ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 2197
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Экзамен на статус адвоката:учебно-практическое пособие. Часть первая
Глава 1. История российской адвокатуры*(2)
1.1. Российская адвокатура по Судебным Уставам 1864 г.
1.5. Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939-1980 гг.)
1.6. Становление современной российской адвокатуры (1989-2002 гг.)
2.3. Обязанность адвоката по повышению квалификации: значение и формы реализации
Допуск к квалификационному экзамену
Приостановление статуса адвоката
2.5. Помощник адвоката, стажер адвоката: понятие, статус. Особенности трудовых отношений
2.10. Квалификационные комиссии адвокатских палат субъектов Российской Федерации и их полномочия
Юридическая консультация (ст. 24 Закона об адвокатуре)
Адвокатский кабинет (ст. 21 Закона об адвокатуре)
2.12. Коллегия адвокатов и адвокатское бюро как формы адвокатских образований
Коллегия адвокатов (ст. 22 Закона об адвокатуре)
Адвокатское бюро (ст. 23 Закона об адвокатуре)
Содержание адвокатского производства по уголовным делам
Содержание адвокатского производства по гражданским делам
О соблюдении адвокатской тайны при ведении адвокатского производства
Глава 3. Отношения адвоката с доверителем
Возмещение расходов на оказание юридической помощи при реабилитации лица
Глава 4. Профессиональная этика адвоката
4.1. Кодекс профессиональной этики адвоката: правовая природа, значимость, назначение, содержание
4.2. Этические принципы профессионального поведения адвоката
4.3. Этические правила поведения адвоката при общении с доверителем
4.4. Этические правила поведения адвоката при общении с другими адвокатами
4.5. Этические правила участия адвоката в судопроизводстве
Глава 5. Гарантии независимости адвоката, ответственность адвоката
5.5. Гражданско-правовая ответственность адвоката перед доверителем
Деятельность адвоката при признании гражданина безвестно отсутствующим, объявлении умершим
Оказание адвокатом квалифицированной юридической помощи доверителям - юридическим лицам
6.3. Понятие и виды сделок. Форма сделок. Условия действительности сделок
6.5. Представительство: понятие, виды. Доверенность
Деятельность адвоката по делам о защите права собственности
6.12. Понятие, содержание договоров. Принцип свободы договора. Классификация договоров
6.14. Особенности составления адвокатом проекта договора купли-продажи в интересах продавца
Договор возмездного оказания услуг
Финансирование под уступку денежного требования
6.31. Консультирование адвокатом доверителя по вопросам наследования по закону
Деятельность адвоката по регистрации залога
Деятельность адвоката по регистрации договора участия в долевом строительстве
6.34. Последовательность действий адвоката при создании товарищества собственников недвижимости
Заявлениео признании незаконным решения об отказе в распоряжении средствами материнского капитала
9.1. Лица, участвующие в деле: понятие, состав, процессуальные права и обязанности
9.8. Соблюдение адвокатом порядка предъявления иска и последствия его несоблюдения
9.12. Участие адвоката в рассмотрении дела в порядке заочного производства
Отличия апелляционной жалобы от кассационной и надзорной жалоб
Заключение эксперта и заключение специалиста
Показания эксперта и специалиста
Анализ адвокатом заключения эксперта и заключения специалиста
3) назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользовавшихся на суде правом бедности;
4) определение количества вознаграждения поверенному по таксе в случае несогласия по этому предмету между ним и тяжущимся или отсутствия между ними письменного условия;
5) определение взыскания с поверенных как по собственному усмотрению совета, так и по жалобам, поступавшим в совет.
На основании ст. 368 Учреждения судебных установлений совет был вправе наложить на присяжного поверенного дисциплинарное взыскание (предостережение; выговор). При наличии 2/3 голосов совета могли применяться такие наказания как запрещение отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока (не более одного года), исключение из числа присяжных поверенных, а также - в особо тяжких случаях - предание уголовному суду.
Специально оговаривалось и то обстоятельство, что исключенные из числа присяжных поверенных лишались права поступать в это звание во всем государстве. Если присяжному поверенному уже запрещалось два раза временно отправлять данные обязанности, то в случае его новой вины, которую совет признавал заслуживающей такого же взыскания, он исключался из числа поверенных.
