Файл: Социальнопсихологические факторы развития агрессивности у подростков (на примере гко суву г. Октябрьска).doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 241
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Социально – психологические факторы развития агрессивности подростков
1.3 Особенности агрессивных проявлений подростков
Глава 2. Результаты эмпирического исследования проявлений агрессивности девочек - подростков
2.1. Описание выборки и диагностических методик исследования
2.3. Обсуждение результатов исследования с применением методов математической статистики
Исследования Коннора также подтверждают, что такой вид агрессии – как реляционная агрессия, больше распространена среди девочек, чем среди мальчиков. Реляционные формы агрессии оказались действенными способами выражения агрессии, отличными от открытых физических форм агрессии.
Также обнаружилось, что девочки превосходили мальчиков также и по уровню реляционной агрессии. В дальнейших исследованиях было установлено, что дети действительно воспринимают реляционную агрессию как злобное, причиняющее вред поведение, и что реляционная агрессии предсказывает наличие у девочек сопутствующих проблем с психосоциальной адаптацией.
Эти исследования подтверждают гипотезу о том, что среди детей и подростков, живущих в обычных условиях нашего общества и не требующих психиатрического лечения, действительно существуют гендерные различия относительно выбора агрессивных стратегий [24].
Физическая агрессия появляется на самых ранних стадиях жизни, затем в поведенческом репертуаре появляются прямые вербальные угрозы, и, наконец, человек овладевает косвенными стратегиями, основанными на использовании существующей социальной среды.
Возможно, согласно положениям З.Фрейда, такая стадиальность связана с возрастным порядком приобретения навыков детьми (т. е. сначала физические/моторные, затем вербальные и, наконец, социальные) и отражает тот факт, что девочки раньше овладевают языком и предрасположены к аффилиативному поведению [41].
Другая форма, которую агрессивное/антисоциальное поведение может принимать у лиц женского пола, это поведение, отвечающее психиатрическим диагностическим критериям расстройство поведения.
Предполагается, что симптомы расстройства поведения у лиц мужского и женского пола, по-видимому, различаются. У девочек, отвечающих диагностическим критериям расстройства поведения, преобладают симптомы неагрессивного или скрыто агрессивного характера, тогда как у мальчиков преобладают симптомы открыто агрессивного характера [44].
У подростков с расстройством поведения О. Кернберго отмечает следующие симптомы:
- постоянное нарушение правил поведения в школе,
- наблюдается хроническая лживость,
- школьная успеваемость хуже ожидаемой
,
- подростки злоупотребление алкоголем или наркотиками,
- отмечается за ними тайное воровство,
- бродяжничество и отсутствие дома по ночам,
- соматизация (соматические жалобы, необъяснимые с точки зрения медицины),
- повышенная частота задержаний за ненасильственные преступления [22, с.64-66].
Таким образом, описанные исследования указывают на то, что увеличение распространенности расстройства поведения у в подростковом возрасте объясняется в основном появлением неагрессивного или скрыто агрессивного девиантного поведения, начинающегося у подростков на более поздних этапах развития.
Острая необходимость в проведении дальнейших исследований, направленных на изучение симптомов, исходов и биологических, семейных и социальных коррелятов расстройства поведения у лиц женского пола по-прежнему сохраняется.
Таким образом, c точки зрения социальной направленности различают социализированное и несоциализированное агрессивное поведение, различают также гетероагрессию и аутоагрессию. По конечной цели выделяют инструментальную (конструктивную) и враждебную (деструктивную) агрессию,
По форме выражения различают: физическую агрессию и вербальную агрессию; косвенную агрессию, негативизм вплоть до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Выводы по 1 главе
Подводя итоги проведенного теоретического анализа проблем подростковой агрессивности – факторов, причин и форм проявлений агрессивности сделаем выводы.
Агрессивность можно определить как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на разного рода раздражители.
Как демонстрируют средства массовой информации, современная цивилизация не только не подавляет, но стимулирует проявление агрессии, как со стороны мужчин, так и со стороны женщин, и культивирует насилие в обществе.
Фактором формирования агрессивной личности являются семейные факторы, конфликты в семье, которые выражают качественные изменения отношений в современной семье и становятся знаком семейной патологии.
Установлено, что жестокое обращение родителей с ребенком в семье порождает не только агрессивное поведение по отношению к другим детям, но и ведет к насилию и жестокости во взрослой жизни.
Жестокое обращение родителей превращает физическую агрессию в жизненный стиль личности, влияет на качественное изменение содержания социальных ролей и всю последующую жизнедеятельность личности.
Показателем агрессивности является количество агрессивных реакций, имеющих место в действительности или проявляющихся в фантазиях. По направленности на объект выделяют агрессию внешнюю (гетероагрессию, экстрапунитивную) и внутреннюю (аутоагрессию, интрапунитивную).
Гетероагрессия характеризуется открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо «смещением» ее на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия). Например, подросток набрасывается с кулаками на своего обидчика или срывает злость на окружающих, издевается над животными, портит вещи человека, который его разозлил, и пр.
Аутоагрессия характеризуется выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. Подросток мучается угрызениями совести, занимается самонаказанием, а иногда самоистязанием (грызет ногти, кусает, царапает, бьет себя по голове и т. д.). В соответствии со способом выражения выделяют произвольный и непроизвольный виды агрессии.
Произвольная агрессия возникает из желания, намерения воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Например, подросток, который не хочет, чтобы родители заходили в его комнату, выражает им свое недовольство в грубой форме.
Сюда же относится и вынашивание планов мести за нанесенную обиду, выжидание удобного момента для «ответного удара». Непроизвольная агрессия представляет собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, во время которого действие неподконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта.
Глава 2. Результаты эмпирического исследования проявлений агрессивности девочек - подростков
2.1. Описание выборки и диагностических методик исследования
В исследовании психологических причин и особенностей проявлений агрессивности девочек – подростков приняли участие 24 подростка 13 лет 7 класса
Применялись следующие методики:
1. Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработанная профессором М.И. Рожковым). Данная методика позволяет выявлять уровни социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.
В результате обработки по этим четырем параметрам выявляются коэффициенты. Если, к примеру, по параметру социализированности коэффициент больше трех, то диагностируется высокий уровень социализированности учащегося. Если он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности [13, с.64].
2. Для выявления особенностей личностного развития и обусловленности агрессивного поведения (нормативности поведения, самооценки, уровня самоконтроля, интеллектуальных особенностей) применялась методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла [38, с.240].
3. Отношения к подростку в семье, позиции родителей по отношению к дочери, возможно провоцирующее агрессивное поведение выявлялись с применением методики «Диагностика родительского отношения» А.Я. Варги и В.В. Столина. Опросник состоит из 5 шкал:
«Принятие – отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник», раскрывающих содержание отношений родителей к подростку.
Опросник состоит из 5 шкал.
1). «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.
На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей.
По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его [38, с. 436].
2). «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него.
Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3). «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим-биотическим отношениям с ребенком.
Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни.
Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4). «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.
При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм.
Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины.
Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения.
За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5). «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.
При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.
Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными.