Файл: Социальнопсихологические факторы развития агрессивности у подростков (на примере гко суву г. Октябрьска).doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 253
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Социально – психологические факторы развития агрессивности подростков
1.3 Особенности агрессивных проявлений подростков
Глава 2. Результаты эмпирического исследования проявлений агрессивности девочек - подростков
2.1. Описание выборки и диагностических методик исследования
2.3. Обсуждение результатов исследования с применением методов математической статистики
Список использованных источников
-
Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): учебное пособие для вузов.- М.:Знание, 2012. -
Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы// Вест. Моск. У – та. Психология. Сер. 14. – 2007. № 2. -
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2014. -
Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. – М.: Знание, 1999. -
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Дидакт, 1999. -
Беттельгейм Бруно. Любим ли я... (Диалог с матерью).- СПб.: «Ювента», 2002. -
Байярд Роберт и Джин. Ваш беспокойный подросток/ Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М.: Просвещение, 2012. -
Выготский Л. С. Педология подростка. М.:Наука, 2014.. – 280 с. -
Брутман В.И. и др. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери/ Психол. ж – л, 2010, том 21 № 2. -
Белозуб Г.И. Психологический инцест как феномен российского менталитета // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1999, №2. -
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. СПб.: Издательство: Литур, 2011. -
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова. – М.:ТЦ «Сфера», 2011. -
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – изд. 3 – е, М.: ЧеРо, 2012. -
Голод С.И. Семья и брак: историко - социологический анализ. – СПб, ТОО ТК «Петрополис», 1998. -
Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. М.: Медицина, 2010. -
Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. – М.: «Аквариум», 2014. -
Дмитриева Т. Женская агрессия: феномен или закрытая тема? // Медицинская газета, 2001, №67. -
Желдак И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. – М.:Прогресс, 2012. -
Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2006. -
Карабанова О.А. Проективная методика «Родительское сочинение» в практике психологического консультирования/ «Ж – л практического психолога».: изд – во «Фолиум». – 2012. -
Коннор Дэниел. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2015. -
Кернберго О. Агрессия при расстройствах личности. – М.: Владос, 1998. -
Лоренц К. Агрессия. – М.: Наука, 1994. -
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Просвещение, 1996. С. 45 – 48. -
Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. /Под ред. Дубровиной И. В., Круглова В. С. М.: Педагогика, 2008. -
Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л.: Изд – во ГУ, 2001. -
Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье - определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду, 2000, №2-3. -
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Уч. пос. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 2008. -
Психология личности в трудах зарубежных психологов/ составитель и общая редакция А.А.Реана. – СПб: Питер, 2010. -
Психология человеческой агрессивности. Хрестоматия/Сост. К.В.Сельченок. - Минск: Харвест, 1999. -
Попкова Э.Б. Проблема женской агрессивности. – М.: Норма, 2006. -
Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. - М.: Наука, 2012. -
Ремшидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. – М.: Мир, 1999. -
Руководство по предупреждению насилия над детьми/Под ред. Н.К.Асановой. - М.: ВЛАДОС, 2011. -
Сермягина О.С. Эмоциональные отношения в семье (социально – психологические исследования). – Кишинев, 2001. -
Сагатовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива.- Томск, 1991. С 64. -
Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 352 с. -
Свядощ А.М. Женская сексопатология. - М.: Медицина, 1998. -
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.:Прометей, 2008. -
Тавит А., Тийт Э. Семейная жизнь родителей как фактор формирования идеалов семьи и брака у детей. – Вильнюс, 2000. -
Уилсон Р.А. Психология эволюции. – М.: Прогресс, 1998. -
Филиппова Г.Г. Психология материнства/ Автореферат дис... На соискание степени доктора психологических наук/ - Москва, 2010. -
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.:ЭЛЛИС ЛАК, 1994. -
Хорни К. Женская психология. СПб.: Речь, 2001. -
Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.:Наука, 2002. -
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 2001. -
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2014. – 458 с. -
Юричка Ю. Предупредить правонарушения несовершеннолетних / Ю.Юричка // Народное образование. 2000. № 6. С. 267-270.
