Файл: В. Б. ИвашкевичIПрактический аудитМосква магистринфрам.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 849
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.1. Анализ организационной системы бухгалтерского учета группы) и возглавляется главным бухгалтером. Аудитору необходи
мо высказать мнение о том, насколько это сделано рационально.
Особое значение централизация и децентрализация бухгалтер
ского учета имеет в крупных организациях корпоративного типа, где необходимо сочетать производственную и коммерческую инициативу дочерних подразделений, их самостоятельность в осу
ществлении большинства хозяйственных операций с необходимо
стью единого финансового управления, инвестиционной и налого
вой политики. Соответственно организуется и система бухгалтер
ского учета: в дочерних предприятиях ведут учет материальных и нематериальных активов, затрат на производство и продажу, расче
тов по заработной плате, готовой продукции. Все остальные хозяй
ственные операции учитывают от имени материнской компании или непосредственно в ее бухгалтерии.
На небольших предприятиях учет осуществляют один-два бух
галтера, включаемых в штатный персонал организации, без обра
зования самостоятельного отдела. Часто эти специалисты (по крайней мере один из них) должны быть профессиональными бух
галтерами. Одновременно они выполняют обязанности экономи
ста по труду, плановика, сметчика и т.п. Основные решения на основе полученной информации принимает руководитель органи
зации. Этим достигается единоначалие в управлении производст
венной и экономической деятельностью хозяйствующих субъек
тов. Результаты учета становятся более обозримыми и для бухгалте
ра, и для руководителя. В то же время существует риск нарушения сроков представления отчетности и налоговых деклараций, запу
щенности в учете в случае длительной болезни бухгалтера, нахож
дения его в отпуске и т.п. Аудитор должен выявить эти факты и дать им объективную оценку.
Все большее распространение в последнее время получает осу
ществление бухгалтерского учета на договорных началах сторон
ней организацией или нештатным профессиональным бухгалте
ром. Для средних и малых предприятий это может снизить расходы на управление, если стоимость бухгалтерских услуг окажется ниже, чем затраты на содержание собственного бухгалтера или бухгалте
рии. Качество обработки учетной информации благодаря тому, что ее осуществляют высококвалифицированные специалисты, имею
щие большой и разнообразный опыт, современные технические средства и методы, обычно выше. Однако персональная ответст
Практический аудит
79
4.
Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия венность за результаты учета и использование его данных для управления и контроля в большинстве случаев ниже.
Кроме технических трудностей и возможной несогласованно
сти, вызванных тем, что первичная информация формируется в од
ной организации, а обрабатывается в другой, руководители пред
приятий при таком ведении учета ограничены в возможностях ис
пользования данных бухгалтерского учета для непосредственного текущего управления производственно-хозяйственной деятельно
стью и внутреннего контроля.
При варианте, когда бухгалтерский учет берется вести сам ру
ководитель малого предприятия, аудитор должен оценить его ком
петентность в бухгалтерском деле, выявить наличие соответствую
щей профессиональной подготовки, принять во внимание риск возможности бесконтрольного вуалирования учетных данных в ущерб государству и партнерам по бизнесу.
В большинстве случаев практический аудит имеет дело с фи
нансовым бухгалтерским учетом, который ведет специализирован
ная служба (бухгалтерия), состоящая из штатных работников данного предприятия. При оценке такой формы организации учета необходимо изучить структуру бухгалтерского аппарата, действую
щие положения об отделах, секторах и группах бухгалтерии, ее штатное расписание и его изменения в проверяемом периоде.
Структура бухгалтерской службы определяется характером и масштабами деятельности хозяйствующего субъекта, количеством его филиалов и других обособленных подразделений, объемом и уровнем автоматизации обработки экономической информации.
В относительно небольших и средних компаниях она обычно одно
ступенчатая, состоящая из секторов, специализирующихся на от
дельных видах и группах учетных работ и операций. Бухгалтерия крупных и многопрофильных компаний со сложной структурой производства, сбыта и управления в большинстве случаев много
ступенчатая, состоящая из обособленных учетно-контрольных служб, отделов, включающих группы, подгруппы, сектора. В том и другом случаях аудитор должен проверить, как осуществляется взаимоувязка учетных показателей, формирующихся в разных под
разделениях бухгалтерского аппарата.
Рациональность организации учетного труда во многом зависит от распределения обязанностей и ответственности между работни
ками бухгалтерии. Различают пооперационное и функциональное разделение учетных обязанностей. Пооперационное разделение
8 0
Практический аудит
4.1. Анализ организационной системы бухгалтерского учета обеспечивает возможность использования поточных методов обра
ботки учетной информации, уменьшает затраты на ведение учета и составление отчетности. Но индивидуальная ответственность за качество учетных данных и достоверность показателей отчетности в этом случае невысока. Поэтому при современных формах автома
тизации обработки учетной информации в большей мере использу
ют функциональное разделение учетной работы между персоналом бухгалтерии. Его характер и степень обоснованности можно оце
нить при ознакомлении с должностными инструкциями или на ос-
|
нове самофотографии рабочего дня бухгалтера.
