Файл: Социальнопсихологические факторы развития агрессивности у подростков (на примере гко суву г. Октябрьска).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 245

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Д.Б. Эльконин особое внимание уделял периодизации подросткового возраста и появлению новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности [46].

Отечественные психологи - Л.С. Выготский, Б.Г.Ананьев, Д.Б.Эльконин и др., в деятельности выделяют две стороны – предметную (практическую) и познавательную, направленную на развитие взаимоотношений с людьми, обществом. В подростковый период ведущей деятельностью подростков является деятельность общения. Однако качество деятельности общения подростков обусловливается рядом факторов.

По мнению Л.С. Выготского «…подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях [49, с.141].

Поскольку общение становится ведущей деятельность, то оно пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток на учение, на не учебные занятия, на отношения с родителями. Х. Ремшидт отмечает, что преобладающим в общении становится интимно – личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях.

Ученый отмечает, что подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Для подростка друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, тревогу, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью.

Однако далеко не всегда отношения между подростками складываются благоприятно, и часто по причине неблагоприятного развития и отсутствия коммуникативных умений, непонимания близких или размытых нравственных ориентиров [33].

В отношениях дружбы подростки с одной стороны, очень избирательны, но с другой, их круг общения не ограничивается близкими друзьями, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. Объединяются в группу подростки не только по взаимной симпатии, но и по общим интересам, занятиям, способам развлечения. Многое зависит от уровня развития группы.

Например, диффузная группа, имеющая самый низкий уровень развития, существует только формально и не обладает ни одной из этих характеристик. Подросток может входить одновременно в несколько групп, например, в группу класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе и т.д. [49].


Являясь ведущей деятельностью в этот возрастной период, общение становится настолько интенсивным, что говорят о наличии подростковой «реакции группирования». Однако психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Подростку важно иметь референтную группу, ценности которой он бы принимал и на чьи нормы поведения и оценки он бы ориентировался.

То есть, для подростка не достаточно входить в любую группу и готовую его принять. Нередко подросток может чувствовать себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании, и, кроме того, не всех подростков принимают в группу. В этом случае, некоторые подростки оказывается изолированными, отвергаемыми. Ими оказываются обычно закомплексованные, неуверенные, замкнутые, заносчивые, и, возможно, требующие к себе особого внимания подростки [35].

Таким образом, подростковый период развития для личности является достаточно сложным явлением. Происходит не только физиологическая перестройка организма ребенка, но и все систем взаимоотношений подростка как в семье, так и в социуме.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Социально – психологические факторы развития агрессивности подростков



Анализ исследований по агрессивности показывает, что факторами, способствующими проявлениям агрессии подростков, являются агрессивность и насилие в семье, особенности личности и кризисы взросления, средства массовой информации, учебно-воспитательные учреждения, особенности среды или ситуации, которые повышают вероятность возникновения агрессивности, разнообразные аспекты ситуаций межличностного взаимодействия, проявления психопатологии.

Проанализируем эти факторы. Исследователями, педагогами, психологами, психиатрами и публицистами (М.И. Лисина, М.И. Буянов, Лоранс Пэрну, И.М.Желдак, Ю.Б. Гиппенрейтер, Л.Г. Сагатовская, О.С. Сермягина, Г. Доман и др.) отмечается первостепенная роль семьи в формировании как конструктивных умений ребенка в межличностном взаимодействии, так и негативных черт характера и расстройств поведения, если семья является конфликтной.

О насилии в семье (согласно А.Б.Орлову) говорят в тех случаях, когда факты грубого и жестокого обращения оказываются не единичными, случайными и ситуативными, а регулярными, систематическими и постоянно повторяющимися. Исследователи выделают различные виды насилия — физическое, сексуальное, психологическое, экономическое и т.д., но отмечается, что именно семейное насилие характеризуется тем, что приобретает всеобщий, генерализованный характер [27].

Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье порождает не только агрессивное поведение по отношению к другим детям, но и ведет к насилию и жестокости во взрослой жизни, превращает физическую агрессию в жизненный стиль личности. Высокий уровень агрессии определяет выбор человеком соответствующих форм поведения, например, возрастают показатели спонтанной реактивной агрессии, раздражительности [25].

Иногда семья возлагает на ребенка свои несбывшиеся надежды. Зачастую цели, которые могут ставить перед собой родители по отношению к детям, весьма разнообразны. Родители нередко совершенно не задумываются о влиянии этих целей на ребенка и создании условий, благоприятных для личностного развития ребенка.

По мнению врача психолога Домана Глена, распространенной родительской целью является стремление строить жизнь ребенка как свою собственную. Фактическая реализация такой цели может иметь те или иные особенности и принимать разнообразные формы. Однако в целом ее можно сформулировать как стремление через успехи ребенка улучшить свое собственное социальное положение [17]. Такая ситуация вызывает как скрытый, так и открытый протест со стороны ребенка.


