Файл: Отчет по производственной практике 1 Производственной практике в профильных организациях.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
консультирование может иметь место везде, где психолог-практик взаимодействует с клиентами или пациентами и их родными:
- психологические службы психиатрических, психоневрологических клиник, психиатрических районных диспансеров, наркологических диспансеров, психологические консультации при некоторых научных медицинских учреждениях;
- психолого - медико - педагогические комиссии.
- школьные психологические службы, ведущие психологическое консультирование родителей и их детей, учителей и воспитателей школ и др. учебных и воспитательных учреждений;
- семейные психологические консультации при самых разных ведомствах и частные и др;
В работе всех видов психологических служб есть свои особенности и нюансы, связанные с конкретными задачами, стоящими перед этими службами. [4]
Особенности пространственно-временной организации психологической службы
Психологическая служба может эффективно действовать на своей территории, если она открыта, то есть понятна и доступна для будущих клиентов. Важно, чтобы она была способна вносить свой собственный, специфический вклад в изменение их жизни, а условия ее функционирования были адекватны тем целям и программам, которые определены нормативно. Кроме того, она должна быть пространственно и временно организованной.
Дирекция центра в соответствии с предусмотренным штатным расписанием подбирает профессиональный, работоспособный коллектив специалистов, возглавляемый заведующим отделением.
Заведующий обязательно должен быть опытным психологом-практиком, сочетающим в себе навыки длительной семейной психотерапии и консультирования с теоретической психологической подготовкой.
В отделении должны работать не менее двух психологов-консультантов разной специализации, например, по вопросам детской возрастной психологии и семейного воспитания и по вопросам межличностных взаимоотношений в семье, или по вопросам работы с пожилыми людьми и инвалидами и по вопросам межличностных взаимоотношений в семье. Эти специалисты должны иметь дипломы психологов и специальную подготовку в области теории и практики психологического консультирования, включая работу под руководством супервизора, то есть более опытного консультанта. Необходимы также специалист по социальной работе и по возможности социальный педагог и дефектолог в детской консультации и врач–невропатолог или психиатр в геронтопсихологической консультации и т.д. [2]
Оборудование помещений для оказания психологической помощи
Для консультирования должна быть отведена комната, где, кроме кресел и журнального столика, нет ничего лишнего. Консультант не должен сидеть за письменным столом, а клиента усаживать напротив. Очень важно проявить к нему уважение, подчеркнуть равенство позиций, исключить ситуацию "начальник-подчиненный". Добровольность, анонимность обращения, большая значимость для клиента обсуждаемой проблемы должны исключать всякое неравенство, упреки, морализирование и даже четкие формулировки рекомендательного характера.
При работе с клиентом идеальным считается расположение напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый мог видеть лицо собеседника и при желании отвести глаза в сторону без особого напряжения. При работе с группой клиентов лучше всего расположить всех по кругу, что позволяет концентрировать психотерапевтические воздействия не на одном, а на всех членах семьи.
Круг символизирует отсутствие острых углов во взаимоотношениях. Он - без начала и конца. Он уравнивает в позициях не только психолога и клиента, но и членов семьи, детей и родителей. Еще один смысл круга - круговая причинность семейных проблем, когда стиль общения, характер взаимодействия, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи - с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся, гомеостатический цикл (круг). Если такой циклический процесс имеет аномальный характер, центрация психотерапевтических воздействий на одном, а не на всех членах семьи не дает нужного эффекта, и именно поэтому необходимо привлекать всех равноправно взаимодействующих лиц. [3]
Обеспечение доступности психологической помощи
В нашей стране необходимо не только оповещать об открытии или о работе психологической службы, но и подробно разъяснять, какого характера помощь оказывает созданная служба, кому, в какой форме, для решения каких проблем.