Ни одно из упомянутых взысканий не могло быть назначено советом без предварительного истребования от провинившегося объяснений в определенный советом срок. При отказе предоставить объяснения или из-за неявки в назначенный срок без уважительных причин совет заочно выносил постановление на основании имевшихся у него сведений и известных ему обстоятельств. Никакое постановление совета не могло иметь силы, если в нем участвовало менее половины его членов. При равенстве голосов голос председателя был решающим. Но взыскания могли быть определены советом только по числу двух третей голосов. На все постановления совета и его отделения, кроме предостережения или выговора, могли быть принесены жалобы в судебную палату в двухнедельный срок со времени объявления этих постановлений. Протесты прокуроров могли быть принесены в тот же срок. Определения палаты по этим жалобам и протестам были окончательными.
Надзор за деятельностью совета присяжных поверенных осуществляли региональные суды.
Судебными установлениями были определены права и обязанности присяжных поверенных.
Присяжные поверенные могли принимать на себя хождение по делам во всех судебных местах округа судебной палаты, к которой они приписаны (ст. 383). Назначенный советом для производства дела присяжный поверенный не мог отказаться от исполнения данного ему поручения, не обосновав этого уважительными причинами. Поверенный не мог покупать или каким-либо иным способом приобретать права своих доверителей по тяжбам, вести дела в качестве
поверенного против своих близких родственников, быть поверенным обоих тяжущихся или переходить от одной стороны к другой в одном и том же процессе, разглашать тайны своего доверителя, причем не только во время производства, но даже после окончания дела. В случае переезда в другой город присяжный поверенный должен был с согласия своих доверителей передать находившиеся у него дела другому присяжному поверенному.
Присяжные поверенные не были государственными служащими, поэтому на них не распространялось чинопроизводство и они не имели права на служебные знаки отличия.
Присяжные поверенные - это установленные в государственных интересах лица свободной профессии. Они были независимы от суда в своих действиях по ведению уголовных и гражданских дел, подчинялись только для них предусмотренному особому дисциплинарному порядку, за нарушение которого наступала определенная ответственность:
- дисциплинарная - за несоблюдение адвокатской этики и нарушения профессиональных обязанностей, не дававших оснований для уголовного преследования;
- гражданская - за совершение действий, сопряженных с нанесением доверителю материального ущерба, вызванного небрежным исполнением своих обязанностей (пропуск процессуальных сроков и т.п.). В этом случае тяжущийся имел право взыскать с поверенного свои убытки через тот суд, в котором он вел дело;
- уголовная - за совершение умышленных действий во вред своим доверителям (например, злонамеренное превышение пределов полномочий и злонамеренное вступление в сношение или сделки с противниками своего доверителя во вред ему, злонамеренная передача или сообщение противнику своего доверителя документов).
Дисциплинарная власть в отношении частных поверенных принадлежала тем судам, при которых они состояли. Суд начинал дисциплинарное производство или по собственному усмотрению, или по предложению прокуратуры и мог налагать на виновных те же наказания, какие советы присяжных поверенных налагали на членов своего сословия.
На судебном заседании присяжные поверенные пользовались свободой речи, но не должны были распространяться о предметах, не имевших никакого отношения к делу, показывать неуважение к религии, закону и властям, употреблять выражения, оскорбительные для чьей бы то ни было личности. Оскорбленное лицо на основании общих законов могло привлечь присяжного поверенного к ответственности за клевету и обиду, и в этом случае он мог подвергнуться уголовному наказанию.
Присяжные поверенные могли принимать на себя ведение любых дел, как уголовных, так и гражданских, но ни в тех ни в других они не были единственными правозаступниками: в гражданских процессах, кроме них, вести дела тяжущихся могли частные поверенные, а в уголовных - близкие родственники.
