Файл: Доступность к информации в современном мире, финансовоэкономическая и социальнополитическая ситуации формируют тенденцию к увеличению уровня тревожности.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Упражнения.
Быстрый способ избавиться от напряжения и активировать парасимпатическую нервную систему — выполнить упражнения на растяжку и при этом глубоко дышать. Встаньте прямо, ноги — на ширине плеч. Наклонитесь и потянитесь руками к пальцам ног. Замечательно, если у вас получится коснуться их. Если нет, ничего страшного. Почувствуйте, как растягиваются мышцы. Медленно выпрямитесь, поднимите руки в стороны и вверх в форме буквы V. Сделайте глубокий вдох. Стоя прямо с поднятыми руками, задержите дыхание на десять секунд, а затем медленно опустите выпрямленные руки. Сделайте глубокий выдох, постарайтесь выдохнуть больше, чем вы можете. Удерживая руки в форме перевернутой буквы V, повторите все еще раз.
Проект коррекционно-развивающей программы – тренинга «Тревога под контролем».
Цель проекта - коррекция, снижение и профилактика тревожности в обучении и общении у подростков 12-16 лет с помощью с специальных занятий. Продолжительность – 45 занятий (приблизительно – одна учебная четверть). Периодичность – 1 раз в неделю длительностью по 45 минут.
Занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Это дает возможность гармонизировать отношения детей со сверстниками и взрослыми, пройти процесс социализации. Практика общения, поведенческие упражнения, отработка навыков эффективной коммуникации позволяют формировать новые поведенческие и эмоциональные паттерны. Отдельное внимание уделяется групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию ситуации, самопроверке и групповому тестированию.
Структура такого занятия включает в себя вступление, где ведущий знакомиться с группой, устанавливает и обсуждает с группой правила поведения, сеттинг, оговаривается тема занятия; основная часть - непосредственно связана с обсуждениям и проигрыванием той или иной ситуации по теме; и заключительная – э то рефлексия, самопроверка.
Также при старте занятий подросткам разъясняется важность используемых диагностических процедур, того, как интерпретируются результаты и что у каждого они будут в письменном виде. Также общается внимание на наличие у учеников индивидуальных тетрадей для записей и рисования.
Задачи программы:
1. Получение конкретных знаний для решения учащимися старшего подросткового возраста своих проблем.
2. Работа с самооценки и коррекция своего поведения.
3. Развитие личности подростка, его способностей к общению и возможностей.
Результаты работы отслеживаются по результатам диагностики, которая проводится на старте и финише программы. Согласно сеттингу занятия проводятся в одном и том же помещении, мебель расставляется в соответствии с видами занятий: либо по кругу, либо за обычным образом расположенными столами, либо в свободном пространстве без мебели и т.д.
Содержание тренинговой программы представим в виде тематической карты.
Тема | Структура (упражнения) | Время |
«Мои жизненные ценности» | 1. Приветствие. Обозначение целей и задач тренинга. Игра «Расскажи о себе». 2. Упражнение «Выберите карточку те, кто ценит…». 3. Упражнение «Кто я». 4. Обсуждение истории «Богатство» 5. Упражнение «Цена и ценность». 6. Методика «Мой личный герб». 7. Упражнение «Мне сегодня…» 8. Прощание. Обратная связь | До 2-х часов. |
«Мое здоровье» | 1. Приветствие. 2. Тест «Моё здоровье». 3. Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия 4. Упражнение «Что для меня важно?» 5. Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках» 6. Упражнение «Мне сегодня…» 7. Прощание. Обратная связь | До 2-х часов. |
«Принятие себя» | Приветствие. 1. Игра «Меня зовут… Я люблю себя за то, что…» 2. Упражнение «Подари улыбку другу». 3. Упражнение «Я испытываю тревогу, когда…»: 4. Упражнение «Принятие себя» 5. Упражнение «Заброшенный сад» 6. Игра «Мусорное ведро». | |
«Навыки саморегуляции» |
| 2 часа |
Игры и упражнения для тренинга были подобраны так, чтобы были четко соблюдены следующие принципы:
1. От элементарного к усложненному. Сначала стоит реализовывать с учащимися самые простые и легкие игры, имеющие в большей степени поверхностное содержание. Затем, в том случае, если наблюдается готовность участников, упражнения могут быть усложнены, ввиду чего само знакомство начинает приобретать более глубокий характер.
