Файл: В. Б. ИвашкевичIПрактический аудитМосква магистринфрам.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 865
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Аудиторская проверка начисления и уплаты налогов, расчетов с персоналом
При проверке расчетов предприятия с бюджетом и внебюд
жетными фондами аудитор должен руководствоваться действую
щими нормативными документами с учетом последних внесен
ных в них изменений и дополнений. При необходимости он мо
жет воспользоваться официальными разъяснениями отдельных положений этих документов или сделать запрос в налоговую службу, пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и т.п.
После выяснения, по каким налогам и сборам предприятие ве
дет расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, аудитору сле
дует изучить результаты предыдущих налоговых и аудиторских проверок данной организации. Обращается внимание на характер ранее допущенных ошибок в исчислении налогооблагаемой базы, применении ставок налоговых и приравненных к ним платежей.
Выясняется, нет ли их повторения в проверяемом периоде времени и как осуществляется контроль правильности составления налого
вых деклараций. В результате конкретизируется программа про
верки и последовательность ее реализации.
Для проверки правильности исчисления отдельных видов на
логов аудиторы обычно сами выполняют расчет налогооблагаемой базы и сравнивают полученные результаты с данными предпри
ятия. Ставки налоговых и приравненных к ним платежей, приме
ненные проверяемыми организациями, сопоставляют с их значе
ниями, предусмотренными нормативными документами для соот
ветствующих видов деятельности, имущества и других активов, льготами по отдельным видам налогообложения и т.п.
После выяснения правильности начисления, оценки полноты и своевременности уплаты налоговых и приравниваемых к ним платежей аудиторы должны изучить бухгалтерские записи в учет
ных регистрах по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69
«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расче
ты с персоналом по оплате труда». Аналитический учет должен быть организован по каждому виду налогов и сборов. При этом особое внимание обращается на правильность отнесения налогов и платежей на соответствующие источники их формирования: расхо
ды организации по обычным видам деятельности или прочие рас
ходы.
При проверке достоверности данных отчетности о расчетах с бюджетом необходимо убедиться в том, что показатели налоговых деклараций соответствуют данным учетных регистров по счету 68, а
146
Практический аудит
7.1. Проверка расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей их итоги — Главной книге и бухгалтерскому балансу. При этом сальдо счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» должно быть пред
ставлено в балансе в развернутом виде с учетом дебиторской и кре
диторской задолженности по каждому виду налогов.
При оценке правильности составления налоговой отчетности следует проверить наличие в ней всех предусмотренных форм, пол
ноту и правильность их заполнения, произвести перерасчет отдель
ных показателей и сверить их с данными в регистрах бухгалтерско
го учета и его отчетности.
В ходе аудита расчетов по налогу на прибыль:
— сумму сальдо по субсчету налога на прибыль сопоставляют с данными Главной книги;
— делают расчет остатка задолженности по налогу на прибыль и сверяют его результаты с данными учета на предприятии;
— сопоставляют результаты собственного расчета величины налога по всем составляющим с данными налоговой декларации, составленной предприятием;
— обсуждают с клиентом наиболее существенные разницы в ре
зультатах расчетов, сделанных аудитором и предприятием;
— производят сверку авансовых платежей налога на прибыль и корректировку их общей суммы по окончательно признанной сум
ме налога.
Все это в основном осуществляется по данным налогового уче
та, правильность постановки и ведения которого проверяется и оценивается особо. Налоговый учет согласно Налоговому кодексу
РФ представляет собой систему обобщения информации для оп
ределения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с поряд
ком, предусмотренным налоговым законодательством. От бухгал
терского учета, методология которого ориентируется на междуна
родные стандарты финансовой отчетности, его отличают не толь
ко принципы группировки доходов и расходов предприятия, их признания в бухгалтерском и налоговом учете, но и правила ква
лификации и классификации амортизируемого имущества, спосо
бы оценки МПЗ, основных средств, незавершенной и готовой продукции, методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, порядок распределения расходов и оп
ределения той их части, которая относится на затраты текущего периода.