При изучении и оценке организационной системы бухгалтер
ского учета на аудируемом предприятии необходимо установить укомплектованность численности штата работников бухгалтерии, соблюдение штатной дисциплины, уровень квалификации учетно
го персонала, проверить, повышают ли они периодически свою квалификацию. Для профессиональных бухгалтеров России суще
ствует правило, согласно которому они должны ежегодно повы
шать свои знания путем системного обучения в течение не менее
40 часов.
Как уже отмечалось, полнота, своевременность и достовер
ность данных бухгалтерского учета в решающей степени зависят от качества используемых первичных документов ручного и машин
ного исполнения, от рациональности документооборота и контро
ля правильности первичной информации. Выбор оптимальной схемы документооборота — один из важнейших элементов надле
жащей организации бухгалтерского учета. Аудитор должен удосто
вериться в соответствии существующей на предприятии системы первичной документации нормативным требованиям, убедиться в наличии графика последовательности их составления, поступле
ния, санкционирования и утверждения, соблюдении установлен
ного порядка использования бланков строгой отчетности и хране
ния документов и регистров бухгалтерского учета. В ходе аудита могут быть выявлены отсутствие или дублирование ряда докумен
тов, низкое качество их содержания и оформления, несвоевремен
ность обработки. Об этом аудитор обязан указать в письменной ин
формации о результатах аудиторской проверки.
Во многих организациях в настоящее время бухгалтерский учет полностью или частично компьютеризирован. Аудитору целесооб
разно определить объем формирования и обработки учетной ин
формации с помощью компьютерной обработки данных (КОД) и
Практический аудит
81
4.
Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия степень автоматизации по отдельным видам операций и стадиям учетных работ. Одновременно необходимо убедиться в том, что ис
пользуемые бухгалтерские программы содержат все предусмотрен
ные процедуры обработки и средства их контроля.
Процедуры внутреннего контроля правильности обработки учетных данных должны обеспечивать:
— полноту ввода предварительно проверенной информации;
— предотвращение ошибок и возможностей фальсификации во время ввода и обработки учетных данных;
— идентификацию исходной информации в отношении даты, кода, типа и других признаков;
— соответствие алгоритмов обработки данных бухгалтерского учета установленным методикам формирования отчетных показа
телей;
— возможность применения перекрестных тестов проверки в случаях, когда итоги подсчета не соответствуют распределенным суммам.
Особое внимание аудитору следует обратить на обеспечение возможности доступа пользователей к информации, хранящейся в банке данных. В конечном итоге на основе аудиторских процедур наблюдения, тестирования и анализа делается вывод о том, на
сколько система КОД на проверяемом предприятии обеспечивает цели и задачи бухгалтерского учета и формирование достоверной финансовой отчетности.
При оценке состояния бухгалтерского учета аудитор должен изучить общую постановку учета на проверяемом предприятии и особенности учетного отражения его активов, расчетов, доходов и расходов. Общую организацию бухгалтерского учета характери
зуют:
• состав бухгалтерии и структура бухгалтерского аппарата;
• наличие учетной политики и ее соответствие экономиче
ской политике организации;
• наличие должностных инструкций, определяющих обязан
ности работников бухгалтерии и их полномочия;
• рабочий план счетов и его особенности;
• наличие утвержденных графиков документооборота и осу
ществление контроля за их выполнением;
• форма бухгалтерского учета;
• применение в учете и управлении компьютерных программ;
82
Практический аудит
4.1. Анализ организационной системы бухгалтерского учета
• наличие внутренней отчетности и контроля за ее составле
нием и представлением;
• наличие форм первичных документов, отличающихся от ти
повых;
• наличие положений, регламентирующих порядок проведе
ния инвентаризаций и сверки расчетов, контроля за их исполне
нием.
При изучении состояния учета основных средств и нематери
альных активов обращают внимание на правильность их оценки, основные источники поступления, документальное оформление операций по движению, принятые методы начисления амортиза
ции, процедуры текущего контроля за наличием и использованием тех или иных объектов.
Незавершенные капитальные вложения характеризуют хозяй
ственные операции, отражаемые на счете 08 «Вложения во внеобо
ротные активы», субсчете «Строительство объектов основных средств». Аудитору следует изучить систему первичной документа
ции к этому счету и ее оборот, процедуры текущего контроля за формированием инвентарной стоимости объектов капитальных вложений.
При оценке состояния учета запасов сырья, материалов и това
ров необходимо знать их основные виды, методы оценки, докумен
тооборот по учету их движения, процедуры текущего контроля за поступлением, перемещением внутри предприятия, отпуском в производство или продажу. Аналогичные требования предъявля
ются и к другим участкам и объектам бухгалтерского учета.
