Файл: Книга адресована классным руководителям, преподавателям естественных наук, организаторам досуга школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ведущий N 9: Прятала тогда девочка свои наперстки и, глотая слезы,
принималась за тяжелую домашнюю работу. Переделает всю ее – опять наперстки достанет, чтобы поиграть да мать вспомнить. И вот однажды рассерженная мачеха отобрала у девочки шкатулку с наперстками и зарыла в огороде. Искала бедная сиротка наперстки, искала – так и не смогла найти. Нечем было ей теперь утешиться, и печалилась она пуще прежнего.
Ведущий N 10: Подошла осень, потом зима наступила, город снежинками-сугробами замело. А по весне еще лежал снег, когда пробилась зеленая трава, и на грядке – там, где злая мачеха шкатулку от сиротки спрятала, вдруг поднялось среди крапивы и лопухов какое-то новое растение. Зацвело оно на диво, и на длинной зеленой стрелочке кто-то маленькие наперстки развесил. Совсем такие, как у сиротки были. Увидели люди эти цветы и назвали их наперстянкой.
Ведущий N 9: Не торопитесь рвать наперстянку на букеты. С виду цветок красив, а возьмешь в руки – может сразу обжечь, словно крапива. И
запахом одурманивает. Скот и насекомые обходят цветок стороной. А
откуда бы, казалось, знать им, что стебли и корневища у цветка ядовиты? В
растении содержится токсичное вещество, именуемое дигиталисом.
Ведущий N 10: Дигиталис в малых дозах используется в медицине как лечебное средство: врачи рекомендуют его при сердечных болезнях. В
народной медицине наперстянке приписывается свойство «очищать тело сверху донизу». Так считают еще со времен Диоскорида. В Средние века
наперстянка слыла слабительным и рвотным, ею пытались лечить также лихорадку и водянку.
Ведущий N 9: Выдающийся русский врач С. П. Боткин назвал наперстянку «одним из самых драгоценных средств, какими обладает терапия». На Кубани сейчас есть даже специальные плантации, на которых выращивают наперстянку для лечебных целей.
Ведущий N 10: Чем больше будет выращиваться в наших садах различных лекарственных трав, тем больше будет их сохранено в диком виде – в лесах, лугах. Природа щедра лишь для тех, кто умеет ее беречь.
Ведущий N 11:
Минутная краса полей,
Цветок увядший, одинокий,
Лишен ты прелести своей
Рукою осени жестокой.
В. А. Жуковский
Ведущий N 12: Богиня цветов Флора каждую весну спускалась на
Землю, любовалась волшебной радугой в своем богатом хозяйстве и щедро одаривала любимцев. И вот однажды услышала она незнакомый тоненький голос.
Флора: Кто ты?
Барвинок: Это я, барвинок.
Флора: Что ж тебе надобно?
Барвинок: Хочу иметь такой же запах, как у фиалки. На нее все обращают внимание, а на меня никто не смотрит, хотя цветы мои не хуже.
Дай мне аромат, матушка-Флора.
Флора: Не могу. Ты ведь родился без запаха, и это уже нельзя изменить.
Ведущий N 11: Не все, оказывается, под силу богам. Так и остался красавец-барвинок без запаха. Не вышел барвинок ни ароматом, ни пышным нарядом, зато очень живуч, цепок и стоек, да не боится лютой непогоды. Оттого и уважают его люди.
Ведущий N 12: В Германии барвинок был соперником незабудки; на венках, сплетенных из него, гадали о замужестве. А во Франции в Средние века он считался фиалкой ведьм. Подозревая жертву в сговоре с дьяволом,
судья-инквизитор произносил имя обвиняемого и бросал на сковороду с кипящим салом лепесток барвинка. Если лепесток оставался на сковородке,

человека оправдывали. Если отскакивал – его сжигали на костре. Венки из барвинка надевали на головы приговоренным к смертной казни. Само название цветка – Vica – произошло от латинского слова vicire, что значит
«обвивать, вязать, связывать».
Ведущий N 11: На смену черным приметам пришли добрые:
считалось, что тот, кто посадил у дома барвинок, обретет счастье. В Альпах венки и букеты барвинка развешивали над окнами, поскольку верили, что это предохраняет жилище от удара молний. Вениками из барвинка украшали голову невесты, обкладывали свадебные караваи, лепестками осыпали молодых, устилали ими дорогу. Вечнозеленый, с лазурно-синими цветками на раскинутых стеблях, растет он в лесах и рощах, в садах и парках, и увядшие букеты его не выбрасывают в мусор, а опускают в воду –
в речку или в пруд, чтобы «не страдал он от жажды».
Ведущий N 12: Цветок без запаха, но себе на уме. В конце XIX века медики определили, что стебли барвинка богаты ценнейшими лекарственными веществами. Открытие это имело для медицины почти такое же важное значение, как открытие железа для мировой культуры. Вот тебе и барвинок.
Ведущий N 11: Не обо всех цветах сложены легенды и предания,
многие цветы явились к нам позже той поры, когда люди слагали мифы. Но у каждого цветка есть своя тайна, тайна красоты. Разгадать ее могут лишь зрячие сердцем. И может быть, ключом к постижению этой тайны послужат слова французского философа Луи Клода Сен-Мартена: «Задача растительности – передать нам лучи красоты цветов и совершенства,
источник которых лежит в высших сферах».
Ведущий N 12:
Буду черные грядки холить,
Ключевой водой поливать;
Полевые цветы на воле,
Их не надо трогать и рвать.
Пусть их больше, чем звезд зажженных
В сентябрьских небесах.
Для детей, для бродяг, для влюбленных
Вырастают цветы на полях.
А. Ахматова

9. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ
НАСЕКОМЫХ (6-7-й кл.)
ЗАДАНИЯ
1. По рядам передается листок. Каждый вписывает по одному названию насекомого. Выигрывает тот ряд, который быстрее заполнит листок.
2. Вызываются два участника. Они попеременно называют насекомых.
Выигрывает тот, кто больше перечислит насекомых.
3. Из перечисленного списка надо выбрать насекомых, обитающих в нашей местности.
ЦЕЛИ:
1) расширение знаний учащихся о насекомых;
2) способствование развитию наблюдательности;
3) создание атмосферы праздника.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Чудесное место
2. Знакомство с энтомологом
3. Наблюдение за муравьями
4. Гусеница
5. Бабочка
6. Божья коровка
7. Танец пчелок
8. Полезные и вредные насекомые
(в данном мероприятии участвует весь класс)
ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА:
1) красочные рисунки насекомых;
2) декорации – лес, речка, луга, опушка леса;
3) листок для гусеницы.
ЗАДАНИЕ НА ВЕЧЕР: прочитать о каком-нибудь насекомом.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.
1. Ведущий N 1.
2. Ведущий N 2.
3. Ведущий N 3.
4. Энтомолог.
5. 1-й муравей.


6. 2-й муравей.
7. Тля.
8. Гусеница.
9. Ведущий N 4.
10. Ведущий N 5.
11. Ведущий N 6.
12. Пчелка-разведчица.
13. 1-я пчела-сторож.
14. Оса.
15. 2-я пчела-сторож.
16. Шмель.
17. Жук.
18. Муха.
19. Бабочка.
20. Божья коровка.
Ведущий N 1: Вы хотите путешествовать? Конечно, хотите! Кто в детстве и юности не мечтает о далеких, полных приключений и опасностей путешествиях! Что ж, попробуем помечтать вместе! Давайте же отправимся путешествовать по вольным просторам полей и глухим зарослям леса, осмотрим окраины своего города, спустимся в овраги,
покрытые душистыми травами, зайдем на колхозные и совхозные поля…
Они будут нашими «воспитателями» и «наставниками» в прекрасном деле познания природы. Мы проникнем в страну дремучих трав, в веселый мир цветов и насекомых. Итак, в путь!
Ведущий N 2: Есть на земле чудесное место. Маленькая речка бежит по зеленым заливным лугам, тихие воды ее то прячутся за жесткой щеткой осоки, то вновь вырываются на простор, и тогда сотни ярких солнечных бликов радостно играют на поверхности воды.
За речкой синеют голубые дали, а воздух прозрачен, как хрусталь.
Днем, когда сильно пригреет солнце и воздушные струи побегут вверх от горячей земли, все вокруг чуть дрожит и колеблется, будто смотришь на мир через хрустальную призму.
Ведущий N 3: На высоком правом берегу речки шелестят золотистые колосья спелой пшеницы. А дальше, за оврагами, спустились с горы и остановились у самых полей березовые перелески. Еще дальше тенистый сосновый бор. Там, в лесу, есть поляна.
(текст прочитывается под музыку оркестра Поля Мориа).
Ведущий N 1: На лесной опушке сидит человек. Он внимательно,
сосредоточенно наблюдает. Человек сидит здесь часами, днями, неделями.