Практический аудит
147
7. Аудиторская проверка начисления и уплаты налогов, расчетов с персоналом
Указанные отличия и различия ориентируются на действующее налоговое законодательство. Ряд организаций стремится для об
легчения учетной работы вести учет в основном по налоговым пра
вилам, что влияет на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудитор должен иметь это в виду и помнить, что нало
говый учет предназначен только для определения налога на при
быль — далеко не единственной обязанности бухгалтерии пред
приятия. Бухгалтерская отчетность должна ориентироваться на
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), План счетов бухгал
терского учета финансово-хозяйственной деятельности организа
ции и другие нормативные документы по организации и методоло
гии бухгалтерского учета.
Прибылью в целях налогообложения признается доход, полу
ченный предприятием за вычетом расходов, состав и величина ко
торых определена Налоговым кодексом РФ. Доходы подразделя
ются на две группы: доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав и прочие (внереализационные) доходы.
При проверке правильности начисления, полноты взимания налога на прибыль важное значение имеет контроль за правильно
стью применения цен по сделкам купли-продажи. В соответствии с Налоговым кодексом РФ для целей налогообложения принима
ется цены изделия, товара, услуги, указанные сторонами сделки.
Предполагается, что они должны соответствовать уровню рыноч
ных цен, если нет оснований утверждать обратное. Вместе с тем при существенном отклонении действующих цен от рыночных ау
дитор должен рекомендовать руководству предприятия доначис
лить налог на прибыль.
Если налоговая база налога на прибыль формируется по дан
ным бухгалтерского учета, необходимо иметь в виду, что не все рас
ходы, предусмотренные ПБУ 10/99 «Расходы организации», входят в состав затрат, уменьшающих полученные доходы. Их перечень определен Налоговым кодексом РФ и постоянно уточняется.
В связи с этим аудитор может рекомендовать предприятию к сче
там учета затрат на производство, расходов на продажу, прочих расходов и издержек обращения открывать специальные субсчета для обобщения расходов, не признаваемых для целей налогообло
жения.
Если предприятие определяет налогооблагаемую прибыль по методу начисления, затраты на производство и сбыт продукции для исчисления налога на прибыль подразделяют на прямые и косвен
148
Практический аудит
7.1. Проверка расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей ные. Косвенные расходы относят на затраты производства и про
даж данного отчетного периода в полной сумме, а прямые — за ис
ключением части расходов, включаемых в стоимость незавершен
ного производства, готовой продукции на складе, отгруженной в текущем периоде продукции. Таким образом, доходы от продаж налогового периода уменьшаются только на ту часть прямых расхо
дов, которая относится к реализованным товарам, работам и ус
лугам.
Доходы от операционных, внереализационных и чрезвычайных операций подлежат включению в налогооблагаемую базу в основ
ном по моменту их признания независимо от факта поступления денежных средств. Расходы по этим операциям признаются для це
лей налогообложения при условии документального подтвержде
ния их начисления.
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации, определяемой как разни
ца между стоимостью товара (работы, услуги) и величиной матери
альных затрат, отнесенных на издержки производства и обраще
ния. Объектами налогообложения являются обороты по реализа
ции на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг (в том числе для собственного потребления, если оно не отне
сено на издержки производства и обращения при исчислении на
лога на прибыль), товарообменные операции, бартерный обмен, отпуск товарно-материальных ценностей работникам своего пред
приятия, обороты по их передаче безвозмездно или с частичной оплатой, по реализации предметов залога или его передача при не
исполнении залоговых обязательств. Подлежат обложению НДС и товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с таможенны
ми режимами.
Облагаемый оборот исчисляется исходя из свободных (рыноч
ных) цен и тарифов или государственных регулируемых оптовых цен без включения НДС. На определенный перечень потребитель
ских товаров и услуг, оказываемых населению, оборот от реализа
ции исчисляется по регулируемым розничным ценам, включаю
щим НДС и акцизы. В облагаемый оборот включаются все средст
ва, полученные от других предприятий и организаций, кроме зачисляемых в уставные фонды, финансируемые из бюджета и по
лученные для осуществления совместной деятельности или в виде
Практический аудит
149
7. Аудиторская проверка начисления и уплаты налогов, расчетов с персоналом гранта иностранного учреждения для выполнения целевых про
грамм.
