Файл: Социальнопсихологические факторы развития агрессивности у подростков (на примере гко суву г. Октябрьска).doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 249
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Социально – психологические факторы развития агрессивности подростков
1.3 Особенности агрессивных проявлений подростков
Глава 2. Результаты эмпирического исследования проявлений агрессивности девочек - подростков
2.1. Описание выборки и диагностических методик исследования
2.3. Обсуждение результатов исследования с применением методов математической статистики
Заключение
Проявления агрессивности, агрессивные реакции в конфликтной ситуации, проявляемые в различных формах, всегда были предметом изучения ученых, и агрессия и тому подобные проявления не самых лучших сторон человеческой натуры считались в основном мужской прерогативой. Однако, как отмечают ученые, условия нынешней цивилизация как демонстрируют нам в изобилии средства массовой информации, не только не подавляет, но и, напротив, стимулирует проявление агрессии, как со стороны мужчин, так и со стороны женщин, и культивирует насилие в обществе не только среди взрослого населения, но и среди подросткового.
Агрессия, как отмечают исследователи, вполне могла эволюционно закрепиться в целесообразный инстинкт выживания, защиты человека от внешних угрожающих воздействий, однако эти внешние стимуляторы достаточно часто исследователи обнаруживают в семье, где человек может совершенно не включать свой социальный контроль и вволю проявить свои свойства агрессивности по отношению к членам своей семьи.
Проведено достаточное количество исследований и выявлено, что фактором формирования агрессивной личности зачастую является семья и конфликты в семье, и в настоящее время конфликты, провоцирующие агрессивные проявления становятся явлением довольно типичным.
Ученые констатируют, что конфликты в семье выражают качественные изменения отношений, становятся знаком семейного неблагополучия или даже патологии. Если конфликты кратковременные, как полагают ученые, они могут отчасти стимулировать саморазвитие семьи, положительную динамику, способствовать достижению согласия, но могут быть интенсивными и длительными, неизбежно вызывая нестабильность, разлад и распад семьи.
Как правило, проявления семейного насилия неизбежно сопровождаются развитием у членов семьи, особенно у женщин и детей не только страхов
, тревожности, ночных кошмаров, но и формированием жесткости, жестокости, эмоциональной черствости и эмоциональной тупости.
Исследования ученых – психиатров показали, что жестокое обращение родителей с ребенком в семье порождает не только агрессивное поведение по отношению к другим детям, но и ведет к насилию и жестокости во взрослой жизни, превращает физическую агрессию в жизненный стиль личности. Доказано, что воспоминания о насилии даже в раннем детском возрасте у жертв могут сохраняться на многие годы, если не навсегда, влияя на качественное изменение содержания социальных ролей и всю последующую жизнедеятельность личности.
Теоретический анализ исследований ученых показал, что тема актуальна и проявляется она в том, что проблема подростков агрессивности принимает размеры общенациональной, если учесть, что большинство социальных институтов, связанных со здоровьем и развитием ребенка.
Мы установили, что проблема данного исследования усугубляется еще и тем, что очень рано агрессивные и насильственные формы поведения и проявления особой жестокости при разрешении проблем усваиваются и подростками. К сожалению, как отмечают ученые, c ростом женской агрессивности, возможно глубочайшее разрушение типа социальной жизни — не в бытовом, а в психологическом корне, т.е. более глубоко.
По мнению ученых, это и есть то разрушение, на месте которого ничего не вырастает. Вероятно следствием агрессивных отношений в семье и т.д. является агрессивность подростков.
Поэтому, цель данного исследования заключалась в выявлении факторов и форм проявления агрессивности подростками.
Были определены объект исследования - агрессивность подростков, предмет – факторы и формы проявления агрессивности подростков, была выдвинута гипотеза.
В ходе работы над дипломным проектом, были проанализированы зарубежные и отечественные теоретические исследования по проблеме женской агрессивности.
Далее были подобраны и применены диагностические методики, позволяющие выявлять условия семейных отношений, отношение к подростку в семье, выявления личностных особенностей подростков.
Обработка результатов с применением методов математической статистики выявили корреляционные связи:
прямая связь косвенной агрессии с уровнем родительских отношений и факторами «Е – подчиненности/доминантности,», «Q1 консерватизма/радикализма», «Q2- конформности», «Q4- напряженности»;
обратная связь с «социальной адаптацией» и «социальной активностью» и фактором «Q3- самоконтроля»;
обратная связь «негативизма» с «социальной адаптацией»;
обратная связь «социальной активности» и фактора «Q3 -самоконтроль»;
прямую связь «обиды» с уровнем родительских отношений и социальной активностью; обратная связь с «автономностью» и фактором «С - эмоциональной устойчивости»;
прямая связь «индекса агрессивности» с уровнем родительских отношений;
обратная связь с «автономностью» и прямая связь «враждебности» с уровнем родительских отношений и фактором «Е – подчиненности/доминантности».
