Файл: Отчет по производственной практике 1 Производственной практике в профильных организациях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
консультирование может иметь место везде, где психолог-практик взаимодействует с клиентами или пациентами и их родными:

- психологические службы психиатрических, психоневрологических клиник, психиатрических районных диспансеров, наркологических диспансеров, психологические консультации при некоторых научных медицинских учреждениях;

- психолого - медико - педагогические комиссии.

- школьные психологические службы, ведущие психологическое консультирование родителей и их детей, учителей и воспитателей школ и др. учебных и воспитательных учреждений;

- семейные психологические консультации при самых разных ведомствах и частные и др;

В работе всех видов психологических служб есть свои особенности и нюансы, связанные с конкретными задачами, стоящими перед этими службами. [4]

Особенности пространственно-временной организации психологической службы

Психологическая служба может эффективно действовать на своей территории, если она открыта, то есть понятна и доступна для будущих клиентов. Важно, чтобы она была способна вносить свой собственный, специфический вклад в изменение их жизни, а условия ее функционирования были адекватны тем целям и программам, которые определены нормативно. Кроме того, она должна быть пространственно и временно организованной.

Дирекция центра в соответствии с предусмотренным штатным расписанием подбирает профессиональный, работоспособный коллектив специалистов, возглавляемый заведующим отделением.

Заведующий обязательно должен быть опытным психологом-практиком, сочетающим в себе навыки длительной семейной психотерапии и консультирования с теоретической психологической подготовкой.

В отделении должны работать не менее двух психологов-консультантов разной специализации, например, по вопросам детской возрастной психологии и семейного воспитания и по вопросам межличностных взаимоотношений в семье, или по вопросам работы с пожилыми людьми и инвалидами и по вопросам межличностных взаимоотношений в семье. Эти специалисты должны иметь дипломы психологов и специальную подготовку в области теории и практики психологического консультирования, включая работу под руководством супервизора, то есть более опытного консультанта. Необходимы также специалист по социальной работе и по возможности социальный педагог и дефектолог в детской консультации и врач–невропатолог или психиатр в геронтопсихологической консультации и т.д. [2]


Оборудование помещений для оказания психологической помощи

Для консультирования должна быть отведена комната, где, кроме кресел и журнального столика, нет ничего лишнего. Консультант не должен сидеть за письменным столом, а клиента усаживать напротив. Очень важно проявить к нему уважение, подчеркнуть равенство позиций, исключить ситуацию "начальник-подчиненный". Добровольность, анонимность обращения, большая значимость для клиента обсуждаемой проблемы должны исключать всякое неравенство, упреки, морализирование и даже четкие формулировки рекомендательного характера.

При работе с клиентом идеальным считается расположение напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый мог видеть лицо собеседника и при желании отвести глаза в сторону без особого напряжения. При работе с группой клиентов лучше всего расположить всех по кругу, что позволяет концентрировать психотерапевтические воздействия не на одном, а на всех членах семьи.

Круг символизирует отсутствие острых углов во взаимоотношениях. Он - без начала и конца. Он уравнивает в позициях не только психолога и клиента, но и членов семьи, детей и родителей. Еще один смысл круга - круговая причинность семейных проблем, когда стиль общения, характер взаимодействия, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи - с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся, гомеостатический цикл (круг). Если такой циклический процесс имеет аномальный характер, центрация психотерапевтических воздействий на одном, а не на всех членах семьи не дает нужного эффекта, и именно поэтому необходимо привлекать всех равноправно взаимодействующих лиц. [3]

Обеспечение доступности психологической помощи

В нашей стране необходимо не только оповещать об открытии или о работе психологической службы, но и подробно разъяснять, какого характера помощь оказывает созданная служба, кому, в какой форме, для решения каких проблем.

