Файл: Социальнопсихологические факторы развития агрессивности у подростков (на примере гко суву г. Октябрьска).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 243

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Причиной является также частое присутствие в семейных коммуникациях манипуляции и манипулирования, как со стороны родителей, так и подростков. По сути это насильственное – или явное или скрытое ограничение общения с целью получения определенной реальной или психологической выгоды.

Еще одним деформатором взаимоотношений по мнению Н.Н. Обозова является практика самоутверждения родителей за счет других (домашних). Поскольку каждый человек испытывает более или менее острую потребность в социальном утверждении, признании со стороны окружающих своей значимости, то он старается добиваться этого любыми средствами. А если эта потребность не реализуется во внешнем окружении (на работе, среди друзей), то родители могут начать утверждаться на беззащитном и находящемся всегда рядом ребенке.

Такая позиция родителя позволяет ему наиболее быстро приходить к желаемому результату (моральной выгоде) демонстрации своего превосходства над окружающими как один из приемов самоутверждения. Наиболее просто продемонстрировать свое превосходство именно над беззащитным ребенком [26].

Родителей вполне могла бы устраивать прежняя роль послушного, беспомощного, нуждающегося в опеке ребенка, тогда как предоставление ему новых прав и обязанностей требует, в свою очередь, изменения их ролевого поведения. Однако такая позиция не всегда устраивает подростков и ведет к реакции эмансипации, протесту, непослушанию, а может быть и к аутоагрессии [46].

Таким образом, негативное влияние семьи на развитие агрессивности подростков сводится к следующему:

- наличие нарушений в эмоциональных отношениях между родителями и детьми;

- равнодушие родителей к агрессивным проявлениям своих детей;

-демонстрация моделей агрессивного поведения самих родителей.

Исследования О.С. Сермягиной показали, что многие нарушения поведения, и в первую очередь агрессивность, возникают и определяются не столько недостатками реально существующих системы или стиля семейного воспитания ребенка, сколько особенностями восприятия и интерпретации ребенком тех или иных действий родителя. Она отмечает что только в случае - когда воздействие родителя оценивается ребенком в качестве препятствия в удовлетворении актуальных потребностей, будут возникать нарушения поведения как реакция сопротивления или борьбы за сохранение самоидентичности [35].

Серьезное влияние на формирование агрессивного поведения подростков, особенно в последние два десятилетия, оказывают средства массовой информации – кино, телевидение, Интернет.


Как показали многочисленные отечественные и зарубежные исследования, сцены агрессии и насилия на кино- или телеэкране обучают подростков подобным моделям поведения. По мнению Р. Барона и Д. Ричардсона (2000), агрессивные фильмы подкрепляют агрессивность, а не усиливают ее. Они выделили следующие факторы, влияющие на возможность того, что насилие в масс - медиа будет способствовать агрессии:

Если увиденное кажется наблюдателю проявлением агрессии.

Если зритель отождествляет себя с агрессором.

Если потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрессии в фильме.

И наблюдаемые события должны выглядеть реальными и быть захватывающими [3].

Кроме семьи и масс-медиа, как отмечает А.Б.Орлов, на формирование агрессивности подростков существенное влияние может оказывать школа или образовательные учреждения.

Фактором развития негативизма являются школьные конфликты с педагогами, связанные в основном с успеваемостью, с пропусками занятий вследствие нарушенных взаимоотношений с учителями и с ровесниками.

По отношению к учителю могут возникнуть протест, отказ заниматься. Такое поведение встречается и у способных учащихся, критически настроенных, чье выраженное стремление к успеху сталкивается с неблагоприятными перспективами на будущее. В отношениях с ровесниками конфликты часто возникают на почве соперничества и влияют на психосоциальную адаптацию подростков [27].

Конфликты в области автономии и авторитета, как полагает Х. Ремшмидт, вызываются стеснением свободы подростков школьными правилами. В этом случае молодые люди по праву требуют обосновать эти правила и чувствуют над собой систематическую опеку [33].