Интернет- ресурсы
-
Выготский, Л.С. Детская психология. – М: Педагогика, 2004 – 221 с, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t4_1984/go,222; (Дата обращения 14.10.2018) -
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 2008.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sbiblio.com/BIBLIO/content.aspx?dictid=67&wordid=749719 -
Матулис, Е.Н. Анкета «Самооценка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mylektsii.ru/8-106357.html (Дата обращения 14.10.2018). -
Понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.b17.ru/blog/43905/ -
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010. № 97 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/55170507/ (Дата обращения 15.10.2018).
Приложение А
Результаты эмпирического исследования
№ | Ф.И. | Соц. адап ирован ность | Автоно мность | Соц. актив ность | Ур нрав разви тия | Виды проявляемой агрессии | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ИА | ИВ | ||||||
1 | П. А. | 2,4 | 3,2 | 2,6 | 3 | 55 | 96 | 52 | 100 | 27 | 77 | 65 | 6 | 68 | 60 |
2 | Р. И. | 2,4 | 3,2 | 3 | 3 | 55 | 88 | 52 | 100 | 27 | 77 | 65 | 7 | 65 | 49 |
3 | С. Т. | 2,4 | 2 | 2,6 | 3,6 | 66 | 96 | 52 | 80 | 45 | 88 | 52 | 7 | 63 | 54 |
4 | Ш. А. | 2,6 | 2,6 | 3,4 | 3,6 | 55 | 94 | 91 | 100 | 18 | 88 | 65 | 7 | 70 | 65 |
5 | Ж. А. | 2 | 2 | 2,4 | 2,2 | 55 | 86 | 78 | 80 | 45 | 88 | 91 | 8 | 68 | 84 |
6 | Т. А. | 3,2 | 3 | 3,8 | 3,8 | 33 | 92 | 7 | 80 | 54 | 77 | 39 | 7 | 41 | 58 |
7 | М. А. | 3,2 | 3,2 | 4 | 3,8 | 33 | 64 | 26 | 60 | 45 | 66 | 39 | 8 | 41 | 64 |
8 | И. И. | 4,2 | 2,8 | 4 | 3,6 | 66 | 56 | 52 | 60 | 9 | 66 | 52 | 7 | 58 | 48 |
9 | У. И. | 4 | 2,4 | 3 | 3,4 | 55 | 64 | 65 | 100 | 45 | 88 | 39 | 7 | 51 | 41 |
10 | И. А. | 3,8 | 2,2 | 3,8 | 3 | 55 | 62 | 26 | 64 | 54 | 44 | 30 | 5 | 51 | 41 |
11 | Н. Л | 3,8 | 2,2 | 3,6 | 3 | 55 | 60 | 39 | 66 | 54 | 44 | 13 | 6 | 58 | 28 |
12 | С. Т. | 3,8 | 1,8 | 3 | 3.8 | 44 | 52 | 91 | 60 | 54 | 55 | 78 | 8 | 69 | 66 |
13 | Б. Л. | 3,6 | 2 | 2,4,44 | 3,8 | 44 | 86 | 91 | 100 | 77 | 66 | 78 | 8 | 71 | 72 |
14 | С.Л. | 3,8 | 2,2 | 2,6 | 3 | 55 | 96 | 52 | 96 | 77 | 55 | 65 | 6 | 68 | 60 |
15 | К.И. | 3,8 | 2,2 | 2,6 | 3 | 55 | 88 | 52 | 94 | 77 | 55 | 65 | 7 | 65 | 49 |
