Файл: Набор, отбор персонала (На примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 434
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДБОРА И РАССТАНОВКИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Научно-методические принципы подбора персонала
1.2. Факторы, влияющие на работу с персоналом
1.3. Психологические основы профессионального отбора
1.4. Система оценки персонала на предприятии
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДБОРА КАНДИДАТОВ НА ВАКАНТНЫЕ ДОЛЖНОСТИ
2.2. Создание резерва потенциальных кандидатов
2.3. Основные принципы подбора персонала
III. ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА РАБОТНИКОВ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «ГОРОДСКАЯ НЕДЕЛЯ»
3.1. Методы и методики, использованные при подборе кадров
3.2. Психологическое исследование коллектива работников газеты «Городская неделя»
3.3. Анализ полученных результатов проведенного исследования
Об особенностях сложившихся межличностных отношений между членами коллектива можно сказать следующее: по результатам исследования положительную оценку предусматривает только эмоциональный компонент. Это говорит о том, что сотрудники работают преимущественно на взаимоуважении друг к другу, атмосфера в коллективе соответствует взаимопониманию, сотрудничеству. В то же время выявлены противоречивые оценки когнитивного и поведенческого компонентов. 11 сотрудников не уверены, что могут дать полную характеристику деловых и личных качеств большинства членов коллектива, не уверены в их добропорядочности. В группе прослеживается соотношение руководства и лидерства. (Данные приведены в виде таблицы 16).
ТАБЛИЦА 16. Результаты диагностики социально-психологического климата группы.
Участник опроса |
КОМПОНЕНТЫ |
||
Эмоциональный |
Когнитивный |
Поведенческий |
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
+ + + + + + + - 0 0 0 – + + + 0 0 0 + + + 0 - - + + - + + + + + + + + + + 0 + 0 + - + - - |
+ + + + + + - - - + + + - - + + + 0 + + + + - + - - + + + + - - - + + 0 - - 0 0 + + - - 0 |
0 + + 0 – 0 + 0 + 0 – 0 0 + + 0 0 + - 0 + 0 0 + - - + 0 + + - - 0 0 + + 0 0 + 0 - + + 0 + |
|
0,46 |
0,2 |
0, 26 |
Оценка |
Положительная |
Противоречивая, неопределенная |
Противоречивая, неопределенная |
Индексы групповой оценки позволили определить целостную характеристику трудовой ситуации. На основе анализа полученных оценок нам представилось возможным дать качественно-количественное описание психологического климата группы и выявить наиболее «узкие» места, требующие коррекции. Так, 13 сотрудников высказало мнение о том, что работа в целом, в частности ее организация, им нравится.
Между тем результаты исследования говорят о противоречивых оценках следующих сторон (элементов) трудовой ситуации: состояние оборудования, равномерность обеспечения работой, размер заработной платы, отношения с непосредственным руководителем, возможность повышения квалификации и разнообразие работы.
Исходя из этого можно сделать вывод, что в целом члены коллектива недовольны условиями работы, что впоследствии может привести к упадническому настроению и снижению уровня общей эффективности организации. (таблица 17).
ТАБЛИЦА 17. Групповая оценка трудовой ситуации.
Критерий |
Индекс групповой оценки |
Результат |
Работа в целом |
0,66 |
Положит. |
Состояние оборудования |
0,13 |
Противореч. |
Равномерность обеспечения работой |
-0,13 |
Противореч. |
Размер зарплаты |
-0,06 |
Противореч. |
Санитарно-гигиенические условия |
1 |
Положит. |
Отношения с руководителем |
0,26 |
Противореч. |
Возможность повышения квалификации |
-0,06 |
Противореч. |
Организация работы |
0,6 |
Положит. |
Влияние руководителя на дела коллектива |
0,53 |
Положит. |
Общая оценка личных качеств непосредственного руководителя, которого оценивал коллектив, не достигла ни в одном критерии высокого балла. В сравнительном соотношении баллов можно сказать, что наиболее высоко оценены лишь профессиональные знания руководителя.
Самую меньшую оценку получили такие качества, как способность разбираться в людях и справедливость. (таблица 18).
ТАБЛИЦА 18. Оценка качеств руководителя сотрудниками коллектива.
Качество |
Средний бал |
Трудолюбие |
4,09 |
Общественная активность |
4,45 |
Профессиональные знания |
4,82 |
Забота о людях |
3,64 |
Требовательность |
4,18 |
Отзывчивость |
3,64 |
Общительность |
4,36 |
Способность разбираться в людях |
2,82 |
Справедливость |
2,91 |
Доброжелательность |
3,55 |
Отношение к работе у 12 сотрудников положительное. Остальные высказали мнение о крайней неуверенности по поводу оценки производственной установки. (Таблица 19).
ТАБЛИЦА 19. Показатели отношения к работе.
Критерий |
Индекс групповой оценки |
Результат |
Работа в целом |
0,66 |
Положит. |
Желание сменить работу |
0,2 |
Противореч. |
Желание возвращаться на нынешнее место работы |
0,2 |
Противореч. |
Таким образом, согласно имеющимся данным, полученным в ходе анализа результатов проведенного психологического исследования, можно сказать следующее: диагностика социально-психологического климата коллектива газеты «Городская неделя» показала наряду с положительным господствующим умонастроением, общей удовлетворенностью взаимоотношений, привлекательности работы, а также единства коллективных и личных целей, вместе с тем и противоречивый общий эмоционально-динамический настрой сотрудников.