По доходам и расходам необходимо иметь информацию о со
ставе структурных подразделений, мест и участков, где они форми
руются, применяемом порядке их учета, процедурах текущего кон
троля, особенностях формирования и списания.
В ходе изучения принципов ведения бухгалтерского учета на предприятии проверяется правильность применения Плана счетов и нормативных актов по организации и ведению бухгалтерского учета, своевременность и правильность заполнения первичных до
кументов и учетных регистров, соответствие данных синтетическо
го учета итоговым показателям аналитического учета, организа
ция, полнота и своевременность проведения инвентаризаций, от
ражение их результатов в учете и отчетности.
Проверяя качество учета и отчетности, следует обратить внима
ние на полноту охвата системой бухгалтерского учета всех подраз-
Практический аудит
83
делений предприятия, наличие необходимых реквизитов в первич
ной документации и учетных регистрах, правильность арифмети
ческих подсчетов и вычислений, согласованность показателей разных форм отчетности, преемственность показателей бухгалтер
ского баланса и отчетности о финансовых результатах деятельно
сти предприятия.
Важное значение имеет проверка тождественности или взаим
ной увязки показателей, приводимых в различных формах бухгал
терской и статистической отчетности. Для этого используют табли
цу увязок основных показателей годового отчета, которая должна быть в каждой бухгалтерии. Ранее ее разрабатывал и официально предлагал к использованию департамент методологии бухгалтер
ского учета и отчетности Министерства финансов РФ, но затем со
став показателей форм отчетности изменился, департамент был су
щественно реорганизован и от методических указаний по ведению бухгалтерского учета устранился. Сейчас помочь составить таблицу взаимоувязок показателей баланса и других форм финансовой от
четности могут аудиторы. В их деятельности это обязательный ра
бочий документ, без использования которого нельзя оценить дос
товерность бухгалтерской отчетности.
Подтверждению статей бухгалтерского баланса должна пред
шествовать сверка тождественности показателей статей баланса и сальдо по счетам Главной книги. При проведении их сопоставле
ния используют данные соответствующих регистров синтетическо
го и аналитического учета.
Взаимная увязка фактических данных о производстве и реали
зации продукции проверяется путем составления баланса товарной продукции, оцененной по фактической производственной себе
стоимости и по действующим ценам реализации. Итоговая сумма остатков нереализованных изделий на начало проверяемого года и выпуска продукции в течение этого года должна быть равна сумме годового оборота по реализации продукции и ее остатков на конец года с учетом выявленных при инвентаризациях недостач и излиш
ков и изменений цен в проверяемом периоде времени.
Достоверность отдельных показателей учета и отчетности мож
но определить путем встречной проверки. Должны, например, сов
падать суммы взносов в бюджет по видам налогов и обязательных платежей и соответствующие данные расчетов с местными налого
выми органами. Только одинаковыми могут быть показатели раз
делов IV и V пассива баланса о долгосрочных и краткосрочных кре-
ной документации и учетных регистрах, правильность арифмети
ческих подсчетов и вычислений, согласованность показателей разных форм отчетности, преемственность показателей бухгалтер
ского баланса и отчетности о финансовых результатах деятельно
сти предприятия.
Важное значение имеет проверка тождественности или взаим
ной увязки показателей, приводимых в различных формах бухгал
терской и статистической отчетности. Для этого используют табли
цу увязок основных показателей годового отчета, которая должна быть в каждой бухгалтерии. Ранее ее разрабатывал и официально предлагал к использованию департамент методологии бухгалтер
ского учета и отчетности Министерства финансов РФ, но затем со
став показателей форм отчетности изменился, департамент был су
щественно реорганизован и от методических указаний по ведению бухгалтерского учета устранился. Сейчас помочь составить таблицу взаимоувязок показателей баланса и других форм финансовой от
четности могут аудиторы. В их деятельности это обязательный ра
бочий документ, без использования которого нельзя оценить дос
товерность бухгалтерской отчетности.
Подтверждению статей бухгалтерского баланса должна пред
шествовать сверка тождественности показателей статей баланса и сальдо по счетам Главной книги. При проведении их сопоставле
ния используют данные соответствующих регистров синтетическо
го и аналитического учета.
Взаимная увязка фактических данных о производстве и реали
зации продукции проверяется путем составления баланса товарной продукции, оцененной по фактической производственной себе
стоимости и по действующим ценам реализации. Итоговая сумма остатков нереализованных изделий на начало проверяемого года и выпуска продукции в течение этого года должна быть равна сумме годового оборота по реализации продукции и ее остатков на конец года с учетом выявленных при инвентаризациях недостач и излиш
ков и изменений цен в проверяемом периоде времени.
Достоверность отдельных показателей учета и отчетности мож
но определить путем встречной проверки. Должны, например, сов
падать суммы взносов в бюджет по видам налогов и обязательных платежей и соответствующие данные расчетов с местными налого
выми органами. Только одинаковыми могут быть показатели раз
делов IV и V пассива баланса о долгосрочных и краткосрочных кре-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 23