Файл: Социальнопсихологические факторы развития агрессивности у подростков (на примере гко суву г. Октябрьска).doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 254
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Социально – психологические факторы развития агрессивности подростков
1.3 Особенности агрессивных проявлений подростков
Глава 2. Результаты эмпирического исследования проявлений агрессивности девочек - подростков
2.1. Описание выборки и диагностических методик исследования
2.3. Обсуждение результатов исследования с применением методов математической статистики
В остальных случаях, так или иначе, присутствует «авторитарная гиперсоциализация». Сознательно или бессознательно, подросток воспринимается «маленьким неудачником». Это отражается на качестве взаимоотношений, и дальнейшие исследования подтверждают это.
Далее для диагностики показателей и форм агрессии применялась методика А.Басса и А.Дарки (адаптация А.К. Осницкого).
Методика позволяет выявлять такие проявляемые индивидом формы агрессии, как физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, раздражение, подозрительность, обида и чувство вины (результаты диагностики представлены в таблице 2 и рисунке 1).
Таблица 2. - Уровни и виды проявляемой агрессии подростками
Уровни в % | Виды проявляемой агрессии | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ИА | ИВ | |
Высокий | 35,0 | 86,8 | 52 | 80,0 | 26,6 | 16,6 | 13,3 | 16,6 | 43,3 | 56,8 |
Средний | 24,0 | 6,6 | 40,0 | 13,3 | 50,0 | 13,3 | 29,9 | 26,6 | 29,9 | 24,0 |
Низкий | 41,0 | 6,6 | 8,0 | 6,7 | 23,4 | 70,1 | 56,8 | 56,8 | 26,8 | 19,2 |
Прокомментируем полученные результаты по видам агрессии:
1) По шкале физической агрессии показатели не выражены. Так, например, высокий уровень выявлен только у 35 %, средний уровень – у 24 % и низкий уровень у 41 % подростков.
2) По шкале косвенной агрессии показатели выражены очень явно. Так, например, 86 % - практикуют именно такой вид агрессии.
Со слов подростков можно судить, что в этом случае «нападение» на предполагаемую «жертву» совершается скрытно, «чужими руками», за счет намеренного изощренного конструирования неблагоприятной ситуации, за счет «подставы», в которую попадает «жертва». Примеров для конструирования такой ситуации достаточно много демонстрируется в современных СМИ, кинофильмах и т.д.
3) Склонность к такому виду агрессии, как «Раздражение» так же достаточно выражено. Это свидетельствует о том, что в этом случае девочкам свойственна эмоциональная неустойчивость, легкая возбудимость и пониженный контроль.
А как показали результаты по Кеттеллу, эти факторы у них действительно выражены. Объясняется это и неблагоприятными взаимоотношениями в семье, и, в частности, гиперпротекцией и неустойчивым стилем семейного воспитания.
4) Достаточно выражен такой вид агрессии, как «Негативизм».
Негативизм и раздражение, в принципе, это достаточно связанные эмоциональные состояния, сопровождающие агрессивное поведение.
Свойствен негативизм подросткам особенно, в период пубертатного кризиса в условиях неблагоприятных взаимоотношений со взрослыми.
Высокий уровень проявления выявлен у 60 %, средний уровень – у 40 % подростков.
5) Такой вид агрессии, как «Обида» выявлена высокого уровня у 26,6 % девочек подростков, средний уровень – у 50 % низкий уровень – у 23,3 % подростков.
6) Вид агрессии «Подозрительность» высокого уровня у 16,6 % подростков, среднего уровня – у 13,3 %, низкого уровня – у 70,1 % подростков.
7) Такой вид агрессии, как «Вербальная агрессия» выражен достаточно умеренно.
Высокий уровень у 13,3 % подростков, средний уровень – у 29,9 %, низкий уровень – у 56,8 % подростков. Вероятно, это связано с пока еще недостаточно развитыми коммуникативными умениями подростков. Но все же, их умеренная выраженность может свидетельствовать о низких пока еще умениях «дипломатичности» по личностному опроснику Кеттелла.
