Файл: Набор, отбор персонала (На примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 450
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДБОРА И РАССТАНОВКИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Научно-методические принципы подбора персонала
1.2. Факторы, влияющие на работу с персоналом
1.3. Психологические основы профессионального отбора
1.4. Система оценки персонала на предприятии
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДБОРА КАНДИДАТОВ НА ВАКАНТНЫЕ ДОЛЖНОСТИ
2.2. Создание резерва потенциальных кандидатов
2.3. Основные принципы подбора персонала
III. ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА РАБОТНИКОВ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ «ГОРОДСКАЯ НЕДЕЛЯ»
3.1. Методы и методики, использованные при подборе кадров
3.2. Психологическое исследование коллектива работников газеты «Городская неделя»
3.3. Анализ полученных результатов проведенного исследования
Оценка, особенно объективная, побуждает работников работать более результативно. Наличие соответствующей программы и гласность результатов ее выполнения развивают инициативу и вызывают чувство ответственности, стимулируют стремление работать лучше. Такая оценка служит юридической основой для переводов, продвижений по службе, награждений и увольнений, дает материал для разработки вопросов по найму, позволяет по-лучить необходимую информацию для определения размеров зарплаты и вознаграждения работникам.
Сегодня в некоторых организациях одним из важнейших принципов работы с кадрами является требование объективно оценивать управленческого работника по деловым и личностным качествам. Понятно, что для этого необходимо сформировать соответствующие качественные критерии.
По общему признанию специалистов в области управления любой управленец должен обладать рядом обязательных деловых качеств. К ним обычно относят:
· знание производства - его технических и технологических особенностей, современных направлений развития;
· знание экономики - методов планирования, экономического анализа и т. п.
· умение выбирать методы и средства достижения наилучших результатов производственно-хозяйственной деятельности при наименьших финансовых, энергетических и трудовых затратах;
· наличие специальных знаний в области организации и управления производством (теоретических основ, передовых методов и форм, рекомендаций современной отечественной и зарубежной науки управления), а также умение применять их в своей практической деятельности;
· способность рационально подбирать и производить расстановку кадров;
· умение мобилизовать коллектив на решение поставленных задач;
· умение планировать и организовывать личную деятельность, сочетать в ней основные принципы управления, применять в зависимости от ситуации наиболее целесообразные и эффективные стиль и методы работы;
· умение проявлять высокую требовательность к себе и подчиненным;
· конкретность и четкость в решении оперативных вопросов и повседневных дел;
· учитывать и контролировать результаты своей работы и работы коллектива;
· стимулировать работников, принимать на себя ответственность.
В условиях рыночной экономики предъявляются повышенные требования и к личностным качествам управленческого работника. В кадровой работе ряда организаций методические материалы содержат перечень таких качеств управленческих работников, как:
· честность, справедливость;
· умение работника наладить доброжелательные отношения с подчиненными;
· выдержанность и тактичность при любых обстоятельствах;
· целеустремленность, принципиальность, решительность в принятии управленческих
решений, а также настойчивость и энергичность в их реализации;
· умение отстоять свое мнение;
· самокритичность в оценках своих действий и поступков;
· умение выслушивать советы подчиненных;
· правильное восприятие критики с умением делать соответствующие выводы;
· умение держать слово и не обещать того, что не будет выполнено;
· умение пользоваться своими правами и полномочиями, особенно в случаях
применения административного и организационного воздействия, а также умение
личным примером и поведением в повседневной жизни положительно
воздействовать на подчиненных.
2. Правовые аспекты оценки персонала.
Знание и понимание законодательства представляется первоочередным вопросом во многих сферах управления персоналом. Это касается и его оценки, которая должна проводиться в строгом соответствии с существующим трудовым законодательством Казахстана.
