Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 610
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методики психологической скрининг-диагностики представлены в Приложении 2.
-
Психодиагностические методики исследования суицидального поведения и
его причин
С подростками группы суицидального риска педагогом-психологом проводится
углубленная диагностика, направленная на определение стратегий психологической
помощи в рамках программы комплексного сопровождения. Особого внимания требует
изучение личностных особенностей подростков, особенностей ценностно-смысловой
сферы, причин нарушений в поведении, эмоциональных расстройств, депрессивных
состояний, социальной дезадаптации; выявление особенностей детско-родительских
отношений, а также специфических проблем, связанных с ближайшим окружением
ребёнка (насилие в семье, потеря близкого человека).
Перечень психодиагностических методик для исследования суицидального
поведения у несовершеннолетних и его причин представлен в таблице 4.
Таблица 4. Перечень психодиагностических методик
исследования суицидального поведения у несовершеннолетних и его причин
Диагностика личностных особенностей (Прило.жение 3) | Диагностика социальной адаптации (Прило.жение 4) | Исследование ценностно- смысловой сферы личности (Прило.жение 5) | Диагностика детско- родительских отношений (Прило.жение 6) | Проективные Методики (Прило.жение 7) |
1. Опросник депрессии (А. Бек) | 1. Опросник социально- психологи- ческой адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) | 1. Методика диагностики смысложизненных ориен- таций (Дж. Крамбо, Л. Махолик) | 1. Анкета «Моя семья» | 1. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва) |
2. Изучение личностных особенностей подростков, склонных к суицидальному поведению (М.В. Горская) | 2. Опросник способов совладания (Р. Лазарус, С. Фолкман) | 2. Методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокич) | 2. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин) | 2. Графический тест «Ваши мысли о смерти» Л.Б. Шнейдер |
3. Методика «Суицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин) | 3. Методика «Индиктор копинг- стратегий» (Д. Амирхан) | | 3. Методика «Взаимодействие родитель- ребёнок» (И.М. Марковская, вариант для подростков и их родителей) | 3. Метод незаконченных предложений «Сакса и Леви» |
4. Методика диагностики | 4. Методика диагностики | | 4. Опросник «Подростки о | 4. Эмоционально- |
показателей и форм агрессии (А. Басс, А. Дарк) | уровня школьной тревожности (Б.Н. Филлипс) | | родителях» (ПОР) (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицина) | личностный тест «Сказка «Похороны» Луизы Дюсс (адаптация М. Габрунер, В. Соколовская) |
5. Шкала тревоги (Ч.Д. Спилбергер) | | | | |
Бланки методик, обработка и интерпретация результатов методик см. Приложения
3-7. Ниже представлено краткое описание психодиагностических методик для выявления
причин суицидального поведения у несовершеннолетних.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 44
Методики диагностики личностных особенностей
Методики диагностики личностных особенностей - это совокупность
методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и
проявлений личности. Представленная группа диагностических методик направлена на
решение следующих задач: выявления личностных и характерологических особенностей,
уровня и форм агрессии, определение наличия или отсутствия депрессивного состояния у
детей и подростков, а также диагностики копинг-механизмов, способов преодоления
стрессовых ситуаций.
-
Опросник депрессии (А. Бек)
Цель опросника: оценка наличия депрессивных симптомов у подростков.
Условия применения: Методика чувствительна к выявлению изменений
эмоционального состояния несовершеннолетнего и позволяет определить степень тяжести
депрессивного расстройства. Подходит для оценки депрессии во всех ее проявлениях и,
кроме того, анализа отдельных характерных выражений расстройства. В тесте 21 вопрос.
Ответ на каждый вопрос подразумевает конкретный невротический симптом. На
основании ответов испытуемого можно составить мнение о протекании у него депрессии
и наиболее характерных ее проявлениях. Шкала Бека также применяется для самооценки
депрессии. Процедура проведения тестирования и обработки полученных данных
предельно проста, так что каждый желающий проверить себя может сделать это без
особых затруднений.
-
Изучение личностных особенностей подростков,
склонных к суицидальному поведению (М.В. Горская)
Цель: определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.
Условия применения: характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют
следующие определения: личностная тревожность - склонность индивида к переживанию
тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; фрустрация
- психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи,
препятствующей достижению цели; агрессия - повышенная психологическая активность,
стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;
ригидность - затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в
условиях, объективно требующей ее перестройки. Автор считает, что суицидальное
поведение, как комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом,
22
есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях
переживаемого макросоциального конфликта. Ситуация конфликта приводит к
суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей
воспитания, неблагоприятного социального окружения, совокупности индивидуальных
особенностей (личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие
окружающего; отсутствие осознанного стремления к жизни). Наличие неблагоприятного
социального окружения - обычно основная причина, побуждающая подростка к
совершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти
или потерять опору, поддерживающую его в жизни.
-
Методика «Суицидальная мотивация» (Ю.Р. Вагин)
Цель: методика позволяет выявить и количественно оценить семь основных
мотивационных аспектов суицидального поведения (альтруистическую мотивацию, как
смерть ради других; аномическую - как потерю смысла жизни; анестетическую - как
невыносимость страдания; инструментальную - как манипуляцию другими;
аутопунитическую - как самонаказание; гетеропунитическую - как наказание других;
поствитальную - как надежду на что-то лучшее после смерти).
Условия применения: использование данной методики позволяет определить
конкретный мотив суицидального поведения подростка.
-
Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс, А. Дарк)
Цель: диагностика агрессивных и враждебных реакций (выявление свойств
личности, характеризующихся наличием деструктивных тенденций, в основном в области
субъектно-объектных отношений; определение негативных чувства и негативных оценок
людей и событий).
Условия применения: использование данной методики в совокупности с другими
личностными тестами психических состояний позволяет выявить не только признаки
агрессии, направленной на внешний мир, но и внутреннее состояние подростков, которое
может стать причиной суицидального поведения. Опросник допускает мотивационные
искажения (в связи с социальной желательностью). Требует дополнительной проверки на
надежность полученных результатов (либо с помощью ре-теста, либо с помощью других
методик).
А. Басс и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению,
показателей и форм агрессии: 1) физическая агрессия - использование физической силы
против другого лица; 2) вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через
форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам
(угроза, проклятия, ругань); 3) косвенная агрессия - использование окольным путем
направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных,
неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топании ногами и т. п.); 4) негативизм -
оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства,
которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против
требований, правил, законов; 5) раздражение - склонность и готовность при малейшем
возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости; 6) подозрительность -
склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из
убеждения, что окружающие намерены причинить вред; 7) обида - проявления зависти и
ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно
или всем миром за действительные или мнимые страдания; 8) аутоагрессия или чувство
23
вины - отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из
возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком,
поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно.
-
Шкала тревоги Ч.Д. Спилбергера (адаптирована на русский язык Ю.Л.
Ханиным)
Цель: самооценка уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность
как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
Данная методика является единственной методикой, позволяющей
дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние. Бланк
шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов - рассуждений, 20 из которых
предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 - для оценки личностной