Файл: Книга адресована классным руководителям, преподавателям естественных наук, организаторам досуга школьников.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ведущий N 5: Первая же пчела, прилетевшая на цветущие растения,
спешит набрать нектар или пыльцу. Нагрузившись добычей, пчела летит обратно. Вернувшись в улей, удачливая разведчица не теряет времени. Она раздает нектар молодым пчелам, которые разнесут его по медовым кладовым, а сама быстро пробирается на «многолюдные улицы воскового города».
Энтомолог: Здесь, на сотах, пчела-разведчица начинает танцевать.
Именно танцевать, потому что нет другого понятия, которое более точно отразило бы поведение этой пчелы. Быстрыми шажками, припрыгивая,
пчела описывает небольшие круги. Танцовщица постоянно меняет направление кругового движения, поворачиваясь то направо, то налево.
Она движется то в одну, то в другую сторону, описывая круги. Пчелы,
находящиеся рядом, приходят в возбужденное состояние. Они вприпрыжку следуют за танцующей пчелой, ощупывают усиками ее брюшко. Затем танцовщица перебегает на другое место и здесь, среди других пчел,
повторяет все фигуры своего «танца». Она словно бросает в толпу пчел призывный клич.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 27
Пчела-разведчица: Быстрей собирайтесь. Я нашла чудесное поле.
Там уже распустились цветки. Скорее! Мы будем там первыми! Мы соберем много нектара! Скорее, скорее летим!
Ведущий N 6: Конец танцев всегда один: танцовщица стремглав бросается к выходу из улья и мчится к обнаруженным запасам корма,
увлекая за собой «завербованных» танцем пчел.
Энтомолог: Много сотен цветков надо посетить пчеле, чтобы накопить в своем зобике одну крошечную капельку душистого нектара. Это ее пища, это жизнь всей пчелиной семьи, ее настоящее и будущее.
Ведущий N 4: Рядом работает другая пчела. Она собирает пыльцу –
драгоценный корм для молодого поколения. Пчела разгрызает челюстями пыльник. Золотым дождем осыпается на нее пыльца. Пчела взлетает и как бы повисает в воздухе головой к цветку. В это время она счищает со своего тела пыльцу и складывает ее в корзиночки задних ножек. Вскоре там скапливаются большие, хорошо видимые цветные комочки пыльцы.
Ведущий N 5: Ноша предельно велика, но отдыхать некогда. Пчела вновь садится на цветок. На секунду она замирает, как бы отдыхая,
передними ножками чистит голову, расправляет усики и улетает по направлению к дому. Если добыча велика, пчелы-сборщицы, вернувшись в улей, тоже начинают танцевать, и каждая «мобилизует» на работу новые отряды пчел.
Энтомолог: Танцы – это своеобразный способ общения между
пчелами. Танцовщицы на своем теле приносят в улей запах тех цветков, на которых они нашли много нектара или пыльцы. Руководствуясь этим запахом, пчелы, принявшие участие в танце, летят на поиски медоносов с этим запахом.
Ведущий N 6: Давайте поинтересуемся у пчелы, как танец помогает ей найти цветки, на которых можно нагрузиться нектаром или пыльцой.
Пчела-разведчица: Танцы не всегда одинаковы. Если источник корма найден не вблизи улья, а в некотором отдалении, то мы, пчелы- танцовщицы, описываем уже не круги, а восьмерки, и при этом время от времени быстро виляем из стороны в сторону брюшком.
Фигуры танца имеют большое значение. Очень часто мы виляем брюшком только тогда, когда бежим вверх по сотам, в других случаях –
только тогда, когда бежим вниз. Иногда виляем брюшком, совершая в танце круговые движения влево, а в других случаях – только вправо. Фигуры
«виляющего танца» зависят от места обнаруженных медоносов и положения, в котором находится в это время солнце.
Энтомолог: Для пчел, улетающих в поле, солнце является своего рода компасом. С того времени, как пчела отправляется за добычей, и до ее возвращения в улей проходит не так уж много времени. За этот промежуток положение солнца на небе заметно не изменяется. Поэтому, ориентируясь по солнцу, пчелы могут сравнительно легко найти обратную дорогу. И вот,
виляя брюшком и бегая в ту или другую сторону, пчела-танцовщица как бы указывает, в каком направлении по отношению к солнцу следует лететь,
чтобы достичь источника нектара или пыльцы.
