Файл: Социальнопсихологические факторы развития агрессивности у подростков (на примере гко суву г. Октябрьска).doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 252
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Социально – психологические факторы развития агрессивности подростков
1.3 Особенности агрессивных проявлений подростков
Глава 2. Результаты эмпирического исследования проявлений агрессивности девочек - подростков
2.1. Описание выборки и диагностических методик исследования
2.3. Обсуждение результатов исследования с применением методов математической статистики
Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний.
Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость.
В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия [38, с.436].
4. Для диагностики показателей и форм агрессии применялась методика А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого). Методика позволяет выявлять такие проявляемые индивидом формы агрессии, как:
физическая агрессия,
вербальная агрессия,
косвенная агрессия,
негативизм, раздражение,
подозрительность,
обида и чувство вины.
1. Использование физической силы против другого лица расценивается физическая агрессия.
2. Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) расценивается как вербальная агрессия.
3. Использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топаний ногами и т. п.) расценивается как косвенная агрессия.
4. Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов, расценивается как негативизм.
5. Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости расценивается как раздражение.
6. Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред, - расценивается как подозрительность.
7. Проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания, расценивается как обида.
8. Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно, расценивается как аутоагрессия, или чувство вины.
Суммарные показатели позволяют выявить (ИА) — индекс агрессивности;
и (ИВ) — индекс враждебности [38, с.569].
Использовались методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
2.2 Результаты эмпирического исследования личностных особенностей, факторов и видов проявления агрессивности подростками
Количественные характеристики полученных результатов с применением методики М.И. Рожкова мы представили в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты исследования социальной адаптированности девочек – подростков
№ | Диагностируемые параметры | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | ||
1. | Уровень нравственного развития | 86, 7 % | 13,3 % | 0 % |
2. | Социальная активность | 53,3 % | 40,1 % | 6,6 |
3. | Социальная адаптированность | 56,6 % | 30 % | 13,4 % |
4 | Автономность | 29,2 % | 35,4 % | 35,4% |
Этот этап исследования показал, что уровень нравственного развития у 86, 7 % девочек достаточно высокий и ими социальные и нравственные нормы усвоены в достаточной мере, а 13,3 % девочек пока еще имеют средний уровень нравственного развития.
Низкого уровня нравственного развития не выявлено.
Социальная активность выявлена высокого уровня у 53, 3% подростков. Как показал опрос, они почти все посещают разного рода кружки, клубы, принимают активное участие во всех проводимых к праздникам мероприятиях. У 40,1 % подростков выявлена социальная активность среднего уровня.
У 6,6 % социальная активность низкого уровня, то есть, эти подростки заняты в основном своими личными делами.
По параметру социальной адаптированности высокие показатели выявлены 56,6 % подростков, то есть, эти девочки усвоили социальные нормы в необходимой мере. У 30 % - показатели социальной адаптированности среднего уровня, у 13,3 % выявлен низкий уровень по этому параметру.
А вот по параметру автономности выявлены высокий
, и средний, и низкий уровни - по 30 %.
Возможно, это связано с условиями семейного воспитания, и возможно эта характеристика находит выражение в личностных особенностях и агрессивных проявлениях подростков.
Поэтому, далее, выявлялись личностные особенности и особенности семейного воспитания.
Индивидуальные показатели, полученные с применение диагностической методики Кеттелла, представлены в приложении Б.
Анализ результатов позволяет нам констатировать следующее:
По фактору МД высокая самооценка выявлена у 46,6 % подростков, средняя – у 23,3 %, низкая самооценка у 31,1 % подростков.
По фактору О (общительности) в основном средние - 90 % и высокие значения – 10%. С коммуникативными умениями у девочек проблем не выявлено.
По фактору интеллекта выявлены в основном средние - 50%, и низкие - 33,3 % значения. У 16, 4 % - высокие показатели.
По фактору С (эмоциональной устойчивости) выявлены у 40 % средние значения, у 26,6 % высокие значения (т.е. они подвержены эмоциональным срывам), и у 36,6 % по этому фактору выявлены низкие показатели.
