Файл: Социальнопсихологические факторы развития агрессивности у подростков (на примере гко суву г. Октябрьска).doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 242
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Социально – психологические факторы развития агрессивности подростков
1.3 Особенности агрессивных проявлений подростков
Глава 2. Результаты эмпирического исследования проявлений агрессивности девочек - подростков
2.1. Описание выборки и диагностических методик исследования
2.3. Обсуждение результатов исследования с применением методов математической статистики
То есть, не все подростки могут справиться со своими страхами в отношении своей внешности. Это нарушение называется дисморфофобией. Его основным признаком является поглощенность переживаниями, связанными с мнимым физическим недостатком, или неадекватное внимание к незначительным дефектам тела при отсутствии бредовых интерпретаций. Этим страхам подвержены практически все подростки. Переживания в основном приводят к «булимии» или «нервной анорексии».
Возможен кризис самолюбования. Этот кризис представляет собой неадекватно сильную сосредоточенность на собственной личности (эгоцентризм), обусловленную физиологическими особенностями периода взросления. Для их самооценки свойственны частые колебания между переоценкой себя и ощущением неполноценности, сопровождаемые повышенной тревожностью [48].
Как эгоцентризм, так и ощущение неполноценности себя среди подростков приводит к непримиримой вражде, реализующейся в различных видах агрессии.
Характерной и преобладающей особенностью подростков по мнению Т.Г.Румянцевой является агрессивное поведение, выражающееся в основном в виде групповой активности в компании друзей или подружек, сверстников, обычно вне дома. Оно включает прогулы, деструктивные акты вандализма, серьезную физическую агрессию или выпады против других. Прогулы, воровство, а также довольно незначительные правонарушения и антисоциальные поступки — это скорее правило, чем исключение.
Важной и постоянной динамической характеристикой такого поведения является значительное влияние группы сверстников на поступки подростков и их чрезвычайная потребность в зависимости, выражающаяся в необходимости быть членом группы. Поэтому подростки с такими нарушениями обычно дружат со сверстниками. Они часто обнаруживают интерес к благополучию своих друзей или членов своей группы и не склонны обвинять их или доносить на них [32].
Существенной особенностью нарушения поведения с непокорностью и непослушанием является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, часто направленное против родителей или учителей.
Эти действия встречаются при других формах расстройств поведения. Они не включают более серьезных проявлений в виде насилия над другими людьми. Наблюдаемыми диагностическими критериями для такого типа нарушений поведения могут быть импульсивность, раздражительность, открытое или скрытое сопротивление требованиям окружающих, обидчивость и подозрительность
, недоброжелательность и мстительность.
Подростки с указанными признаками поведения часто спорят со взрослыми, теряют терпение, легко раздражаются, бранятся, сердятся, возмущаются. Они часто не выполняют просьб и требований, чем провоцируют конфликт с окружающими. Пытаются обвинить других в собственных ошибках и трудностях. Такое поведение почти всегда проявляется дома и в школе при взаимодействии с родителями или взрослыми, сверстниками, которых подросток хорошо знает.
Нарушения в виде непослушания и непокорности всегда препятствуют нормальным взаимоотношениям с другими людьми и успешному обучению в школе. У таких подростков часто нет друзей, они недовольны тем, как складываются человеческие отношения.
Несмотря на нормальный интеллект, они плохо учатся в школе или совсем не успевают, поскольку не хотят ни в чем участвовать. Помимо того, сопротивляются требованиям и стремятся решать свои задачи без посторонней помощи [33].
Таким образом, фактором формирования агрессивной личности являются семейные факторы, конфликты в семье, которые выражают качественные изменения отношений в современной семье и становятся знаком семейной патологии. Это и подростковые кризисы взросления - нарушения полового развития, кризисы идентичности и авторитетов, переживание отчуждения, нарушение оценки своего физического облика cуицидальные попытки.
Вызывают агрессивность и социальные факторы – средства массовой информации и различные социальные институты.
1.3 Особенности агрессивных проявлений подростков
Размышляя об истоках агрессивности подрастающей личности, исследователи одним из основополагающих факторов называют раннее детство и неблагоприятные семейные условия воспитания.
Так, например, З.Фрейд видел причины неврозов взрослого человека в установках, возникших в детстве. Он полагал, что ничего принципиально нового не может развиться в человеке после пяти лет. Он считал, что все последующие тревоги лишь воспроизводят первую, возникшую однажды в детстве.
Ученый отмечал тот факт, что настроение матери, оказывающее на ребенка решающее влияние, принадлежит к самым ранним достижениям психоанализа. Ее наблюдения за детьми подтверждали, что индивидуальные пристрастия и антипатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребенка. Согласно ее утверждениям, "…быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери и что ею оживленнее всего приветствуется; процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение" [45].
А.Б.Орлов, работая с женской агрессивностью проявляемой в семье, отмечает, что мы имеем cлучай неадекватного родительствования в лице матери. По мнению исследователя, оно проявляется, в основном, в форме психологического насилия. Основным фактором, провоцирующим психологическое насилие, по мнению ученого, является сформированный в матери механизм самонепринятия по типу негативного оценивания (запрета) на проявления (поведенческие, интеллектуальные, коммуникативные, эмоциональные, личностные, сущностные) собственного Я [27].
З.Фрейд считал, что склонная к насилию мать пережила, прежде всего, неприятие, фрустрацию в своей собственной семье Ученый рассматривал бессознательное, которое «идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека». Он отмечал, что коллективное бессознательное изобилует образами женской агрессивности: баба-яга, ведьма, снежная королева, злая мачеха [45].
В противовес психоаналитическим суждениям, К. Хорни подвергла критике ориентацию З.Фрейда на детское и патологическоею Она отвергла универсальность эдипова комплекса
, сексуальную теорию неврозов, идеи женской неполноценности и непреходящего конфликта между природой и культурой. Она считает, что «…большую часть вины за наши несчастья несет наша так называемая культура; …все наши средства защиты от угрожающих страданий принадлежат именно культуре»[44, с.58-61].
Таким образом, Фрейд подчеркивал природное начало в человеке, а К. Хорни – социальное. К. Хорни была убеждена, что особенности личности, черты коллективной психологии и типы неврозов зависят, главным образом, от культуры, её ценностей и противоречий, и что негативные качества вырабатываются у людей вследствие неблагоприятной социально-экономической обстановки, в определенном типе общества.
Рассматривая гендерные культурно-обусловленные отношения, К. Хорни выделяет ряд моментов. Она отмечает, что враждебность полов проявляется и со стороны женщины, и отчасти недоверие это связано с опытом детства. В детстве девочка ущемлена больше мальчиков. Для неё существует больше запретов, формирующих настороженность, недоверие, неуверенность, чувство вины, страх перед физической силой. Девочка интуитивно чувствует, что её будущее зависит не от неё, а от кого-то другого, от таинственного события, которого она ждет и которого боится.
Далее, как отмечает К. Хорни, компенсация этих переживаний происходит через уход в мужские манеры поведения, в «мужскую роль». Это отмечается в определенный период детства. В последующем мальчишеское поведение исчезает [44]. Однако, так или иначе, в работах многих исследователей (К. Бэрон, Р. Лэнге, Э. Миллер и др.) отмечается, что с ростом женской агрессивности возможно глубочайшее разрушение типа социальной жизни — не в бытовом, а в психологическом корне, т.е. более глубоко. По мнению ученых, это и есть то разрушение, на месте которого ничего не вырастает [11].
Таким образом, можно полагать, что агрессивность девочек – подростков является все же следствием агрессивных отношений в семье, но далее, согласно утверждениям К. Хорни, культурно обусловливается.
В проведенных ранее исследованиях агрессии, описывались как более агрессивные по сравнению с женщинами в основном – мужчины.
Анализ исследований последних лет показывает, что формы (типы или способы выражения), которые агрессия принимает у лиц женского пола, не привлекали должного внимания и плохо распознавались в ранних научных исследованиях. В более поздних исследованиях женской агрессии выделяются две формы агрессии, более распространенные среди женщин, чем среди мужчин. Один тип агрессии назван «косвенной» агрессией, а другой получил название «реляционной» агрессии [11, с.68-70].
Косвенная агрессия понимается как разновидность социального манипулирования. Агрессор побуждает других нападать на жертву, используя существующую социальную структуру для того, чтобы причинить вред человеку, выбранному в качестве мишени. Косвенная агрессия позволяет агрессору лично не участвовать в нападках на жертву, что дает больше шансов остаться незамеченным и избежать отплаты.
Согласно Э.Берну опыт манипулирования и манипулятивных отношений приобретается в процессе социализации подростка. В условиях деформированных семейных отношений приобретается опыт проигрывания ролей в различных жизненных сценариях [11].
Еще один вид агрессии - реляционная агрессия выражается в поведении, имеющем намерение причинить значительный вред дружеским связям другого ребенка или его чувству принятия группой сверстников.
Это может быть проявление гнева и агрессии в отношении другого ребенка посредством. Это может быть исключение ребенка из важной и значимой для него социальной группы. Это может быть намеренное прекращение дружеских отношений, чтобы подвергнуть жертву остракизму, или же посредством социального манипулирования другими детьми. Далее, добиваясь отвержения жертвы, распространяются слухи о жертве. Можно сказать, что в некоторых отношениях косвенная и реляционная агрессия совпадают [3].
Ученый Дэниел Коннор предполагает, что девочки, когда они проявляют агрессию по отношению к другим особам своего пола, делают это таким способом, чтобы наверняка расстроить планы или помешать достижению целей. Как правило, это делается в отношении высоко оцениваемых соответствующей гендерной группой сверстников.
Намереваясь причинить вред другим, в своих социальных отношениях девочки склонны проявлять выраженный аффилиативный стиль. Это тенденция, которую часто приписывают биологически заданной и/или социально предписанной роли готовиться к тому, чтобы стать по достижении зрелости лицом, на которое возлагаются основные обязанности ухода за ребенком.
В межличностных отношениях подростков, девочки, сравнительно с мальчиками, предпочитают тесное эмоциональное общение, интимность и отзывчивость. Поэтому когда девочки проявляют агрессию в отношении другой девочки, они делают таким способом, который наверняка причинит вред аффилиативным интеракциям.
В отношении вербальной агрессии не было выявлено больших половых различий, и девочки оценивались одноклассниками как значительно чаще прибегающие к косвенным способам выражения агрессии по сравнению с мальчиками во всех возрастных группах, кроме самой младшей (8 лет) [21, с.98-90].