Ведущий N 4: Одна за другой пролетают туда и обратно пчелы- сборщицы. Только несколько пчел, как мы уже говорили, выделяются из этого непрерывного потока. Они осматривают влетающих и вылетающих пчел и как будто бы ничем не заняты. Эти одиноко сидящие у входа пчелы
– сторожа.
1-я пчела-сторож: Ничто не укроется от нашего бдительного взора.
Ни одна пчела, свободная от драгоценной ноши, не войдет внутрь, ни одна,
даже самая мельчайшая доля нектара и пыльцы не будет вынесена обратно.
Энтомолог: В любую секунду готовы сторожа направить против врага отравленные копья своих жал. Вот сторожевые пчелы заволновались,
забегали.
2-я пчела-сторож: Тревога! У ворот жилища оса – опасный и хитрый враг.
Ведущий N 5: Стремительно бросаются на нее сторожевые пчелы.
Завязывается борьба. Она длится только мгновение. Жало вонзается в
Ведущий N 6: Давайте поинтересуемся у пчелы, как танец помогает ей найти цветки, на которых можно нагрузиться нектаром или пыльцой.
Пчела-разведчица: Танцы не всегда одинаковы. Если источник корма найден не вблизи улья, а в некотором отдалении, то мы, пчелы- танцовщицы, описываем уже не круги, а восьмерки, и при этом время от времени быстро виляем из стороны в сторону брюшком.
Фигуры танца имеют большое значение. Очень часто мы виляем брюшком только тогда, когда бежим вверх по сотам, в других случаях –
только тогда, когда бежим вниз. Иногда виляем брюшком, совершая в танце круговые движения влево, а в других случаях – только вправо. Фигуры
«виляющего танца» зависят от места обнаруженных медоносов и положения, в котором находится в это время солнце.
Энтомолог: Для пчел, улетающих в поле, солнце является своего рода компасом. С того времени, как пчела отправляется за добычей, и до ее возвращения в улей проходит не так уж много времени. За этот промежуток положение солнца на небе заметно не изменяется. Поэтому, ориентируясь по солнцу, пчелы могут сравнительно легко найти обратную дорогу. И вот,
виляя брюшком и бегая в ту или другую сторону, пчела-танцовщица как бы указывает, в каком направлении по отношению к солнцу следует лететь,
чтобы достичь источника нектара или пыльцы.
Ведущий N 4: Одна за другой пролетают туда и обратно пчелы- сборщицы. Только несколько пчел, как мы уже говорили, выделяются из этого непрерывного потока. Они осматривают влетающих и вылетающих пчел и как будто бы ничем не заняты. Эти одиноко сидящие у входа пчелы
– сторожа.
1-я пчела-сторож: Ничто не укроется от нашего бдительного взора.
Ни одна пчела, свободная от драгоценной ноши, не войдет внутрь, ни одна,
даже самая мельчайшая доля нектара и пыльцы не будет вынесена обратно.
Энтомолог: В любую секунду готовы сторожа направить против врага отравленные копья своих жал. Вот сторожевые пчелы заволновались,
забегали.
2-я пчела-сторож: Тревога! У ворот жилища оса – опасный и хитрый враг.
Ведущий N 5: Стремительно бросаются на нее сторожевые пчелы.
Завязывается борьба. Она длится только мгновение. Жало вонзается в
мягкие межкольцевые промежутки брюшка осы, и она падает вместе с поразившей ее пчелой. Порядок у входа в жилище пчел восстановлен.
Энтомолог: А знаете ли вы, что каждая муха, оса или бабочка берет от цветков столько, сколько ей нужно для собственного пропитания? Ну а дикие пчелы собирают нектар и пыльцу не только для себя, но и для своего потомства. Но и они летают по цветкам только короткое время, пока сооружают гнезда и собирают корм для личинок.
Ведущий N 5: А домашние пчелы собирают нектар и пыльцу все лето.
И нектар, и пыльца нужны им для того, чтобы прокормиться самим и воспитать личинок, а также для создания больших кормовых запасов на зиму. Все это побуждает пчел собирать нектар и пыльцу без перерыва, изо дня в день. Медоносные пчелы стали лучшими опылителями цветковых растений.
