Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 631

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вселяйте надежду. Работа со склонными к саморазрушению депрессивными
подростками является серьезной и ответственной. Психотерапевты давно пришли к
выводу, что очень ценным является сосредоточение на том, что они говорят или
чувствуют. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся
менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой ребенок может прийти к
мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои
затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда». Саморазрушение
происходит, если подростки утрачивают последние капли оптимизма, а их близкие каким-
то образом подтверждают тщетность надежд. Очень важно, если вы укрепите силы и
возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а
самоубийство не бесповоротно.


  • Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность
    возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных,
    расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида
    путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки.
    Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков,
    степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности
    и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод
    самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности
    ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то
    свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае
    лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.


  • Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска.
    Оставайтесь с проблемным ребенком как можно дольше или попросите кого-нибудь
    побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется
    позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что
    поддержка накладывает на вас определенную ответственность. Для того, чтобы показать
    ребенку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы
    можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт

    - попросить об
    обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в
    будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы
    поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.


  • Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле
    зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную
    картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто
    состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь
    благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают
    склонны к излишней эмоциональности. Для испытывающих суицидальные тенденции
    возможным помощником может оказаться священник. Многие священнослужители
    являются превосходными консультантами
    - понимающими, чуткими и достойными
    доверия. Но есть среди них и такие, которые не подготовлены к кризисному
    вмешательству. Морализированием и поучающими банальностями они могут подтолкнуть
    прихожанина к большей изоляции и самообвинениям. Необходимо предложить подростку
    обратиться за помощью к священнослужителю, но ни в коем случае не настаивать, если
    подросток откажется. Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует
    недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. В противоположность
    общепринятому мнению психиатрическая помощь не является роскошью богатых. В
    настоящее время существуют как частные, так и государственные учреждения, которые
    предоставляют различные виды помощи. Благодаря своим знаниям, умениям и
    психотерапевтическому влиянию эти специалисты обладают уникальными способностями
    понимать сокровенные чувства, потребности и ожидания человека.


  • Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже
    раскрывают свое страдание и тревоги. Если депрессивный подросток не склонен к
    сотрудничеству и не ищет помощи специалистов, то еще одним методом лечения является
    семейная терапия. В этом случае об отчаявшемся не говорят «пациент». Все члены семьи
    получают поддержку, высказывают свои намерения и огорчения, конструктивно
    вырабатывая более комфортный стиль совместной жизни. Наряду с конструктивным
    снятием эмоционального дискомфорта при семейной терапии могут быть произведены
    персональные изменения в окружении.



  • Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и
    миновала, то педагоги или члены семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое
    худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической
    активности ребенка. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные подростки
    бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя
    это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут
    свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после
    чего можно покончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает
    самоубийство не позже, чем через три месяца после начала психологического кризиса.
    Иногда в суматохе жизни, окружающие забывают о подростках, совершивших
    суицидальные попытки. По иронии судьбы к ним многие относятся, как к неумехам и
    неудачникам. Часто они сталкиваются с двойным презрением: с одной стороны, они
    «ненормальные», так как хотят умереть, а с другой - они столь «некомпетентны», что и
    этого не могут сделать качественно. Они испытывают большие трудности в поисках
    принятия и сочувствия семьи и общества.


  • Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко разрешаются полностью,
    даже когда кажется, что худшее позади. Поэтому никогда не следует обещать полной
    конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное
    молчание. Как правило, подавая сигналы возможного самоубийства, отчаявшийся
    подросток просит о помощи.


  • «Как надо с ним говорить...»

    1. Если Вы
      слышите...


    1. Обязательно
      скажите.


    1. Не говорите.



    1. «Ненавижу - школу!»

    1. «Что там происходит, что
      заставляет
      тебя так

    2. чувствовать

    1. «Когда я был в твоем
      возрасте... Да ты просто
      лентяй!»


    1. «Все кажется таким

    2. безнадежным.
      Что
      толку?»

    1. «Иногда мы чувствуем себя
      подавленными
      .

    2. Давай подумаем, какие у
      нас проблемы и прикинем,
      какую из них надо решить в
      первую очередь».