16 | К.Р. | 3,6 | 2,2 | 3,8 | 3 | 66 | 72 | 52 | 60 | 45 | 33 | 52 | 7 | 63 | 54 |
17 | И.М. | 3,8 | 2,2 | 3,6 | 3 | 55 | 64 | 91 | 60 | 18 | 55 | 65 | 7 | 70 | 65 |
18 | И.Т. | 3,4 | 3,2 | 3 | 3 | 55 | 56 | 78 | 80 | 45 | 66 | 91 | 8 | 68 | 84 |
19 | Ж.К. | 2,4 | 3,2 | 3 | 3 | 33 | 92 | 7 | 100 | 54 | 77 | 39 | 7 | 41 | 58 |
20 | Ш.Е. | 2,4 | 2 | 2,6 | 3,6 | 33 | 74 | 26 | 100 | 45 | 77 | 39 | 8 | 41 | 64 |
21 | Ш.Н. | 3,4 | 3,2 | 3 | 3 | 66 | 56 | 52 | 80 | 9 | 68 | 52 | 7 | 58 | 48 |
22 | У.Н. | 3,4 | 3,2 | 3 | 3 | 55 | 64 | 65 | 80 | 45 | 44 | 39 | 7 | 51 | 41 |
23 | Х.В. | 3,4 | 2 | 2,6 | 3,6 | 55 | 72 | 26 | 100 | 54 | 44 | 30 | 5 | 51 | 41 |
24 | А.А. | 3,4 | 3,2 | 3 | 3 | 55 | 80 | 39 | 100 | 54 | 44 | 13 | 6 | 58 | 28 |
25 | Н.А. | 2,4 | 3,2 | 2 | 3 | 44 | 92 | 91 | 100 | 74 | 55 | 78 | 8 | 69 | 66 |
26 | М.Н. | 2 | 2 | 2,6 | 3,6 | 44 | 86 | 91 | 100 | 86 | 66 | 78 | 8 | 71 | 72 |
27 | М.О. | 2 | 1,8 | 3 | 3.8 | 55 | 96 | 52 | 100 | 88 | 55 | 65 | 6 | 68 | 60 |
28 | М.А. | 2,6 | 2,2 | 2,6 | 3 | 55 | 88 | 52 | 100 | 77 | 55 | 65 | 7 | 65 | 49 |
29 | П.Л. | 2,2 | 1,8 | 2,4 | 3.8 | 66 | 72 | 52 | 80 | 88 | 33 | 52 | 7 | 63 | 54 |
30 | П.Т. | 2,2 | 1,8 | 2,4 | 3.8 | 55 | 94 | 91 | 100 | 88 | 55 | 65 | 7 | 70 | 65 |
Баллы по соц.активности, социализированности - 3 - 4 – выс, 2 – 2,8 – ср., 2 – 2,8 – средние, 2 и ниже - низкие
Виды агрессии: 1- физическая агрессия, 2 – косвенная агрессия, 3– склонность к раздражению, 4- негативизм, 5 – обида, 6- подозрительность, 7-вербальная агрессия, 8 – чувство вины. ИА – индекс агрессивности, ИВ – индекс враждебности.
Приложение Б
Результаты исследования личностного развития
№ | Ф.И. | Баллы по факторам 16 Р.F. Кеттелла | ||||||||||||||||
МД | А | В | С | Е | F | G | Н | I | L | M | N | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 | ||
1 | П. А. | 4 | 12 | 2 | 9 | 10 | 9 | 3 | 9 | 4 | 9 | 4 | 4 | 3 | 8 | 9 | 3 | 9 |
2 | Р. И. | 3 | 8 | 2 | 10 | 9 | 3 | 4 | 9 | 7 | 8 | 5 | 3 | 4 | 2 | 8 | 4 | 8 |
3 | С. Т. | 13 | 8 | 3 | 4 | 9 | 9 | 10 | 5 | 5 | 4 | 7 | 9 | 7 | 8 | 7 | 4 | 9 |
4 | Ш. А. | 14 | 5 | 4 | 5 | 12 | 6 | 4 | 6 | 6 | 4 | 5 | 8 | 7 | 8 | 7 | 3 | 10 |
5 | Ж. А. | 3 | 8 | 5 | 4 | 8 | 12 | 10 | 5 | 5 | 4 | 7 | 6 | 7 | 8 | 7 | 4 | 9 |