8) «Чувство вины» высокого уровня у 16,6 % подростков, то есть, остальных ни по какому поводу проявления агрессии, можно сказать, «Совесть их не мучает».
Среднего уровня – у 26,6 % и у 56, 8 % - низкого уровня.
В целом, индекс агрессивности выражен у 43,3 % подростков, индекс враждебности – у 56,8 подростков.
2.3. Обсуждение результатов исследования с применением методов математической статистики
Для анализа полученных результатов и проверки гипотезы исследования мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена, так как он универсален, т.е. применим к любым количественно измеренным или ранжированным данным; прост (может быть рассчитан «вручную»); решает задачи сравнения индивидуальных и групповых иерархий признаков.
При этом для увеличения точности и скорости расчетов, мы использовали компьютерную программу математической обработки данных «SPSS-12».
Используется две системы классификации корреляционных связей по их силе: общая и частная.
Таблица 3. - Общая классификация корреляционных связей
1 | сильная, или тесная | при коэффициенте корреляции r>0,70 |
2 | средняя | при 0,50>r<0,69 |
3 | умеренная | при 0,30>r<0,49 |
4 | слабая | при 0,20>r<0,29 |
5 | очень слабая | при r<0,19 |
Таблица 4.- Частная классификация корреляционных связей
1 | высоко значимая корреляция | при r, соответствующем уровню статистической значимости ρ≤0,01 |
2 | значимая корреляция | при r, соответствующем уровню статистической значимости ρ≤0,05 |
3 | тенденция достоверной связи | при r, соответствующем уровню статистической значимости ρ≤0,10 |
4 | незначимая корреляция | при r, не достигающем уровня статистической значимости |
Две эти классификации не совпадают. Первая ориентирована только на величину коэффициента корреляции, а вторая определяет, какого уровня значимости достигает данная величина коэффициента корреляции при данном объеме выборки.
Чем больше объем выборки
, тем меньшей величины коэффициента корреляции оказывается достаточно, чтобы корреляция была признана достоверной.
В результате при малом объеме выборки может оказаться так, что сильная корреляция окажется недостоверной. В то же время при большой выборке, слабая корреляция будет достоверной. Обычно принято ориентироваться на вторую классификацию, т.к. она учитывает объем выборки.
В результате расчетов, с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена (rs), была получена следующая таблица корреляционных связей.
