Файл: В. Б. ИвашкевичIПрактический аудитМосква магистринфрам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 849

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.1. Анализ организационной системы бухгалтерского учета группы) и возглавляется главным бухгалтером. Аудитору необходи­
мо высказать мнение о том, насколько это сделано рационально.
Особое значение централизация и децентрализация бухгалтер­
ского учета имеет в крупных организациях корпоративного типа, где необходимо сочетать производственную и коммерческую инициативу дочерних подразделений, их самостоятельность в осу­
ществлении большинства хозяйственных операций с необходимо­
стью единого финансового управления, инвестиционной и налого­
вой политики. Соответственно организуется и система бухгалтер­
ского учета: в дочерних предприятиях ведут учет материальных и нематериальных активов, затрат на производство и продажу, расче­
тов по заработной плате, готовой продукции. Все остальные хозяй­
ственные операции учитывают от имени материнской компании или непосредственно в ее бухгалтерии.
На небольших предприятиях учет осуществляют один-два бух­
галтера, включаемых в штатный персонал организации, без обра­
зования самостоятельного отдела. Часто эти специалисты (по крайней мере один из них) должны быть профессиональными бух­
галтерами. Одновременно они выполняют обязанности экономи­
ста по труду, плановика, сметчика и т.п. Основные решения на основе полученной информации принимает руководитель органи­
зации. Этим достигается единоначалие в управлении производст­
венной и экономической деятельностью хозяйствующих субъек­
тов. Результаты учета становятся более обозримыми и для бухгалте­
ра, и для руководителя. В то же время существует риск нарушения сроков представления отчетности и налоговых деклараций, запу­
щенности в учете в случае длительной болезни бухгалтера, нахож­
дения его в отпуске и т.п. Аудитор должен выявить эти факты и дать им объективную оценку.
Все большее распространение в последнее время получает осу­
ществление бухгалтерского учета на договорных началах сторон­
ней организацией или нештатным профессиональным бухгалте­
ром. Для средних и малых предприятий это может снизить расходы на управление, если стоимость бухгалтерских услуг окажется ниже, чем затраты на содержание собственного бухгалтера или бухгалте­
рии. Качество обработки учетной информации благодаря тому, что ее осуществляют высококвалифицированные специалисты, имею­
щие большой и разнообразный опыт, современные технические средства и методы, обычно выше. Однако персональная ответст­
Практический аудит
79


4.
Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия венность за результаты учета и использование его данных для управления и контроля в большинстве случаев ниже.
Кроме технических трудностей и возможной несогласованно­
сти, вызванных тем, что первичная информация формируется в од­
ной организации, а обрабатывается в другой, руководители пред­
приятий при таком ведении учета ограничены в возможностях ис­
пользования данных бухгалтерского учета для непосредственного текущего управления производственно-хозяйственной деятельно­
стью и внутреннего контроля.
При варианте, когда бухгалтерский учет берется вести сам ру­
ководитель малого предприятия, аудитор должен оценить его ком­
петентность в бухгалтерском деле, выявить наличие соответствую­
щей профессиональной подготовки, принять во внимание риск возможности бесконтрольного вуалирования учетных данных в ущерб государству и партнерам по бизнесу.
В большинстве случаев практический аудит имеет дело с фи­
нансовым бухгалтерским учетом, который ведет специализирован­
ная служба (бухгалтерия), состоящая из штатных работников данного предприятия. При оценке такой формы организации учета необходимо изучить структуру бухгалтерского аппарата, действую­
щие положения об отделах, секторах и группах бухгалтерии, ее штатное расписание и его изменения в проверяемом периоде.
Структура бухгалтерской службы определяется характером и масштабами деятельности хозяйствующего субъекта, количеством его филиалов и других обособленных подразделений, объемом и уровнем автоматизации обработки экономической информации.
В относительно небольших и средних компаниях она обычно одно­
ступенчатая, состоящая из секторов, специализирующихся на от­
дельных видах и группах учетных работ и операций. Бухгалтерия крупных и многопрофильных компаний со сложной структурой производства, сбыта и управления в большинстве случаев много­
ступенчатая, состоящая из обособленных учетно-контрольных служб, отделов, включающих группы, подгруппы, сектора. В том и другом случаях аудитор должен проверить, как осуществляется взаимоувязка учетных показателей, формирующихся в разных под­
разделениях бухгалтерского аппарата.
Рациональность организации учетного труда во многом зависит от распределения обязанностей и ответственности между работни­
ками бухгалтерии. Различают пооперационное и функциональное разделение учетных обязанностей. Пооперационное разделение
8 0
Практический аудит


