Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 627

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методики диагностики суицидального риска в образовательной
организации


  1. Приложение 1

  2. МЕТОДИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СКРИНИНГ-ДИАГНОСТИКИ

  1. Карта риска суицида (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)

  1. Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.
    Для определения степени выраженности факторов риска у подростков высчитывается
    алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведённой ниже шкалой:


  2. менее 9 баллов - риск суицида незначителен;

  3. 9 - 15,5 баллов - риск суицида присутствует;

  4. более 15,5 баллов - риск суицида значителен.

  5. Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам
    самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на
    малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов
    превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают
    усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за
    квалифицированной помощью.




    1. Фактор риска

    1. Не
      выявлен


    1. Слабо
      выражен


    1. Сильно
      выражен


    1. 1

    1. Биографические данные

    1. 1.1

    1. Ранее имела место попытка суицида

    1. 0,5

    1. + 2

    1. + 3

    1. 1.2

    1. Суицидальные попытки у родственников

    1. 0,5

    1. + 1

    1. + 2

    1. 1.3

    1. Развод или смерть одного из родителей

    1. 0,5

    1. + 1

    1. + 2

    1. 1.4

    1. Недостаток «тепла» в семье в детстве

    1. 0,5

    1. + 1

    1. + 2

    1. 1.5

    1. Полная или частичная безнадзорность в
      детстве


    1. — 0,5

    1. + 0,5

    1. + 1

    1. 2

    1. Актуальная конфликтная ситуация

    1. 2.1.

    1. Вид конфликта

    1. 2.1.1.

    1. Конфликт с учителем, руководителем

    1. — 0,5

    1. + 0,5

    1. + 1

    1. 2.1.2

    1. Конфликт со сверстниками, одноклассниками

    1. — 0,5

    1. + 0,5

    1. + 1

    1. 2.1.3

    1. Продолжительный конфликт с друзьями

    1. — 0,5

    1. + 0,5

    1. + 1

    1. 2.1.4

    1. Личностный конфликт

    1. — 0,5

    1. + 0,5

    1. + 1

    1. 2.2.

    1. Поведение в конфликтной ситуации

    1. 2.2.1.

    1. Высказывание с угрозой суицида

    1. — 0,5

    1. + 2

    1. + 3

    1. 2.3.

    1. Характер конфликтной ситуации

    1. 2.3.1.

    1. Подобные конфликты имели место ранее

    1. — 0,5

    1. + 0,5

    1. + 1

    1. 2.3.2.

    1. Конфликт отягощён неприятностями в других
      сферах


    1. — 0,5

    1. + 0,5

    1. + 1

    1. 2.3.3.

    1. Непредсказуемый исход конфликтной

    2. ситуации, ожидание его последствий

    1. — 0,5

    1. + 0,5

    1. + 1

    1. 2.4.

    1. Эмоциональная окраска конфликтной ситуации

    1. 2.4.1.

    1. Чувство обиды, жалости к себе

    1. 0,5

    1. + 1,5

    1. + 2

    1. 2.4.2.

    1. Чувство усталости, бессилия, апатии

    1. 0,5

    1. + 1,5

    1. + 2

    1. 2.4.3

    1. Чувство непреодолимости конфликтной

    2. ситуации

    1. 0,5

    1. + 1,5

    1. + 2

    1. 3

    1. Характеристика личности

    1. 3.1

    1. Волевая сфера личности

    1. 3.1.1.

    1. Самостоятельность, независимость в

    1. 1

    1. + 0,5

    1. + 1
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   44






    1. принятии решений







    1. 3.1.2.

    1. Решительность

    1. - 1

    1. + 0,5

    1. + 1

    1. 3.1.3.

    1. Настойчивость

    1. - 1

    1. + 0,5

    1. + 1

    1. 3.1.4

    1. Сильно выраженное желание достичь своей
      цели


    1. - 1

    1. + 0,5

    1. + 1

    1. 3.2.

    1. Эмоциональная сфера личности

    1. 3.2.1.

    1. Болезненное самолюбие, ранимость

    1. 0,5

    1. + 1,5

    1. + 2

    1. 3.2.2

    1. Доверчивость

    1. 0,5

    1. + 0,5

    1. + 1

    1. 3.2.3.

    1. Эмоциональная вязкость, «застревание»,

    2. неумение отвлечься

    1. 0,5

    1. + 2

    1. + 3

    1. 3.2.4.

    1. Эмоциональная неустойчивость

    1. 0,5

    1. + 2

    1. + 3

    1. 3.2.5.

    1. Импульсивность

    1. 0,5

    1. + 0,5

    1. + 1

    1. 3.2.6.

    1. Эмоциональная зависимость, необходимость
      близких эмоциональных контактов


    1. 0,5

    1. + 0,5

    1. + 2

    1. 3.2.7

    1. Низкая способность к созданию защитных
      механизмов


    1. 0,5

    1. + 1

    1. + 2

    1. 3.2.8.

    1. Бескомпромиссность

    1. 0,5

    1. + 0,5

    1. + 1,5




    1. «Таблица факторов наличия у обучающегося кризисной ситуации»

    1. Инструкция для педагога (классного руководителя): укажите напротив каждого
      фактора ФИО обучающихся, у которых встречалось или Вы замечали перечисленные
      ниже факторы




      1. Факторы

      1. ФИО

      1. Особенности семейной ситуации

      1. 1

      1. Суициды родственников, родителей.