Он уходит только ночью, но не покидает своего наблюдательного поста ни когда немилосердно жгут палящие лучи летнего солнца, ни когда порывы ветра приносят лохматые тучи и они проливаются грозовыми ливнями. Что привлекает внимание этого человека? Давайте спросим у него.
Энтомолог: Я ученый-энтомолог. Изучаю жизнь насекомых. С
первыми весенними днями ученые-энтомологи отправляются в свои научные экспедиции; разбредаются по лесным опушкам, внимательно осматривают крупные речные берега, устанавливают наблюдательные пункты у откосов глинистых оврагов и среди молодой зелени полезащитных лесных полос.
Научное оборудование энтомологов не слишком сложное: полевая сумка, маленькая острая саперная лопатка, несколько стеклянных банок и пробирок, пинцет, нож, картонная коробка с ватой, несколько маленьких коробочек, лупа, записная книжечка, карманный сачок и склянка с эфиром или хлороформом. Все это нужно для отлова и хранения насекомых, для вскрытия и изучения их гнезд. А для наблюдения за повадками насекомых нет надобности даже и в таком оборудовании.
(желательно представить весь ассортимент оборудования).
Ведущий N 2: Устроившись где-нибудь на поляне или в овраге,
энтомолог следит за поведением какой-нибудь одиночной пчелы. Ничто не ускользнет от внимания ученого. Ведь в строении насекомого, в его повадках отражен многовековой путь развития, который прошли предки этого насекомого.
Энтомолог: Скрытая жизнь крошечного насекомого может помочь сделать далеко идущие научные выводы. Насекомые – одно из звеньев живой природы. И поскольку в природе все находится во взаимосвязи, то,
изучая насекомых, мы все больше и больше познаем природу в целом.
Ведущий N 3: Солнце припекает все сильнее. Горячий воздух колеблется; вместе с ним, кажется, колеблются и лес, и травы, и далекие просторы лугов. Как хорошо сейчас прилечь на легкую, шелковистую весеннюю траву!
Ведущий N 1: Когда стоишь, все сливается под ногами в сплошной зеленый ковер. Как Гулливер с высоты своего роста не видел подробностей в стране лилипутов, так и мы не замечаем многого, что происходит в стране зеленых трав.
А ляжешь – и перед глазами открывается новый, таинственный мир.
Зеленая страна словно раздвигается и предстает в иных, увеличенных размерах. Стебли трав кажутся теперь похожими на стволы больших деревьев.


Энтомолог: Смотрите! Муравей тащит былинку. Она кажется огромной по сравнению с ним. А вот и еще один. Муравейника не видно, а муравьи все бегут и бегут куда-то. Здесь пролегает муравьиная дорожка.
Когда-то один муравей пробежал и оставил за собой пахучие следы. По его следам прошел другой, третий. Все они шли и находили дорогу по запаху,
который оставили прошедшие ранее. Повсюду пролегают такие пахучие тропинки муравьев.
Ведущий N 2: Муравьи один за другим взбираются по стеблю. Что привлекает их?
Энтомолог: Большой лист покачивается над головой. На обратной стороне листа сидят, тесно прижавшись друг к другу, зеленые насекомые.
Их вздутые тельца напоминают маленькие бочонки. Эти крошечные,
«беззащитные» насекомые – тля. Они совсем не боятся крепких челюстей воинственных муравьев. Между тлями протискивается то один, то другой муравей, а те как ни в чем не бывало сидят на листе и словно дремлют.
Ведущий N 3: Понаблюдаем за ними. Вот один муравей около тли. Он бережно ощупывает ее усиками. Тля приподнялась. На заднем конце ее брюшка выступила крошечная капелька прозрачной жидкости. Муравей с жадностью проглотил эту капельку. Затем он пополз к другой тле, и повторилось то же самое.
Энтомолог: Это – муравьи – «скотоводы». Они сохраняют тлей и получают от них сладкую жидкость. Жидкость эта – не что иное, как продукты пищеварения тлей. Но муравьи до них большие охотники.
1-й муравей: Сегодня я наелся до отвала, пора спускаться вниз.
Привет, приятель.
Ведущий N 1: Навстречу ему спешит голодный муравей. Он останавливает сытного, ощупывает его усиками. И тогда сытный приседает,
вытягивает головку и выпускает каплю сиропа. Голодный с жадностью набрасывается на сладкую жидкость.
2-й муравей: Благодарю, друг, за вкусный завтрак.
Энтомолог: На соседнем листе пристроилась гусеница бабочки- зорьки. Вся жизнь гусеницы проходит в еде. Сначала с края листа она делает круглую выемку своими жвалами. Затем ест очень быстро: голова гусеницы опускается, пожирая листок, потом быстро поднимается, чтобы снова опуститься.
Гусеница: Какой удачный день! Попадаются одни крупные и сочные листья. Ой! Кто это?
Энтомолог: Используя тлей как посредников, муравьи поедают в конечном счете вещества, накопленные растениями.

