Файл: В. Б. ИвашкевичIПрактический аудитМосква магистринфрам.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 845
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Д-т сч. 75/1 — К-т сч. 80 1450 тыс. руб. в сумме задолженности уч
редителей по взносам в уставный капитал (700 ООО + 30 ООО 25) =
= 1 450 000 руб.
Требуется: проанализировать экономическую ситуацию и опреде
лить, соответствует ли приведенная бухгалтерская запись требованиям нормативных актов Российской Федерации.
2. Аудит учредительных документов и формирования уставного капитала
58
Практический аудит
ГЛАВ А
3
Аудит системы управления предприятием и организации внутреннего контроля
3.1. Анализ системы управления хозяйственной организации / 3.2. Проверка состояния внутреннего контроля на предприятии
3.1. Анализ системы управления хозяйственной организации
Аудит системы управления предприятием включает изучение ор
ганизации менеджмента, его субъектов и объектов, взаимосвязи управляющих структур, процессов, технологии и средств управ
ления, анализ и оценку эффективности функционирования ме
ханизмов управления, применяемых методов выбора и реализа
ции управленческих решений, контроля за их исполнением, де
легирования полномочий и ответственности. Это необходимо для профессионального суждения аудитора о влиянии системы управления хозяйствующим субъектом на результаты хозяйство
вания, на формирование экономической информации аудируе
мого предприятия и оценку рациональности ее использования для управления и контроля его производственно-финансовой деятельности.
Практический аудит может не включать проверку достоверно
сти учета и показателей бухгалтерской отчетности. Для предпри
ятий, у которых такая проверка не обязательна, в этом часто нет не
обходимости. Но объективная оценка эффективности управления сторонней независимой организацией интерес представляет все
гда. Для менеджеров предприятия она позволяет взглянуть на орга
низацию ведения бизнеса и его результаты глазами квалифициро
ванных специалистов со стороны, увидеть достижения и упущения в качестве управления производственно-хозяйственной деятельно
стью. Для собственников предприятия, его акционеров представ-
Практический аудит
59
ляется хорошая возможность оценить качество работы своих управляющих.
В ходе аудита качества менеджмента необходимо:
— изучить состояние системы управления предприятием и его подсистем, структуры управленческих служб, их функциональные обязанности, схему взаимоотношений, технику управления и ком
муникационные связи;
— оценить влияние внешних и внутренних факторов, соответ
ствие системы управления объемам деятельности, отраслевым осо
бенностям и организационной структуре бизнеса;
— изучить и оценить состояние систем внутреннего контроля на аудируемом предприятии;
— дать оценку технологической, налоговой и экономической
(балансовой) политике предприятия, его общему финансовому по
ложению.
Информационной базой такого аудита служат устав и учреди
тельный договор, организационно-распорядительная документа
ция, бухгалтерская отчетность, материалы внешних и внутренних проверок, протоколы собрания собственников, текущие и пер
спективные бизнес-планы, штатные расписания, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и т.п.
Эффективность управления во многом зависит от того, как оно организовано, от состава и количества звеньев управления, рацио
нальности распределения функций между ними, распределения обязанностей между отделами и внутри них, от мотивации труда управленческого персонала. Следует заметить, что на многих рос
сийских предприятиях функциональные отделы и службы заводо
управления унаследованы от централизованно планируемой эко
номики (отделы снабжения, сбыта, труда и заработной платы, пла
новая и финансовая службы, общая бухгалтерия) с примерно тем же объемом работ и функциональных обязанностей. В то время экономические отделы и службы заводоуправления во многом ориентировались на государственную систему управления эконо
микой, на существующую структуру экономических министерств и ведомств: отдел снабжения — на Госснаб, плановый отдел — на
Госплан, отдел труда и заработной платы — на Государственный комитет по труду, бухгалтерия — на Министерство финансов
СССР. Все методические, директивные материалы, приказы, инст
рукции, положения по управлению соответствующей деятельно
стью и предприятием в целом исходили от них непосредственно
3. Аудит системы управления предприятием и организации внутреннего контроля
6 0
Практический аудит
В ходе аудита качества менеджмента необходимо:
— изучить состояние системы управления предприятием и его подсистем, структуры управленческих служб, их функциональные обязанности, схему взаимоотношений, технику управления и ком
муникационные связи;
— оценить влияние внешних и внутренних факторов, соответ
ствие системы управления объемам деятельности, отраслевым осо
бенностям и организационной структуре бизнеса;
— изучить и оценить состояние систем внутреннего контроля на аудируемом предприятии;
— дать оценку технологической, налоговой и экономической
(балансовой) политике предприятия, его общему финансовому по
ложению.