Внутренняя позиция подростка по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к учреждению, процессу обучения, к учителю, к одноклассникам. Причиной формирования и проявления агрессивности среди школьников в последнее время становится и внешние детерминанты. Это и социальное расслоение населения, отражающееся на материальном положении семей и различных возможностях материального обеспечения детей. Этот факт является почвой для проявления зависти, злорадства, высокомерия, антагонизма.

К числу внешних детерминант, способствующих проявлениям агрессивности подростков, Р. Бэрон и Д. Ричардсон относят особенности среды или ситуации, которые повышают вероятность возникновения агрессивности.

Разнообразные аспекты ситуаций межличностного взаимодействия «посылы к агрессии», также усиливают проявления агрессивности. Эти «посылы» могут исходить из разных источников. Например, если у потенциального агрессора некоторые индивидуальные характеристики

потенциальной жертвы ассоциируются с агрессией, то он будет склонен реагировать агрессивно.

Наконец, агрессия может, как усиливаться, так и подавляться за счет тех аспектов ситуации, которые влияют на степень и характер личностного самосознания. Когда человек сообразует свои поступки с потенциальной реакцией жертвы или представителей власти, правопорядка, говорят о публичном самосознании. Если человек сосредоточен преимущественно на собственных мыслях и переживаниях, речь идет о приватном самосознании. Любой из двух типов самосознания сдерживает агрессивные проявления. Соответственно, снижение уровня личностного самосознания способствует агрессивности [3].

Причиной агрессивных проявлений, как девочек, так и мальчиков, являются глубокие психологические проблемы, возникающие на фоне трудностей взросления и развития в подростковый период.

Как отмечает Л.Ф. Обухова, нередко психологические переживания переступают критическую черту, за которой кризис взросления превращается в экстремальную ситуацию, - эту особенность в развитии подростков отмечает Л.Ф.Обухова. Она полагает, что «….в этом возрасте перед личностью встает множество проблем, и молодой человек не всегда оказывается в состоянии выработать соответствующие новой ситуации механизмы преодоления трудностей» [24, с.82- 83].

Исследователи отмечают следующие формы кризисов развития:

  1. Нарушения полового развития.

  2. Кризисы идентичности и авторитетов.

  3. Переживание отчуждения (деперсонализация и дереализация).

  4. Нарушение оценки своего физического облика (дисморфофобия).

  5. Суицидальные попытки [33].

По – мнению Л.Ф. Обуховой, характерными для девочек являются переживания кризисов самооценки физической непривлекательности, способностей, чувства вины, собственной неполноценности. Это ведет к их повышенной тревожности, в поведении возможны суицидальные попытки, побеги, утрированные реакции протеста.

Психологи отмечают, что глубокий кризис – это общий знаменатель этих переживаний и поведенческих отклонений. Наиболее значимы, по – мнению ученых, упорный онанизм и гомосексуальные склонности у мальчиков, сексуальная распущенность у девочек, а также различные формы отклоняющегося сексуального поведения. Допускают специалисты и пубертатный аскетизм. Он проявляется в подавлении и отрицании сексуальных влечений и тесно связан с ограничительными социальными нормами. Обусловливаются такие проявления неуверенностью и сомнениями подростков и связаны. со становлением собственной сексуальности. Такие явления в жизни подростков часто приводят к высокой личностной тревожности, которая может обусловливать как агрессивные проявления, так и суицидальные попытки [25].


Можно предполагать, что большинство этих нарушений преходящи, но, с другой стороны, именно в период взросления закладываются основы личностных и поведенческих расстройств, устойчиво проявляющихся во взрослом возрасте.

У подростков в период взросления пока еще отсутствуют четкие представления о сексуальности и сексуальном поведении или же они чувствуют «давление социальных норм» в отношении «сексуальных достижений». Тревожность по этому поводу, как считает Г. Доман, обычно не принимает у девочек форму частых половых контактов, а выражается в страхе несоответствия собственного сексуального развития возрастной норме [16].

