Файл: Социальнопсихологические факторы развития агрессивности у подростков (на примере гко суву г. Октябрьска).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тема: «Социально-психологические факторы развития агрессивности у подростков (на примере ГКО СУВУ г. Октябрьска)»

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивности подростков в психолого- педагогических исследованиях 5

1.1Психологические особенности подросткового возраста 6

1.2 Социально – психологические факторы развития агрессивности подростков 10

1.3 Особенности агрессивных проявлений подростков 22

Глава 2. Результаты эмпирического исследования проявлений агрессивности девочек - подростков 29

2.1. Описание выборки и диагностических методик исследования 30

2.2 Результаты эмпирического исследования личностных особенностей, факторов и видов проявления агрессивности подростками 33

2.3. Обсуждение результатов исследования с применением методов математической статистики 39

Заключение 48

Глоссарий 51

Список использованных источников 55

Приложение А 58

Приложение Б 61

Приложение В 62

Приложение Г 63


Введение



Актуальность темы исследования обусловлена тем, что испокон веков драки, агрессия и прочие тому подобные проявления не самых лучших сторон человеческой натуры считались негативной стороной личности. Однако история всех веков знает немало примеров и женской агрессивности.

Современная цивилизация, как нам демонстрируют в изобилии средства массовой информации, не только не подавляет, но и, напротив, стимулирует проявление агрессии, как со стороны мужчин, так и со стороны женщин, и культивирует насилие в обществе.

Можно допускать, что агрессия вполне могла эволюционно закрепиться в целесообразный инстинкт выживания, защиты от внешних угрожающих воздействий. Однако если исходить не только из эволюционного закрепления агрессивности, но и из непрерывного эволюционного отбора особо агрессивных индивидов, логично прийти к представлению о спонтанной природе агрессивности современного человека. Для своего полного проявления все свойства человека нуждаются во внешних стимуляторах, и достаточно часто эти стимуляторы обнаруживаются в семье, где человек может совершенно не включать свой социальный контроль и вволю проявить свои свойства агрессивности по отношению к членам своей семьи.


Вероятно, фактором формирования агрессивной личности являются конфликты в семье, что в настоящее время - явление довольно типичное. Они выражают качественные изменения отношений, становятся знаком семейной патологии. Конфликты могут быть кратковременными и отчасти стимулировать саморазвитие семьи, положительную динамику, способствовать достижению согласия, но могут быть интенсивными и длительными, неизбежно вызывая нестабильность, разлад и распад семьи.

Ситуации насилия в семье неизбежно сопровождаются развитием у членов семьи, особенно у женщин и детей не только страхов, тревожности, ночных кошмаров, но и формированием жестокости, эмоциональной тупости. Достоверно установлено, что жестокое обращение родителей с ребенком в семье порождает не только агрессивное поведение по отношению к другим детям, но и ведет к насилию и жестокости во взрослой жизни, превращает физическую агрессию в жизненный стиль личности. Воспоминания о насилии у жертв могут сохраняться на многие годы, если не навсегда, влияя на качественное изменение содержания социальных ролей и всю последующую жизнедеятельность личности.

Актуальность исследования заключается в том, что проблема подростковой агрессивности принимает размеры общенациональной, если учесть, что большинство социальных институтов, связанных со здоровьем и развитием ребенка, в большинстве своем состоят из женщин: детские сады, школы, поликлиники, больницы и т.д.

Данная проблема усугубляется еще и тем, что очень рано агрессивные и насильственные формы поведения и проявления особой жестокости при разрешении проблем усваиваются и девочками – подростками. С ростом подростковой агрессивности, как отмечают ученые, возможно глубочайшее разрушение типа социальной жизни — не в бытовом, а в психологическом корне, т.е. более глубоко. По мнению ученых, это и есть то разрушение, на месте которого ничего не вырастает. Вероятно следствием агрессивных отношений в семье и т.д. является агрессивность подростков.

Цель данного исследования – выявление факторов и форм проявления агрессивности подростками.



Объектом исследования является агрессивность подростков.

Предметом исследования являются социально-психологические факторы развития агрессивности у подростков.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально-психологическими факторами развития агрессивности у подростков являются личностные особенности и негативные отношения родителей к подросткам в семье.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме подростковой агрессивности.

2. Проанализировать факторы и формы проявлений агрессивности подростков 13 -14 лет.

3. Подобрать психодиагностический инструментарий, провести эмпирическое исследование, проанализировать и проинтерпретировать результаты исследования.

Методы исследования: теоретический анализ, опрос, наблюдение, тестирование, методы математической статистики.

Базой исследования явилось ГКО СУВУ г. Октябрьска.

Выборка исследования составила 24 подростка 13.



Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивности подростков в психолого- педагогических исследованиях




    1. Психологические особенности подросткового возраста



Подростковый возраст в возрастной психологии определяется как период развития личности от 10-11 до 15 лет.

По мнению Д.Б. Эльконина, возрастные границы подросткового возраста являются относительными. Он отмечает, что это критический период онтогенеза, связанный с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка и формирование новообразований [49, с.56-59].

Отечественный ученый, психолог Л.С. Выготский считал, что подростковый возраст не следует рассматривать как отдельно взятый этап, а следует рассматривать только в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих движущую силу этого развития, невозможно выявить психологические особенности подростка и выработать психологические рекомендации по его воспитанию [8, с. 146].

Подростковый этап развития личности С.Холл называет периодом «бури и натиска». Особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности, а главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведение взрослеющего ребенка [30, с.186].

Д.Б.Эльконин отмечает, что все стороны развития подростка в пубертатный период подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования. По мнению ученого, этот процесс преобразований и определяет все основные особенности подросткового возраста [49, с. 154].

По мнению И.С.Кона, у подростка складываются разнообразные образы «Я». Первоначально они могут быть подвержены внешним влияниям, но к концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я – концепцию», которую является центральным новообразованием всего периода [26, с.66 - 89].

Описывая подростковый возраст, Э. Шпрангер отмечал, что это возраст врастания в культуру. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом «бури и натиска», он описал три типа развития отрочества.


Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».

Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины. Главным новообразованием, по Э. Шпрангеру, является открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности [48, с.42 - 54].

Л.С. Выготский, перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков – доминант: эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности; доминанта дали (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно преемлимы, чем ближние, текущие, сегодняшние); доминанта усилия (тяга подростка к сопереживанию, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета); доминанта романтики (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму). Особое внимание ученый обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главным в развитии мышления он считал овладение подростком процессом образования понятий, которое ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. Ученый отмечал также и еще два новообразования возраста – развитие рефлексии и на ее основе – самосознания [8].

Ряд отечественных психологов выявили конкретные социальные обстоятельства, характеризующие подростковый период развития.

Так, например, по – мнению Е.Н. Степанова, это – изменение места ребенка в обществе, смена его позиции. Он отмечает, что в подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, формируется в это время его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Следовательно, от того, как происходит социальная ориентация личности в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок подрастающего человека. Данное обстоятельство выдвигает на первый план в работе с подростками разработку психологических основ воспитательских воздействий, направленных на гармоничное развитие личности [12].