Информационной базой такого аудита служат устав и учреди
тельный договор, организационно-распорядительная документа
ция, бухгалтерская отчетность, материалы внешних и внутренних проверок, протоколы собрания собственников, текущие и пер
спективные бизнес-планы, штатные расписания, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и т.п.
Эффективность управления во многом зависит от того, как оно организовано, от состава и количества звеньев управления, рацио
нальности распределения функций между ними, распределения обязанностей между отделами и внутри них, от мотивации труда управленческого персонала. Следует заметить, что на многих рос
сийских предприятиях функциональные отделы и службы заводо
управления унаследованы от централизованно планируемой эко
номики (отделы снабжения, сбыта, труда и заработной платы, пла
новая и финансовая службы, общая бухгалтерия) с примерно тем же объемом работ и функциональных обязанностей. В то время экономические отделы и службы заводоуправления во многом ориентировались на государственную систему управления эконо
микой, на существующую структуру экономических министерств и ведомств: отдел снабжения — на Госснаб, плановый отдел — на
Госплан, отдел труда и заработной платы — на Государственный комитет по труду, бухгалтерия — на Министерство финансов
СССР. Все методические, директивные материалы, приказы, инст
рукции, положения по управлению соответствующей деятельно
стью и предприятием в целом исходили от них непосредственно
3. Аудит системы управления предприятием и организации внутреннего контроля
6 0
Практический аудит
3.1. Анализ системы управления хозяйственной организации или через отраслевые министерства, которым предприятия были подчинены.
Сейчас большинства из этих комитетов и ведомств нет, некому давать руководящие указания предприятиям сверху, контролиро
вать их выполнение. Да и необходимости в этом в условиях рыноч
ной экономики нет. Коренные изменения в принципах хозяйство
вания требуют решительной модернизации структуры управления предприятием и состава работ, выполняемых каждым отделом и службой заводоуправления. К этому обязывают и возможности со
временных компьютерных технологий формирования и обработки экономической информации. Они основаны на интегрированном подходе к использованию полученных для функционирования ос
новных инструментов управления: прогнозирования, планирова
ния, учета и контроля. Границы между ними, ранее оправдываю
щие необходимость обособленного существования плановой, фи
нансовой службы, отделов кадров, труда и заработной платы, самостоятельной бухгалтерии, становятся условными или исчеза
ют совсем.
Чтобы дать квалифицированный совет, как улучшить структуру управления, изменить состав отделов и выполняемые ими функ
ции на проверяемом предприятии, аудитор должен изучить опыт аналогичных по видам и объему деятельности зарубежных фирм и компаний и адаптировать его к условиям российской действитель
ности.
Интересный, заслуживающий внимания опыт организации управления есть и у российских предприятий. Все чаще в структуре управляющих подразделений у них можно встретить отделы, служ
бы, управления корпоративного контроля, инновационной дея
тельности, оперативного и стратегического контроллинга, объеди
нение отдела кадров и отдела труда и заработной платы в единую службу управления персоналом и т.п.
Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним условиям функ
ционирования хозяйствующего субъекта относят состояние эконо
мики государства в целом, его финансово-кредитной системы, уровень инфляции и его динамику, процентные ставки за кредит, степень экономической свободы, условия налогообложения.
Влияют на эффективность хозяйствования отраслевые параметры рынка соответствующих ресурсов и товаров, особенности техноло
гии, цикличности производства, уровень конкурентности и ее тен-
Практический аудит
6 1
3.1. Анализ системы управления хозяйственной организации
Согласно современной концепции финансового менеджмента управление предприятием должно быть ориентировано на рост его капитализации и устойчивое генерирование прибыли. Это прояв
ляется в росте рыночной цены акций компании, максимизации ее рыночной стоимости. Они достигаются путем стабильного получе
ния и накопления текущей прибыли в объемах, достаточных для выплаты дивидендов и приравненных к ним платежей, а также для реинвестирования, обеспечивающего поддержание заданных объ
емов производства и продаж или их наращивания.