Ведущий N 6: Среди насекомых есть полезные и вредные. Их надо знать всех (желательно попросить учеников перечислить их). Тогда можно будет найти способы борьбы с вредными, правильно использовать полезных, заставить их служить человеку.
Ведущий N 4: Ученые уже многое сделали в этом направлении.
Подробно изучены насекомые – вредители лесов и полей. Оказалось, что на дубе, например, обитает около 1000 видов насекомых. На пшенице выкармливается не менее 200 различных видов насекомых-вредителей. За счет люцерны существует более 120 видов насекомых.
Ведущий N 5: Изучая вредных насекомых, ученые находят и рекомендуют практикам сельского хозяйства меры по защите садов, полей и огородов. Растения опыляют и опрыскивают ядами, убивающими вредных насекомых. Семена обеззараживают, протравливая их в ядовитых растворах.
Ведущий N 6: У насекомых – вредителей сельского хозяйства есть враги среди многих животных. Это птицы, летучие мыши, кроты, лягушки,
жабы, ящерицы, которые уничтожают во множестве вредителей.
(можно предложить ребятам назвать этих животных).
Ведущий N 4: Хищные насекомые – стрекозы, жуки-жужелицы,
красотелы, мертвоеды, божьи коровки, золотоглазки, мухи-журчалки,
муравьи и осы – также поедают массу насекомых-вредителей и их личинок.
Все эти насекомые приносят большую пользу. Оберегать их –
содействовать уничтожению насекомых-вредителей, помогать охране культурных растений и зеленых насаждений.
Ведущий N 5: Наше путешествие подошло к концу. Мы убедились в том, что не надо ни дорогостоящих путешествий, ни длительного времени,
Энтомолог: А знаете ли вы, что каждая муха, оса или бабочка берет от цветков столько, сколько ей нужно для собственного пропитания? Ну а дикие пчелы собирают нектар и пыльцу не только для себя, но и для своего потомства. Но и они летают по цветкам только короткое время, пока сооружают гнезда и собирают корм для личинок.
Ведущий N 5: А домашние пчелы собирают нектар и пыльцу все лето.
И нектар, и пыльца нужны им для того, чтобы прокормиться самим и воспитать личинок, а также для создания больших кормовых запасов на зиму. Все это побуждает пчел собирать нектар и пыльцу без перерыва, изо дня в день. Медоносные пчелы стали лучшими опылителями цветковых растений.
Ведущий N 6: Среди насекомых есть полезные и вредные. Их надо знать всех (желательно попросить учеников перечислить их). Тогда можно будет найти способы борьбы с вредными, правильно использовать полезных, заставить их служить человеку.
Ведущий N 4: Ученые уже многое сделали в этом направлении.
Подробно изучены насекомые – вредители лесов и полей. Оказалось, что на дубе, например, обитает около 1000 видов насекомых. На пшенице выкармливается не менее 200 различных видов насекомых-вредителей. За счет люцерны существует более 120 видов насекомых.
Ведущий N 5: Изучая вредных насекомых, ученые находят и рекомендуют практикам сельского хозяйства меры по защите садов, полей и огородов. Растения опыляют и опрыскивают ядами, убивающими вредных насекомых. Семена обеззараживают, протравливая их в ядовитых растворах.
Ведущий N 6: У насекомых – вредителей сельского хозяйства есть враги среди многих животных. Это птицы, летучие мыши, кроты, лягушки,
жабы, ящерицы, которые уничтожают во множестве вредителей.
(можно предложить ребятам назвать этих животных).
Ведущий N 4: Хищные насекомые – стрекозы, жуки-жужелицы,
красотелы, мертвоеды, божьи коровки, золотоглазки, мухи-журчалки,
муравьи и осы – также поедают массу насекомых-вредителей и их личинок.
Все эти насекомые приносят большую пользу. Оберегать их –
содействовать уничтожению насекомых-вредителей, помогать охране культурных растений и зеленых насаждений.
Ведущий N 5: Наше путешествие подошло к концу. Мы убедились в том, что не надо ни дорогостоящих путешествий, ни длительного времени,
чтобы проникнуть в чудесную страну насекомых. Нужны только любовь к природе, желание и умение терпеливо и настойчиво наблюдать. Сколько здесь разнообразия, сколько любопытных, еще не открытых тайн!