Оповещение и разъяснение решает две самостоятельные задачи:
- обеспечение доступности помощи адресату как система особых действий и мероприятий в рамках социальной программы или организации, предлагающей свои услуги и гарантирующей их получение;
- обеспечение доступности самого адресата данному виду помощи как возможность для специалистов относительно свободно устанавливать контакты со своими потенциальными клиентами. [1]
Необходимость разведения этих двух задач - доступа помощи для адресата и доступа адресата для помощи - сопряжена со спецификой деятельности психологических служб в системе социальной работы. Обеспечивая доступ помощи, психологи прежде всего доводят до населения информацию констатирующего характера о том, что по конкретному адресу, в определенное время работает служба, цель которой - психологическая помощь. При этом психологический центр должен оказывать разностороннее влияние на своих будущих клиентов, меняя хотя бы отчасти отношение к предлагаемой помощи и по возможности устраняя те социально обусловленные и ставшие "личными" барьеры, которые сложились не только из-за отсутствия психологической культуры, но и из-за недоверия вообще к помощи извне, что связано с отрицательным опытом общения с различными официальными лицами и организациями.
Поэтому информация о деятельности центра должна использовать средства, помогающие сразу ориентироваться на будущих клиентов и их интересы. Большое значение при этом приобретают специальные сопроводители информации, создающие некоторый дополнительный "фон", представляющий выигрышно для психологической службы сведения, которые содержатся в сообщении. Форм убеждающей коммуникации с будущими клиентами может быть очень много: выступления нового коллектива по местному радио и телевидению, дискуссии по социально-психологической тематике, выпуск художественных рекламных буклетов и т.п.
1.3 Проведение комплексного диагностического обследования респондентов в рамках эмпирического исследования курсовой работы
Тема моей курсовой работы – «Психологические особенности общения в социальных сетях» с 30.03.22 по 20.04.22 в рамках пилотажного исследования для курсовой работы было проведено эмпирическое исследование на выборке общей численностью 10 человек.
Цель работы - изучить особенности общения в социальной сети.
Предмет исследования – особенности общения пользователей социальных сетей.
Гипотеза: уровень коммуникативных навыков будет выше у активных пользователей социальных сетей, чем у людей не активных в социальной сети.
В ходе эмпирического исследования нами были использованы следующие психодиагностические методики:
Цель – исследование степени интенсивности виртуальной коммуникации посредством виртуальных социальных сетей Интернета и качества их активности. Анкета включает в себя 14 открытых и закрытых вопросов,
направленных на изучение уровня активности пользователей в социальных сетях.
Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной.
Цель – выявление уровня самоактуализации пользователей социальных
сетей.
Рис. 1. Средние показатели анкеты активных и неактивных
пользователей социальных сетей.
В соответствии с рисунком 1 мы можем увидеть, что активные
пользователи социальных сетей характеризуются более высокими средними
показателями по всем шкалам анкеты в сравнении с менее активными
пользователями сети Интернет.
У активных пользователей социальных сетей наблюдается:
− больше число поддерживаемых аккаунтов в разных социальных сетях
(m = 2,72);
− высокая частота посещений своих страниц (m = 4,03);
− высокая степень увлеченности различными видами деятельности в
социальной сети (m = 3,2);
− большая коммуникативность (m = 3,2);
− большая публичность личной информации в социальной сети (m =
3,2,);
У респондентов с низкой активностью (группа 2) выявлены значения
ниже по всем рассматриваемым позициям:
− меньше поддерживаемых аккаунтов в социальных сетях (m = 1,27);
− редкие посещения своих страниц в сети (m = 2,09);
− сниженная увлеченность различными видами деятельности в
социальной сети (m = 0,81);
− сниженная коммуникативность в сети (m = 1,09);
− закрытость, непубличность личной информации в сети (m = 0,63).
Далее представим результаты, полученные по методике «САМОАЛ». Таблица 2.
Средние показатели по методике «САМОАЛ» в группах пользователей социальных сетей.
- психологические службы психиатрических, психоневрологических клиник, психиатрических районных диспансеров, наркологических диспансеров, психологические консультации при некоторых научных медицинских учреждениях;
- психолого - медико - педагогические комиссии.