Вот некоторые рекомендации (согласно американским данным) по построению системы оценки, которую работодатель при необходимости сможет защитить в суде:
· решения по персоналу не должны различаться для лиц разного пола, возраста, национальности и религии рассматриваемых лиц;
· официальная система подачи жалоб и пересмотра решений на фирме должна быть доступна для лиц, несогласных с этими решениями;
· следует использовать более одного независимого оценщика;
· во всех действиях важно руководствоваться официальной системой принятия кадровых решений;
· лица, производящие оценку, должны иметь доступ к материалам, характеризующим результативность труда оцениваемого работника;
· следует избегать оценки таких качеств, как "надежность", "энергичность", "способность" и "личное отношение";
· данные по оценке результативности труда должны проверяться эмпирически;
· стандарты результативности труда должны быть известны работникам;
· оценщиков следует снабжать указаниями по проведению оценки результативности труда;
· оценку следует проводить по отдельным специфическим рабочим навыкам, а не в "общем";
· работникам следует предоставлять возможность ознакомиться с мнениями относительно их качеств.
3. Система оценки результативности труда персонала на предприятии.
Система оценки результативности труда должна обеспечивать точные и достоверные данные. Чем она строже и определенней, тем выше вероятность получить достоверные и точные данные. Специалисты Колышкин и Кочеткова рекомендуют создавать основу для такой системы в шесть этапов:
· установить стандарты результативности труда по каждому рабочему месту и критерии ее оценки;
· выработать политику проведения оценок результативности труда, то есть решить, когда, сколь часто и кому следует проводить оценку;
· обязать определенных лиц производить оценку результативности труда;
· вменить в обязанности лицам, производящим оценку, собирать данные по результативности труда работников;
· обсудить оценку с работником;
· принять решение и задокументировать оценку.
4. Классификация методов оценки качества служащих предприятия.
Одна из важнейших методических проблем - кто должен оценивать работника. В практике большинства фирм России этим занимается менеджер - управляющий. Кроме него в ряде случаев этим занимаются:
· комитет из нескольких контролеров. Такой подход имеет то преимущество, что он исключает предвзятость, возможную при проведении оценки одним начальником;
· коллеги оцениваемого. Чтобы эта система приносила плоды, необходимо, чтобы они знали уровень результативности его труда, верили друг другу и не стремились выиграть один у другого возможность повышения зарплаты и повышения по службе;
· подчиненные оцениваемого;
· кто-либо, не имеющий непосредственного отношения к рабочей ситуации.
Этот вариант требует больших затрат, чем другие, и в основном используется для оценки работника на каком-либо очень важном посту. Возможно использование подобного варианта также в случаях, если' необходимо бороться с обвинениями в предвзятости и предрассудках. Следует принять во внимание, что при использовании данного подхода лицо, производящее оценку, не будет иметь такого объема информации, как при предшествующих четырех вариантах;
· самооценка. В данном случае - работник оценивает себя при помощи методов, используемых другими оценщиками. Этот подход используется скорее для развития навыков самоанализа у работников, нежели для оценки результативности труда;
· использование комбинации перечисленных форм оценки: оценка контролера может быть подтверждена самооценкой, а результаты оценки начальником могут сравниваться с оценкой подчиненных или коллег. Двухстороннее (оценщик - оцениваемый) обсуждение результатов оценки дает хорошие предложения для высшего руководства.
Деятельность по оценке управленческих кадров в целом связана с решением двух задач:
- обеспечением организации квалифицированными кадрами управленческой сферы.
- Повышением эффективности труда руководителя.
Важной психологической задачей является работа по снижению степени субъективизма в оценках и ее негативного влияния на личность обследуемого.
Сложность оценки управленческого персонала заключается также и в том, что к выполнению основных функций управления добавляется также исполнительская деятельность персонала и принятие решений.
Сложность анализа управленческой деятельности заключается и в том, что она не является четко структурированной, поскольку составляющие этой деятельности невозможно разложить на отдельно взятые элементы, которые можно было бы конкретно обозначить и измерить.