Энтомолог: И всякий, кто приходит в этот мир не как хищник, а как рачительный хозяин и внимательный наблюдатель, найдет здесь материал для строительства будущего. Удачи вам, ребята, в изучении этого прекрасного мира цветов, насекомых, животных.
Энтомолог: И всякий, кто приходит в этот мир не как хищник, а как рачительный хозяин и внимательный наблюдатель, найдет здесь материал для строительства будущего. Удачи вам, ребята, в изучении этого прекрасного мира цветов, насекомых, животных.
10. ВИРУСНЫЕ БОЛЕЗНИ (7-й кл.)
ЗАДАНИЯ
1. Каждому желательно написать как можно больше названий вирусных болезней в алфавитном порядке.
2. Вызываются 2-3 ученика к доске. Им надо перечислить на доске симптомы гриппа. Кто быстрее?
ЦЕЛИ:
1) дать учащимся полную информацию о некоторых вирусных заболеваниях, мерах их предупреждения и профилактики;
2) развивать у учащихся способности прислушиваться к своему организму.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общее представление о вирусах
2. Вирус гриппа
3. Советы для тех, кто болеет гриппом
4. Клещевой энцефалит
5. Злокачественные опухоли
ОФОРМЛЕНИЕ:
1) портреты вирусов, представленные в качестве чудовищ (Змея-
Горыныча, Бабы-яги, Дракона и т. д.);
2) красочное изображение доктора с вакциной против гриппа.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
1. Ведущий N 1.
2. Ведущий N 2.
3. Грипп.
4. Ведущий N 3.
5. Ведущий N 4.
6. Больной.
7. Доктор.
8. Ведущий N 5.
9. Ученый.
10. Ведущий N 6.
11. Ведущий N 7.
12. 1-й геолог.
13. 2-й геолог.
14. 3-й геолог.
15. Ведущий N 8.
16. Энцефалит.
17. Паразитолог.
18. Вирусолог.
19. Клещ.
20. Коза.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: прочитать что-то о конкретной болезни,
вирусе.
Ведущий N 1: Большинство вирусных болезней, как широко распространенных, так и редких, экзотических, было известно на протяжении многих столетий и даже тысячелетий существования человечества. Люди не знали лишь главного: что болезни эти вызываются вирусами.
Ведущий N 2: Слово «вирус» в древнегреческом языке служило для обозначения понятия «отрава». Первое четкое описание вирусной болезни было сделано в далекой древности известнейшим греческим врачом,
кумиром олимпийских спортсменов того времени Гиппократом. Историки медицины, занимаясь анализом его трудов, обнаружили подробнейшую характеристику свинки с перечислением симптомов, этапов развития болезни, объяснением ее заразности, особенно для маленьких детей.
Ведущий N 1: Мир вирусов и мир микробов диаметрально противоположны друг другу, а населяющие их организмы совершенно не похожи: их физиология, структура и способы размножения различны.
Чтобы осознать это, потребовалось значительное время.
Ведущий N 2: Из года в год список вирусных болезней непрерывно растет. В настоящее время ученые знают, что более 500 болезней связано с вирусами, причем и это число не окончательное.
Ведущий N 1: Пожалуй, самая распространенная вирусная инфекция у людей, известная в течение столетий, – грипп. Хотя возбудитель этого заболевания впервые обнаружен, выделен и описан в 1933 г. К. Смитом в
Англии и А. Смородинцевым в СССР, эпидемии этой болезни,
охватывавшие весь земной шар и поэтому названные пандемиями, были известны еще в XII столетии.
(появляется грипп).
Грипп: Начиная с XII в. я периодически посещал Европу, и пандемии моей болезни регулярно повторялись через 10-20 лет. Гораздо чаще, с интервалами в 2-3 года, встречались меньшие по охвату эпидемии, в которые вовлекалось население большинства европейских стран.
Ведущий N 2: Затем произошло нечто странное: между 1848 и 1889 гг.
грипп, казалось, совсем исчез с европейской территории. Однако в 1890 г.
большая пандемия гриппа охватила все страны. Были зарегистрированы смертельные случаи.
Ведущий N 1: Одна из тяжелейших страниц истории жизни человечества также связана с вирусом гриппа, с его пандемией, которая носила название «испанка», поскольку первые заболевания в Европе были отмечены в Испании.