- школьные психологические службы, ведущие психологическое консультирование родителей и их детей, учителей и воспитателей школ и др. учебных и воспитательных учреждений;
- семейные психологические консультации при самых разных ведомствах и частные и др;
В работе всех видов психологических служб есть свои особенности и нюансы, связанные с конкретными задачами, стоящими перед этими службами. [4]
Особенности пространственно-временной организации психологической службы
Психологическая служба может эффективно действовать на своей территории, если она открыта, то есть понятна и доступна для будущих клиентов. Важно, чтобы она была способна вносить свой собственный, специфический вклад в изменение их жизни, а условия ее функционирования были адекватны тем целям и программам, которые определены нормативно. Кроме того, она должна быть пространственно и временно организованной.
Дирекция центра в соответствии с предусмотренным штатным расписанием подбирает профессиональный, работоспособный коллектив специалистов, возглавляемый заведующим отделением.
Заведующий обязательно должен быть опытным психологом-практиком, сочетающим в себе навыки длительной семейной психотерапии и консультирования с теоретической психологической подготовкой.
В отделении должны работать не менее двух психологов-консультантов разной специализации, например, по вопросам детской возрастной психологии и семейного воспитания и по вопросам межличностных взаимоотношений в семье, или по вопросам работы с пожилыми людьми и инвалидами и по вопросам межличностных взаимоотношений в семье. Эти специалисты должны иметь дипломы психологов и специальную подготовку в области теории и практики психологического консультирования, включая работу под руководством супервизора, то есть более опытного консультанта. Необходимы также специалист по социальной работе и по возможности социальный педагог и дефектолог в детской консультации и врач–невропатолог или психиатр в геронтопсихологической консультации и т.д. [2]
Оборудование помещений для оказания психологической помощи
Для консультирования должна быть отведена комната, где, кроме кресел и журнального столика, нет ничего лишнего. Консультант не должен сидеть за письменным столом, а клиента усаживать напротив. Очень важно проявить к нему уважение, подчеркнуть равенство позиций, исключить ситуацию "начальник-подчиненный". Добровольность, анонимность обращения, большая значимость для клиента обсуждаемой проблемы должны исключать всякое неравенство, упреки, морализирование и даже четкие формулировки рекомендательного характера.
При работе с клиентом идеальным считается расположение напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый мог видеть лицо собеседника и при желании отвести глаза в сторону без особого напряжения. При работе с группой клиентов лучше всего расположить всех по кругу, что позволяет концентрировать психотерапевтические воздействия не на одном, а на всех членах семьи.
Круг символизирует отсутствие острых углов во взаимоотношениях. Он - без начала и конца. Он уравнивает в позициях не только психолога и клиента, но и членов семьи, детей и родителей. Еще один смысл круга - круговая причинность семейных проблем, когда стиль общения, характер взаимодействия, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи - с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся, гомеостатический цикл (круг). Если такой циклический процесс имеет аномальный характер, центрация психотерапевтических воздействий на одном, а не на всех членах семьи не дает нужного эффекта, и именно поэтому необходимо привлекать всех равноправно взаимодействующих лиц. [3]
Обеспечение доступности психологической помощи
В нашей стране необходимо не только оповещать об открытии или о работе психологической службы, но и подробно разъяснять, какого характера помощь оказывает созданная служба, кому, в какой форме, для решения каких проблем.
Оповещение и разъяснение решает две самостоятельные задачи:
- обеспечение доступности помощи адресату как система особых действий и мероприятий в рамках социальной программы или организации, предлагающей свои услуги и гарантирующей их получение;
- обеспечение доступности самого адресата данному виду помощи как возможность для специалистов относительно свободно устанавливать контакты со своими потенциальными клиентами. [1]
Необходимость разведения этих двух задач - доступа помощи для адресата и доступа адресата для помощи - сопряжена со спецификой деятельности психологических служб в системе социальной работы. Обеспечивая доступ помощи, психологи прежде всего доводят до населения информацию констатирующего характера о том, что по конкретному адресу, в определенное время работает служба, цель которой - психологическая помощь. При этом психологический центр должен оказывать разностороннее влияние на своих будущих клиентов, меняя хотя бы отчасти отношение к предлагаемой помощи и по возможности устраняя те социально обусловленные и ставшие "личными" барьеры, которые сложились не только из-за отсутствия психологической культуры, но и из-за недоверия вообще к помощи извне, что связано с отрицательным опытом общения с различными официальными лицами и организациями.