4.1. Анализ организационной системы бухгалтерского учета обеспечивает возможность использования поточных методов обра­
ботки учетной информации, уменьшает затраты на ведение учета и составление отчетности. Но индивидуальная ответственность за качество учетных данных и достоверность показателей отчетности в этом случае невысока. Поэтому при современных формах автома­
тизации обработки учетной информации в большей мере использу­
ют функциональное разделение учетной работы между персоналом бухгалтерии. Его характер и степень обоснованности можно оце­
нить при ознакомлении с должностными инструкциями или на ос-
|
нове самофотографии рабочего дня бухгалтера.
При изучении и оценке организационной системы бухгалтер­
ского учета на аудируемом предприятии необходимо установить укомплектованность численности штата работников бухгалтерии, соблюдение штатной дисциплины, уровень квалификации учетно­
го персонала, проверить, повышают ли они периодически свою квалификацию. Для профессиональных бухгалтеров России суще­
ствует правило, согласно которому они должны ежегодно повы­
шать свои знания путем системного обучения в течение не менее
40 часов.
Как уже отмечалось, полнота, своевременность и достовер­
ность данных бухгалтерского учета в решающей степени зависят от качества используемых первичных документов ручного и машин­
ного исполнения, от рациональности документооборота и контро­
ля правильности первичной информации. Выбор оптимальной схемы документооборота — один из важнейших элементов надле­
жащей организации бухгалтерского учета. Аудитор должен удосто­
вериться в соответствии существующей на предприятии системы первичной документации нормативным требованиям, убедиться в наличии графика последовательности их составления, поступле­
ния, санкционирования и утверждения, соблюдении установлен­
ного порядка использования бланков строгой отчетности и хране­
ния документов и регистров бухгалтерского учета. В ходе аудита могут быть выявлены отсутствие или дублирование ряда докумен­
тов, низкое качество их содержания и оформления, несвоевремен­
ность обработки. Об этом аудитор обязан указать в письменной ин­
формации о результатах аудиторской проверки.
Во многих организациях в настоящее время бухгалтерский учет полностью или частично компьютеризирован. Аудитору целесооб­
разно определить объем формирования и обработки учетной ин­
формации с помощью компьютерной обработки данных (КОД) и
Практический аудит
81


4.
Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия степень автоматизации по отдельным видам операций и стадиям учетных работ. Одновременно необходимо убедиться в том, что ис­
пользуемые бухгалтерские программы содержат все предусмотрен­
ные процедуры обработки и средства их контроля.
Процедуры внутреннего контроля правильности обработки учетных данных должны обеспечивать:
— полноту ввода предварительно проверенной информации;
— предотвращение ошибок и возможностей фальсификации во время ввода и обработки учетных данных;
— идентификацию исходной информации в отношении даты, кода, типа и других признаков;
— соответствие алгоритмов обработки данных бухгалтерского учета установленным методикам формирования отчетных показа­
телей;
— возможность применения перекрестных тестов проверки в случаях, когда итоги подсчета не соответствуют распределенным суммам.
Особое внимание аудитору следует обратить на обеспечение возможности доступа пользователей к информации, хранящейся в банке данных. В конечном итоге на основе аудиторских процедур наблюдения, тестирования и анализа делается вывод о том, на­
сколько система КОД на проверяемом предприятии обеспечивает цели и задачи бухгалтерского учета и формирование достоверной финансовой отчетности.
При оценке состояния бухгалтерского учета аудитор должен изучить общую постановку учета на проверяемом предприятии и особенности учетного отражения его активов, расчетов, доходов и расходов. Общую организацию бухгалтерского учета характери­
зуют:
• состав бухгалтерии и структура бухгалтерского аппарата;
• наличие учетной политики и ее соответствие экономиче­
ской политике организации;
• наличие должностных инструкций, определяющих обязан­
ности работников бухгалтерии и их полномочия;
• рабочий план счетов и его особенности;
• наличие утвержденных графиков документооборота и осу­
ществление контроля за их выполнением;
• форма бухгалтерского учета;
• применение в учете и управлении компьютерных программ;
82
Практический аудит