Квалифицированный менеджмент должен обеспечить мини
мизацию производственных и финансовых рисков путем выбора экономически оправданного вида основной деятельности, ее ди
версификации, оптимизации структуры источников средств. Оце
нивая эффективность финансового управления, аудитор должен высказать свое профессиональное суждение:
— о состоянии текущего и перспективного планирования, уче
та и анализа финансовой деятельности аудируемой организации, о том, насколько они обеспечивают платежеспособность, финансо
вую устойчивость, рентабельность предприятия;
— о достаточности величины активов и обеспечения их источ
никами финансового покрытия, оптимизации их состава для дос
тижения поставленных хозяйствующим субъектом целей;
— о степени удовлетворенности стратегических инвесторов деятельностью предприятия, направлением и динамикой его раз
вития; положением на рынке и в конкурентной среде.
По мнению профессора В. В. Ковалева, финансовый менедж
мент можно трактовать как систему действий по оптимизации бухгалтерского баланса хозяйствующего субъекта. Уровень этой оптимизации и динамику ее изменения определяют путем сопос
тавления статей подтвержденного аудитом баланса за ряд предше
ствующих лет.
При оценке степени соответствия системы управления пред
приятия его организационной структуре, специализации и объ
емам деятельности определяется рациональность избранного ва
рианта построения иерархий подчиненности и соподчиненности управляющих. Различают линейный, функциональный, линейно
функциональный, матричный методы реализации властных пол
номочий рядовых и ведущих менеджеров. Наиболее централизо
ванным является управление при линейной системе, основанное на абсолютном единоначалии, подчиненности одному руководите-
Практический аудит
6 3
3 . Аудит системы управления предприятием и организации внутреннего контроля лю, осуществляющему практически все основные управляющие функции. Такое возможно лишь в единоличном бизнесе или на не
больших предприятиях. Чаще распространены функциональные и линейно-функциональные системы, при которых управление ор
ганизуется по функциям, операциям или видам бизнеса.
В крупных организациях многопрофильной деятельности, сложных в организационном отношении производств используют матричные структуры программно-целевого управления. Они ос
нованы на делегировании полномочий и позволяют сочетать цен
трализованный и децентрализованный подходы к организации управления, предоставление широкой инициативы низовым ме
неджерам с необходимостью единоначалия на уровне топ-менедж
мента.
При аудите эффективности управления крупным хозяйствую
щим субъектом недостаточно только оценить приемлемость того или иного варианта его организации для данного предприятия. Не
обходимо выяснить, нет ли в управлении дублирующих функций, излишних звеньев, обеспечена ли взаимосвязь между ними. По
скольку крупные экономические субъекты сейчас во многих случа
ях преобразовываются в корпорации, особая проблема заключает
ся в оценке эффективности корпоративного управления компа- i нией.
Корпорации представляют собой совокупность организаций и
(или) физических лиц, объединившихся для достижения какой- либо цели и образующих самостоятельный субъект права — новое юридическое лицо. Как правило, корпорация создается на прин
ципах долевой собственности участников и при выполнении функ
ций управления профессиональными управляющими, работающи
ми по найму. Управление компанией осуществляют собственники в части вопросов, выносимых на решение их общего собрания, со
вет директоров фирмы и наемные топ-менеджеры. Аудитору необ
ходимо убедиться в согласованности таких решений.
3.2.
Проверка состояния внутреннего контроля на предприятии
Важную роль в управлении предприятием играет система внутрен
него контроля. Она представляет собой совокупность процедур и методик, разработанных и принятых руководством организации
64
Практический аудит
3.2. Проверка состояния внутреннего контроля на предприятии для обеспечения ответственности персонала за свою работу. Зада
чей внутреннего контроля является также выявление, исправление и предотвращение негативных последствий осуществляемых хо
зяйственных операций и действий.
Наиболее полно цели этого контроля определил известный специалист в области аудита профессор Р. Адамс. Он считает, что система внутреннего контроля организуется руководством пред
приятия для того, чтобы:
• осуществлять деятельность предприятия упорядоченно и эффективно;
• обеспечить соблюдение политики руководства;
• обеспечить сохранность имущества;
• достичь качественного документирования хозяйственных операций.
При хорошо организованной системе внутреннего контроля минимизируются риски потерь и (или) нецелевого бесхозяйствен
ного использования активов, излишних и неоправданных затрат, штрафных санкций и других потерь прибыли. От этого во многом зависит финансовое положение аудируемого предприятия, резуль
таты его деятельности и долговременность функционирования.