    1. «Тебе бы следовало

    2. подумать о тех, кому еще
      хуже
      , чем тебе!»

    1. «Всем было бы лучше без
      меня...»


    1. «Ты очень много значишь
      для меня
      , и меня беспокоит
      твое настроение
      . Скажи
      мне
      , что происходит?»

    1. «Не говори глупости. Давай
      поговорим о чем-нибудь


    2. другом.»

    1. «Вы не понимаете меня!»

    1. «(бкажи мне, как ты

    2. чувствуешь себя: я

    3. действительно хочу это
      знать!»


    1. «Кто же может понять
      подростка в наши дни?»


    1. «Мама, я совершил

    2. скверный поступок

    1. «Давай сядем и поговорим
      об этом».


    1. «Что посеешь, то и

    2. пожнешь!»

    1. «Что, если у меня не
      получится


    1. «Если не получится, я буду
      знать
      , что ты сделал все
      возможное!»


    1. «Если не получится, это
      будет из-за того, что ты
      недостаточно
      постарался!»





  • Памятка для подростков

  • Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей, все
    подростки должны представлять себе, «что такое суицид и как с ним бороться».


  • Помни, для борьбы с суицидом достаточно одного человека - тебя.

  • Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно
    располагать основной информацией о суициде и о суицидентах.


  • Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется
    гораздо быстрее, чем информация достоверная. Сейчас ты получишь информацию о
    суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в
    беде другу или знакомому. И так, что нужно знать подросткам о суициде?


    1. Кто совершает самоубийства? Почему? Каким образом? Мы знаем, что тема
      суицида внушает страх. Страх этот может быть еще большим, если ты знаешь кого-то, кто
      предпринял попытку уйти из жизни или же покончил с собой, или если тебе самому
      приходили в голову мысли о суициде.


    1. Мы знаем также, что суицид является запретной темой, о нем не принято говорить
      с родителями, учителями или друзьями. Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил
      суицидальную попытку. Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицид. Если это
      так, то ты, вероятно, слышал, как кто-то (быть может, и ты сам) задавал вопрос: «Зачем ей
      было умирать?» или «Зачем ему было так поступать со своей семьей?». Вопросы эти
      вполне естественны, но большей частью ты не получишь на них однозначного ответа, не


    2. узнаешь, почему твой знакомый решил расстаться с жизнью. Напрашивается другой,
      более точный вопрос: «Какая проблема или проблемы возникли у этого человека?».

    3. Тебе это может показаться странным, но большинство подростков, совершающих
      суицид, на самом деле умирать ведь не хотят. Они просто пытаются решить одну или
      несколько проблем. Трагедия состоит в том, что проблемы временные они решают раз и
      навсегда.


    4. Самое важное - помнить, что в большинстве своем молодые люди, которые
      пытаются покончить с собой или кончают с собой, умирать вовсе не хотят. Они хотят
      избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу. Эти проблемы причиняют им
      эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту
      боль остановить.



    1. Мы знаем, что тысячи молодых людей, совершивших суицид, умирать вовсе
      не хотели. А если они не хотели умирать, то почему умерли?
      Большей частью
      молодые люди совершают суицидальную попытку у себя дома в период с 16:00 до 24:00.
      Иными словами, они пытаются покончить с собой именно там, где их скорее всего найдут,
      и делают это в такое время дня, когда кто-то из членов семьи большей частью находится
      дома.


    1. Шанс прийти им на помощь велик, - тот же, кто надеется, что будет спасен, на
      самом деле убивать себя не хочет.


    1. А как же те молодые люди, которых спасти не удалось? Откуда мы знаем,
      что на самом деле умирать им не хотелось?
      Наверняка мы знать этого не можем,
      однако, разговаривая с молодыми людьми, которых спасти удалось, но которые должны
      были бы погибнуть, мы можем представить себе, о чем они думали. Столкнувшись с
      неотвратимостью смерти, почти все они говорили, что неожиданно начинали понимать:
      проблемы их не столь велики, чтобы их нельзя было решить. Им вдруг становилось ясно:
      не так уж все плохо. За секунду до смерти они осознавали, что хотят жить.


    2. 1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   44