Таблица 3 - Корреляционные связи видов проявляемой агрессии с исследуемыми факторами
Факторы | Виды проявляемой агрессии | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ИА | ИВ | |
соц. адапт. | rs=0,167ρ=0,377 | rs=-0,568 ρ=0,001 | rs=-0,058 ρ=0,762 | rs=-0,415 ρ=0,023 | rs=-0,260 ρ=0,165 | rs=-0,267 ρ=0,154 | rs=-0,191 ρ=0,312 | rs=-0,073 ρ=0,701 | rs=-0,165 ρ=0,383 | rs=-0,209 ρ=0,267 |
автономн. | rs=0,079 ρ=0,677 | rs=-0,102 ρ=0,590 | rs=-0,222 ρ=0,239 | rs=0,006 ρ=0,973 | rs=-0,531 ρ=0,003 | rs=0,202 ρ=0,286 | rs=-0,267 ρ=0,153 | rs=0,090 ρ=0,637 | rs=-0,411 ρ=0,024 | rs=-0,102 ρ=0,592 |
соц. актив. | rs=0,054 ρ=0,778 | rs=-0,450 ρ=0,013 | rs=-0,357 ρ=0,052 | rs=-0,538 ρ=0,002 | rs=0,501 ρ=0,005 | rs=-0,045 ρ=0,814 | rs=-0,257 ρ=0,170 | rs=0,132 ρ=0,487 | rs=-0,348 ρ=0,060 | rs=-0,117 ρ=0,538 |
уровень нравст. разв. | rs=-0,194 ρ=0,305 | rs=0,068 ρ=0,720 | rs=0,067 ρ=0,726 | rs=0,056 ρ=0,770 | rs=0,336 ρ=0,070 | rs=0,021 ρ=0,914 | rs=-0,077 ρ=0,685 | rs=-0,145 ρ=0,445 | rs=0,096 ρ=0,615 | rs=-0,030 ρ=0,875 |
родительск отношение | rs=-0,046 ρ=0,810 | rs=0,577 ρ=0,001 | rs=0,287 ρ=0,125 | rs=-0,017 ρ=0,929 | rs=0,556 ρ=0,001 | rs=0,069 ρ=0,718 | rs=0,531 ρ=0,003 | rs=0,235 ρ=0,211 | rs=0,473 ρ=0,008 | rs=0,386 ρ=0,035 |
Таблица 4 - Корреляционные связи видов проявляемой агрессии с факторами Р.Кеттелла
МД | rs=0,089 ρ=0,640 | rs=-0,056 ρ=0,770 | rs=-0,166 ρ=0,380 | rs=-0,229 ρ=0,223 | rs=-0,023 ρ=0,904 | rs=-0,127 ρ=0,503 | rs=-0,074 ρ=0,696 | rs=0,293 ρ=0,178 | rs=0,074 ρ=0,696 | rs=0,037 ρ=0,845 |
А | rs=-0,044 ρ=0,819 | rs=0,031 ρ=0,871 | rs=0,232 ρ=0,217 | rs=0,162 ρ=0,392 | rs=-0,069 ρ=0,717 | rs=0,157 ρ=0,406 | rs=-0,028 ρ=0,884 | rs=-0,292 ρ=0,118 | rs=-0,250 ρ=0,183 | rs=-0,287 ρ=0,124 |
B | rs=0,008 ρ=0,968 | rs=-0,026 ρ=0,893 | rs=0,085 ρ=0,653 | rs=0,007 ρ=0,971 | rs=0,324 ρ=0,081 | rs=-0,174 ρ=0,358 | rs=0,129 ρ=0,499 | rs=-0,016 ρ=0,933 | rs=0,140 ρ=0,462 | rs=0,182 ρ=0,336 |
C | rs=0,253 ρ=0,177 | rs=-0,283 ρ=0,129 | rs=0,194 ρ=0,305 | rs=0,035 ρ=0,855 | rs=-0,396 ρ=0,030 | rs=-0,063 ρ=0,741 | rs=-0,002 ρ=0,990 | rs=-0,229 ρ=0,224 | rs=-0,053 ρ=0,781 | rs=-0,215 ρ=0,254 |
E | rs=0,204 ρ=0,279 | rs=0,472 ρ=0,009 | rs=0,262 ρ=0,162 | rs=0,138 ρ=0,468 | rs=0,051 ρ=0,790 | rs=0,160 ρ=0,399 | rs=0,347 ρ=0,061 | rs=0,175 ρ=0,356 | rs=0,357 ρ=0,053 | rs=0,398 ρ=0,029 |