К ведению дел, находившихся в производстве мировых судей, допускались все правоспособные граждане, но не более как по трем делам в течение года в пределах одного и того же мирового округа. По уголовным делам присяжные поверенные принимали на себя защиту подсудимых либо по соглашению с ними, либо по назначению председателя суда. В уголовных делах, подлежавших ведению общих судебных учреждений, практиковалось назначение официальных защитников. По просьбе подсудимого председатель суда назначал ему защитника из состоявших при суде присяжных поверенных, а при их недостатке - из кандидатов на судебные должности лиц, известных председателю своей благонадежностью. Председатель суда был обязан назначать защитника по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами от 10 до 17 лет, независимо от желания самих несовершеннолетних, их родителей или попечителей. Отказываться от таких поручений присяжные поверенные могли только по уважительным причинам. В гражданских делах председатель суда мог назначить поверенного только в случае отказа ранее избранного тяжущимся поверенным от ведения дела.
Совет присяжных поверенных мог назначать поверенных и в других случаях по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности.
Присяжные поверенные могли заключать письменные условия о гонораре за ведение дела по соглашению сторон. Помимо этого, существовала особая такса, имевшая двоякое значение. Суд, во-первых, руководствовался ею при исчислении суммы издержек, подлежавших взысканию с проигравшей стороны в пользу выигравшей, и, во-вторых, сам определял размер гонорара поверенного, когда тот заключал письменные условия с доверителем. Предполагалось, что Министерство юстиции по представлениям судебных палат и советов присяжных поверенных будет определять твердую таксу оплаты труда поверенного каждые три года. Но это исполнено не было, и первая такса, установленная в 1868 г., оставалась единой на весь период существования присяжной адвокатуры в России. Это относилось только к гражданским делам.
Основным критерием при определении размера гонорара служила цена иска. Так, за участие по делу в двух инстанциях поверенный получал обусловленный процент от суммы иска. По делам, не подлежавшим оценке, гонорар определял суд, исходивший из значения и важности дела для тяжущихся сторон, их материального положения, времени и труда, затраченного поверенным. Суд же определял и вознаграждение за ведение дела в порядке охранительного судопроизводства (используя современную терминологию - защита по назначению суда), в зависимости от сложности дела - до 600 руб., а по делам ценой менее 500 руб. - до 50 руб. За ведение дела в первой инстанции присяжный поверенный получал 2/3 определенного таксой гонорара, за ходатайство во второй инстанции - 1/3, а в кассационном департаменте Сената - 1/4. В случае проигрыша дела гонорар уменьшался: присяжный поверенный истца получал 1/4, а поверенный ответчика - 1/3 положенного ему гонорара.
Из полученных вознаграждений удерживались проценты, отчислявшиеся на вознаграждение присяжных поверенных, назначенных председателями судов для защиты подсудимых. Распределяло эту сумму Министерство юстиции ежегодно между всеми судебными округами России соответственно числу защитников, назначенных председателями из присяжных поверенных, а в округах полученные от Министерства суммы распределялись советами присяжных поверенных между назначенными поверенными.
Составление подробных правил о порядке взимания сбора с присяжных поверенных, контроле и отчетности по нему возлагалось на судебные палаты. Утверждали эти правила руководители трех ведомств: министр юстиции, министр финансов и государственный контролер. Судебные палаты обязаны были принимать меры к точному соблюдению указанных правил со стороны советов присяжных поверенных и окружных судов.
Присяжный поверенный не мог действовать в суде в качестве поверенного против своих родителей, жены, детей, родных братьев, сестер, дядей и двоюродных братьев и сестер. Это положение строилось на основе норм нравственности и морали и строго соблюдалось.
Присяжный поверенный не мог не только быть в одно и то же время поверенным обеих спорящих сторон, но и переходить по одному и тому же делу последовательно от одной стороны к другой.
Присяжным поверенным запрещалось покупать или иным образом приобретать права своих доверителей по их тяжбам как на свое имя, так и под видом приобретения для других лиц. Все сделки такого рода признавались недействительными. При этом по решению совета присяжные поверенные подвергались дисциплинарной ответственности.
Присяжный поверенный не должен был оглашать тайн своего доверителя не только во время производства его дела, но и по окончании.
Каждый присяжный поверенный обязан был вести список дел, порученных ему, и представлять его в совет поверенных по его первому требованию.