Кризисы идентичности можно рассматривать как реакцию на утрату статуса ребенка, на глубокое несоответствие биологических возможностей социальным, на неуверенность в своей компетентности в новом статусе, на резкие биологические изменения, происходящие в организме взрослеющего человека. Подростки ищут себя, переживая эмоциональное неблагополучие, задавая вечные вопросы: «Кто? Каким я хочу быть? Каким меня видят другие?»

Многие испытывают сомнения в наличии у них собственной индивидуальности и воспринимают себя как «копию» другого человека. Из этого опасения часто возникает неприятие существующих социальных образцов, в том числе и родительских, что является основой конфликтных отношений.

Кроме субъективного чувства неуверенности нарушение идентичности предполагает наличие неопределенности, по меньшей мере, в трех из перечисленных ниже областей: долгосрочные цели; выбор профессии; круг друзей; сексуальная ориентация и сексуальное поведение; религиозная идентификация; нравственные устои; групповая лояльность.

Широко распространенные в период взросления реакции протеста, по мнению О.А. Карабановой, могут иметь масштабный характер. Они могут быть направлены против семьи, отца или выражаться в побегах из дома и являются проявлением кризиса авторитета. Содержание их – противостояние авторитетам, существующим порядкам, структуре социальных норм или же (побег) – отказ от этого противостояния, избегание его.

Другими формами подобного избегания могут быть наркотическая зависимость или вступление в псевдорелигиозные общины. Кризисы авторитетов иногда сопровождаются нарушениями процессов созревания и перерастают из тревоги и переживаний в экстремальные случаи [20].

Происходит у подростков и деперсонализация. Она тесно связана с проблемами идентичности. Эти нарушения ведет к необходимости изменить представление о собственном теле, возникающая в период взросления. Для деперсонализации характерна тревога, связанная с изменениями собственного тела.


Основными симптомами деперсонализации, по Н.Н. Обозову, является чувство отчуждения, беспокойство в связи с этим переживанием, отсутствие его бредовых интерпретаций, субъективное ощущение неадекватности эмоциональных реакций. Подростки высказывают, например, тревожность в связи с тем, что их руки или ноги увеличились или уменьшились, пропорции лица изменились, что их нога или рука, кажется, им больше не принадлежит, иногда они испытывают сомнения в реальности собственного существования.

В зависимости от коммуникативных способностей, подростки могут описывать эти ощущения более или менее четко. Некоторые высказывают сомнения вообще в реальности собственной личности. Описывая свое состояние, они часто говорят, что чувствуют себя как во сне, или что реагируют на окружающее как машина. С этими переживаниями связано опасение утраты контроля над собственной личностью и своими поступками [25].

Для периода подросткового кризиса как для мальчиков, так и в большей степени для девочек, характерны нарушения оценки своего физического облика. Подросток чувствует, как изменяются его телесные соматические функции, и пересматривает представления о собственном теле.

Пристально наблюдая за ним и сравнивая себя с другими, он часто преувеличивает свои подлинные и мнимые физические недостатки, что приводит к высокой личностной тревожности, к нарушению самооценки.

Высокая тревожность по поводу нарушения оценки собственной внешности наиболее часто связана:

  • с действительным или мнимым уродством лица (например, слишком длинный нос, ассиметричные черты, слишком маленький рот, угревая сыпь, шрамы);

  • с размерами тела: к высокой тревожности, приводящей к нарушениям самооценки, могут приводить как слишком маленькие, так и слишком крупные его размеры (у девочек чаще – слишком крупные, у мальчиков - слишком маленький рост);

  • с искривлениями позвоночника (сколиозы), ограничениями подвижности, аномалиями походки, последствиями разного рода повреждений (ожогов, обваривания).

У слишком чувствительных подростков в связи с такими физическими особенностями иногда возникает озабоченность, напряжение, беспокойство, перерастающие порой в тяжелые кризисы самооценки, хотя в некоторых случаях даже значительные дефекты тела не вызывают никаких или почти никаких психических отклонений [24].

Существуют индивидуальные различия во взаимодействии факторов риска с защитными факторами, что свидетельствует о возможности справиться с неблагоприятными личными и социальными обстоятельствами, то есть активно формировать условия собственного развития.