2. Активность участия любого из членов тренинговой группы. Любой участник обладает правом рассказать о себе, сформулировать вопросы, адресовав их как ведущему тренинга, так и членам группы, выслушать рассказы и вопросы других участников.
3. Безопасность. Лишь при условии доверительной атмосферы в группе, а также взаимоуважения между участниками тренинга гарантирует каждому из членов группы свободу высказывания собственных суждений, возможности принимать чужую позицию, т.е. развиваться.
4. Потребность в самореализации. Любой человек имеет естественную потребность делать что-либо, добиваясь при этом наилучших результатов. В ходе проведения тренинга участники стремятся добиться наилучших результатов в любом из предложенных им конктретном упражнении или задании. Вне тренинга его участники желают получить достоверную информацию о том, какой именно из полученных результатов даст возможность оптимально совершенствовать собственную личность в заявленном ключе [21, с.40-41].
Правила тренинговой группы.
Правило «здесь и сейчас». Один из наиболее важных аспектов состоит в том, что лишь появляющиеся в группе в данный момент времени мысли и чувства подлежат разбору и анализу. Таким образом, все участники тренинга приучаются выходить на более подробное сосредоточение внимания на самих себе, а также на тех явлениях и процессах, которые происходят вокруг них в данный конкретный момент времени. Важно, что то, каким образом индивид проявляет себя именно в ситуации «здесь и сейчас», является наиболее четким показателем того, каким образом он склонен вести себя «по жизни». И на этом также стоит сосредотачивать внимание участвующих в тренинге учащихся старшего подросткового возраста.
Правило искренности и открытости. Следует выстраивать работу таким образом, чтобы членам группы не приходилось лицемерить или же лгать. Признаком здоровья любой личности считается определенная степень открытости для окружающих людей собственных чувств и мыслей относительно происходящего. Описанное считается базисом результативности установленного в группе межличностного взаимодействия. Безусловно, на первых этапах групповой работы, достигнуть необходимого уровня открытости практически не представляется возможным. Не всегда стоит тратить большое количество усилий на то, чтобы добиться от участников тренинга полного самораскрытия в группе. Но каждый участник группы должен ощущать собственную защищённость и иметь право раскрыться в той степени, в которой он сам считает это возможным и необходимым в сложившейся ситуации.
Правило «Я». В группе запрещается применять рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и схожие. Такого рода высказывания по сути перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного индивида на несуществующее «мы». Все используемые в ходе тренинга высказывания необходимо выстраивать, используя при этом категорию «я». Тем самым, ведущий тренинга настраивает старшего подростка на то, чтобы брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.
Правило активности. Следует стремиться к тому, чтобы в группе отсутствовали пассивные наблюдатели. Упражнения, используемые в группе, должны включать в работу всех участников. В том случае, когда участники группы не соглашаются принимать участие в отработке определенных навыков реагирования или же форм поведения, следует сосредоточить внимание на обсуждении их мотивации и целях присутствия на тренинге.
Правило конфиденциальности. Всё, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
Конспекты занятий тренинга «Тревога под контролем» представлены в Приложении Д.
Выводы по главе
Результаты проведения методики Опросник измерения уровня тревожности Тейлора (Адаптация Т.А. Немчинова) показали, что в группе респондентов старшего подросткового возраста доминирует высокий уровень тревожности. Так, в общей группе респондентов около 66% испытуемых демонстрируют высокий или средний с тенденцией к высокому уровни тревожности. Сравнение уровней тревожности в группе юношей и девушек показало, что наибольшее расхождения между результатами тревожности у юношей и девушек старшего подросткового возраста наблюдаются по таким шкалам, как низкий уровень и очень высокий уровень. Так, в группе испытуемых среди юношей низкий уровень личностной тревожности наблюдается лишь у 8%, в то время как в группе девушек он свойственен уже 18%. Очень высокий уровень тревожности характерен для 5% девушек, юношей же с таким уровнем тревожности в 3 раза больше (16%).
Результаты диагностики уровня личностной тревожности согласно проведенной в группе методики оценки тревожности Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин, мы видим, что пятая часть респондентов демонстрируют высокий уровень тревожности (20%). Наиболее распространен в данной группе (43%) средний уровень личностной тревожности. Более трети подростков показывают низкий уровень личностной тревожности (37%).