F | rs=-0,234 ρ=0,214 | rs=0,218 ρ=0,248 | rs=0,021 ρ=0,914 | rs=-0,037 ρ=0,847 | rs=-0,026 ρ=0,891 | rs=0,327 ρ=0,078 | rs=0,070 ρ=0,712 | rs=0,215 ρ=0,253 | rs=-0,095 ρ=0,616 | rs=0,261 ρ=0,164 |
G | rs=0,190 ρ=0,314 | rs=-0,208 ρ=0,271 | rs=0,034 ρ=0,857 | rs=-0,090 ρ=0,637 | rs=-0,209 ρ=0,269 | rs=0,108 ρ=0,572 | rs=-0,163 ρ=0,391 | rs=0,006 ρ=0,973 | rs=-0,212 ρ=0,260 | rs=-0,095 ρ=0,616 |
H | rs=0,020 ρ=0,918 | rs=-0,121 ρ=0,523 | rs=-0,018 ρ=0,927 | rs=-0,044 ρ=0,818 | rs=0,005 ρ=0,978 | rs=-0,197 ρ=0,297 | rs=0,101 ρ=0,595 | rs=-0,043 ρ=0,822 | rs=0,083 ρ=0,663 | rs=-0,061 ρ=0,748 |
I | rs=0,260 ρ=0,166 | rs=-0,221 ρ=0,241 | rs=0,013 ρ=0,946 | rs=-0,040 ρ=0,836 | rs=-0,262 ρ=0,161 | rs=-0,173 ρ=0,361 | rs=-0,151 ρ=0,427 | rs=-0,198 ρ=0,294 | rs=-0,075 ρ=0,693 | rs=-0,325 ρ=0,080 |
L | rs=0,063 ρ=0,742 | rs=-0,216 ρ=0,251 | rs=0,001 ρ=0,997 | rs=-0,118 ρ=0,533 | rs=-0,012 ρ=0,951 | rs=-0,269 ρ=0,150 | rs=0,015 ρ=0,939 | rs=-0,065 ρ=0,731 | rs=0,019 ρ=0,920 | rs=-0,027 ρ=0,889 |
M | rs=0,246 ρ=0,190 | rs=-0,250 ρ=0,183 | rs=0,083 ρ=0,662 | rs=-0,068 ρ=0,722 | rs=-0,265 ρ=0,156 | rs=0,049 ρ=0,795 | rs=-0,232 ρ=0,217 | rs=-0,175 ρ=0,356 | rs=-0,213 ρ=0,259 | rs=-0,173 ρ=0,362 |
N | rs=0,062 ρ=0,744 | rs=-0,281 ρ=0,133 | rs=-0,030 ρ=0,877 | rs=-0,233 ρ=0,215 | rs=0,042 ρ=0,825 | rs=-0,149 ρ=0,431 | rs=-0,143 ρ=0,449 | rs=0,177 ρ=0,350 | rs=-0,149 ρ=0,433 | rs=0,173 ρ=0,362 |
O | rs=0,114 ρ=0,548 | rs=-0,132 ρ=0,486 | rs=0,034 ρ=0,858 | rs=-0,112 ρ=0,554 | rs=-0,217 ρ=0,250 | rs=0,082 ρ=0,665 | rs=-0,166 ρ=0,379 | rs=-0,095 ρ=0,617 | rs=-0,083 ρ=0,661 | rs=-0,155 ρ=0,414 |
Q1 | rs=-0,297 ρ=0,111 | rs=0,363 ρ=0,049 | rs=-0,024 ρ=0,902 | rs=0,088 ρ=0,645 | rs=0,334 ρ=0,072 | rs=0,126 ρ=0,506 | rs=0,099 ρ=0,601 | rs=0,144 ρ=0,447 | rs=0,125 ρ=0,510 | rs=0,330 ρ=0,075 |
Q2 | rs=-0,222 ρ=0,239 | rs=0,548 ρ=0,002 | rs=0,026 ρ=0,891 | rs=0,337 ρ=0,069 | rs=0,311 ρ=0,094 | rs=0,174 ρ=0,359 | rs=0,176 ρ=0,353 | rs=-0,108 ρ=0,569 | rs=0,156 ρ=0,000 | rs=0,113 ρ=0,554 |
Q3 | rs=0,350 ρ=0,058 | rs=-0,691 ρ=0,000 | rs=0,011 ρ=0,955 | rs=-0,389 ρ=0,034 | rs=-0,311 ρ=0,094 | rs=-0,353 ρ=0,055 | rs=-0,286 ρ=0,126 | rs=-0,077 ρ=0,988 | rs=-0,219 ρ=0,244 | rs=-0,195 ρ=0,302 |
Q4 | rs=-0,342 ρ=0,064 | rs=0,640 ρ=0,000 | rs=-0,027 ρ=0,888 | rs=0,311 ρ=0,094 | rs=0,350 ρ=0,058 | rs=0,265 ρ=0,157 | rs=0,191 ρ=0,312 | rs=0,092 ρ=0,630 | rs=0,195 ρ=0,303 | rs=0,235 ρ=0,212 |