6 | Т. А. | 4 | 9 | 5 | 3 | 7 | 9 | 4 | 6 | 6 | 4 | 5 | 4 | 7 | 8 | 7 | 3 | 10 |
7 | М. А. | 12 | 9 | 3 | 4 | 7 | 8 | 3 | 8 | 4 | 10 | 3 | 4 | 2 | 9 | 8 | 5 | 9 |
8 | И. И. | 8 | 10 | 3 | 5 | 8 | 7 | 5 | 7 | 6 | 7 | 6 | 5 | 7 | 5 | 6 | 7 | 6 |
9 | У. И. | 10 | 10 | 4 | 6 | 6 | 7 | 5 | 6 | 7 | 7 | 8 | 6 | 7 | 6 | 7 | 8 | 7 |
10 | И. А. | 11 | 6 | 4 | 5 | 6 | 6 | 5 | 7 | 6 | 7 | 6 | 5 | 7 | 5 | 6 | 7 | 6 |
11 | Н. Л | 11 | 6 | 4 | 5 | 7 | 8 | 3 | 8 | 4 | 10 | 3 | 9 | 2 | 9 | 8 | 5 | 9 |
12 | С. Т. | 11 | 7 | 3 | 6 | 6 | 7 | 5 | 7 | 6 | 7 | 6 | 5 | 7 | 5 | 6 | 7 | 6 |
13* | Б. Л. | 3 | 12 | 3 | 3 | 11 | 9 | 10 | 10 | 5 | 4 | 7 | 6 | 7 | 8 | 7 | 4 | 9 |
14* | С.Л. | 14 | 12 | 2 | 4 | 9 | 10 | 4 | 10 | 6 | 4 | 5 | 4 | 7 | 8 | 7 | 3 | 10 |
15* | К.И. | 14 | 6 | 3 | 3 | 10 | 4 | 3 | 8 | 4 | 10 | 3 | 4 | 2 | 9 | 8 | 5 | 9 |
16 | К.Р. | 9 | 7 | 3 | 4 | 7 | 6 | 5 | 6 | 8 | 7 | 8 | 6 | 7 | 6 | 7 | 8 | 7 |
17 | И.М. | 8 | 12 | 4 | 9 | 8 | 6 | 5 | 7 | 6 | 8 | 6 | 5 | 7 | 5 | 6 | 7 | 6 |
18 | И.Т. | 8 | 12 | 3 | 9 | 8 | 7 | 5 | 7 | 6 | 7 | 6 | 6 | 6 | 5 | 6 | 7 | 6 |
19 | Ж.К. | 10 | 3 | 2 | 2 | 9 | 12 | 10 | 10 | 5 | 4 | 7 | 6 | 7 | 8 | 7 | 4 | 9 |
20 | Ш.Е. | 11 | 10 | 2 | 3 | 5 | 5 | 4 | 10 | 6 | 4 | 5 | 4 | 7 | 8 | 7 | 3 | 10 |
21 | Ш.Н. | 10 | 12 | 2 | 8 | 7 | 7 | 5 | 7 | 6 | 7 | 6 | 9 | 7 | 5 | 6 | 7 | 6 |
22 | У.Н. | 8 | 10 | 3 | 8 | 6 | 7 | 5 | 6 | 8 | 7 | 8 | 6 | 7 | 6 | 7 | 8 | 7 |
23 | Х.В. | 8 | 8 | 4 | 9 | 6 | 6 | 5 | 7 | 6 | 8 | 6 | 5 | 7 | 5 | 6 | 7 | 6 |
24 | А.А. | 9 | 8 | 4 | 7 | 8 | 7 | 5 | 7 | 6 | 7 | 6 | 6 | 6 | 5 | 6 | 7 | 6 |
25 | Н.А. | 13 | 9 | 3 | 4 | 9 | 8 | 4 | 10 | 6 | 4 | 5 | 9 | 7 | 8 | 7 | 3 | 10 |
26 | М.Н. | 3 | 12 | 5 | 8 | 6 | 6 | 3 | 10 | 4 | 9 | 4 | 4 | 3 | 8 | 9 | 3 | 9 |
27 | М.О. | 4 | 13 | 5 | 7 | 6 | 5 | 4 | 10 | 7 | 8 | 5 | 3 | 4 | 2 | 8 | 4 | 8 |
28 | М.А. | 3 | 12 | 5 | 6 | 7 | 6 | 10 | 9 | 5 | 4 | 7 | 6 | 7 | 8 | 7 | 4 | 9 |
29 | П.Л. | 13 | 6 | 4 | 3 | 12 | 3 | 4 | 9 | 6 | 4 | 5 | 10 | 7 | 8 | 7 | 3 | 10 |
30 | П.Т. | 4 | 7 | 3 | 3 | 10 | 9 | 3 | 8 | 4 | 10 | 3 | 5 | 2 | 9 | 8 | 5 | 9 |
| | МД | А | В | С | Е | F | G | Н | I | L | M | N | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 |