Нет также четких критериев, по которым анализируется управленческая деятельность.
Основным из всех рассмотренных подходов является оценка подчиненных их руководителем, но важнейшей целью оценки является выявление возможностей личного развития работника и тогда лучше использовать оценку начальником своих подчиненных в сочетании с другими методами.
Кроме установления качественных критериев, позволяющих дать объективную и достаточно полную характеристику деятельности управленческих работников, чрезвычайно важно оценить их количественно.
К наиболее эффективным, достаточно распространенным и перспективным, можно отнести метод коллективного обсуждения кандидата на должность. Этот экспертный метод полностью отвечает современным рекомендациям, хотя практически широко используется еще с начала XX века.
Достаточно распространены сегодня в кадровой работе метод коэффициентов, балльный метод и другие. Для текущих (оперативных) оценок управленческого работника и руководителя применяют метод коэффициентов, а также метод образца, когда кандидат на должность сравнивается с реальным работником, взятым в качестве своеобразного эталона.
В целевых и плановых оценках (формирование состава резерва кадров на выдвижение, аттестация работников аппарата управления и др.), а также в текущих (оперативных) оценках в отечественной и зарубежной практике управления условно различают три группы методов: качественные, количественные и комбинированные.
К группе качественных методов обычно относят методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения (дискуссии). Например, если правильно организовать процедуру оценки и учесть, что характеристика представляет собой совокупность оценок работника со стороны не только администрации, но и различных общественных организаций, то методом деловой характеристики можно получить достаточно объективные результаты. Эти оценки соответствуют конкретному набору качеств.
Замечено, что методы биографического описания, устного отзыва и характеристик в хозяйственной практике, чаще всего применяются при найме и перемещении работников, а методы эталона (оценка фактических качеств работника в сравнении с моделью) и дискуссий - преимущественно при назначении руководителей.
К количественным методам относят все методы с числовой оценкой уровня качеств работника. Среди них наиболее простыми и эффективными считают метод коэффициентов и балльный.
Применение компьютеров и других средств вычислительной техники позволяет оперативно производить расчеты и в итоге получать достаточно объективные оценки труда работника. Эти методы не только достаточно просты, но и носят открытый характер, так как позволяют каждому самостоятельно посчитать по достаточно строгой методике "свои коэффициенты" или "баллы", оценить результативность своего труда.
К группе комбинированных методов относят широко распространенные и разнообразные методы экспертной оценки частоты проявления определенных качеств, специальные тесты и некоторые другие комбинаций качественных и количественных методов. Все они строятся на предварительном описании и оценке определенных признаков, с которыми сравниваются фактические качества оцениваемого работника.
Итак, деловая оценка качества персонала организации - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места. Оценка эффективности основана на учете специфики труда служащих (управленцев) и особенностей проявления его результатов.
Собрав воедино группу высококвалифицированных специалистов по образованию, но, не проведя оценку личностных и деловых качеств каждого в отдельности или оценку работы группы, руководитель может получить "трудный коллектив", как в психологическом, так и в производственном плане. Не всегда профессиональная оценка совпадает с личностной, и опытный сотрудник может оказаться неуживчивым человеком, что внесет дисгармонию в работу коллектива и организации в целом.
В другом примере - сотрудник, которого можно назвать "душа - человек" или "рубаха - парень", умеющий найти общий язык и подход к каждому, как специалист или руководитель может оказаться никчемным, что в конечном итоге отрицательно может повлиять на выполнение производственной задачи и цели.
В последние десятилетия за рубежом, к примеру, получило широкое распространение функционирование оценочных центров. Сам термин «оценочный центр» обозначает принципы и подходы к сбору и интерпретации данных психологического обследования. Впервые эти принципы были применены в США для отбора персонала стратегических служб. В дальнейшем технология оценочных центров стала использоваться и в гражданских областях.