигиенические условия, отношения с непосредственным руководителем, возможность повышения квалификации, разнообразие работы, уровень организации работы, степень влияния руководителя на дела в коллективе. Анализ этих оценок позволил дать качественно-количественное описание психологического климата группы и выявить наиболее «узкие» места, требующие коррекции.
Анализ ответов на вопросы 1, 2 и 5 позволил выявить группы с положительной, неопределенной и отрицательной производственной установкой, или, другими словами, с положительными, неопределенным (противоречивым) и отрицательным отношением к работе. Ответы на вопрос 4 позволили проанализировать соотношение руководства и лидерства. А ответы на вопрос 3 позволили дать краткую характеристику деловых качеств руководителя.
По данному исследованию я получили следующие результаты: положительно оценили «эмоциональный» компонент, составляющий основу межличностных отношений в коллективе, 9 человек и 2 человека отрицательно, 4 человека поставили оценку «0».
«Когнитивный» компонент: положительная оценка – 9 человек, отрицательная – 6.
«Поведенческий» – положительная оценка – 6 человек, отрицательная – 2, нейтральная – 5.
Следующий этап нашего исследования состоял в выявлении уровней трудовых отношений между сотрудниками и изучение каждого из них профессионального соответствия занимаемой должности. На данном этапе исследования нами была использована методика «Анализ структуры и качества рабочих отношений в организации».
Цель проведения: выявить критерии анализа рабочих взаимоотношений и объективировать собственное представление о реальных и идеальных рабочих взаимоотношениях в организации.
Оснащение. Бланк для ответов (см. приложение 9).
Порядок выполнения работы.
1. Необходимо заполнить бланк по отношению к вашим реальным рабочим взаимоотношениям. Если таковых на настоящий момент нет, то действуйте на основании вашего представления о рабочих взаимоотношениях, наиболее часто встречающихся в вашей практике или опыте.
При этом вы заполняете бланк с двух инициативных позиций – инициатором действия по критерию являетесь вы или организация. Вам необходимо напротив каждого из критериев отметить галочкой (или обвести цифру) от 1 до 9. Если вы считаете, что критерий выражен в максимальной степени, то отметьте цифру 9, если не выражен – соответственно (остальные значения ваших оценок являются промежуточными и могут быть дробными).
Не согласен Полностью согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9
2. Точно также необходимо заполнить бланк по отношению к вашим «идеальным» рабочим взаимоотношениям. Если таковых в настоящий момент нет, то действуйте на основании вашего представления о таких взаимоотношениях, которые удовлетворяли вас сверхполно.
При этом вы также заполняете бланк с двух инициативных позиций – инициатором действия по критерию являетесь вы или организация. Вам необходимо напротив каждого из критериев отметить галочкой (или обвести цифру) от 1 до 9.
Обработка и интерпретация результатов. 1. Для того чтобы обработать данные, нам необходимо сравнить оценки между реальными и идеальными рабочими взаимоотношениями в организации. Для этого я составил сводную таблицу данных. (см ниже таблица 20).
2. Затем определили рассогласование в оценках между реальными и «идеальными» рабочими взаимоотношениями по каждому критерию и выразить его в процентах по отношению к максимальной оценке (в нашем случае это 9 баллов). (таблица 19).
Условно рассогласования нужно классифицировать относительно его величины:
- адаптивный вариант – рассогласование не превышает 30%
- среднеадаптивный вариант – рассогласование не превышает 60 %
- дезадаптивный вариант – рассогласование находится в пределах от 60 до 100 %
Для интерпретации данных мы будем полагать, что первые три критерия – открытость, присоединение, контроль - являются обеспечивающими для самой возможности рабочих взаимоотношений и характеризуют их качество.
Вторые три критерия – значимость, компетентность, привлекательность – фактически определяют динамику рабочих взаимоотношений, ее структуру, внутренние награды и субъективный результат.
Полученные результаты ответов на заключительном этапе исследования выглядят следующим образом:
ТАБЛИЦА 14. Результаты ответов методики «Структура и качество рабочих отношений».