Отсутствие или слабость системы внутреннего контроля явля
ется питательной почвой для возможных злоупотреблений, превы
шения служебных полномочий должностными лицами, приписок и подлогов. Часто они сопровождаются умышленными искаже
ниями данных учета и отчетности. Вот почему аудитор во всех слу
чаях должен исследовать и оценить систему внутреннего контроля на предприятии, провести проверку эффективности ее функцио
нирования. Если аудитор считает внутренний контроль на пред
приятии недостаточным, риск объективности его выводов о досто
верности бухгалтерской отчетности существенно возрастает. Что
бы обеспечить должное качество проверки, ему необходимо увеличивать объем аудиторских процедур, уменьшать параметры выборочных обследований, чаще применять методы сплошной проверки. И наоборот, если есть основания считать внутренний контроль на предприятии достаточно эффективным, объем работ по детальной проверке данных бухгалтерского учета и отчетности можно уменьшить.
Эффективность внутреннего контроля деятельности хозяйст
вующих субъектов зависит от состояния всех видов учета на пред
приятии, соблюдения должностных инструкций и служебных обя-
Практический аудит
65
занностей руководящим персоналом, от работы в режиме эконо
мии и ответственности каждого сотрудника.
Согласованность систем учета и внутреннего контроля являет
ся обязательным условием их эффективной организации. Кон
троль начинается с принятия к учету первичной документации, оформляющей соответствующие хозяйственные операции, кото
рые являются следствием принятых решений по управлению. Сис
тема двойной записи, лежащая в основе бухгалтерского учета, оп
ределяет порядок последующей обработки первичной информа
ции, контроль правильности ее обобщения, завершающей стадией которой является составление отчетности.
Вместе с тем внутренний контроль — это в первую очередь са
моконтроль собственных действий непосредственными исполни
телями с тем, чтобы все делалось правильно, достаточно экономно, в полном соответствии с законодательством и утвержденными рег
ламентами. Соблюдение этих принципов непосредственными ис
полнителями контролируют руководители соответствующих под
разделений. Они в большей мере наделены полномочиями прини
мать управленческие решения и отвечают за их результаты. Здесь должны сочетаться контроль работы подчиненных с самоконтро
лем собственных решений и действий менеджеров различных уровней.
Контрольная среда характеризует общее отношение, осведом
ленность и практические действия руководства проверяемой орга
низации, направленные на установление, поддержание и развитие системы внутреннего контроля.
Она включает:
• основные принципы управления предприятием;
• организационную структуру его управления;
• распределение ответственности и полномочий;
• кадровую политику и практику;
• порядок составления бухгалтерской отчетности;
• порядок подготовки внутренней управленческой отчетности;
• согласование с требованиями действующего законодатель
ства и внешних регулирующих органов.
Средствами внутреннего контроля могут быть разрешительные подписи руководителя и (или) главного бухгалтера на документе, в приказе и т.п., подписи сотрудников бухгалтерии на составленных или проверенных ими журналах-ордерах и других регистрах, реги
страция документов в специальных ведомостях и журналах с соот
3 . Аудит системы управления предприятием и организации внутреннего контроля
6 6
Практический аудит
мии и ответственности каждого сотрудника.
Согласованность систем учета и внутреннего контроля являет
ся обязательным условием их эффективной организации. Кон
троль начинается с принятия к учету первичной документации, оформляющей соответствующие хозяйственные операции, кото
рые являются следствием принятых решений по управлению. Сис
тема двойной записи, лежащая в основе бухгалтерского учета, оп
ределяет порядок последующей обработки первичной информа
ции, контроль правильности ее обобщения, завершающей стадией которой является составление отчетности.
Вместе с тем внутренний контроль — это в первую очередь са
моконтроль собственных действий непосредственными исполни
телями с тем, чтобы все делалось правильно, достаточно экономно, в полном соответствии с законодательством и утвержденными рег
ламентами. Соблюдение этих принципов непосредственными ис
полнителями контролируют руководители соответствующих под
разделений. Они в большей мере наделены полномочиями прини
мать управленческие решения и отвечают за их результаты. Здесь должны сочетаться контроль работы подчиненных с самоконтро
лем собственных решений и действий менеджеров различных уровней.
Контрольная среда характеризует общее отношение, осведом
ленность и практические действия руководства проверяемой орга
низации, направленные на установление, поддержание и развитие системы внутреннего контроля.
Она включает:
• основные принципы управления предприятием;
• организационную структуру его управления;
• распределение ответственности и полномочий;
• кадровую политику и практику;
• порядок составления бухгалтерской отчетности;
• порядок подготовки внутренней управленческой отчетности;
• согласование с требованиями действующего законодатель
ства и внешних регулирующих органов.