Грипп: Да, я вспоминаю, что на протяжении 2 лет, в 1918-1919 гг., я поразил все население земного шара. Такого не наблюдали раньше ни в одной стране: болен оказался каждый второй. Я господствовал на земле до середины XX в., а на смену пришел мой брат – вирус гриппа типа В. Со мной у него ничего общего, хотя мы братья.
(исчезает).
Ведущий N 2: В 1949 г. вирус А исчез, а вместо него появился вирус гриппа с новыми свойствами, который ученые назвали «А1». Однако он просуществовал только 8 лет.
Ведущий N 1: Едва-едва ученые изучили его свойства, сумели создать и испытать первые образцы вакцины, только принялись за изготовление массовых партий препарата, чтобы защитить население, как и этот вирус исчез.
Ведущий N 2: В 1957 г. возник новый вариант гриппа. Поскольку он появился из Китая, его назвали азиатским вирусом гриппа типа «А2», или
«Сингапуром». Вирус «Сингапур» бродил по земле 11 лет. Массу бед он принес, многие не пережили встречи с ним.
Ведущий N 3: В США статистики подсчитали, что во время эпидемии гриппа от него умирали не только здоровые и цветущие люди в возрасте от
18 до 40 лет. Они обнаружили, что уже после окончания эпидемии увеличивалась (против обычного уровня) смертность среди лиц с хроническими болезнями легких, сердца, печени, почек или ослабленных по другим причинам. В медицинской литературе появился новый термин:
«дополнительная (избыточная) смертность».
Ведущий N 4: То же самое наблюдалось после 1968 г., когда опять из
Китая распространился новый вирус гриппа, получивший название «А2-
Гонконг». Гонконгский вирус собирал свои жертвы на протяжении 10 лет.
Ведущий N 3: Многие ведущие вирусологи в нашей стране и за рубежом связывали происхождение новых вирусов гриппа с постоянно прогрессирующим изменением его свойств под влиянием защитных факторов человеческого организма: под влиянием антител, которые накапливаются у большинства людей в ходе перенесенных гриппозных
большая пандемия гриппа охватила все страны. Были зарегистрированы смертельные случаи.
Ведущий N 1: Одна из тяжелейших страниц истории жизни человечества также связана с вирусом гриппа, с его пандемией, которая носила название «испанка», поскольку первые заболевания в Европе были отмечены в Испании.
Грипп: Да, я вспоминаю, что на протяжении 2 лет, в 1918-1919 гг., я поразил все население земного шара. Такого не наблюдали раньше ни в одной стране: болен оказался каждый второй. Я господствовал на земле до середины XX в., а на смену пришел мой брат – вирус гриппа типа В. Со мной у него ничего общего, хотя мы братья.
(исчезает).
Ведущий N 2: В 1949 г. вирус А исчез, а вместо него появился вирус гриппа с новыми свойствами, который ученые назвали «А1». Однако он просуществовал только 8 лет.
Ведущий N 1: Едва-едва ученые изучили его свойства, сумели создать и испытать первые образцы вакцины, только принялись за изготовление массовых партий препарата, чтобы защитить население, как и этот вирус исчез.
Ведущий N 2: В 1957 г. возник новый вариант гриппа. Поскольку он появился из Китая, его назвали азиатским вирусом гриппа типа «А2», или
«Сингапуром». Вирус «Сингапур» бродил по земле 11 лет. Массу бед он принес, многие не пережили встречи с ним.
Ведущий N 3: В США статистики подсчитали, что во время эпидемии гриппа от него умирали не только здоровые и цветущие люди в возрасте от
18 до 40 лет. Они обнаружили, что уже после окончания эпидемии увеличивалась (против обычного уровня) смертность среди лиц с хроническими болезнями легких, сердца, печени, почек или ослабленных по другим причинам. В медицинской литературе появился новый термин:
«дополнительная (избыточная) смертность».
Ведущий N 4: То же самое наблюдалось после 1968 г., когда опять из
Китая распространился новый вирус гриппа, получивший название «А2-
Гонконг». Гонконгский вирус собирал свои жертвы на протяжении 10 лет.