Поэтому информация о деятельности центра должна использовать средства, помогающие сразу ориентироваться на будущих клиентов и их интересы. Большое значение при этом приобретают специальные сопроводители информации, создающие некоторый дополнительный "фон", представляющий выигрышно для психологической службы сведения, которые содержатся в сообщении. Форм убеждающей коммуникации с будущими клиентами может быть очень много: выступления нового коллектива по местному радио и телевидению, дискуссии по социально-психологической тематике, выпуск художественных рекламных буклетов и т.п.
1.3 Проведение комплексного диагностического обследования респондентов в рамках эмпирического исследования курсовой работы
Тема моей курсовой работы – «Психологические особенности общения в социальных сетях» с 30.03.22 по 20.04.22 в рамках пилотажного исследования для курсовой работы было проведено эмпирическое исследование на выборке общей численностью 10 человек.
Цель работы - изучить особенности общения в социальной сети.
Предмет исследования – особенности общения пользователей социальных сетей.
Гипотеза: уровень коммуникативных навыков будет выше у активных пользователей социальных сетей, чем у людей не активных в социальной сети.
В ходе эмпирического исследования нами были использованы следующие психодиагностические методики:
-
Анкета «Активность личности в виртуальной социальной сети» (Е.И. Косивченко);
Цель – исследование степени интенсивности виртуальной коммуникации посредством виртуальных социальных сетей Интернета и качества их активности. Анкета включает в себя 14 открытых и закрытых вопросов,
направленных на изучение уровня активности пользователей в социальных сетях.
-
Методика «Диагностика самоактуализации личности» (САМОАЛ) А.В.
Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной.
Цель – выявление уровня самоактуализации пользователей социальных
сетей.
Рис. 1. Средние показатели анкеты активных и неактивных
пользователей социальных сетей.
В соответствии с рисунком 1 мы можем увидеть, что активные
пользователи социальных сетей характеризуются более высокими средними
показателями по всем шкалам анкеты в сравнении с менее активными
пользователями сети Интернет.
У активных пользователей социальных сетей наблюдается:
− больше число поддерживаемых аккаунтов в разных социальных сетях
(m = 2,72);
− высокая частота посещений своих страниц (m = 4,03);
− высокая степень увлеченности различными видами деятельности в
социальной сети (m = 3,2);
− большая коммуникативность (m = 3,2);
− большая публичность личной информации в социальной сети (m =
3,2,);
У респондентов с низкой активностью (группа 2) выявлены значения
ниже по всем рассматриваемым позициям:
− меньше поддерживаемых аккаунтов в социальных сетях (m = 1,27);
− редкие посещения своих страниц в сети (m = 2,09);
− сниженная увлеченность различными видами деятельности в
социальной сети (m = 0,81);
− сниженная коммуникативность в сети (m = 1,09);
− закрытость, непубличность личной информации в сети (m = 0,63).
Далее представим результаты, полученные по методике «САМОАЛ». Таблица 2.
Средние показатели по методике «САМОАЛ» в группах пользователей социальных сетей.
Шкалы методики | Активные пользователи социальных сетей | Пользователи с низкой активностью в социальных стях | p | P< |
Ориентация во времени | 5.10 | 4.36 | 0.13 | p>0,05 |
Ценности | 8.7 | 8.90 | 0.88 | p>0,05 |
Взгляд на природу человека | 3.79 | 3.54 | 0.65 | p>0,05 |
Потребность в познании | 4.93 | 4.09 | 0.07 | p>0,05 |
Стремление к творчеству | 7.96 | 6.18 | 0.01 | p>0,05 |
Аутосимпатия | 7.65 | 5.72 | 0.02 | p<0,05 |
Контактность | 6.44 | 4.09 | 0.00 | p<0,05 |
Гибкость в обещении | 6.41 | 4.54 | 0.01 | p<0,05 |
Самопонимание | 4.20 | 4.27 | 0.78 | p>0,05 |