В целом же социально-психологический климат данного коллектива представляет собой согласованные мнения, оценки и отношения членов коллектива к окружающим условиям и обстоятельствам работы. Однако на данный момент необходимы мероприятия по оптимизации психологического климата коллектива, а выявленные отрицательные факторы должны быть использованы для коррекции и дальнейшего развития гармоничных отношений.
Исходя из полученных данных, свидетельствующих об оценке реальных и «идеальных» рабочих взаимоотношений, видно, что степень открытости в коллективе достаточно низкая. Только у двух сотрудников из 15 по этому критерию была поставлена высокая оценка «9», десять человек оценили промежуточным баллом «4» или «5», что говорит о нижесредней степени открытости, и три человека оценили «открытость» самым низким баллом.
По второму критерию «Присоединение» у респондентов в большинстве случаев реальная оценка ниже, чем идеальная. Только у двух человек оценка между реальными и идеальными взаимоотношениями одинаковая. Это говорит о том, что сотрудники коллектива не склонны разделять (в смысле разделять ценности, цели и т. д.), делать что-либо сообща, объединять усилия, объединяться.
Значение следующего критерия «Контроль», который свидетельствует о возможности оказывать влияние и управлять, а также персонифицировать ответственность за результат, являются промежуточными. Девять респондентов считают, что их жестко контролирует руководитель, в то время как сами они оценивают шкалу самоконтроля высоким баллом. Отсюда следует, что в жестком контроле во время рабочего дня большая часть сотрудников не нуждается.
Результаты оценивания четвертого критерия – «Значимость» – по сравнению с другими показывают большое рассогласование в оценке между реальными и идеальными отношениями. Из 15 человек только четыре – считают себя значимыми в коллективе, остальные одиннадцать человек оценили себя с двух инициативных позиций нижесредним баллом. Это свидетельствует о том, что у большинства сотрудников есть потребность в уважении со стороны окружающих; низкие оценки говорят об отсутствии полноценного, удовлетворенного чувства важности, организационного статуса.
Также низкие оценки получены по следующему пятому критерию «Компетентность». По данным исследования компетентными сотрудниками в коллективе считают себя 8 человек, 7 – малокомпетентными. Т.е. в данном случае не приходится говорить о высоком уровне профессиональных способностей, качестве надежности, профессионализме в целом и возможности сотрудниками справляться со сложным заданием. Хотя в данном случае по низким оценкам этого критерия можно судить о том, что у большинства сотрудников коллектива заниженная самооценка.
Что касается результатов последнего шестого критерия «Привлекательность», то почти все сотрудники, за исключением двух, оценили высоким баллом. Это значит, что сотрудники в большинстве своем имеют возможность производить приятное впечатление, получать удовольствие от общения с людьми, хорошо себя чувствовать в рабочих взаимоотношениях с персоналиями и группами.
На основе проанализированных данных я вывел среднюю оценку рассогласования между реальными и идеальными взаимоотношениями и обобщили данные в сводной таблице № 20, приведенной ниже, охарактеризовав таким образом структуру и качества рабочих взаимоотношений в коллективе.
ТАБЛИЦА 20. Анализ результатов исследования структуры и качества рабочих отношений в коллективе.
№ п/п |
Критерии |
Рассогласование в оценках между реальными и идеальными взаимоотношениями |
1 |
Открытость |
42 % |
2 |
Присоединение |
39 % |
3 |
Контроль |
42% |
4 |
Значимость |
45 % |
5 |
Компетентность |
40 % |
6 |
Привлекательность |
20 % |
Средняя оценка рабочих взаимоотношений по шести вышеперечисленным критериям представлены в виде диаграммы (см. ниже).
В диаграмме отчетливо видно, во-первых, рассогласование среднеадаптивного варианта. Это говорит о том, что представление об идеальных рабочих взаимоотношениях не соответствует реальным и поэтому должно быть скорректировано. В противном случае это будет приводить к снижению личной удовлетворенности от результата своего труда, который впоследствии приведет к увеличению субъективной стоимости деятельности за счет таких рабочих взаимоотношений. Не исключены внутриорганизационные конфликты.
Во-вторых, полученные оценки позволили выявить критерии качества рабочих взаимоотношений. Самую высокую оценку в рассогласовании получили такие критерии, как «Открытость» и «Контроль», что говорит об отсутствии искренности в коллективе, возможности говорить о своих истинных чувствах, боязни открыто проявлять позицию, быть непонятым и непредсказуемым со стороны окружающих, и при этом персонифицировать ответственность за результат.
Низкая оценка в рассогласовании первых трех критериев наблюдается по шкале «Присоединение», что говорит о возможности разделять (в смысле разделять ценности, цели), делать что-либо сообща, объединять усилия, объединяться.
В остальных трех критериях: компетентность, значимость и привлекательность - определили высокую оценку в рассогласовании таких критериев, как «Значимость» и «Компетентность». Это говорит о том, что больший процент сотрудников считает себя малозначимым в коллективе, соответственно, недостаточно компетентным. По данным результатов только два человека не соответствуют занимаемым должностям. Один из них не имеет профессионального образования и достаточно хороших навыков работы. Другой сотрудник – малокомпетентен в выполнении своих прямых обязанностей, что влечет за собой несущественные сбои в работе, нередко вызывающие эмоциональное недовольство выполненной общей работы со стороны членов коллектива.
Необходимо также отметить, что большинство сотрудников работает с заниженной самооценкой, свидетельствующей о слабой динамике рабочих взаимоотношений и о недостаточно развитой структуре данной организации.
Психокоррекционная работа. Психокоррекционную часть работы я построил по двум направлениям: групповая коррекция отдельных работников коллектива в познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах и индивидуальная работа с руководителем коллектива.