Ведущий N 3: Многие ведущие вирусологи в нашей стране и за рубежом связывали происхождение новых вирусов гриппа с постоянно прогрессирующим изменением его свойств под влиянием защитных факторов человеческого организма: под влиянием антител, которые накапливаются у большинства людей в ходе перенесенных гриппозных
заболеваний. Все наблюдения указывали, что эти изменения должны развиваться наиболее интенсивно в условиях жарких стран Юго-Восточной
Азии, где население живет скученно и санитарные условия находятся на весьма низкой ступени развития.
Ведущий N 4: В наше время факты свидетельствуют о том, что число возможных вариантов вируса гриппа, способных вызывать эпидемии, не бесконечно, а ограничено уже известными нам типами. Такое положение позволяет ученым контролировать распространение гриппа, предвидеть и предсказывать появление эпидемий и своевременно производить необходимые защитные препараты.
(появляются больной и врач в кабинете врача).
Больной: Здравствуйте. Можно?
Доктор: Проходите! На что жалуетесь?
Больной: Доктор! Голова раскалывается, мышцы болят, лоб в огне.
Доктор: Скорее всего у вас вирусный грипп. Вам нужно вызвать врача на дом. Грипп будет продолжать мучить вас до тех пор, пока сам не решит прекратить это.
Больной: Неужели нет выхода?
Доктор: Есть. Лучшее, что можно сделать, – это попытаться ослабить свои страдания. Если вы рассчитываете на облегчение от антибиотиков,
вам не повезет, потому что вирусный грипп – это вирусная инфекция, а антибиотики не убивают вирус.
Больной: Доктор! Что же нужно делать?
Доктор: Прежде всего останьтесь дома, не ходите на работу, на учебу или куда-нибудь еще. Выдержите 1-2 дня после того, как температура будет нормальной.
Совет первый: Важен постельный режим, так как это дает возможность вашему организму направить энергию на борьбу с вирусным гриппом.
Совет второй: Пейте как можно больше жидкости, так как при высокой температуре может произойти обезвоживание. Полезны фруктовые и овощные соки.
(больной выпивает воду).
Совет третий: Прополоскав рот соленой водой, вы получите облегчение и вымоете все выделения, накапливающиеся у вас в горле.
Разводите 1 ч. Л. соли в стакане теплой воды. Полощите часто, но не пытайтесь глотать.
(больной полощет рот водой).
Совет четвертый: Проветривайте помещение.
Азии, где население живет скученно и санитарные условия находятся на весьма низкой ступени развития.
Ведущий N 4: В наше время факты свидетельствуют о том, что число возможных вариантов вируса гриппа, способных вызывать эпидемии, не бесконечно, а ограничено уже известными нам типами. Такое положение позволяет ученым контролировать распространение гриппа, предвидеть и предсказывать появление эпидемий и своевременно производить необходимые защитные препараты.
(появляются больной и врач в кабинете врача).
Больной: Здравствуйте. Можно?
Доктор: Проходите! На что жалуетесь?
Больной: Доктор! Голова раскалывается, мышцы болят, лоб в огне.
Доктор: Скорее всего у вас вирусный грипп. Вам нужно вызвать врача на дом. Грипп будет продолжать мучить вас до тех пор, пока сам не решит прекратить это.
Больной: Неужели нет выхода?
Доктор: Есть. Лучшее, что можно сделать, – это попытаться ослабить свои страдания. Если вы рассчитываете на облегчение от антибиотиков,
вам не повезет, потому что вирусный грипп – это вирусная инфекция, а антибиотики не убивают вирус.
Больной: Доктор! Что же нужно делать?
Доктор: Прежде всего останьтесь дома, не ходите на работу, на учебу или куда-нибудь еще. Выдержите 1-2 дня после того, как температура будет нормальной.
Совет первый: Важен постельный режим, так как это дает возможность вашему организму направить энергию на борьбу с вирусным гриппом.
Совет второй: Пейте как можно больше жидкости, так как при высокой температуре может произойти обезвоживание. Полезны фруктовые и овощные соки.
(больной выпивает воду).
Совет третий: Прополоскав рот соленой водой, вы получите облегчение и вымоете все выделения, накапливающиеся у вас в горле.
Разводите 1 ч. Л. соли в стакане теплой воды. Полощите часто, но не пытайтесь глотать.
(больной полощет рот водой).
Совет четвертый: Проветривайте помещение.