Перечень товаров, работ и услуг, освобождаемых от НДС, и ус
ловия его применения излагаются в соответствующей статье Нало
гового кодекса РФ, регламентирующей порядок исчисления и уп
латы НДС и правила заполнения налоговой декларации по этому виду налога. При этом необходимо иметь в виду, что предприятия, реализующие товары (работы) как освобождаемые от НДС, так и облагаемые налогом, имеют право на получение льготы только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров.
Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, работы, услуги, и суммами налога по материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость ко
торых фактически отнесена (списана) в отчетном периоде на из
держки производства и обращения или реализацию товарно-мате- риальных ценностей. НДС на приобретаемое сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, основные средства и нематериальные активы, используемые для производственных це
лей, на издержки производства и обращения не относится.
Аудиторская проверка НДС начинается с анализа налоговых деклараций за предыдущие периоды, оценки степени учета замеча
ний по результатам их проверки налоговиками и аудиторами Затем сравнивают остатки по субсчету НДС за проверяемый период с ос
татками за предыдущие периоды времени и анализируют наиболее значительные и необычные отклонения. Одновременно проверя
ется правильность применения ставок НДС и правомерность нало
говых вычетов. Особое внимание уделяется правомерности и пра
вильности применения налоговых вычетов по НДС. Завершает проверку анализ своевременности уплаты налога в бюджет в прове
ряемом периоде времени.
В настоящее время существует четыре режима обложения НДС отдельных видов реализации товаров, работ, услуг, различающиеся применением разных ставок этого налога:
— общий режим, при котором НДС начисляется по общепри
нятой в данном отчетном периоде ставке;
— режим обложения НДС по пониженной ставке для специаль
но значимых товаров и услуг, перечень которых определяется госу
дарством;
150
Практический аудит
7.1. Проверка расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей
— режим обложения по нулевой ставке налога (главным обра
зом на экспортируемые товары);
— режим полного освобождения от НДС (по отдельным груп
пам товаров, работ, услуг и продажам вне территории РФ).
Применение разных режимов налогообложения влечет различ
ный порядок учета входного НДС по приобретенным основным средствам, товарам, услугам, используемым для производства и продажи продукции предприятия. В частности, при реализации то
варов с общим режимом обложения НДС организация имеет право возмещения входного налога при соблюдении двух условий: опри
ходования товаров (потребления услуг) и наличия счета-фактуры, оформленного в соответствии с налоговыми требованиями.
При реализации товаров и услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке, кроме названных условий требуется подтверждение фак
та реального экспорта. При продаже товаров и услуг, освобож
денных от НДС, входной налог вычету не подлежит и включается в состав расходов предприятия. Соблюдение вышеперечислен
ных условий зачета входного НДС, применения пониженных ставок и освобождения от уплаты налога аудитор должен доско
нально проверить.
При проверке правильности учета входящего (полученного)
НДС, включаемого в стоимость реализуемой продукции, товаров и услуг, аудитору необходимо составить сводную ведомость расчетов по НДС и сверить ее итоги с остатками по Главной книге, пересчи
тать данные налоговой декларации и сумму задолженности по это
му виду налога, произвести выборочную проверку правильности составления и оформления документации и расчетов НДС, изучить соответствующие книги покупок.
Тщательно проверяются налоговые вычеты по НДС. преду
смотренные действующим законодательством с сумм авансовых и иных платежей в счет предстоящих поставок, командировочных расходов, при возврате товаров и т.п. В ходе проверки необходимо убедиться в соблюдении правил ведения журналов учета получен
ных и выставленных для оплаты счетов-фактур, книги покупок, книги продаж, установленных правительственным постановле
нием.