По фактору подчиненности 33,3 % из всей выборки являются доминантными, у остальных 66, 7 % выявлены средние показатели.
По фактору F – экспрессивности высокие показатели выявлены у 26,6 %, средние – у 33,3 %, а у 40,1 % показатели низкие.
По фактору G – нормативности поведения выявлены высокие показатели только у 13,3 % девочек, средние показатели – у 53,3 % и у 33, 4 % нормативность поведения низкого уровня.
По фактору Н – робости/смелости высокие показатели у достаточно большого количества девочек – у 43,3 %, у всех остальных – средние показатели.
По фактору жесткости / чувствительности (I) высокие показатели у 43,3 % и у остальных также средние показатели.
В принципе, такая ситуация не должна быть свойственной для подростков, но вероятно это влияние «времени».
По фактору L – подозрительность, высокие показатели выявлены у 60 %, у остальных - показатели среднего уровня. То есть, девочкам свойственно относиться к окружающим настороженно, ожидая подвоха.
По фактору N – дипломатичности, в основном преобладают средние значения – у 53,3 %, у 26,7 % показатели низкие, и только у 30 % показатели высокого уровня. Вероятно поэтому, высокой уверенности в себе (по фактору о) не обнаружил никто.
У 10 % подростков только уверенность в себе высокого уровня, у 53,3 % - среднего уровня, а у остальных – низкого уровня.
Радикализм обнаружили 46,6 %, такое же количество – среднего уровня. Только у 10 % - выявлен высокий самоконтроль
, среднего уровня – у 40 %, у всех остальных самоконтроль пока еще низкого уровня.
Результаты диагностической работы с родителями с применением двух методик (результаты представлены в приложении Б и В), показали следующее.
1) Анализ результатов методики АСВ по данной выборке подростков демонстрируют, что в стиле воспитания родителей в основном преобладает гиперопека (Г +), но только на уровне запретов и жесткого непоследовательного контроля.
Превышение допустимого значения по шкале (У-) в 60 % случаев свидетельствует о том, что в первую очередь о том, что не удовлетворяются духовные потребности подростков, потребности эмоционального общения за «неимением времени» у родителей.
В 40 % случаев по отношению к подростку требования отсутствуют, то есть, подростку «можно все» за отсутствием контроля. В 60 % случаев выявлено отсутствие санкций, что опять таки свидетельствует о неустойчивости стиля воспитания родителей, или вовсе об отсутствии какого либо стиля. Это подтверждается так же данными по шкале (Н) – в 53,3 % случаев выявлен неустойчивый стиль воспитания.
Такая ситуация, вероятно, обусловлена тем, что из всей выборки 73,3 % родителей выразили свою воспитательскую неуверенность, то есть, они сомневаются – «Как надо воспитывать детей в современных условиях? Что можно, а чего нельзя?». Хотя у всех родителей достаточно развиты родительские чувства. В 63,3 % семей бывают конфликты, видимо, по поводу не санкционированных запретов посещения ночных клубов, позднего прихода домой.
По диагностическим данным родителей (матерей) можно судить, о том, что в 80 % случаев, видимо «на всякий случай», родители «настраивают» детей - подростков на «достаточно жесткое, мужское поведение» в социуме.
2) Анализ результатов примененной методики «Родительское отношение» Столина – Варги в общем подтверждает полученные по методике АСВ данные.
Только 30 % родителей из всей выборки можно назвать высококомпетентыми в воспитании. Им свойственно «принятие» своего ребенка таким, какой он есть.
Для 46, 6 % родителей характерен низкий уровень компетентности, или выраженность по шкале «отвержение».
Причины могут быть разнообразные (структура семьи, нарушение ролевых ожиданий, неоправданные надежды и т.д.).
Поэтому, далее, анализ показал, что в этих 30 % семьях отношения с подростком строятся на «кооперации и сотрудничестве».