№пп |
Критерии |
Количество человек |
|||||
Высокая оценка |
Средняя оценка |
Низкая оценка |
|||||
Реал (R) |
Идеал (I) |
Реал( R) |
Идеал (I) |
Реал ® |
Идеал (I) |
||
1 |
Открытость |
6 |
10 |
2 |
3 |
7 |
2 |
2 |
Присоединение |
4 |
12 |
4 |
0 |
10 |
6 |
3 |
Контроль |
7 |
4 |
3 |
3 |
8 |
10 |
4 |
Значимость |
9 |
14 |
1 |
0 |
8 |
4 |
5 |
Компетентность |
9 |
15 |
3 |
3 |
6 |
0 |
6 |
Привлекательность |
14 |
18 |
2 |
0 |
1 |
0 |
(результаты исследования см. в приложении 10).
3.3. Анализ полученных результатов проведенного исследования
Согласно результатам проведенного опроса-анкетирования нам удалось выяснить, что большинство сотрудников данного коллектива узнало о вакансиях от своих знакомых случайно, которые по просьбе руководителя пригласили их по телефону на собеседование. Подбор кадров в основном осуществлялся на основе короткого собеседования, в ходе которого работодатель знакомил кандидата со спецификой конкретной должности, с объемом и условиями работы, оговаривая зарплату.
При подборе и расстановке кадров абсолютно не учитывались реальные профессиональные и деловые качества работников, их индивидуальные способности, эмоционально-волевые свойства, а также психологические типы личности, влияющие на внутреннюю среду коллектива. По данным результатов, 95 % отобранного персонала был принят на работу на основе личных симпатий руководителя и протеже знакомых.
В сводной таблице № 15, приведенной ниже, на основе полученных результатов исследования дана краткая социально-демографическая характеристика обследованной группы, в которой указываются: численность коллектива, половой и возрастной состав, число членов группы, имеющих незаконченное среднее, среднее, среднее специальное, незаконченное высшее, высшее и второе высшее образование. Также отмечен профессиональный состав членов группы, стаж работы, их среднемесячная зарплата и семейное положение.
ТАБЛИЦА 15. Социально-демографическая характеристика коллектива.
№ п. |
Пол |
Возраст |
Должность |
Образование |
Стаж работы |
Ср./мес. Зарплата |
Семейное положение |
1 |
Жен |
37 |
Корреспондент |
Высшее |
1 год |
Ком. Тайна |
Не замужем |
2 |
Жен |
29 |
Корреспондент |
Высшее |
7 мес. |
Ком. Тайна |
Не замужем |
3 |
Жен |
46 |
Корреспондент |
Среднее специальное |
1 год |
Ком. Тайна |
Не замужем |
4 |
Муж. |
25 |
Корреспондент |
Высшее |
1 год |
Ком. Тайна |
Холост |
5 |
Жен |
55 |
Фотокорреспондент |
Среднее специальное |
1 год |
Ком. Тайна |
Вдова |
6 |
Жен |
37 |
Корректор |
Высшее |
1 год |
Ком. Тайна |
Замужем |
7 |
Жен |
35 |
Корректор |
Высшее |
8 мес. |
Ком. Тайна |
Замужем |
8 |
Жен |
35 |
Корректор |
Высшее |
11 мес. |
Ком. Тайна |
Замужем |
9 |
Жен |
38 |
Менеджер по рекламе |
Среднее Специальное |
1 год |
Ком. Тайна |
Замужем |
10 |
Муж |
23 |
Верстальщик |
Высшее |
1 год |
Ком. Тайна |
Холост |
11 |
Муж |
25 |
Художник-верстальщик |
Среднее специальное |
1 год |
Ком. Тайна |
Холост |
12 |
Муж |
24 |
Верстальщик |
Среднее специальное |
8 мес. |
Ком. Тайна |
Разведен |
13 |
Жен |
35 |
Оператор-наборщица ЭВМ |
Среднее специальное |
2 мес. |
Ком. Тайна |
Замужем |
14 |
Жен |
25 |
Бухгалтер |
Высшее |
1 год |
Ком. Тайна |
Замужем |
15 |
Муж |
45 |
Водитель |
Среднее специальное |
1 год |
Ком. Тайна |
Женат |