Таким образом, предположение о том, что агрессивные проявления подростков обусловливаются личностными особенностями и имеют взаимосвязь с негативными отношениями в семье подтвердилась.
Глоссарий
№ п/п | Понятия | Содержание | |
1 | 2 | 3 | |
1 | Агрессивность | [лат. aggressio — нападать] — относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, т.е. к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения объекта, другого человека или группы людей. | |
2 | Агрессия | целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д. | |
3 | Агрессивное поведение | это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. | |
4 | Аффилляция | (от англ. Affiliation «соединение, связь») — это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. | |
5 | Аутоагрессия | разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким-либо причинам (преимущественно социальным - когда вызвавший агрессию объект недосягаем, слишком силен - так или иначе неуязвим) не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя. | |
6 | Защитные механизмы Эго | чрезвычайные меры, которые принимает Эго, чтобы снизить невыносимое давление тревоги. | |
7 | Индивидуаль ность | атрибут личности, выражающий духовное своеобразие, уникальность, неповторимость каждого человеческого существа, а также его целостность и неделимость. | |
8 | Идеал | представление человека о том, каким бы он хотел быть. | |
9 | Индивид | в теории А.Н. Леонтьева человек, как природное существо. | |
10 | Идентифика ция | механизм развития личности, представляющий собой принятие некоторых черт другого человека и преобразование их в часть собственной личности. | |
11 | Исходная черта | основополагающая структура, которые образуют блоки «здания» личности, определяя постоянство поведения человека. | |
12 | Иерархическая структура личности | структура, в которой отдельные черты отличаются друг от друга разной степенью общности; при этом одни черты «подчиняются» другим. | |
13 | Конституцио нальные черты | черты личности, которые развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума, являются следствием биофизиологических изменений. | |
14 | Компенсация | замещение нарушенной функции усилением или изменением другой функции; стремление освободиться от чувства неполноценности, вызванного реальными или воображенными недостатками путем их преодоления | |
15 | Комплекс неполноцен ности | (термин А. Адлера) преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности, | |
16 | Координационная структура личности | структура, предполагающая известную рядоположность свойств и функций, наличие двусторонних влияний, гармоничность внутренних отношений. | |
17 | Личность | интегрированная совокупность психических свойств, при наличии которых человек обретает сознание и самосознание (чувство «Я»), становится субъектом деятельности и партне ром социальных взаимодействий. | |
18 | Личностные атрибуты общества | общественные институты, традиции, ценности и понятия о личности, которые благоприятствуют развитию личности и обусловливают ее функционирование в данном обществе. | |
19 | Личностный принцип | идея, согласно которой психические явления имеют личностную природу; личность является основанием, на котором осуществляются все психические процессы, находясь тем самым в зависимости от личности. | |
20 | Личностный смысл | "жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий"; в единстве с "чувственной тканью" и "значениями" образует структуру сознания. | |
21 | Направленно сть личности | упорядоченная структура духовных ценностей, потребностей и долговременных целей, подкрепленная убеждениями и жизненными принципами человека. | |
22 | Онтогенез личности | личностно ориентированное развитие индивидуальной человеческой психики на протяжении жизни, включающее возникновение самой личности и ее последовательные трансформации в ходе физических перемен организма и социальных взаимодействий. | |
23 | Социализация | процесс формирования личности, включающий различные трансформации индивида под влиянием культуры, прежде всего адаптацию к общественным условиям жизни и деятельности, обретение свойств, производных от культуры. | |
24 | Системный подход к изучению личности | принцип, согласно которому личность представляет собой динамическую психологическую систему, образуемую взаимодействием свойств, являющихся специфическими функциями внутренней регуляции и внешнего обмена с социальной и предметной средой. | |
25 | Функциональ ная структура личности | система, которая имеет входы и выходы и тесно связана с окружающей средой; подчеркивается ориентация на определенную деятельность или тип поведения | |
26 | Черты личности | психические структуры, проявившиеся в поведении, обусловливающие предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и в разное время. | |
27 | Чувство– непол ноценности | результат переживания собственной беспомощности на протяжении длительного периода раннего детства. | |
28 | Характер | Индивидуально- психологические свойства личности, приобретенные в процессе воспитании, проявляющиеся в системе отношений личности. | |
29 | Эмансипация | уравнение в правах (обычно предоставление женщинам равноправия с мужчинами в области общественной и трудовой деятельности). | |
30 | Эмансипация несовершеннолетнего | это объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. Эта процедура, согласно ст. 27 ГК РФ, производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя. |