Средствами внутреннего контроля могут быть разрешительные подписи руководителя и (или) главного бухгалтера на документе, в приказе и т.п., подписи сотрудников бухгалтерии на составленных или проверенных ими журналах-ордерах и других регистрах, реги
страция документов в специальных ведомостях и журналах с соот
3 . Аудит системы управления предприятием и организации внутреннего контроля
6 6
Практический аудит
3.2. Проверка состояния внутреннего контроля на предприятии ветствующей нумерацией, встречные взаимопроверки бухгалтер
ских записей, сверки расчетов, инвентаризация, внутренняя реви
зия, периодический анализ состояния активов и расчетов предприятия.
Оценивая систему внутреннего контроля, аудитор должен изу
чить деятельность специальных отделов и служб, ответственных за его организацию и наблюдение за осуществлением. К ним относят
ся бухгалтерия, ревизорская служба (внутренний аудит), управле
ния (комитеты) корпоративного контроля. В первую очередь это относится к бухгалтерии, поскольку она есть практически на каж
дом аудируемом предприятии. Контроль за эффективным исполь
зованием ресурсов, сохранностью имущества, соблюдением пла
тежной дисциплины, действующего законодательства и других нормативных положений является одной из важнейших функций бухгалтерского учета.
Основные средства, инструменты и инвентарь, сырье и мате
риалы приобретаются и используются в различных местах, разны
ми службами организации и ее работниками. Их эффективное ис
пользование — обязанность тех, кто расходует ресурсы и средства, потребляет материал, оплачивает труд рабочих, мастеров, инжене
ров и техников, менеджеров и управляющих. Задача бухгалтерии — обеспечить общий контроль над запасами, движением и потребле
нием ресурсов, законностью осуществляемых хозяйственных опе
раций, использованием средств по назначению, их сохранностью.
Прежде всего бухгалтерия должна дать информацию для кон
троля управляющим. В качестве средства контроля над процессами хозяйствования учет должен выявлять непроизводительные расхо
ды и потери, отклонения от норм затрат, нерациональные запасы товарно-материальных ценностей, факты их нерационального рас
ходования и использования не по назначению.
Непосредственно бухгалтерия, главный бухгалтер совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб обязаны контролировать:
— соблюдение установленных правил приемки и отпуска то- варно-материальных ценностей (обязательность оприходования, порядка выдачи доверенностей, соблюдения лимитов, норм расхо
да и т.п.);
— правильность использования расчетного фонда заработной платы, установления должностных окладов, соблюдение условий премирования, штатной, финансовой и кассовой дисциплины;
Практический аудит
67
внезапные проверки, чтобы по их результатам принимались кон
кретные решения.
Ревизионная служба должна быть постоянно действующим ор
ганом при главном бухгалтере, директоре (управляющем) или сове
те директоров. В первом случае — это группа ревизоров в составе бухгалтерии, во втором — самостоятельный отдел внутреннего ау
дита, в третьем — независимая ревизионная комиссия, утверждае
мая собранием акционеров. Ревизоры, подчиненные главному бух
галтеру, и внутренние аудиторы выполняют в целом одинаковую работу, хотя перечень функций аудиторов вне бухгалтерии может быть расширен.
Обычно ревизоры, состоящие в штате бухгалтерии, проверя
ют операции, связанные с использованием денежных средств, оплатой труда, дебиторской и кредиторской задолженностью, сохранностью имущества, обращая особое внимание на перепла
ты и перерасходы, нерациональные траты, хищения и растраты.
В числе работ, выполняемых внутренними аудиторами, могут быть проверка методов осуществления закупок товарно
материальных ценностей, набора персонала, анализ эффектив
ности управления.
Ревизорская служба при бухгалтерии состоит из специалистов по бухгалтерскому учету. В отделе внутреннего аудита обычно ра
ботает несколько специалистов, в том числе в области информаци
онных технологий, управленческого учета и финансового менедж
мента. Ревизионная комиссия при совете директоров создается в крупных компаниях. Среди ее членов не должно быть бывших и нынешних менеджеров, не все из них должны иметь профессио
нальную подготовку по бухгалтерскому учету и финансам. Гораздо важнее для этой комиссии знание особенностей бизнеса в данной отрасли. Ревизионная комиссия должна быть максимально незави
симой в суждениях и иметь возможность взаимодействовать с бух
галтерами, внешними и внутренними аудиторами компании. Для этого желательно, чтобы хотя бы один из немногочисленных чле
нов комиссии хорошо разбирался в вопросах бухгалтерского и управленческого учета.