4.1. Анализ организационной системы бухгалтерского учета
• наличие внутренней отчетности и контроля за ее составле­
нием и представлением;
• наличие форм первичных документов, отличающихся от ти­
повых;
• наличие положений, регламентирующих порядок проведе­
ния инвентаризаций и сверки расчетов, контроля за их исполне­
нием.
При изучении состояния учета основных средств и нематери­
альных активов обращают внимание на правильность их оценки, основные источники поступления, документальное оформление операций по движению, принятые методы начисления амортиза­
ции, процедуры текущего контроля за наличием и использованием тех или иных объектов.
Незавершенные капитальные вложения характеризуют хозяй­
ственные операции, отражаемые на счете 08 «Вложения во внеобо­
ротные активы», субсчете «Строительство объектов основных средств». Аудитору следует изучить систему первичной документа­
ции к этому счету и ее оборот, процедуры текущего контроля за формированием инвентарной стоимости объектов капитальных вложений.
При оценке состояния учета запасов сырья, материалов и това­
ров необходимо знать их основные виды, методы оценки, докумен­
тооборот по учету их движения, процедуры текущего контроля за поступлением, перемещением внутри предприятия, отпуском в производство или продажу. Аналогичные требования предъявля­
ются и к другим участкам и объектам бухгалтерского учета.
По доходам и расходам необходимо иметь информацию о со­
ставе структурных подразделений, мест и участков, где они форми­
руются, применяемом порядке их учета, процедурах текущего кон­
троля, особенностях формирования и списания.
В ходе изучения принципов ведения бухгалтерского учета на предприятии проверяется правильность применения Плана счетов и нормативных актов по организации и ведению бухгалтерского учета, своевременность и правильность заполнения первичных до­
кументов и учетных регистров, соответствие данных синтетическо­
го учета итоговым показателям аналитического учета, организа­
ция, полнота и своевременность проведения инвентаризаций, от­
ражение их результатов в учете и отчетности.
Проверяя качество учета и отчетности, следует обратить внима­
ние на полноту охвата системой бухгалтерского учета всех подраз-
Практический аудит
83

делений предприятия, наличие необходимых реквизитов в первич­
ной документации и учетных регистрах, правильность арифмети­
ческих подсчетов и вычислений, согласованность показателей разных форм отчетности, преемственность показателей бухгалтер­
ского баланса и отчетности о финансовых результатах деятельно­
сти предприятия.
Важное значение имеет проверка тождественности или взаим­
ной увязки показателей, приводимых в различных формах бухгал­
терской и статистической отчетности. Для этого используют табли­
цу увязок основных показателей годового отчета, которая должна быть в каждой бухгалтерии. Ранее ее разрабатывал и официально предлагал к использованию департамент методологии бухгалтер­
ского учета и отчетности Министерства финансов РФ, но затем со­
став показателей форм отчетности изменился, департамент был су­
щественно реорганизован и от методических указаний по ведению бухгалтерского учета устранился. Сейчас помочь составить таблицу взаимоувязок показателей баланса и других форм финансовой от­
четности могут аудиторы. В их деятельности это обязательный ра­
бочий документ, без использования которого нельзя оценить дос­
товерность бухгалтерской отчетности.
Подтверждению статей бухгалтерского баланса должна пред­
шествовать сверка тождественности показателей статей баланса и сальдо по счетам Главной книги. При проведении их сопоставле­
ния используют данные соответствующих регистров синтетическо­
го и аналитического учета.
Взаимная увязка фактических данных о производстве и реали­
зации продукции проверяется путем составления баланса товарной продукции, оцененной по фактической производственной себе­
стоимости и по действующим ценам реализации. Итоговая сумма остатков нереализованных изделий на начало проверяемого года и выпуска продукции в течение этого года должна быть равна сумме годового оборота по реализации продукции и ее остатков на конец года с учетом выявленных при инвентаризациях недостач и излиш ­
ков и изменений цен в проверяемом периоде времени.
Достоверность отдельных показателей учета и отчетности мож­
но определить путем встречной проверки. Должны, например, сов­
падать суммы взносов в бюджет по видам налогов и обязательных платежей и соответствующие данные расчетов с местными налого­
выми органами. Только одинаковыми могут быть показатели раз­
делов IV и V пассива баланса о долгосрочных и краткосрочных кре-
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23