М.И. Буянов убежден, что нередко за гиперопекой и сверхзаботой родителей, их стремлением создать ребенку для его развития в какой - то области знаний, скрывается эгоистическая цель: «Я буду там же, где он, но на первом месте». «Честолюбие родителей, принявших собственную цель как основу взаимодействия с ребенком, нередко приносит больше вреда, чем пользы», - полагает А.И. Захаров [4, с.54-62]. Руководствуясь своими целями, часто малокомпетентные в вопросах воспитания родители в ребенке упорно ищут то, что отличает его от других детей, пытаются угадать признаки гениальности, изолируют от общества сверстников, перегружают занятиями, подрывают физическое и психическое здоровье многочасовыми занятиями, фактически лишая детства и добиваются того, что заглушают в нем искорку творчества и таланта.

Кроме того, пытаясь уберечь своих детей от ошибок, родители часто прибегают к прямым рекомендациям и запретам, избирают опосредованный путь. О.С. Сермягина полагает, что такая ситуация типична при выборе дочерью спутника жизни. Так, например, мать, из благих побуждений, подготавливая дочь к семейной жизни, может передавать ей негативное отношение к мужчинам, предрасположенность к нестабильному браку, закладывает завышенную требовательность к другим при полной несамокритичности [35, с.48 - 54].

Как отмечают ученые (Д.Б.Эльконин, И.В.Дубровина. Б.С.Волков и др.), подростковый период характерен развитием чувства взрослости, как специфического новообразования самосознания. Чувство взрослости является стержневой особенностью личности, ее структурным центром и выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру; определяет и содержание его социальной активности, систему новых устремлений и переживаний.

Однако, как отмечает Д.Б. Эльконин, отношение родителей к взрослению подростка может быть двояким. Так, например, авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснить причины своих указаний и запретов, а с другой, они желают, чтобы ребенок проявлял самостоятельность и ответственность.

Иногда они практикуют и жесткое обращение с ребенком, контролируют все сферы жизни. Как у мальчиков, так и у девочек в таких семьях с одной стороны - рано развивается реакция эмансипации, нарушенные внутрисемейные отношения ведут к демонстративному аутоагрессивному поведению подростков, проявляющихся в табакокурении, распитии спиртных, позднем приходе домой. А с другой стороны, у части детей в таких семьях формируются родителями различные комплексы, растет неуверенность, тревожность. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетается с эмоциональным отвержением родителем ребенка. Такие отношения в психологической литературе называют воспитанием «по типу Золушки». У детей при таком типе воспитания формируется недоверие к другим людям, враждебность, агрессивность.


Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипоопека – также является неблагоприятным вариантом семейных отношений. В этом случае ребенку все можно и до него «не доходят руки». Если ребенок попадает в асоциальную группу, то возможны наркомания и другие формы неприемлемого поведения [46].

Цели и установки родителей реализуются через общий широкий спектр отношений в семье, ведущим среди которых, по мнению М.И. Лисиной, является общение. Общение между родителями и детьми в семье имеет ряд специфических особенностей – как положительных, так и отрицательных.

Дефекты общения, низкая характеристика взаимодействия, неумение общаться, по мнению Н.Н. Обозова, ведут к утрате психотерапевтической функции семьи, усугубляя внешние травмы.

На основе анализа можно выделить основные формы деформированного общения родителей с подростками. По мнению исследователей, это:

Во-первых, безусловная установка родителей на негативную оценку и наказание. Это определяется нежеланием взрослых анализировать отклонение в поведении подростка от ожидаемого поведения.

Руководствуются родители стремлением добиться желаемых результатов в кратчайшие сроки, немедленных результатов. При этом они могут и не осознавать беспомощность вариантов средств воздействия, ограниченность и невыразительность приемов, неумение понять сущность ситуации, ее психологического смысла, импульсивного реагирования.

В основе такого реагирования ка правило лежит:

  • определенный эгоцентризм родителей;

  • защита от собственных ошибок;

  • перенос на подростка полной ответственности за его промахи и недостатки;

  • неумение распознавать в них свои привычки, черты характера, дефекты поведения.

Вторая форма деформированного общения по Н.Н. Обозову, это прогрессия отрицательных обобщений. На первый взгляд незначительные размолвки по поводу организации поведения между родителями и подростками, или между супругами по поводу метода воспитания, могут заканчиваться серьезными конфликтами. Частой причиной конфликтов с подростками является увеличение отрицательных обобщений.

Эти обобщения родителями не замечаются и захватывают широкий спектр отношений. Увеличение отрицательных обобщений погружает каждого в его собственные обиды, весьма сильно увеличивает и гипертрофирует их, порождает жалость к себе, нежелание понять другого, а иногда и уход подростка из дома.