В крупных организациях холдингового типа организация внут
реннего контроля и наблюдение за его функционированием воз
лагаются на специально созданные управления (комитеты) корпо
ративного контроля. Примером может служить ОАО «КамАЗ», где
3 . Аудит системы управления предприятием и организации внутреннего контроля
70
Практический аудит
кретные решения.
Ревизионная служба должна быть постоянно действующим ор
ганом при главном бухгалтере, директоре (управляющем) или сове
те директоров. В первом случае — это группа ревизоров в составе бухгалтерии, во втором — самостоятельный отдел внутреннего ау
дита, в третьем — независимая ревизионная комиссия, утверждае
мая собранием акционеров. Ревизоры, подчиненные главному бух
галтеру, и внутренние аудиторы выполняют в целом одинаковую работу, хотя перечень функций аудиторов вне бухгалтерии может быть расширен.
Обычно ревизоры, состоящие в штате бухгалтерии, проверя
ют операции, связанные с использованием денежных средств, оплатой труда, дебиторской и кредиторской задолженностью, сохранностью имущества, обращая особое внимание на перепла
ты и перерасходы, нерациональные траты, хищения и растраты.
В числе работ, выполняемых внутренними аудиторами, могут быть проверка методов осуществления закупок товарно
материальных ценностей, набора персонала, анализ эффектив
ности управления.
Ревизорская служба при бухгалтерии состоит из специалистов по бухгалтерскому учету. В отделе внутреннего аудита обычно ра
ботает несколько специалистов, в том числе в области информаци
онных технологий, управленческого учета и финансового менедж
мента. Ревизионная комиссия при совете директоров создается в крупных компаниях. Среди ее членов не должно быть бывших и нынешних менеджеров, не все из них должны иметь профессио
нальную подготовку по бухгалтерскому учету и финансам. Гораздо важнее для этой комиссии знание особенностей бизнеса в данной отрасли. Ревизионная комиссия должна быть максимально незави
симой в суждениях и иметь возможность взаимодействовать с бух
галтерами, внешними и внутренними аудиторами компании. Для этого желательно, чтобы хотя бы один из немногочисленных чле
нов комиссии хорошо разбирался в вопросах бухгалтерского и управленческого учета.
В крупных организациях холдингового типа организация внут
реннего контроля и наблюдение за его функционированием воз
лагаются на специально созданные управления (комитеты) корпо
ративного контроля. Примером может служить ОАО «КамАЗ», где
3 . Аудит системы управления предприятием и организации внутреннего контроля
70
Практический аудит
3.2. Проверка состояния внутреннего контроля на предприятии на комитет корпоративного контроля возложены следующие функции:
— распределение и закрепление корпоративных процессов управления и контроля за функциональными подразделениями и правлением общества;
— обобщение результатов мониторинга финансово-хозяйст
венной деятельности организаций, входящих в ОАО «КамАЗ», ре
визионными комиссиями, состоящими из специалистов функцио
нальных подразделений общества и комитета корпоративного кон
троля;
— организация деятельности других постоянных и временных контролирующих органов ОАО (координационного совета по борьбе с хищениями и недостачами, центральной инвентаризаци
онной комиссией и др.);
— взаимодействие контролирующих подразделений ОАО
«КамАЗ» с внешними контролирующими органами и ф ун к
циональными подразделениями организаций, входящих в ак
ционерное общество;
— контроль за разработкой и принятием менеджментом
ОАО «КамАЗ», его подразделений и организаций корректирующих мер, адекватных последствиям выявленных отклонений и причи
нам их возникновения.
Осуществляя приведенные функции, комитет корпоративного контроля, по существу, обобщает результаты деятельности различ
ного уровня низовых контролеров, сохраняя важную для одного из крупнейших предприятий России централизацию управления и контроля производственно-финансовой деятельности.
При любых формах организации администрация предприятия должна обеспечить функционирование такой системы внутренне
го контроля, которая была бы достаточной для того, чтобы:
— обнаружить факты незаконного присвоения и неэффектив
ного использования средств предприятия;
— выявить отклонения от оптимально заданных параметров ис
полнения (планов, смет, бюджетов и т.п.), обеспечить их анализ и доведение его результатов до непосредственных исполнителей;
— исключить возможности фальсификации средств и про
грамм, обеспечивающих функционирование учетной системы
(первичной документации, правил корреспонденции счетов и ве
дения учетных регистров);
Практический аудит
7 1