Ведущий N 2: Значит ли это, что муравьи – паразиты, живущие за счет других?
Энтомолог: Вовсе нет! Муравьи щедро расплачиваются с растениями за капельки сахаристой жидкости, полученной посредством тлей. Ведь муравьи защищают растения от гусениц.
Каждая гусеница превращается в куколку, из куколки выходит бабочка.
Куколка, а в значительной мере и бабочка, существуют за счет питательных веществ, которые накопила в своем теле гусеница.
Ведущий N 2: Вот почему гусеницы так прожорливы. Количество листьев, съеденных гусеницей за день, в несколько раз превышает ее собственный вес.
Ведущий N 3: Можно себе представить, что было бы без муравьев и птиц, поедающих гусениц! Гусеницы опустошили бы нашу зеленую планету.
Энтомолог: Но этого не происходит, поскольку большая часть гусениц гибнет от многочисленных врагов. Питательные вещества, накопленные гусеницами, не пропадают зря. Те гусеницы, что попадают в челюсти муравьев, пополняют продовольственные запасы в кладовых муравейника.
За счет этих запасов вырастут новые сотни муравьев, которые выйдут на охоту и уничтожат десятки новых гусениц. В природе все находится в тесной взаимосвязи.
Ведущий N 4: Что это за шум? Посмотрите! Над цветками, жадно тянущимся к солнцу, шумит веселая толпа крылатых гостей (появляются пчела, оса, шмель, жук, муха, бабочка). Здесь пушистые пчелы – серые,
желтоватые, ярко-оранжевые; гибкие осы – черные и полосатые; толстые шмели в ярких бархатных шубках; мелкие и крупные мухи и жуки всех цветов и оттенков. Яркие бабочки – красно-черные крапивницы, бело- оранжевые зорьки – порхают над желтыми, красными, белыми цветками.
Ведущий N 5: Следишь за игрой весенних мотыльков – и кажется, что это цветки, оторвавшись от цветоножек, теперь носятся в веселой пляске над своими собратьями. Как объяснить эту яркую, праздничную окраску цветков и насекомых?
Энтомолог: В поисках ответа давайте попытаемся поймать белую бабочку с большими оранжевыми пятнами на передних крыльях. Это –
зорька. Вы уже готовы схватить бабочку, а она вдруг исчезает.
Присмотритесь внимательно, и вы ее увидите. Интересно, если бы она умела говорить, что она нам сказала бы?
Бабочка: Какие глупые люди! Они думают, что могут быстро поймать меня. Но не тут-то было. Я умею очень быстро сесть на цветок, сложить

крылья и скрыть свою яркую окраску. Правда. И остается виден только пестрый бело-зеленый рисунок нижней стороны задних и передних крыльев. Но этот рисунок сливается с расцветкой окружающей растительности и делает меня незаметной для врагов.
Ведущий N 6: Следовательно, окраска бабочек защищает их. Это покровительственная окраска. Иногда она делает насекомое незаметным, в других случаях, наоборот, рассчитана на то, чтобы отпугнуть врага.
Энтомолог: Посмотрите еще на маленького жука – божью коровку.
Божья коровка: Да, на меня стоит обратить внимание, так как я этого заслуживаю. У меня черная голова и грудь с белыми отметинами, яркие оранжево-красные надкрылья, на которых 7 черных точек. Если возьмете меня в руки, я измажу ваши пальцы желтой, скверно пахнущей жидкостью.
Это кровь, выступающая в минуту опасности из сочленений ног. Желтая кровь не только неприятно пахнет – она обжигает рот, вызывает воспаление. Насекомоядные птицы не трогают меня, поскольку я ядовита.
Энтомолог: Яркая окраска божьей коровки словно специально рассчитана на то, чтобы предупредить врага: не троньте меня, я несъедобная.
Ведущий N 4: Только несколько примеров, а уже становится ясно,
какую роль играет яркая окраска в мире насекомых.
Ведущий N 5: Цветки и насекомые – это два вида одной жизни. В
течение многих тысячелетий цветки приспосабливались к опылению насекомыми. А насекомые в свою очередь приспосабливались к цветкам,
снабжающим их пищей. В результате изменилось как строение цветков, так и строение тел и повадки насекомых.
Энтомолог: Давайте поближе познакомимся с пчелами. Род пчел, к которому относится медоносная пчела, разводящаяся человеком,
насчитывает несколько видов. Медоносные пчелы обладают большой приспособляемостью к различным условиям жизни, и поэтому их удалось расселить почти по всему земному шару.
Ведущий N 6: Медоносные пчелы живут огромными семьями. В них насчитывают десятки тысяч рабочих пчел. Осенью семьи медоносных пчел не вымирают. Рабочие пчелы перезимовывают вместе с маткой. Уже ранней весной такая семья может выслать на поля многочисленную армию сборщиц.
Ведущий N 4: У входа в улей появляются бдительные сторожа. Во все стороны высылаются пчелы-разведчицы. С быстротой курьерского поезда разлетаются пчелы по лугам, полям и садам. Одни из них собирают нектар,
другие – пыльцу.