Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 610

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методики психологической скрининг-диагностики представлены в Приложении 2.

    1. Психодиагностические методики исследования суицидального поведения и
      его причин


С подростками группы суицидального риска педагогом-психологом проводится
углубленная диагностика, направленная на определение стратегий психологической
помощи в рамках программы комплексного сопровождения. Особого внимания требует
изучение личностных особенностей подростков, особенностей ценностно-смысловой
сферы, причин нарушений в поведении, эмоциональных расстройств, депрессивных
состояний, социальной дезадаптации; выявление особенностей детско-родительских
отношений, а также специфических проблем, связанных с ближайшим окружением
ребёнка (насилие в семье, потеря близкого человека).


Перечень психодиагностических методик для исследования суицидального
поведения у несовершеннолетних и его причин представлен в таблице 4.


Таблица 4. Перечень психодиагностических методик
исследования суицидального поведения у несовершеннолетних и его причин


Диагностика
личностных
особенностей
(Прило.жение
3)

Диагностика
социальной
адаптации
(Прило.жение
4)


Исследование
ценностно-
смысловой сферы
личности
(Прило.жение 5)

Диагностика
детско-
родительских
отношений
(Прило.жение 6)

Проективные
Методики
(Прило.жение
7)


1. Опросник

депрессии (А.
Бек)


1. Опросник
социально-
психологи-
ческой
адаптации
(К. Роджерс,
Р. Даймонд)


1. Методика

диагностики
смысложизненных
ориен- таций (Дж.
Крамбо, Л.


Махолик)

1. Анкета «Моя
семья»


1. Тест «Ваши
суицидальные
наклонности»
(З. Королёва)


2. Изучение

личностных
особенностей
подростков,
склонных к


суицидальному
поведению
(М.В. Горская)


2. Опросник
способов
совладания
(Р. Лазарус,


С. Фолкман)

2. Методика

изучения
ценностных
ориентаций (М.


Рокич)

2. Методика

диагностики
родительского
отношения
(ОРО) (А.Я.


Варга, В.В.

Столин)

2. Графический
тест «Ваши


мысли о

смерти» Л.Б.

Шнейдер

3. Методика

«Суицидальная
мотивация»
(Ю.Р. Вагин)


3. Методика
«Индиктор
копинг-
стратегий»
(Д. Амирхан)





3. Методика

«Взаимодействие
родитель-
ребёнок» (И.М.
Марковская,
вариант для


подростков и их
родителей)


3. Метод

незаконченных
предложений
«Сакса и Леви»


4. Методика

диагностики

4. Методика
диагностики





4. Опросник

«Подростки о

4.

Эмоционально-


показателей и
форм агрессии
(А. Басс, А.


Дарк)

уровня
школьной


тревожности
(Б.Н.


Филлипс)




родителях»

(ПОР) (Л.И.

Вассерман, И.А.

Горьковая, Е.Е.

Ромицина)

личностный
тест «Сказка


«Похороны»
Луизы Дюсс


(адаптация М.
Габрунер, В.


Соколовская)

5. Шкала

тревоги (Ч.Д.

Спилбергер)













Бланки методик, обработка и интерпретация результатов методик см. Приложения
3-7
. Ниже представлено краткое описание психодиагностических методик для выявления
причин суицидального поведения у несовершеннолетних.


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Методики диагностики личностных особенностей

Методики диагностики личностных особенностей - это совокупность
методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и
проявлений личности. Представленная группа диагностических методик направлена на
решение следующих задач: выявления личностных и характерологических особенностей,
уровня и форм агрессии, определение наличия или отсутствия депрессивного состояния у
детей и подростков, а также диагностики копинг-механизмов, способов преодоления
стрессовых ситуаций.


  1. Опросник депрессии (А. Бек)

Цель опросника: оценка наличия депрессивных симптомов у подростков.

Условия применения: Методика чувствительна к выявлению изменений

эмоционального состояния несовершеннолетнего и позволяет определить степень тяжести
депрессивного расстройства. Подходит для оценки депрессии во всех ее проявлениях и,
кроме того, анализа отдельных характерных выражений расстройства. В тесте 21 вопрос.
Ответ на каждый вопрос подразумевает конкретный невротический симптом. На
основании ответов испытуемого можно составить мнение о протекании у него депрессии
и наиболее характерных ее проявлениях. Шкала Бека также применяется для самооценки
депрессии. Процедура проведения тестирования и обработки полученных данных
предельно проста, так что каждый желающий проверить себя может сделать это без
особых затруднений.


  1. Изучение личностных особенностей подростков,
    склонных к суицидальному поведению (М.В. Горская)


Цель: определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

Условия применения: характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют
следующие определения: личностная тревожность - склонность индивида к переживанию
тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; фрустрация
- психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи,
препятствующей достижению цели; агрессия - повышенная психологическая активность,
стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;
ригидность - затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в
условиях, объективно требующей ее перестройки. Автор считает, что суицидальное
поведение, как комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом,
22



есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях
переживаемого макросоциального конфликта. Ситуация конфликта приводит к
суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей
воспитания, неблагоприятного социального окружения, совокупности индивидуальных
особенностей (личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие
окружающего; отсутствие осознанного стремления к жизни). Наличие неблагоприятного
социального окружения - обычно основная причина, побуждающая подростка к
совершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти
или потерять опору, поддерживающую его в жизни.


  1. Методика «Суицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин)

Цель: методика позволяет выявить и количественно оценить семь основных
мотивационных аспектов суицидального поведения (альтруистическую мотивацию, как
смерть ради других; аномическую - как потерю смысла жизни; анестетическую - как
невыносимость страдания; инструментальную - как манипуляцию другими;


аутопунитическую - как самонаказание; гетеропунитическую - как наказание других;
поствитальную - как надежду на что-то лучшее после смерти).


Условия применения: использование данной методики позволяет определить
конкретный мотив суицидального поведения подростка.


  1. Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс, А. Дарк)

Цель: диагностика агрессивных и враждебных реакций (выявление свойств
личности, характеризующихся наличием деструктивных тенденций, в основном в области
субъектно-объектных отношений; определение негативных чувства и негативных оценок
людей и событий).


Условия применения: использование данной методики в совокупности с другими
личностными тестами психических состояний позволяет выявить не только признаки
агрессии, направленной на внешний мир, но и внутреннее состояние подростков, которое
может стать причиной суицидального поведения. Опросник допускает мотивационные
искажения (в связи с социальной желательностью). Требует дополнительной проверки на
надежность полученных результатов (либо с помощью ре-теста, либо с помощью других
методик).



А. Басс и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению,
показателей и форм агрессии:
1) физическая агрессия - использование физической силы
против другого лица;
2) вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через
форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам
(угроза, проклятия, ругань);
3) косвенная агрессия - использование окольным путем
направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных,
неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топании ногами и т. п.);
4) негативизм -
оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства,
которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против
требований, правил, законов;
5) раздражение - склонность и готовность при малейшем
возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости;
6) подозрительность -
склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из
убеждения, что окружающие намерены причинить вред;
7) обида - проявления зависти и
ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно
или всем миром за действительные или мнимые страдания;
8) аутоагрессия или чувство
23

вины - отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из
возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком,
поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно.


  1. Шкала тревоги Ч.Д. Спилбергера (адаптирована на русский язык Ю.Л.
    Ханиным)


Цель: самооценка уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность
как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).


Данная методика является единственной методикой, позволяющей
дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние. Бланк
шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов - рассуждений, 20 из которых
предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 - для оценки личностной