Завершая проверку расчетов по НДС, аудитор должен опреде
лить правильность отражения оборотов по дебету и кредиту соот
ветствующих субсчетов к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», выяснить — не проведены ли по дебету счета 68 суммы налогов, уп-
Практический аудит
151
7. Аудиторская проверка начисления и уплаты налогов, расчетов с персоналом лаченные за приобретенное сырье, материалы, топливо, товары и другие материальные ценности, используемые на непроизводст
венные нужды. Одновременно проверяется, нет ли ошибок в ариф
метических подсчетах оборотов по дебету и кредиту счета 68 в кор
респонденции с другими счетами, правильно ли определены сум
мы налога исходя из применяемых цен и тарифов по реализации товаров, работ, услуг.
Сравнительно недавно Налоговым кодексом РФ введен еди
ный социальный налог (взнос) (ЕСН), зачисляемый в государст
венные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд со
циального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Налоговой базой ЕСН являются любые выплаты и вознаграждения, за исключением государственных пособий, ком
пенсационных выплат, сумм единовременной материальной помо
щи и аналогичных выплат.
При аудите этого вида налога прежде всего проверяется пол
нота объектов налогообложения на проверяемом предприятии.
К ним относятся выплаты и иные вознаграждения, начисленные организацией своим работникам по всем основаниям, в том числе:
| заработная плата, премии и иные виды вознаграждений по трудовым и иным договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выпуск продукции. К ним относят и выплаты по авторским и л и
цензионным договорам;
• выплаты в натуральной форме, производимые в виде това
ров, работ и услуг по рыночной стоимости на день выплат.
Для индивидуальных предпринимателей и других лиц, зани
мающихся частной практикой, ЕСН исчисляется на основании ве
личины дохода, полученного от осуществления предприниматель
ской деятельности.
Налоговая база должна быть определена по каждому работнику отдельно с начала налогового периода по истечении каждого меся
ца нарастающим итогом. Ряд организаций и учреждений имеют льготы по уплате ЕСН, в основном связанные с привлечением к труду инвалидов.
Налоговым кодексом РФ установлены ставки ЕСН в процентах к налоговой базе на каждого работника, дифференцированные по видам внебюджетных фондов, для которых этот налог предназна
чен. Аудитор обязан проверить правомерность и правильность
15 2
Практический аудит
М . Проверка расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей применения этих ставок. Сумма налога, уплачиваемая в составе платежей в Фонд социального страхования РФ, уменьшается пред
приятием на сумму произведенных им самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования.
Предприятия-налогоплательщики обязаны вести учет сумм на
численных выплат и налогов, относящихся к ним, по каждому фи
зическому лицу и представлять в Пенсионный фонд РФ сведения, необходимые для индивидуального персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования. Аудитор должен убедиться в этом при проверке.
Наиболее распространенными ошибками, выявляемыми в коде аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, явля
ются:
— умышленные и неумышленные неправильности в расчетах налогооблагаемой базы по отдельным видам налогов;
— неправомерное применение льгот и налоговых вычетов;
— искажение выручки от продаж и других доходов организа
ции, затрат на осуществление ее деятельности, стоимости имуще
ства и других показателей, прямо или косвенно влияющих на вели
чину предстоящих к уплате налогов вследствие ненадлежащего ве
дения бухгалтерского и налогового учета;
— отражение в учете фиктивных сделок по расчетам между аф
филированными лицами с целью уменьшения налоговых плате
жей, сокрытие части расходов на оплату труда для уменьшения единого социального налога;
— нарушение сроков уплаты налогов, неправильное отражение в учете пеней и штрафов.
К сожалению, на ряде предприятий выявленные при налоговых и аудиторских проверках ошибки и недостатки повторяются. Это должно расцениваться аудитором как серьезный недостаток внут
реннего контроля деятельности организации. Об этом следует со
общить в информации руководству аудируемого предприятия, а если ошибки значительны, то сообщить о них в докладе аудитора собранию акционеров (пайщиков).
За правильность начисления и своевременность перечисления налогов и приравненных к ним платежей предусмотрена ответст
венность предприятия в административном и уголовном порядке.
Административная ответственность существует за сокрытие или занижение прибыли и других налогооблагаемых показателей, от
сутствие учета объекта налогообложения, ведение учета с наруше
Практический аудит
153