      1. 2

      1. Смерть близкого родственника.



      1. 3

      1. Неизлечимые или тяжелые соматические заболевания
        близких родственников, самого ребенка.




      1. 4

      1. Наличие в семье психических больных.



      1. 5

      1. Разводящиеся родители, конфликты в семье.



      1. 6

      1. Алкоголизм или наркомания родителей, асоциальная
        семья.




      1. 7

      1. Неполная семья, семья с отчимом или мачехой.



      1. 8

      1. Резкое изменение социального статуса родителей (потеря
        работы, разорение).




      1. 9

      1. Изменение места жительства, места учебы (в течение
        последнего года)




      1. 10

      1. Является жертвой насилия: физического, эмоционального,
        сексуального
        (укажите какого)



      1. Особенности школьной адаптации

      1. 11

      1. Является отверженным



      1. 12

      1. Подвергается травле



      1. Поведенческие особенности

      1. 13

      1. Резкая потеря интереса к деятельности (досуговой,
        учебной, домашней помощи).




      1. 14

      1. Резкое изменение стиля поведения и способов общения
        (был таким
        стал другим).



      1. 15

      1. Стремление к изоляции, устойчивое сильное уединение.



      1. 16

      1. Употребление подростком наркотиков.



      1. 17

      1. Изменение аппетита, сна, ритма жизни.





      1. 18

      1. Символическое прощание ребенка с ближайшим

      2. окружением (отказ от личных вещей, приведение их в
        порядок и т.п.)




      1. 19

      1. Стремление к рискованным действиям



      1. 20

      1. Резкое несоблюдение правил личной гигиены.



      1. 21

      1. Частые случаи травматизма, самоповреждение,

      2. членовредительство.



      1. Словесные ключи

      1. 22

      1. Открытые высказывания о желании покончить жизнь
        самоубийством («Я собираюсь покончить с собой», «Я не
        могу так жить»).




      1. 23

      1. Косвенные высказывания о возможности суицидальных
        действий («Я больше не буду ни для кого проблемой»,
        «Тебе больше не придется за меня волноваться»).






    2. 1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   44

    3. Прогностическая таблица суицидального риска у подростков (А.Н. Волкова)

  • Инструкция для педагога (классного руководителя): дети, набравшие более 25
    баллов, могут быть отнесены в первичный список группы риска суицида.



    1. Проблема

    1. Балл

    1. 1

    1. Утрата обоих родителей

    1. 5

    1. 2

    1. Утрата одного из родителей или развод в семье

    1. 4

    1. 3

    1. Тяжелая психологическая атмосфера в семье

    1. 4

    1. 4

    1. Изоляция в детском коллективе

    1. 4

    1. 5

    1. Несправедливые методы воспитания, подавление

    1. 4

    1. 6

    1. Тяжелые соматические болезни, инвалидность

    1. 3

    1. 7

    1. Отсутствие опоры на любящего взрослого

    1. 3

    1. 8

    1. Неудачи в учебе, низкие школьные успехи

    1. 3

    1. 9

    1. Акцентуации личности

    1. 3

    1. 10

    1. Употребление алкоголя и наркотиков

    1. 2

    1. 11

    1. Нарушение контроля, импульсивность

    1. 2

    1. 12

    1. Низкая самооценка

    1. 1

    1. 13

    1. Тяжело протекающий пубертат

    1. 1

    1. 14

    1. Пассивность, робость, несамостоятельность

    1. 1




  • 4. «Таблица наблюдения за признаками суицидального поведения»

  • Инструкция для педагога (классного руководителя): перечисленные признаки
    относятся к суицидальному поведению, их может проявлять сам подросток, а могут
    замечать и рассказывать об этих проявлениях другие подростки. При наличии даже
    одного признака у подростка, проинформировать: зам. директора по ВР, педагога-
    психолога, социального педагога.



    1. Признак суицидального поведения

    1. 1

    1. Уныние, апатия, эмоциональный упадок, тоска как постоянный фон настроения

    1. 2

    1. Привередливость, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания,
      слезливость


    1. 3

    1. Резкие перепады настроения (особенно несвойственные ранее)

    1. 4

    1. Изменение внешнего вида

    1. 5

    1. Изменение интересов (или отказ от любимых занятий)

    1. 6

    1. Изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли,
      изменение аппетита и др.)


    1. 7

    1. Самоизоляция в урочной и внеурочной деятельности



    1. 8

    1. Ухудшение работоспособности

    1. 9

    1. Небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (в сравнении с тем, что
      было раннее)


    1. 10

    1. Частые прогулы или отсутствие на определенных уроках

    1. 11

    1. Повышенная агрессивность (вспышки агрессии, особенно нехарактерные ранее)

    1. 12

    1. Тема одиночества, кризиса

    1. 13

    1. Интерес к теме смерти, способам самоубийства

    1. 14

    1. Рисунки по теме смерти (обычно на последних страницах предметных тетрадей)

    1. 15

    1. Утрата смыслов в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках
      гуманитарного цикла и т.п.


    1. 16

    1. Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в
      будущем


    1. 17

    1. Аутоагрессия (самообвинения, самоунижение, самоповреждения,

    2. саморазрушительное поведение: употребление ПАВ, рискованное и провоцирующее
      поведение)


    1. 18

    1. Отсутствие референтной группы (изоляция)

    1. 19

    1. Нарушения школьной адаптации (дезадаптация)

    1. 20

    1. Словесные ключи (прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях,
      прощания)