Оповещение и разъяснение решает две самостоятельные задачи:

- обеспечение доступности помощи адресату как система особых действий и мероприятий в рамках социальной программы или организации, предлагающей свои услуги и гарантирующей их получение;

- обеспечение доступности самого адресата данному виду помощи как возможность для специалистов относительно свободно устанавливать контакты со своими потенциальными клиентами. [1]



Необходимость разведения этих двух задач - доступа помощи для адресата и доступа адресата для помощи - сопряжена со спецификой деятельности психологических служб в системе социальной работы. Обеспечивая доступ помощи, психологи прежде всего доводят до населения информацию констатирующего характера о том, что по конкретному адресу, в определенное время работает служба, цель которой - психологическая помощь. При этом психологический центр должен оказывать разностороннее влияние на своих будущих клиентов, меняя хотя бы отчасти отношение к предлагаемой помощи и по возможности устраняя те социально обусловленные и ставшие "личными" барьеры, которые сложились не только из-за отсутствия психологической культуры, но и из-за недоверия вообще к помощи извне, что связано с отрицательным опытом общения с различными официальными лицами и организациями.

Поэтому информация о деятельности центра должна использовать средства, помогающие сразу ориентироваться на будущих клиентов и их интересы. Большое значение при этом приобретают специальные сопроводители информации, создающие некоторый дополнительный "фон", представляющий выигрышно для психологической службы сведения, которые содержатся в сообщении. Форм убеждающей коммуникации с будущими клиентами может быть очень много: выступления нового коллектива по местному радио и телевидению, дискуссии по социально-психологической тематике, выпуск художественных рекламных буклетов и т.п.



1.3 Проведение комплексного диагностического обследования респондентов в рамках эмпирического исследования курсовой работы

Тема моей курсовой работы – «Психологические особенности общения в социальных сетях» с 30.03.22 по 20.04.22 в рамках пилотажного исследования для курсовой работы было проведено эмпирическое исследование на выборке общей численностью 10 человек.

Цель работы - изучить особенности общения в социальной сети.

Предмет исследования – особенности общения пользователей социальных сетей.

Гипотеза: уровень коммуникативных навыков будет выше у активных пользователей социальных сетей, чем у людей не активных в социальной сети.

В ходе эмпирического исследования нами были использованы следующие психодиагностические методики:

  1. Анкета «Активность личности в виртуальной социальной сети» (Е.И. Косивченко);


Цель – исследование степени интенсивности виртуальной коммуникации посредством виртуальных социальных сетей Интернета и качества их активности. Анкета включает в себя 14 открытых и закрытых вопросов,

направленных на изучение уровня активности пользователей в социальных сетях.

  1. Методика «Диагностика самоактуализации личности» (САМОАЛ) А.В.

Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной.

Цель – выявление уровня самоактуализации пользователей социальных

сетей.




Рис. 1. Средние показатели анкеты активных и неактивных

пользователей социальных сетей.

В соответствии с рисунком 1 мы можем увидеть, что активные

пользователи социальных сетей характеризуются более высокими средними

показателями по всем шкалам анкеты в сравнении с менее активными

пользователями сети Интернет.

У активных пользователей социальных сетей наблюдается:

− больше число поддерживаемых аккаунтов в разных социальных сетях

(m = 2,72);

− высокая частота посещений своих страниц (m = 4,03);

− высокая степень увлеченности различными видами деятельности в

социальной сети (m = 3,2);

− большая коммуникативность (m = 3,2);

− большая публичность личной информации в социальной сети (m =

3,2,);

У респондентов с низкой активностью (группа 2) выявлены значения

ниже по всем рассматриваемым позициям:

− меньше поддерживаемых аккаунтов в социальных сетях (m = 1,27);

− редкие посещения своих страниц в сети (m = 2,09);

− сниженная увлеченность различными видами деятельности в

социальной сети (m = 0,81);

− сниженная коммуникативность в сети (m = 1,09);

− закрытость, непубличность личной информации в сети (m = 0,63).

Далее представим результаты, полученные по методике «САМОАЛ». Таблица 2.

Средние показатели по методике «САМОАЛ» в группах пользователей социальных сетей.

Шкалы методики

Активные пользователи социальных сетей

Пользователи с низкой активностью в социальных стях

p

P<


Ориентация во времени

5.10

4.36

0.13

p>0,05

Ценности

8.7

8.90

0.88

p>0,05

Взгляд на природу человека


3.79

3.54

0.65

p>0,05

Потребность в познании

4.93

4.09

0.07

p>0,05

Стремление к творчеству

7.96

6.18

0.01

p>0,05

Аутосимпатия

7.65

5.72

0.02

p<0,05

Контактность

6.44

4.09

0.00

p<0,05

Гибкость в обещении

6.41

4.54

0.01

p<0,05

Самопонимание

4.20

4.27

0.78

p>0,05